Психология  Истории Обучение 

День рождения с кузей сценарий. Развлечение « День рождения домовёнка Кузи

И, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают» . Вы не знаете что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. Сначала, конечно, в баньке попарить, потом напоить, а потом напечь «олюлюшечек» , да побольше, чтоб на всех хватило. Ведь у Кузьки столько верных друзей – Афонька , Адонька , Вуколочка , Нафаня . В нем и следа не осталось от того пугающего образа домового - лохматого, капризного и мстительного духа,- который обитал в «преданьях старины». Собственно, и слова-то такого - «домовенок» - в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник - но никакого «домовенка». Домовой - это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Может, отсюда лохматая головенка Кузьки ? Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком . А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.

Впрочем, здесь Кузька не одинок. В европейской авторской сказке в середине прошлого века среди разномастной нечисти тоже появились малыши. Взять хотя бы Маленького Водяного и Маленькую Бабу Ягу немецкого писателя Отфрида Пройслера . (Конечно, Маленькая Баба Яга - никакая не Баба Яга , а Маленькая Ведьма , но для русского читателя имя героини сказки перевели так - наверное, из соображений благозвучности и понятности.)

Маленький Водяной, Маленькая Ведьма, домовенок Кузька - все они, конечно же, представители «иного» мира, но не враждебного, не противостоящего человеку, а готового с ним… играть. Играть в озорные и веселые игры. Правда, при этом требуется признать, что у всего есть душа: у дерева, у цветка, у воды… У детей это обычно получается само собой. Образы домовят , маленьких водяных и маленьких ведьмочек - еще и свидетельство того, что мы хотим научиться видеть мир с его «детской» стороны - беззащитным, нуждающимся в опеке и в бережном отношении. Как говорила Татьяна Александрова: «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу» .

А домовята, лешата, маленькие водяные и другие малыши держат в своих лапках тоненькие, но прочные ниточки, которыми они связывают всех нас с тем миром, из которого произошли, - с миром природы и культуры наших предков.

Но Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовенка говорить языком Даля. («Словарь» В.И. Даля был самой зачитанной книгой в доме В. Берестова и Татьяны.) Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька все удивляется: «Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая!» Кажется, будто Кузька не просто разговаривает - ласкает словечки, сыплет их вокруг блестящими драгоценными камушками - подбирай, не зевай! На таком языке говорить весело. И жить весело.

Особенно если у тебя есть волшебный сундучок . Кузькин сундучок , превращающий детские рисунки в волшебные сказки, не дающийся в руки «нечувственникам и ненавистникам» , - это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте! А сказка может получиться из любого детского рисунка. Рассказывая или читая свои сказки, Татьяна Ивановна всегда давала детям бумагу и краски, чтобы они рисовали то, о чем слышали. Сказочница хотела, чтобы они любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, беречь и умножать красоту Земли…

Книги про домовенка Кузьку

В 1975 году вышла маленькая книжечка «Кузька в новой квартире» - реально лишь введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме» , «Кузька в лесу» , «Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году . Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой , поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.

Так у Т.И. Александровой появились две картины из жизни домовых: на одной семья домовых ужинает, а рыженький домовёнок читает им книжку; на другой - девочка в древнерусском платье подметает, а под веником у нее седобородый домовой в красном колпаке. Она собирала народные сказки о всяких «запечных чудесах», разыскивала древние народные словечки и поговорочки в толстых старинных книгах. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовенка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!)

В. Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой: «Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» (Из предисловия В. Берестова к книге Т.Александровой «Кузька» , 1991 г.)

Татьяна Ивановна писать не торопилась, а все больше училась жить сразу в двух мирах - в нашем, обычном, и в том, невидимом, который шепотками, шорохами да скрипами посылает о себе весточки. Кроме того, она была художницей. А потому, прежде чем оформить, закончить сказку, изо всех сил старалась увидеть своего героя, разглядеть его во всех подробностях тем особым тайным зрением, которым только настоящие художники и обладают.

В настоящее время сказочная повесть "Кузька" ("Домовёнок Кузька" ) часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе Саяки Мацуя . Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой . Это точно!

С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью - пошел гулять по детским утренникам, обживаться в детских играх и рисунках. Так же, как Незнайка, Чебурашка или Винни-Пух. Такая самостоятельность - безусловное свидетельство писательской удачи: значит, герой состоялся, получился живым и ко времени. Сейчас продолжение приключений домовенка Кузьки п ишет Галина Владимировна Александрова , художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.

Аудиокнига "Домовенок Кузька"

Продюсерский центр "Вимбо" выпустил аудиокнигу по любимой сказке. Аудиоспектакль "Домовенок Кузька" порадует слушателей интересными поворотами сюжета, оригинальной музыкой, разнообразными звуковыми эффектами и прекрасной игрой актеров.

В работе над этим проектом приняла участие замечательная актриса Ольга Будина .

Дети играют в Кузьку на улице и дома, сказка с удовольствием разыгрывается на школьных сценах и в библиотеках. Во многих детских садах и библиотеках стали открываться мини-музеи народной культуры и комнаты-горенки для занятий фольклором, там и поселился Кузька: какая же изба без домового! Он и занятия вести помогает, и в праздниках участвует. Во многих библиотеках кукольный Кузька встречает малышей в комнате сказок, и дети совершенно серьезно дарят ему по самым разным случаям конфетки, рисунки, поделки.

Ребята, если хотите подружиться с Кузькой , зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним!

Мультипликационные фильмы про домовенка Кузьку

Возвращение домовенка . Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1987.

Дом для Кузьки. Режиссер А. Зябликова . Композитор И. Ефремов . СССР, 1984.

Приключения домовенка. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1985.

Сказка для Наташи. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1986.

