Психология  Истории Обучение 

Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия. Личность воспитателя в «зеркале» детского восприятия

План практики на 2 семестр

2014-2015 учебный год

Вид практики: «Введение в специальность»

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Сроки прохождении практики _______________________________________________

Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса.

Задачи практики:

1. Формировать диагностические, прогностические, проектировочные, организационные и коммуникативные умения.

2. Определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребенка.

3. Формировать культуру педагогической детальности.

4. Формировать осознанное отношение и устойчивый интерес к избранной профессии.

В ходе прохождения практики каждый студент должен провести:

1. Беседу с воспитателями и детьми.

2. Наблюдение за работой воспитателя с целью выявления его функциональных обязанностей.

3. Наблюдение и анализ речевого общения воспитателя с детьми.

4. Изучение и анализ предметно-пространственной среды ДОУ.

5. Диагностическое обследование ребенка-дошкольника по предложенным методикам.

6. Изучить формы работы, способствующие созданию среды психологического комфорта.

Отчетная документация:

1. Выполненные и оформленные задания (см. приложение 1) с детскими работами и их анализом.

2. Заполненную схему рефлексии (см. приложение 2).

3. Психолого-педагогическую характеристику на ребенка-дошкольника (см. приложение 3).

4. Конспект проведения режимных процессов в 1 и 2 половину дня (с оценкой и печатью ДОУ, фотоотчетом).

5. Художественно-литературный материал для проведения режимных процессов.

Приложение 1

Тема №1: Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми.

Цель: Формирование личностно – профессиональных компетенций.

Задание №1: « Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя»

1.Пронаблюдайте за стилем речевого общения воспитателя с детьми.

2.Сделайте выводы о соответствии речи воспитателя нормам профессиональной этики, исходя из требований

· к общей культуре речи

3.Обратите внимание на внешний вид воспитателя, помощника воспитателя и других сотрудников ДОУ.

4. Какое педагогическое значение, на ваш взгляд, имеет внешний вид работника ДОУ?

5. Сделайте вывод о том, из чего складывается культура педагогической деятельности воспитателя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №2: Изучение личности воспитателя в «зеркале» детского восприятия.

1. Понаблюдайте за взаимодействием детей и воспитателя, обратите внимание на следующие моменты:

· частота обращений

· эмоциональная вовлеченность ребенка в общение

· доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя

2. Проведите беседу с детьми (средняя, старшая, подготовительная группы)

3. Оформите результаты беседы в таблицу № 1

4. Определите, на основании анализа полученных ответов, особенности отношения ребенка к воспитателю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Особенности отношения ребенка к воспитателю»

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Студентки-практикантки Попковой Яны Сергеевны

Психолого-педагогического факультета 1 курса

Практика проводится в ДОУ №158

Руководитель практики:

Зав.ДОУ:Крылова Вера Николаевна

Воспитатели:Анна Алексеевна,Анастасия Рашидовна

Адрес ДОУ: г.Тверь 1-я улица Суворова 17

Телефон:42-41-98

Задание 1

В ДОУ №158 имеется:

    методический кабинет

    кабинет заведующей

    медицинский кабинет

    кабинет психолога

    физкультурный зал

  • музыкальный зал

    участки для прогулок детей

При осмотре помещения детского сада можно выделить удобство расположения групповых ячеек. В каждой группе есть отдельный вход с улицы.Помещение хорошо освещено,так как детский сад оснащен большими окнами.Каждая группа оборудована удобной детской мебелью,которая соответствует возрасту детей.

Методический кабинет находится на третьем этаже детского сада.Он оснащен удобными шкафами в которых находятся книги и учебные материалы.

Физкультырный зал хорошо освещен.Имеются лавочки,канат,мячи разного размера,обручи,кегли,но инвентаря недостаточно для занятия со всеми детьми группы одновременно.

Музыкальный зал большой,светлый.На полу находятся ковры,стены украшены яркой тканью.Имеется фортепиано,магнитофон,диски и касеты для воспроизведения музыки.

Учебный участок просторны и чистый.Присутствует беседка,асфальтированный участок для рисования мелом.На каждом участве находятся детская песочница.Предметно-развивающаяся среда в детском саду построена в соответствии с принципами построения предметно-развивающей среды.