Крылатые фразы из мультфильмов

- Ох беда, беда, огорчение! (Домовенок )

- Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! (Домовенок )

- Заходи, гостем будешь. (Домовенок )

- Это я не ем, я не козёл. (Домовенок )

- Мусор вынесла? Умница, дочка! (Мама Наташи )

- Ой, прямо дяденьке на шляпу… (Наташа )
- Ну и что! Отряхнулся - и пошел себе дальше! (Домовенок )

- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба Яга )

- Ой, дедушка, птицы летят!.. (Лешик )
- Это хорошо, это порядок. (Леший )
- Смотри, и домовёнок летит!.. (Лешик )
- А вот это непорядок. (Леший )

- Говорят, вам счастье привалило? (Ворона )
- Бессовестно врут! (Кот )

- Хочется чего-то, сам не знаю чего… (Домовенок )
- Ремняу-мяу! (Кот )

- Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! (Ворона )

- Я не жадный, я домовитый. (Домовенок )

- Я не могу быть понарошку, я девочка! (Наташа )

- Счастье - это когда у тебя все дома! (Ворона )

- Это что, сказка такая? (Наташа )
- Это жизня такая. (Баба Яга )

- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона )

- Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет. (Баба Яга )

- А я скажу: «Не пойдешь домой - поймаю и съем!» (Баба Яга )
- А он скажет: «Подавишься». (Домовенок )

- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама! (Домовенок )

- Залатай! (Домовенок )
- Вот ещё! Мне мама новую [шубу] купит! (Наташа )
-Ага? И в ней по миру пойдём? Залатай, тебе говорят! (Домовенок )

- Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Не досыпал в общем!!! (Домовенок )

- Да один, один да один - два; два, два и один - три; три и один четыре; ой м-м-м-м, четыре без четырёх один! (Домовенок )

- Сковородки не чищены! Скотина [кот] не кормлена! (Домовенок )

- Будет тебе настоящая сказка! (Баба Яга )
- Страшная? (Наташа )
- Других не знаем! (Кот )

Викторина по сказкам о домовенке Кузьке

1. Где была написана сказка про домовёнка Кузю? (В Поленово).

2. Каков возраст Кузьки? (7 веков).

3. Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». (Домовёнка Кузька).

4. Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? (Домовята играли с угольком, и их дом сгорел).

5. С помощью какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузи? (С помощью волшебного сундучка, в который положила нарисованный портрет домовенка).

6. Как называлась первая книга Т. И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году? ("Кузька в новом доме").

7. Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»).

8. Какие места в квартире Кузька отводил под свое жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник).

9. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни он бывает? (Новоселье).

10. У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой - для хорошего? (У Бабы-Яги).

11. Что подсыпала Баба-Яга Кузьке в "пирожки с сюрпризом"? (Отворотное зелье, чтобы он забыл свой дом).

12. Что больше всего на свете не любит Кузька? (Чтобы над ним потешались, а еще, когда с ним дерутся, ругают. Не любит домовенок и переодеваться).

13. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька? (Гнездового).

14. «Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!", - кому из героев сказки про домовёнка принадлежат эти слова? (Бабе- Яге).

16. Кто озвучивал роль Кузьки в мультфильмах? (Георгий Вицин).

17. На какой язык благодаря Саяки Мацуя была переведена сказочная повесть про Кузьку? (На японский).

Стихи и песни про домовенка Кузьку

Домовенок Кузя

В наше доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что не говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ

Припев:

Рыжий Кузя -

Домовенок, домовенок, домовой,
Домовой уже с пеленок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя - домовенок,
Как и я он озорник.
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик

Все в квартире вверх ногами,

Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами,

Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьет палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Припев

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто сует свой нос повсюду,

Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно не при чем.
Виноват, конечно, Кузя.

Виноват во всем.

Припев

Песенка Кузьки

Как я дров наколю,
Как я печь растоплю.
И воды наношу,
И тесто замешу.
У меня, у домового,
Молодого, удалого,
Грязи некуда укрыться -
Дело мастера боится.

Марина Аромштам

Песня домовёнка Кузьки

Если внутрь кладут творог,
получается пирог.
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо!
Так и эдак вкусно!


Песенка Наташи

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть,
Только где же этот кто-то..
..и куда.. Он мог залезть?

В. Берестов

Домовенок

Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.

Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Помощник в доме том.

А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся -
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок
Грохочет на весь дом.

Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.

OkuLina

Загадки про домовенка Кузьку

Источники

Статья Марины Аромштам «С днем рождения, домовенок!»: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm

О писательнице Александровой Т.И.: http://bibliogid.ru/articles/1388

О творчестве Александровой Т.И.: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=33

Это интересно

Именины домового

галина зимина
«День рождения с домовенком Кузей». Для детей средней группы

День рожденья с Домовенком Кузей .

Под веселую музыку дети заходят в зал.

Под музыку в зал входит домовёнок Кузя .

Кузя : Здравствуйте, ребята!

В детском садике живу

С самого открытия

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живете, как поете,

Что на завтрак, на обед -

Все я знаю, все я слышу, ведь живу здесь много лет.

Знаю все ваши секреты,

Могу много рассказать,

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

Сегодня! Для маленьких и взрослых,

Худеньких и толстых ,

Послушных и непослушных,

Веселеньких и грустных

Наше самое классное,

Самое распрекрасное

Представленье, под названьем…

Дети : День рожденья !

Кузя. Сегодня же у нас веселый праздникДЕНЬ РОЖДЕНИЕ , а на дне рождении все разрешается . Поэтому давайте мы сейчас с вами немножко пошалим? Согласны? Тогда приглашаем к нам сюда нашего именинника. Давайте его поприветствуем! И ему сегодня исполняется … лет!

Кузя. приглашает Артема в центр зала, обращает внимание на то, какой он нарядный и т. д.

А вы знаете, ребята, что на днях рождениях положены всякие кричалки, поздравлялки, шумелки и игралки…И сегодня …., мы будем поздравлять только тебя, потому что у тебя сегодня самый замечательный праздник - День ТВОЕГО РОЖДЕНИЯ .

Кузя. Ребята, ну а как же праздник без каравая? Скорее вставайте в круг!

«Каравай»

«Подъем на стульчике»

Дети остаются в кругу

Вед. Все мы. поздравляем,

Веселимся и играем.

Игра с детьми.

Заиграла погремушка

Дети (хлопают в ладоши)

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Вдруг затопала Марфушка

Дети (топают)

Топ! Топ! Топ! Топ!

И заквакала лягушка.

Дети :

Ква! Ква! Ква! Ква!

Ей ответила болтушка.

Дети :

Да! Да! Да! Да!

Застучала колотушка.

Дети (кулачок о кулачок)

Тук! Тук! Тук! Тук!

Вторит нам в ответ кукушка.

Дети :

Ку-ку! Ку-ку!

Запалила громко пушка.

Дети : (кулачками по груди)

Бах! Бах! Бах! Бах!

И заохала старушка.

Дети : (хватаются руками за голову)

Ах! Ах! Ах! Ах!

Замычала и телушка.

Дети : (показывают рожки) .

Му! Му! Му! Му!

Завизжала с нею хрюшка.

Дети : (прикладывают кулачки к носу)

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю!

Зазвенела побрякушка.

Дети : (ударяют по коленям)

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк!

Заскакала попрыгушка.

Дети :

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг!

Вот такая вот петрушка!

Дети :

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Кузя. Отгадайте. кто самый лучший выдумщик игр! Конечно, я! Положите все руки на колени, я буду говорить : «Поехали!» , а вы должны хлопать руками по коленям. Я скажу : «Нос» - вы берете за нос, скажу : «Ухо» - беретесь за ухо. Понятно? Тогда будьте внимательны! Поехали! Поехали!

В конце : А теперь поехали на стульчики! (хлопая по коленям, идут к стульям. Садятся) .

Кузя. С днем рожденья поздравляем !

Подрастай же с каждым днем!

Здоровья дружно пожелаем,

Песенку сейчас споем!

Песня «Пусть бегут неуклюже»

Кузя. Что за день рожденья ,

Если нет веселья?

Будет музыка играть,

Будем весело плясать!

Танец по выбору музыкального руководителя.

Кузя. А какой же праздник без подарков? Я приготовил хороший подарок для всех ребят –это воздушный шарик. Вот он, шарик. Полюбуйтесь!

Берёт шарик. Он лопается, а из него выпадает записка.

Кузя. (Ревет) . Ну вот, шарик мой лопнул, Что же теперь делать? Ведь мы остались без подарков. (замечает записку) . Подождите, не грустите, какая-то записка. Прочитаем?

Читает : Чтоб подарочки найти, отправляйтесь по дорожке,

по дорожке не простой, по дорожке расписной.

Ребята вы не видите цветную дорожку?

Дети показывают на дорожку из разноцветных ладошек на стене.

1. Игра «Запеленай младенца»

Кузя. Ребята, когда вы были малышами, мамы все время пеленали вас. А вам так хотелось пошалить и вы все время вырывались из пеленок. Вот мы сейчас и поиграем в игру …

Ведущий вызывает три команды по 2 человека. Одному игроку из команды дается рулон туалетной бумаги. По сигналу игроки начинают обматывать своего товарища. Задача др. ребенка стоять смирно. Выигрывает тот, кто быстрее запеленал товарища.

Кузя. Ну и как, удобно вам в пеленках? Ах, нет? Тогда по моей команде быстренько распеленайтесь.

По команде «младенцы» рвут “пеленки”, освобождаясь от них. Победил тот «младенец» , который быстрее выбрался из пеленок.

Кузя. А теперь кто быстрее соберет мусор!

дети подбирают порванную бумагу.

2.«Чей кружок скорее соберётся» .

Имениннику и еще двум желающим детям даются платочки, у каждого свой цвет. Дети собирают кружки вокруг одного ребенка с таким же цветом платочка и запоминают цвет платочка. Под веселую музыку все танцуют по всему залу, на окончание музыки, собирают кружок. На второй и третий раз платочки меняются

3. Игра с бубном.

Под музыку водящий движется в центре круга, останавливается около двоих детей . Они поворачиваются друг к другу спиной и по команде бегут каждый в свою сторону. Нужно первым прибежать и ударить в бубен.

Кузя. Дружно в бубен мы играли,

А теперь для нашего именинника в исполнении оркестра песня про гусей.

Дети разбирают муз. инструменты (погремушки, колокольчики, кубики, бубны, ложки)

Оркестр «Жили у бабуси» р. н. п.

4. Загадки.

Море тёплое вокруг, мы купались в нём, и вдруг всех друзей как ветром сдуло, к пляжу подплыла.

В сказках он всегда злодей, нападает на людей и в козлятах знает толк – ненасытный серый.

По садам частенько бродит, насекомых разных ловит, на игольницу похож маленький колючий.

Дважды в год он в новых шубках, всех в лесу боится жутко, модный плюшевый красавец длинноухий робкий.

В речке плавает бревно, очень хочет есть оно. Пасть зубастую открыл злой зелёный.

Уши у него смешные, ноги толстые, большие, хоботом гордится он, добродушный, мудрый.

Может плавать в океане, может ползать по саванне, панцирь в клетку, как рубаха. Кто же это?.

В дом воришек не пускать, лаять, прогонять, кусать. Всю науку назубок знает умненький.

Можно только удивляться, почему её боятся? Все визжат, кричат : «Кыш, кыш!» , если вдруг увидят.

В жаркой Африке гуляет, длинной шеей удивляет, сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках.

Кузя. Загадки дружно отгадали, а теперь, в круг становитесь поскорей.

Будем весело плясать и жирафа изображать.

Танец «У жирафа пятна…»

Кузя. Все мальчишки и девчонки

Очень любят сладости!

Съесть конфеток килограмм –

Нету больше радости!

Я конфет хочу вам дать, только надо их собрать.

5. Конкурс «Собери конфеты»

Кузя. А какое самое вкусное угощение на дне рождении ? Конечно же, торт. Давайте

испечем вкусный торт.

Хоровод «Торт» .

Под музыку «Пусть бегут неуклюже» дети двигаются по кругу, закручивают «улитку» . После окончания музыки поднимают руки-«свечки» вверх. Имениннику предлагается загадать желание и задуть «свечки» . Затем «угощаются» .

Кузя. Вот последняя ладошка, самая разноцветная – подарочная (шестая) .

Вручение подарков.

Круг почета.

Публикации по теме:

«У куклы Кати день рождения». Открытое занятие по обучению грамоте для детей средней группы Цели и задачи. Выявление уровня у детей способности интонационно выделять звук в слове; способность определять первый звук в слове, определять.

Конспект НОД для детей старшей группы «День рождения Бабы Яги» (социально-коммуникативное развитие детей) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» Конспект Непосредственной.

Конспект организованной образовательной деятельности детей 5–6 лет комбинированной группы «День рождения медведя» Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; - продолжать.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «День рождения клоуна Бим-Бома» Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа,.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДОМОВЕНКА КУЗЬКИ
Сценарий праздника

Под веселую музыку появляется Нафаня, одетый в русский костюм.

Нафаня: Здравствуйте, ребята! Я - Нафаня, лучший друг домовенка Кузи. Он пригласил меня на свой день рождения. А вас?

Дети: Пригласил!

Нафаня: Хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появится Баба Яга. Ее тоже пригласили. (За сценой слышны свист и шум.) Да вот она - легка на помине!