2 День:

2.Предметная среда детского сада развивает разные виды деятельности дошкольника и становится основой для его самостояятельного развития.Вся среда ДОУ оборудована в соответствии с возростными особенностями детей.Каждая группа оборудована качественной мебелью,помещение просторное,поэтому каждый ребенок может найти комофортное место для занятий.В группах присутсвует уголок природы,где дети ухаживают и наблюдают за растениями.

В учреждениях работоспособный и творческий коллектив,большинство сотрудников работает с самого открытия детского сада.

3 День:

Задание 2

Воспитатель-главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки.И особое значение имеет речевое общение воспитателя с детьми.Речь воспитателя является образцом для детей.На занятиях дети слушают воспитателя и, таким образом,упражняются в овладении русским языком.Если в речи воспитателя присутвствую недостатки,то они передаются детям и им потом сложно будет избавиться от них.

а)При общении воспитателя с младшеми детьми речь воспитателя является простой и лаконичной.По отношению к малышам воспитатели избегают замечаний и вместе с теми разговаривают с ними более категорично,чем со старшими,так как дети данного возраста не могу осмыслить тех доводов,которые воспринимаются старшими детьми

б)Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка,поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада-формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком являеется подражание.Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования,и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения дошкольного образования.

Речь педагога должна быть:

    Правильной

  • Логичной

    Выразительной

    Чистой(отсутствие в речи элементов,чуждых литературному языку)

    Уместной

2.Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.

Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:

Визуальная привлекательность;

Вербальное поведение;

Невербальное поведение;

Манеры, этикет;

Обаяние.

Внешний вид воспитателя должен быть эстетически выразительным.Недопустимо небрежное отношение к своей внешности,но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

3.Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Задание по психологии на методическую практику

для ДПП и ДПЯ (8 семестр)

Задачи:

– закреплениесформированногонатеоретическихзанятияхпонятийногоаппаратапо детской, детской практической и педагогической психологии;

– овладениепредложеннымиметодикамиизученияличности воспитателя, ребенкаигруппы детей в разных видах деятельности;

– наблюдениеипсихологическийанализреальныхобразцовпедагогической

деятельностисцельювыработкипсихологическойготовностикпедагогиче-

скойработе.

В процессе практики студенты овладевают следующими профессио­нально-педагогическими умениями:

Определять конкретные учебно-воспитательные задачиисходя из особенностей наблюдаемых явлений;

Легко и быстро устанавливать контакт с детьми и персоналом образовательногоучрежденияю

Задания на практику

Задание 1. « Изучение личности воспитателя, его деятельности

в «зеркале детского восприятия».

Метод: наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.

1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю. Известный психолог Е.А. Панько условно распределила по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю.

Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!». Как правило, это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать сове отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая, потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит.Я так люблю», «Потому что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информационности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Когда я что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что она играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.). Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердится, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.

Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:

Имя ребенка 1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 4-й вопрос Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми:

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?