Вылетает на сцену.

Баба Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?

Нафаня: Ты, Яга, как раз вовремя.

Баба Яга: А дети не удивляются, что я здесь? Кузенька как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим.

Нафаня: Ребята, вам сколько лет? (Ответы детей.) А нашему домовенку восьмой век пошел (или восьмой год, по-вашему). У домовых ведь сто лет за год идет!

Баба Яга: Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью, - существо сверхъестественное и живет в каждом доме. Он радуется, веселится, грустит и печалится вместе с вами, а если потребуется, и оберегает свое хозяйство.

Нафаня и Баба Яга:

Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай - это домовой.

Баба Яга: Нафаня, где же домовенок? Давай ему сообщим, что все гости собрались. (Звонит по телефону.) Алло, Кузенька, голубчик мой золотенький, выйди покажись гостям.

Нафаня: А как?

Баба Яга: Как, как… Мы - нечисть современная. У тебя, Нафаня, сотовый телефон есть… Дай позвонить!

Нафаня нехотя достает из кармана штанов или из котомки сотовый телефон и передает Бабе Яге. Баба Яга сообщает Кузе, чтобы он вылезал оттуда, где прячется: гости уже собрались.

Появляется Кузя и прячется за спину Нафани.

Нафаня: Это и есть наш домовенок Кузя. Он еще немного вас побаивается, но, думаю, скоро вы с ним подружитесь.

Баба Яга: Не бойся, чадушко мое бриллиантовое! Посмотри, к тебе на день рождения гости пришли.

Кузя: А они меня не жваркнут?

Баба Яга: Дитятко, что ты говоришь-то? Ребята таких слов и не знают, наверное. Ребята, знаете или нет? (Дети отвечают.)

Кузя: Ну, да это все равно что наподдать, отлупишь, отдубасить, выдрать - все одно больно.

Нафаня: Ну, что ты, Кузя! Никто тебя не тронет. Ребята к тебе в гости пришли.

Кузя: А свориться они со мной не будут?

Баба Яга: Ну что с тобой, кренделечек мой сахарный! Что ни слово - то для ребят загадка.

Кузя: Ах, беда-беда, огорченье! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - все попусту. Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Как мне трудно с вами разговаривать.

Баба Яга: Ребята, может, вы знаете, что такое «свориться»?

(Дети отвечают: «свориться» означает «ругаться, ссориться, дразнить».)

Нафаня: Ребята, вы ведь не будете обижать домовенка?

Дети: Нет!

Нафаня: Слышишь, Кузя? Никто тебя не будет обижать. Наоборот: все хотят с тобой подружиться.

Баба Яга: Кузенька, драгоценный мой, сегодня у тебя праздник - день рождения. Чего тебе в этот день хочется?

Кузя: Хочу, чтобы гости мои сегодня песни пели. Я люблю песни слушать: сам подтягиваю-подпеваю, а если песня грустная, бывает, даже всплакну.

Нафаня: Думаю, Кузя, ребятам под силу исполнить твое желание. Споете для домовенка песню?

Баба Яга: Кузенька, какую песню тебе спеть - грустную или веселую?

Кузя: Для начала грустную.

Дети вместе с Нафаней поют грустную народную песню. В конце песни Кузя начинает всхлипывать, а Баба Яга - подвывать.

Кузя: Ой, как растревожили, ой, душу разбередили! Ну а теперь веселую песню хочу.

Дети запевают веселую песню, сопровождающуюся переплясом. Нафаня, Баба Яга и Домовенок тоже пускаются в пляс.

Кузя: Ой, как уважили! Поют хорошо, пляшут и того лучше! Если они и сказки знают, то цены им нет!

Баба Яга: Кузенька, дитятко мое! Давай проведем с ребятами конкурс «Угадайка». Тогда сразу понятно станет, какие сказки им известны.

Нафаня: Мы ведь не просто домовые с Бабой Ягой. Мы - литературные герои. А потому жизнь у нас не простая, а книжная. Есть у нас и друзья, которые в разных книжках живут. А если вы отгадаете, кто они, то пожалуют к нам в гости. Для начала отправимся-ка мы с вами в сказочный лес, полный чудес. Там книжных героев - видимо-невидимо.
У меня есть карта - схема, с помощью которой мы с вами будем путешествовать. Вот она, в кармане. (Выворачивает карман, а там дыра.) Потерял! (Грустно вздыхает.) Путешествие отменяется.

Кузя: Нафаня, нам нужно Лешика позвать. Он хозяин в лесу, каждую тропинку знает. Он нас в беде не бросит!

Нафаня: Да, Кузя, ты прав. С твоим лесным другом мы не заблудимся.

Баба Яга: Без маленького Лешего нам не обойтись. Давайте его позовем и отправимся в путешествие. Дай-ка, Нафаня, я ему позвоню. Ой, с лешими нет сотовой связи. Придется так звать, по старинке.

Дети под руководством Бабы Яги и Нафани зовут Лешика. Появляется Лешик.

Лешик: Вы что так громко кричите? Всех в лесу перепугали!

Кузя: Здравствуй, Лешик! Ты забыл, что у меня сегодня день рождения?

Лешик: Ой, забыл! Кузя, милый, поздравляю тебя с твоим семисотлетием. Только ты на меня не обижайся. Знаешь, сколько осенью в лесу дел? Ведь впереди зима, а к зиме подготовиться нужно.

Кузя: Знаю, Лешик, знаю. Но посмотри, сколько ко мне сегодня гостей пришло! Мы хотели отправиться в путешествие по сказочному лесу, а Нафаня карту потерял. Вся надежда на тебя, друг. Проводи нас, пожалуйста.

Лешик: Придется помочь, не оставлять же вас в беде, пойдемте.

Открывается занавес. На сцене - декорации, воспроизводящие узнаваемые детали сказок. С веселой песней вся компания двигается по сцене. Останавливаются у домика Винни-Пуха.

Лешик: Привал! Это домик сказочного героя, который любил сочинять пыхтелки и сопелки, дружил с Пятачком и обожал мед. Ребята, как зовут этого сказочного героя?

Дети: Винни-Пух!

Из домика выходят Пух и Пятачок.

Винни-Пух:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Та-рам-пам-пам! Та-рам-пам-пам!
На то оно и утро!

Я люблю ходить в гости. Сегодня я пришел в гости к домовенку!
Кузя! Мы с Пятачком поздравляем тебя с днем рождения.
Я принес тебе очень полезный подарок - горшочек из-под меда. В него можно класть, что угодно.