Организует наблюдение, проводит анализ педагогического процесса, консультирует студентов при разработке планов, направляет работу студентов в период практики, контролирует ее; - подводит итоги практики: готовит студентов к итоговой кон- ференции; проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, оценивает их работу, готовит выставки методиче- ских разработок к заключительной конференции; представ- ляет краткие характеристики на студентов и отчет руководи- телю практики; - оказывает научно-методическую помощь базовым учреждени- ям; - к групповому руководителю прикрепляются не более 8-10 студентов в детских учреждениях, школах и не более 15 сту- дентов-практикантов в педучилищах. Преподаватели психологии, педагогики: - руководят проведением уроков и внеклассных мероприятий практикантов, участвуют в их анализе; - руководят работой студентов по изучению личности и кол- лектива детей в дошкольном учреждении, школе, учащихся в педучилище, выполнением заданий, предусмотренных про- граммой практики, руководят работой студентов по состав- лению психолого-педагогических характеристик детей; - участвуют в установочных и итоговых конференциях по пе- дагогической практике. Руководитель базового учреждения: - обеспечивает условия для проведения педагогической прак- тики в учреждении; - знакомит студентов с учреждением, кадрами; постановкой учебно-воспитательной, административно-хозяйственной ра- боты; - совместно с курсовыми и групповыми руководителями обес- печивает расстановку студентов, выполнение плана практи- ки; - выборочно анализирует их работу. Воспитатель дошкольного учреждения, старший воспитатель, учитель начальной школы, преподаватель педучилища, классный ру- ководитель, методист: - знакомят студентов с планами своей работы, проводят открытые уроки, внеклассные и другие мероприятия; - совместно с групповыми руководителями уточняют содержа- ние работы студентов, консультируют при подготовке и вы- 11 полнении программы, участвуют в просмотре занятий, уро- ков, проводимых ими; - знакомят студентов с группой детей дошкольного учрежде- ния, начальных классов, учащимися педучилища, дают ха- рактеристику групп, раскрывают основные задачи; - помогают в текущей воспитательной работе, присутствуют на проводимых студентами внеклассных занятиях, методи- ческих мероприятиях, участвуют в их обсуждении и оценке; - помогают дать анализ и оценить работу студента. ДОКУМЕНТАЦИЯ, УЧЕТ И ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 1. В процессе практики каждый студент разрабатывает ка- лендарный план, ведет дневник. В дневнике находят отра- жение: наблюдения за отдельными детьми или учащимися, коллективами группы или класса; за работой воспитателя, учителя и своих товарищей; анализирует содержание, мето- ды и формы организации воспитательно-образовательной работы и т.д. Здесь же фиксируются материал по курсовой работе и к спецсеминарам, выполнение заданий педпракти- ки. Дневник используется при отчете о работе за время практики. 2. По окончании практики студенты представляют документа- цию по программе каждого вида практики. 3. Итоги практики подводятся сначала в учебно-воспитатель- ных учреждениях, в которых она проходила, а затем на научно-практической конференции факультета. 4. Результаты всех видов практики оцениваются дифференци- рованно. Дошкольное отделение 1 курс Практика по курсу "Введение в специальность" II семестр, I неделя, апрель. Цель практики: формирование у студентов целостного пред- ставления о воспитательно-образовательном комплексе современ- ного дошкольного учреждения и воспитателя как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду. Задачи практики: 1. Формирование профессионального интереса к педагоги- ческой деятельности воспитателя детского сада; созда- 12 ние у студентов установок на формирование профессио- нальной позиции в образовательном процессе дошколь- ного учреждения. 2. Ознакомление студентов с особенностями воспитательно- образовательного процесса в различных возрастных груп- пах. 3. Изучение специфики труда воспитателя: функции и про- фессиональные обязанности педагога дошкольного учре- ждения. Формирование представления о том, что воспи- татель – главный субъект воспитательного процесса в детском саду. 4. Формирование умений вести записи наблюдений, обраба- тывать, обобщать полученную в ходе наблюдений инфор- мацию, полно и правильно отражать ее в дневнике прак- тики. 5. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям. 6. Овладение студентами средствами элементарной диагно- стики деятельности воспитателя, индивидуальных осо- бенностей ребенка и особенностей группы. Студенты распределяются по подгруппам (8-10 человек). В течение недели студенты знакомятся с особенностями воспи- тательно-образовательного процесса ДОУ, выполняют задания. Рабочий день студента-практиканта при 5-ти дневной рабочей неделе 6 часов. Студент, руководствуясь задачами и содержанием практики, ведет педагогический дневник, в котором фиксирует результаты вы- полнения заданий, анализирует работу воспитателей и свою соб- ственную. Основные критерии оценки практики: - качество выполнения заданий; - уровень и глубина анализа педагогической деятельности; - отношение к деятельности (дисциплинированность, добро- совестность, ответственность, инициатива); - проявление независимости, собственной позиции, творче- ства; - умение общаться на уровнях "воспитатель-воспитатель", "воспитатель-дети", "воспитатель-администрация". Содержание практики Предлагаемые задания направлены на ознакомление студен- тов со следующими проблемами дошкольного воспитания: 1. Построение развивающей среды в ДОУ. 13 2. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия. 3. Культура педагогической деятельности воспитателя. 4. Личность ребенка – объект и субъект воспитания. 