Кузя: Ой, как здорово! Мой любимый размер!

Пятачок: А я принес тебе воздушный шарик. Только он лопнул по дороге.

Кузя: А какого он был цвета?

Пятачок: Синий, как небо!

Кузя: Мой любимый цвет. Спасибо, друзья.

Пух и Пятачок присоединяются к остальным и под веселую музыку змейкой двигаются по сцене. Останавливаются под деревом, на стволе которого укреплен синий крест.

Баба Яга: Ну-ка, дети, слушайте новую загадку. Его профессия - доктор. Обычно он сидел под деревом, куда к нему приходили лечиться звери и птицы. Но бывало, что по срочной телеграмме ему приходилось отправлялся даже в Африку.

Дети: Доктор Айболит.

На сцене появляются обезьянки, танцующие веселый танец. За ними выходит Доктор Айболит. Он держит за лапку крошечную обезьянку.

Доктор Айболит: Кузя! Хочу поздравить тебя с днем рождения. И как доктор желаю тебе здоровья на долгие века. Прими мой подарок - чудодейственную аптечку. В ней собраны волшебные пилюли от всех болезней. А это еще один подарок - из Африки - маленькая обезьянка Чичи.

Кузя: Охти мне, матушки, охти мне, батюшки! Настоящую обезьянку? Вот это весело! А с вашими пилюлями мне теперь ни одна болезнь не страшна. Спасибо, доктор Айболит.

Цепочка удлиняется. Все под музыку двигаются по сцене. Неожиданно музыка прерывается. Из-за кулис появляется чудовище. Все в страхе жмутся друг к другу. Вперед выступает Лешик.

Лешик: Ты почто, Чудовище, здесь ходишь? Неужели съесть всех хочешь?

Чудовище: Я ем далеко не всех, а только тех, кто близко подходит да речи глупые заводит. А-а-а-м! Ну что, страшно вам? Не бойтесь, дети, я сейчас на диете. (Уходит.)

Кузя: Я Чудовище приглашал! Может, это проделки Бабы Яги?

Нафаня (набрасывается на Бабу Ягу): Ты что, старая, праздник хочешь нам испортить?

Баба Яга: Ой, деточки, я просто пошутила! Исправляюсь, исправляюсь. На сегодня у меня пакостей больше не запланировано.

Нафаня: То-то же. Слушайте, ребятки, загадку. По одной сказке бродят отпетые мошенники - хитрая рыжая особа и ее усатый, якобы подслеповатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. Одного деревянного мальчика они даже уговорили закопать в землю золотые монеты - чтобы вырастить золотоносное дерево. Кто это?

Под музыку появляются лиса Алиса и кот Базилио.

Лиса Алиса: Ну, не такие уж мы мошенники, как про нас тут говорят. По крайней мере сегодня мы не собираемся никого обманывать. Кузя! Поздравляем тебя с днем рождения.

Кот: Да, мы поздравляем. (Снимает очки.)

Лиса: Мы решили подарить тебе пять монет.

Кот: Да, пять золотых.

Лиса: Вот, взгляните. (Показывает шоколадные медали.) Кто станет отрицать, что они из чистого золота?

Дети: Это шоколадки.

Лиса: Никого не слушай, а возьми и скушай. Это золото будет надежно храниться в твоем животе, и никто никогда его не украдет.

Кузя: Вот здорово! Теперь я буду самым богатеньким домовым на свете. Спасибо, кот и лиса! Пойдемте с нами.

Все двигаются по сцене и останавливаются перед телефонной будкой. За будкой виден забор с надписью «Стройка».

Нафаня: Вот еще одна загадка. В одной сказке жила маленькая юркая старуха, которая всем старалась напакостить и всюду таскала за собой на веревочке такое же злобное и неприятное существо.

Танцуя, появляется старуха Шапокляк с крыской Лариской на веревочке.

Шапокляк:

По утрам не ждет меня работа -
Я давно на пенсии сижу.
Очень мне прославиться охота.
Ну а как? Ума не приложу.

Баба Яга: Лучший способ прославиться сегодня - подарить хороший подарок домовенку.

Шапокляк (задумчиво): Подарок, говорите? Что ж! Спою-ка я тебе, Кузя, любимую песню моего зеленого друга Крокодила.

Все: Ура! А мы - подпоем.

Все поют песню «Голубой вагон» на слова Э.Успенского и с песней двигаются по сцене. Останавливаются около Дуба. Из-за дерева появляется Кот, из ветвей высовывается Русалка.

Кузя: Куда это мы попали?

Лешик: Это Лукоморье.

Нафаня: Дети, вспоминайте:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Кот (подхватывая):
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

Баба Яга: Это про меня! Слышите?

Русалка: Кто вы такие?

Лешик: Да мы по сказочному лесу ходили, а когда находились, кажется, слегка заблудились. Не укажешь ли нам дорогу домой?

Русалка: Заблудились? Выйти из Лукоморья не так-то просто. Для этого надо ответить на вопросы Ученого Кота.

Кузя: Ну, кот, давай, испытай ребят.

Кот: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Я начну сказку сказывать, а вы продолжайте.

Жил-был поп Толоконный… (лоб)
Пошел поп по базару,
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему… (Балда),
Идет, сам не знает куда.
«Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне… (работник),
Повар… (конюх) и плотник,
А где найти мне такого Служителя не слишком… (дорогого)?»

Кузя: Что за сказка такая? (Ответы детей.)

Русалка: Эту сказку ребята хорошо знают. Расскажи-ка, Кот, другую.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

Русалка: Кто назовет эту сказку? И кто сможет ее продолжить?

(Выходит кто-то из детей.)
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир!

(Выходит другой ребенок.)
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
А дальше помните?

(Выходит третий ребенок.)

Русалка: Молодцы! С этим испытанием вы справились. А теперь, Кот, загадай детям загадки.

Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»? («Золотой петушок».)
- Персонажем какой сказки было говорящее зеркальце? («Сказка о мертвой царевне…».)
- Что отвечала Золотая рыбка на каждую просьбу старика? («Не печалься, ступай себе с Богом».)

Русалка: Ну, раз вы и эту загадку отгадали, не печальтесь о том, что заблудились. Ступайте себе с Богом. Кот Ученый вас на дорогу выведет.