1 день Знакомство с базой ДОУ. Знакомство с системой воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Студенты посещают ДОУ, встречаются с администрацией учре- ждения. Знакомятся с особенностями функционирования. Каждый студент перед выходом на практику в ДОУ получает памятку следую- щего содержания: 1. Изучите особенности функционирования ДОУ: штатное рас- писание, количество и наполняемость групп, режим работы, режим питания. 2. Запишите режимы работы ДОУ, группы дошкольного учре- ждения, сделайте их сравнительный анализ. 3. Познакомьтесь с реализацией возрастного принципа в орга- низации жизни и деятельности детей в учреждении. 4. Составьте схему типов дошкольных учреждений. (см. ст. Ши- рокова Т. Многофункциональная система дошкольного об- разования //Дошкольное воспитание. 1992. №2.) Задание. Познакомиться с построением развивающей среды в детском саду. Памятка. 1. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратите внимание на создание развивающей среды: - групповые ячейки и их оборудование; - методический кабинет, его оснащение; - физкультурный и музыкальный зал, бассейн; - вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня); - участок детского сада. 2. Анализируя предметно-пространственную среду в дошколь- ных учреждениях, сделайте вывод о том, подчинена ли она ребенку и его психологическому здоровью, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды. 3. Сделайте зарисовки различных вариантов оформления ин- терьера и групповых комнат. 2 день Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессио- нальные обязанности) педагога дошкольного учреждения. 14 Памятка. 1. Познакомьтесь с функциями педагога - "дошкольника" (при- ложение). 2. В беседе с воспитателем познакомьтесь с ним и попы- тайтесь установить "доверительно-деловой контакт". 3. Для успешного выполнения этого и последующих зада- ний вам необходимо расположить к себе детей и попы- таться сделать общение с ними личностно-ориентиро- ванным. Для этого совместно с детьми изготовьте меда- льоны (они могут быть из цветной или белой бумаги, картона) и напишите на каждом из них имя ребенка (же- лательно, чтобы имя звучало так, как оно звучит для ре- бенка в семье). 4. Придумайте, что можно провести с детьми, чтобы заинтере- совать их своей личностью. 5. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, проделав хронометраж его деятель- ности. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме: вре- режимный деятельность помощни- деятельность деятельность детей мя процесс ка воспитателя воспитателя 6. Проанализируйте, как проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя. 7. Дайте заключение, какая из функций данным воспитателем реализуется наиболее успешно. Задание: изучение культуры педагогической деятельности вос- питателя. Памятка. 1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух позиций: а) содержания общения; б) культуры речи воспитателя в общении. 2. Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя, помощника воспитателя и всех сотрудников детского сада. 3. Подберите из детской литературы пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп. 4. Заведите тетрадь "Занимательная педагогика", в которую вы будете собирать практический материал, необходимый вос- питателю для работы с детьми. 3 день 15 Задание: изучить личность воспитателя в "зеркале детского восприятия". Памятка. 1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспи- тателя, обратите внимание на следующие моменты: - содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку; - частота обращений; - эмоциональная вовлеченность ребенка в общение; - доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя. 2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам: - Хотел бы ты перейти в другой детский сад? - Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другую группу? - Кого бы ты из воспитателей взял с собой? Почему? - Хотел бы ты быть похожим на воспитателей? Почему? Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы-мотивировки отношения к воспитателю Е.А. Панько условно распределите по группам (прило- жение №4). Предлагаем вести запись беседы в дневнике по следующей схеме: Имя ре- 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос Мотив бенка Каждый студент должен опросить не менее 3-5 детей. 3. Для изучения представлений детей о деятельности воспи- тателя проведите вторую беседу с детьми. Вопросы к бесе- де предложены Н.Я. Михайленко1 (доктор педагогических наук., г. Москва): - Что делает воспитатель? - А воспитатель играет с вами? - Почему не играет, не может или не умеет? - Воспитатель с вами о чем–нибудь разговаривает? - А хотел бы ты быть воспитателем? 4. "Нарисуйте" образ воспитателя сквозь призму детского вос- приятия. Задание: изучение способности воспитателя к децентрации. Памятка. 1 Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника //Дошкольное воспитание, 1992 № 2. 16 Для того, чтобы ситуация общения с ребенком не была тупико- вой, необходим особый взгляд на происходящее глазами самого ре- бенка. В этом случае говорят о способности к децентрации – уме- нии поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения (В.А. Петровский).2 1. Определите способность к децентрации у воспитателя ва- шей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказы- вания так, как на ее взгляд, закончил бы их хорошо знакомый или любимый ребенок: 1. Мне бывает очень радостно, когда… 2. Я очень грущу, когда… 3. Мне бывает страшно, когда… 4. Мне бывает стыдно, когда… 5. Я горжусь, когда… 6. Я сержусь, когда… 7. Я бываю очень удивлен, когда… После того, как воспитатель закончит эти предложения, попро- сите ребенка их закончить самому. Сравните ответы. Степень совпадения будет говорить о способности воспитателя к децентрации. 4 день Задание: изучение самооценки дошкольников. Памятка. Для изучения самооценки дошкольников рекомендуется воспользоваться методикой Н.