Все двигаются по сцене. Кузя вздыхает: «Ох, устал!» Нафаня объявляет привал. Все рассаживаются около декорации черепичной крыши. У трубы на крыше виднеется маленький домик.

Кузя: Как приятно, что ребята знают сказки А.С. Пушкина. А про меня тоже книжка написана. Слышали? «Домовенок Кузька» называется. А кто ее написал, знаете? (Татьяна Александрова.) Нафаня! Кого-то среди моих гостей не хватает?

Нафаня: Сейчас последнюю загадку загадаю, и все гости тут будут. Маленький, толстенький, самоуверенный человечек, который умеет летать. К тому же он лучший в мире укротитель домоправительниц.

Дети: Карлсон!

Из-за трубы «вылетает» Карлсон.

Карлсон: Я самый лучший, самый красивый, самый веселый человек на свете, да к тому же с пропеллером! Я тот, который больше всего на свете любит день варенья! Кстати, вы ведь празднуете день рождения? Есть у вас варенье или другое угощение?

Баба Яга (шипит): Вот невежа! Сначала поздравь именинника, а потом требуй угощение.

Карлсон: Ах, да! Кузя, именник! Я сочинил для тебя поэму:

Пусть тыщу булочек несут
На день рожденья к нам.
А мы с тобой устроим тут
Ути, боссе, буссе, капут,
Тирьям и тарарам.

(Размахивает руками, подпрыгивает, кувыркается. Все прячутся за Нафаню.) Спокойствие, только спокойствие! Я пошутил. Кузя, я поздравляю тебя с днем варенья. Прими от меня лучший в мире подарок - этот маленький пропеллер.

Кузя рассматривает пропеллер. С криками «Ну, какое безобразие! Вы только взгляните!» появляется фрекен Бок.

Фрекен Бок: Хочу представиться: я - Фрекен Бок, домоправительница. (Возмущенно) Это же надо додуматься - дарить домовым такие подарки, чтобы они летали, куда им заблагорассудится. Вот мой подарок - действительно праздничный. Я принесла в подарок Кузе плюшки.

Кузя: Что ты, Фрекен Бок! Пропеллер - действительно лучшая вещь на свете. Раньше я только бегал да прыгал, а теперь смогу летать: куда захочу, туда и полечу. Летающий домовой - это же просто здорово! Но твой подарок тоже замечательный: плюшки я люблю так же, как и ватрушки. И главное - их так много!

На всех гостей хватит!
Приглашаю вас в мой день рождения
Отведать вкуснейшее угощение.

МБОУ «ВОЛКОВИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«День рождения

домовёнка Кузи »

Подготовила и провела

классный руководитель

Антоненкова Н.А.

Цель : познакомить с культурными традициями нашей страны; с традициями празднования дня рождения, именин, с правилами делать подарки;

Приобщение детей к чтению, привлечение внимания к творчеству Т.И. Александровой и книге «Домовёнок Кузька»; знакомство с мультфильмом «Домовёнок Кузя»; развивать память, внимание, мышление, вдумчивое чтение; обогащение словарного запаса, развитие речи.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, мультфильм, песня о Домовёнке.

Оформление: выставка книг, игрушка «Домовёнок Кузя»

Плакат.

Ход классного часа.

Вступление.

Добрый день, дорогие друзья! В каждой семье есть свои праздники и традиции. И наверняка в любой семье празднуют дни рождения. А нас сегодня на свой день рождения пригласил домовёнок Кузька. Все, кто дорожит присутствием домового в своём жилище, должны справлять его именины, ну и конечно, дарить подарки. Так мы задабриваем домового. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепёшку и кладёт её под печь, кто-то бросает под печь медную монету.

Наши предки верили, что в каждом доме живёт домовой. Он хранитель домашнего очага, а потому строго следит за чистотой в избе. Если изба на ночь не выметена, то домовой начинает шалить: бросать вещи, скидывать хозяев с кровати, устраивать разные проказы. Говорят, что раньше, когда переходили в новый дом, звали с собой домового: «Дедушка, соседушка, иди к нам!» домового с угощеньями и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы. Или ставили ведро с водой и говорили: «Батюшка-хозяин, прими нас с добром! Ешь, пей досыта».

Давайте, ребята, поближе познакомимся с хранителем очага домовым.

Слайд 1.

Ведущая . А вы, ребята, верите в домовых?.. детская писательница татьяна Ивановна Александрова тоже верила в домовых и написала одну интересную книгу. А что это за книга – вам хорошо известно, и поэтому вы без труда разгадаете, чей это портрет: «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах – лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся» (Домовёнок Кузька)

Сказка Домовёнок Кузя (иногда называют Кузька) Татьяны Александровой о девочке Наташе и маленьком, забавном лохматом домовёнке. Смешные персонажи, невероятные приключения, сказочные Баба-Яга, русалочка и кикимора - всё это ждет вас в сказке Домовёнок Кузя, читать или слушать которую любят дети любых возрастов. Непоседливый Кузя за время своих приключений произнесет не одну замечательную крылатую фразу и научит не одному новому слову.

Татьяна Ивановна Алексанрова очень любила детей. Она была художником, оформляла детские книжки и спектакли. А больше всего любила рисовать малышей. Чтобы дети сидели тихо, когда их рисуют, она рассказывала им сказки. Разные. Весёлые и грустные. Однажды татьяна Ивановна придумала сказку про маленького домовёнка Кузьку и девочку Наташу, у которой домовёнок жил в доме. Детям сказка понравилась, и они попросили придумать продолжение. Так появились приключения Кузьки в лесу, где он очутился со своим волшебным сундучком. В лесу Кузька подружился с маленьким Лешиком, внуком старого лешего деда Диадоха. Вместе с Лешиком кузька встречает Бабу Ягу, у которой два дома: для хорошего и для плохого настроения. Книга была написана в 1975 году, а напечатана в 1977-м.

«Кузька в лесу» - так называется вторая часть книги. Именно здесь и происходят интересные знакомства и приключения домовёнка Кузьки.

Сценка «Василиса Премудрая и домовой»

Василиса . Кто это со мной из-за печки разговаривает?

Василиса . Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Василиса . Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних. Правда это, а?

Василиса . Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоящего домового?.. Да? Тогда давайте дружно позовём его вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать!

Домовой, домовой,

Приходи к нам домой!

Появляется игрушка домовёнка Кузи.

Звучит песня о Домовёнке.