Е. Волитовой и С.Г. Якобсон – В.Г. Шур. (приложение №5). Каждый студент обследует 5 детей. 5 день Задание: изучение идентификации детей и родителей. Памятка. Важнейшим этапом формирования личности является ролевая идентификация детей с родителями. Она возникает как результат взаимодействия ребенка с родителями и прежде всего – с матерью, отцом. В этом сложном процессе тесно переплетены между собой познавательная, эмоциональная, поведенческая сферы ребенка. Один из методов, который может быть использован для изучения идентификации детей с родителями, является беседа. Предлагаем воспользоваться опросником, разработанным А.И. Захаровым (см. Приложение №6). Каждый студент обследует 5 детей. 2 Петровский В.А. Учимся общаться. М., 1996. 17 Студенты присутствуют на различных праздниках в дошколь- ных учреждениях. Активно включаются в их подготовку и проведе- ние. Анализируют решение воспитательных задач на праздниках, например: "Масленица", "Спортландия". 1. При просмотре праздников обратите внимание на следую- щие моменты: - благодаря чему у детей создается особое праздничное на- строение еще до начала праздника; - как дети готовились к празднику; - роль воспитателя и других сотрудников дошкольного учре- ждения на празднике; - оформление зала, атрибутика праздника; - эмоциональное состояние детей на празднике; - разговоры, впечатления детей после праздника. 2. Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы: - Праздник Мыльных Пузырей; - Праздник Воздушных Шаров; - Праздник Бумажных Снежинок; - Праздник Нитяных (Бумажных) Кукол; - Праздник Пушистиков; - Праздник Летящих Голубей; - Праздник Скачущих Лягушек; - Праздник Веселых Слов. Придумайте новые названия к праздникам-сюрпризам. (Выпол- нение задания рассчитано на 2 дня.). Примечание: на каждый день недели планируется два задания. Отчетная документация: 1. Дневник практики. 2. Отчет. 3. Дидактическое пособие. 2 курс Практика в группах раннего и дошкольного возраста проходит на III семестре. Продолжительность практики – две недели. Она но- сит учебно-производственный характер. Студенты в присутствии ру- ководителя наблюдают за работой персонала групп, за особенностя- ми развития и поведения детей, анализируют наблюдение. Ежеднев- но в течение 2-3 часов работают в группах в паре с воспитателем, приобретая навыки работы с маленькими детьми. 18 Каждый день работы студентов организуется примерно по сле- дующему плану: Наблюдение в группе по заданию – 1,5-2 часа. Анализ наблюдаемого под руководством руководителя практи- ки с учетом возраста детей и в соответствии с рекомендациями учеб- но-методических пособий. Работа с детьми в роли воспитателя – 2-2,5 часа. Изучение документации группы. В раннем и дошкольном детстве закладываются основы физи- ческого, умственного, нравственного, эстетического воспитания. По насыщенности овладения навыками и умениями, темпами развития этот возраст не имеет подобной степени развития в последующие периоды детства. Здесь происходят не только количественные, но и глубоко качественные изменения личности: формируются элементы самосознания, речь, мышление; ребенок активно осваивает социаль- ный опыт, овладевая разнообразными практическими действиями, становится субъектом деятельности. Поэтому начинать воспитание дошкольника, не зная специфики развития в этом возрасте, нельзя. Цель практики: сформировать у студентов прочные убеждения о роли раннего возраста ребенка для последующего его развития. Задачи практики: - углубить знания студентов о возрастных особенностях ран- него детства и специфики педагогической работы с детьми; - подготовить их к умению оказать педагогическую помощь ро- дителям, дети которых не посещают дошкольное учрежде- ние; - познакомить с содержанием мероприятий в группах раннего возраста детских учреждений: общеразвивающих, компенси- рующих, оздоровительных и др. Примерное распределение заданий на период практики 1 день Задание: Знакомство с условиями работы детского учреждения. Беседа с заведующим. Обход групп раннего возраста. Распределение студентов по группам. Памятка Пронаблюдайте особенности организации условий жизни детей 3-4 года жизни. Проанализируйте условия и специфику работы с детьми 3-4 года жизни (для анализа использовать схему). 19 Познакомьтесь с документацией группы и с условиями построе- ния развивающей среды, организованной в группе (сделайте схему предметно-развивающей среды в группе). Запишите режим работы 1-й и 2-й младших групп, сделайте сравнительный анализ. 2 день Задание: наблюдение в группе за организацией самостоятель- ной деятельности детей.(За каждым студентом закрепляется 1 ребе- нок). Памятка. При наблюдении за самостоятельной деятельностью детей, ее анализе обратить внимание на следующие вопросы: 1. Значение правильно организованной самостоятельной деятель- ности детей. 2. Виды деятельности детей на втором и третьем году жизни в учреждении. 3. Условия, необходимые для самостоятельной деятельности де- тей. 4. Организация предметно-игровой среды для детей второго и третьего года жизни. 5. Приемы руководства самостоятельной деятельностью детей: косвенный показ, прямое обучение, напоминание, поэтапное обу- чение и т.д. 3 день Задание: повторное наблюдение студентов за детьми во время их самостоятельных занятий с целью ознакомления с особенностями развития и поведения детей. Проведение хронометража за самосто- ятельной деятельностью детей. Каждый студент ведет запись на- блюдений за одним ребенком. Изменения в поведении детей фикси- руются каждые 5 минут. Форма записи: Хронометраж за самостоятельной деятельностью (фамилия, имя, отчество) _______________________________________ Время Содержание Взаимоотношения с Взаимодействие вос- деятельности другими детьми питателя 9.00 9.05 и т.д. 4 день Задание: проведение хронометража предметно-игровой дея- тельности детей. 20