В нашем доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что ни говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Всё в квартире вверх ногами,
Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами
Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьёт палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто суёт свой нос повсюду,
Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно ни при чём.
Виноват, конечно, Кузя.
Виноват во всём.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Дети, а кто знает стихи о нашем герое. Давайте ему в подарок прочитаем стихи.

Домовой живёт под печкой,
В ночь выходит на крылечко,
Днём он мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!

Смирнов Д.

Домовой дом бережет
И богатства стережет.
Позаботьтесь вы о нем -
Пусть уютен будет дом!

Домовой, домовой...
Приди ко мне домой,
Почини мне краник,
Дам тебе я пряник!

Домовой живёт за печкой,
Днём он спит, с потухшей свечкой
В тихом уголке своём,
Тёмном, тёплом и печном.
Только ночь на мягких лапках
В бархатных и звёздных складках
В дверь тихонько поскребёт,
Черной кошечкой войдет,
Домовой тотчас проснется,
Звездной кошке улыбнется,
Встав, зажжёт он свечку,
Выйдет из-за печки.
И пойдут они вдвоём
Посмотреть на спящий дом.
Кому снится страшный сон -
Прогоняют его вон!
Если кто-то заболеет
Домовой тотчас согреет
Кошка - звездочку в ладошку
И отступят понемножку!
За ночными, за делами
Устают они. И сами
Задувают свечку,
Прячутся за печку.

Донская В.

Домового нужно чтить,
Иногда его кормить,
И тогда, как говорят,
В доме будет мир и лад.

Вам поможет он во всем,
Недруга не впустит в дом,
От невзгод убережет,
Он ведь тоже здесь живет.

Вспомните Лафаню с Кузей,
Даже если нашалят,
То потом помогут следом
И убытки возместят.

А вам в подарок Кузя приготовил мультфильм о себе.

Слайд 2.


Он желает вам приятного просмотра.

Показ мультфильма.

Рефлексия.

Ведущая . Ребята, вспомните о сундучке из книги про домовёнка. «Все взялись за руки, и пение вокруг пня продолжалось много времени. А на пне сидел дед Диадох, поглядывая на сундучок, который он держал в руках, пока Кузька пляшет, то на плясунов.

Цветы и звёзды на сундучке сверкали всё ярче.

Серебряная луна плыла на небе, а другая серебряная луна – в реке. Весело плескались серебряные волны. И тогда старый леший, хоть и не любил лезть в чужие дела, спросил у домовёнка, что же хранится в волшебном сундучке, какая в нём тайна».

А какая тайна скрывалась в сундучке? (Кузька рассказал про волшебный сундучок, который хранится у домовых давно. А волшебный он потому, что ежели положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам расскажет сказку про то, что на картинке нарисовано). Именно Наташа положила рисунок домовёнка в сундучок. И благодаря Наташе мы узнали приключения про Кузьку.

Давайте поблагодарим нашего Кузю, он предлагает вам сфотографироваться с ним на память.

Приложение.

Татья́на Ива́новна Алекса́ндрова ( , - , ) - русская советская детская писательница, художница, автор сказки о .

Татьяна Александрова родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. Отец - инженер по лесоповалу, часто бывший в командировках. Мать - врач, часто остававшаяся на ночные дежурства, и поэтому Таня и её сестра-близнец Наташа оставались дома с няней Матрёшенькой (Матрёной Фёдоровной Царёвой). Поволжская крестьянка, всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем, благодаря ей в Татьяне развился талант сочинительницы. Рисование было ещё одним увлечением на всю жизнь. Став художницей, Татьяна Ивановна нарисовала её портрет.

А начиналось всё с домашних зарисовок, потом девочки пришли в одну из московских художественных студий и попали под крыло Татьяны Александровны Луговской, удивительной женщины, талантливой театральной художницы и педагога. Под её руководством увлечение стало перерастать в профессию. Так что после окончания школы и Таня, и Наташа поступили в институты «с художественным уклоном». Наташа - в Архитектурный. Таня - в Институт кинематографии на отделение мультипликации. Успешно закончив », потом преподавала в Пединституте, вела студию при Дворце пионеров. Рисовала разные картинки, но продолжала сочинять сказки.

В вышла первая книга о домовёнке Кузе, который попадал в разные истории. Предисловие к этой книге написал муж Александровой - писатель . Потом вышли книги «Сундучок с игрушками», «Игрушечная школа», и в соавторстве с Валентином Берестовым была написана сказка «Катя в игрушечном городе».

После смерти Александровой в 1983 году вышел первый мультфильм о домовёнке « ».

ТЕМА «День рождения домовенка Кузи»
(для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения)
Тип деятельности: непосредственно образовательная деятельность
ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Создать условия для формирования геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения
Задачи:
Коррекционного обучения.
Помочь детям в последовательном обследовании и узнавании фигур на ощупь
Создать условия для упражнений в умении словесно обозначать названия геометрических фигур
Способствовать развитию представлений о величине фигур, умению ранжировать фигуры по величине в возрастающем порядке
Создать условия для закрепления умения ориентироваться на собственном теле
Обеспечить условия для упражнения в соотнесении элементов узоров и композиций из геометрических фигур
Коррекционного развития.
Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук
Обеспечить условия для развития способности к анализу, сравнению, классификации с опорой на представления о форме.
Создать условия для развития зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания, творческого мышления, воображения, зрительно-моторной координации
Обеспечить условия для развития зрительных функций – различения, локализации.
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения
Коррекционного воспитания.
воспитывать у детей уверенность в собственных силах.
Воспитывать качества взаимопомощи, взаимного контроля

Виды детской деятельности: познавательно-исследователь¬ская, продуктивная, коммуникативная, игровая.

Предварительная работа: рассматривать орнаментальные узоры из разных фигур, использовать в образовательной деятельности игры на дифференциацию по признаку формы, величины «Разложи на группы», «Наведи порядок»

Планируемые результаты: дети примут активное участие в выполнении заданий. С интересом будут работать, действовать по инструкции педагога, будут эмоционально отзывчивы, выражать словами свои чувства и ощущения.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация, фонограмма песни «Каравай», мелодия «Госпожа вьюга», мольберт, зеленая ткань (поляна), мяч, перчаточная кукла Домовенок Кузя.

Демонстрационный материал: изображение ворот замка, геометрические фигуры черного цвета («камни»); дорожка напольная с рядом из геометрических фигур желтого цвета («солнечные зайчики»), набор фигур желтого цвета (10x10); изображения 4-х ваз с узорами из геометрических фигур,
цветы с лепестками из геометрических фигур.