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов «Воспитателю о личностном общении»

Семинар практикум № 2 "Воспитателю о личностном общении"

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть: Проблема психологического здоровья на современном этапе; Создание психологического комфорта в д/с, его роль в развитии личности ребенка. Или «Как вы реагируете на поступки детей?»; Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Литературные типы детей; Исследование профессионального сознания педагога – прием Е. В. Боровой и В. М. Слуцкого. (Петровский В. А. Личностная позиция воспитателя); Какими дети видят вас? Влияние и последствия этого влияния на детей…Эффект ореола.

3. Практический инструментарий: диагностические методики для педагогов по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе д/с; приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов; естественные способы регуляции организма и саморегуляция; психологические речевые настройки; смысловая ситуация (метафоры).

4. После - тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

5. Рефлексия занятия «Свободный отчет»

Пре – тест, после – тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

1. 4 квадранта здоровья Элизабет Кюблер – Росс;

2. Объективные причины и последствия психологического дискомфорта для ребенка в группе детского сада;

3. Литературные типы детей;

4. Ребенок, в котором я вижу личность;

5. Эффект ореола (положительный, отрицательный);

6. Условия эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

Смысловая ситуация (метафоры).

В бессилии гнев очень сильный. Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость. Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы. Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому, что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся. Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения. Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного.