Раздаточный материал - набор из 10 геометрических фигур, отличающихся по величине с отверстиями для шнурка, шнурок;

РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Мотивация к деятельности.
Дети подходят к домику Кузи. На домике табличка с надписью: «Приглашаю всех на день рождения. Домовенок Кузя».
Стучатся. Кузя просыпается. (Появляется перчаточная кукла)
- Ребята, познакомьтесь, это домовенок Кузя. Кузя, извини, что мы тебя разбудили. Мы и представить себе не могли, что ты в свой день рождения спишь.
- На дворе зима, январь, тут такой холод! Б-р-р! (Кузя грустный ёжится)
Снежная Королева разбушевалась, заморозила меня и мое угощение. Замерз я совсем, спать хочу!
- Не волнуйся, Кузя, мы тебя согреем! Ребята, это проделки Снежной Королевы. Нам нужно разрушить ее колдовство, чтобы помочь Кузе. А для этого необходимо добраться до замка Снежной Королевы. Поможем Кузе?
- Путешествие будет трудное! Давайте представим, что мы легкие снежинки, и попросим ветер отнести нас в замок Снежной Королевы.
(звучит мелодия «Госпожа вьюга»)
- Вот подул вдруг сильный ветер. В воздухе морозном
Закружились, полетели ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Дети плавно кружатся под музыку.
II. На экране демонстрируется слайд с изображением замка Снежной Королевы.
- Ребята, вот мы уже у замка Снежной Королевы. Посмотрите, здесь какое-то послание.
Педагог читает задание из конверта:
«Кто фигуры, закрыв глаза, назовет, тот и в замок попадет»
- Посмотрите, вход в замок завален камнями. (перед детьми на мольберте изображение ворот замка, на магнитах сверху прикреплены «камни» - геометрические фигуры)

Давайте разберем завал и войдем в замок. Возьмите, пожалуйста, по очереди по одному камню и, закрыв глаза, назовите, что это за фигура.
(Дети выполняют задание. С закрытыми глазами обследуют фигуру пальцами, затем называют её, только после этого открывают глаза. Дети
проверяют правильность выполнения задания.)
- Теперь мы можем войти в ворота замка
(Дети проходят и садятся за столы)
III.- Ребята, обратите внимание, как холодно в замке у Снежной Королевы, стены вокруг все изо льда, голые, пусто здесь и как-то некрасиво.
-А, давайте украсим замок. У вас на столах лежат «льдинки». (У каждого ребенка на столе по 10 геометрических фигур разной величины)
Возьмите в левую руку самую маленькую льдинку, а в правую руку самую большую. А теперь выложите льдинки в ряд от самой маленькой до самой большой.

IV.- Наши пальчики замерзли. Давайте разомнем их и согреем.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
- Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы разминать.
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
Этот палец для того, чтоб показывать его,
Этот палец самый длинный, он стоит посередине,
Этот палец безымянный – он избалованный самый,
А мизинец хоть и мал, очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять – нужно пальцы разминать,
Чтобы сильными им стать.
V.Упражнение «Собери гирлянду»
- Посмотрите, у вас на столах лежат шнурочки, наденьте льдинки по порядку на шнурки, и у вас получатся красивые гирлянды.

Давайте подарим их Снежной Королеве, думаю, они ей очень понравятся. Она станет немного добрее и расколдует Кузю.
- Нам пора идти дальше.
VI.Динамическая пауза.
Шагают наши ножки по ровненькой дорожке.
Похлопаем в ладошки, пусть попляшут наши ножки:
Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо, ножки вкось.
На носочках поскачите, и на пятках походите.
Устали наши ножки – присядем на дорожке.
Посидим, отдохнем и опять гулять пойдем.
VII. На экране появляется слайд с изображением поляны цветов
Дети приходят на «поляну».
Работа малыми подгруппами «Собери букет»
- Ребята, посмотрите-ка, стало так тепло, что даже цветы расцвели! Давайте составим из них букеты в вазах.
Педагог кладет на коврик перед детьми 4 вазы с геометрическими узорами.

Предлагает детям разделиться на маленькие группы и собрать в свою вазу букет из цветочков с лепестками такой же формы, как и узор на вазе.

Дети выполняют задание, помогают друг другу.
- Молодцы, ребята, посмотрите, какие красивые букеты у нас получились. Отличный подарок Кузе в день рождения.

VIII. На экране слайд с изображением лучистого солнышка.
- Ребята, посмотрите, вот и солнышко взошло над полянкой. Сколько солнечных зайчиков вокруг. Посмотрите, на одном лучике надпись: «Чтобы Кузю согревать, нужно форму предметов назвать»
Игра с мячом «Добавь слово».
- Я буду называть предмет, а вы называть его форму. Отвечает тот, кому я брошу мяч.
Дети в кругу, поймав мяч, называют какой формы предмет названный педагогом.
IX/Игровое упражнение «Продолжи ряд»
- Ребята, эти солнечные зайчики волшебные, если из них выложить дорожку, то она непременно приведет нас к Кузе. Начало у дорожки уже есть. Посмотрите внимательно, как расположены «зайчики», и продолжите дорожку.

Дети выкладывают из геометрических фигур желтого цвета ряд в заданной последовательности. Затем проходят друг за другом по «волшебной дорожке» к домику Кузи. (На экране появляется изображение домика домовёнка)
X.Зрительная гимнастика.
Лучики мы увидали, с лучиками мы играли.
Лучик вправо полетел, я на лучик посмотрел.
Лучики влево полетели, глазки влево посмотрели.
Лучик вверх, вдруг, поскакал и на землю вдруг упал…
Дети смотрят верхи вниз. Все! На травку улеглись.
Глазками моргаем, глазки закрываем, так мы отдыхаем.
XI.Рефлексия.
Дети сидят полукругом на ковре. Появляется Кузя. Дети поздравляют его с днем рождения.
- Ребята, вы все молодцы, справились с такими сложными заданиями. Вот мы и отогрели нашего Кузю. Давайте расскажем ему, с какими заданиями нам пришлось справиться, что было для вас сложнее, а что очень легко.
Дети вспоминают, какие задания они выполняли, что оказалось сложнее всего, что больше понравилось в путешествии.
Кузя благодарит детей и приглашает весело отметить день рождения (звучит музыка «Каравай»).