Последствия психологического дискомфорта для ребенка: Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиции избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Объективные причины психологического дискомфорта в группах детского сада:

большая наполняемость групп; длительное отсутствие напарника; неблагоприятная семейная обстановка.

Литературные типы детей.

Только в книгах любят Томов Сойеров. А в жизни их не любят – не в д/с, ни в школе. /Из признаний плачущей мамы/.

Том Сойер – хорошо известный вам тип. Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок (не обязательно мальчик). Свои рискованные замыслы он обязательно стремиться осуществить. Часто руководствуется только своими далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к переживаниям таинственного и страшного. Ценит эти переживания, может быть, и не осознавая этого. К Тому примыкают, составляя как бы одну компанию, Карлсон и Буратино, каждый еще и со своими особенностями.

Карлсон – всегда готовый позабавиться и полакомиться. И Буратино– более прост, по сравнению с Карлсоном и Томом, но чрезмерно любопытен. Как и Карлсон–всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличие от Тома). Хочет поскорее иметь все сразу.

Золушка – ребенок, стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру или дали поиграть (хотя бы ненадолго) привлекательной игрушкой, которая принадлежит другими детям. Обычно не плачет, не жалуется на виду у других. Детей этого типа чаще всего ожидает вечно зависимое, подчиненное положение. Им поручаются самые «непрестижные» работы в группе, но для воспитателя такие дети удобны и никогда не мешают.

Мальчик–с–пальчик – это обычно маленький ростом ребенок, меньше всех в группе, но очень сообразительный, придумывающий интересные игры, новые забавы, является лидером в группе. Любим детьми и взрослыми, никогда не нарушает порядок в группе, хотя Мальчику–с–пальчику или Дюймовочке многое прощается.

Мямлик – стеснительный, замкнутый ребенок. Его как правило не выбирают для выступлений на праздниках. Обычно подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный сценарий. Ему (ей) всегда не хватает флажка, бубна и т. п., места на скамейке, когда все остальные уже расселись.

Маленький Мук – ребенок, которого дети группы, часто замаскировано от взрослых, выбирают жертвой. Они издеваются, насмехаются над его одеждой, прической, лицом, его словами и поступками. Это несчастный, забитый (бывает, в прямом смысле) ребенок, всеми отвергаемый, незамечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то педагоги, чаще всего, не догадываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребенок, выделяемый всегда взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, такой ребенок действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой, но и в любой другой цвет. Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается надзирательностью. В поручениях и наставлениях подражает взрослым. В группе очень часто – правая рука воспитателя. На праздниках – постоянное солирование. Повадки начинающей «звезды».

Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребенок, которого побаиваются все дети. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявляет упрямство. Служит для всех детей группы отрицательным примером.

Царевна–Несмеяна (или Ревушка–Коровушка) – плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки, свой плач адресует либо конкретному человеку, либо целой группе. Своим плачем и «капризами» может довести взрослого до «белого каления».

Какие же дети для воспитателя предпочтительнее? Воспользовавшись приемом, разработанным нашими коллегами

Е. В. Боровой и В. М. Слуцким для исследования профессионального сознания воспитателей, определили, что для большинства воспитателей «ребенок, такой как все» - это то же самое, что «идеальный ребенок»; а «ребенок, который отличается от других» - это «ребенок, который меня раздражает».

Ориентация на «среднего» ребенка, на некий обезличенный стандарт, определяет собой реальное отношение к детям, какие бы гуманистические идеи не декларировал воспитатель в ответ на вопрос о ценностях воспитания…

Какими дети видят вас?

Эксперимент. Разделите группу на две подгруппы. Вас (воспитателя) неожиданно «вызывают» к заведующему д/с. Вы должны на время покинуть группу и предлагаете кому – то из детей остаться за себя, фактически принять на себя роль воспитателя. Во второй подгруппе ваш напарник делает то же самое.

Цель: посмотреть, как ведут себя дети, которые станут на время «вами».

Уходя, вы говорите ребенку: «Ты остаешься за меня!» Т. О. представляется возможность увидеть конкретного воспитателя в «зеркале» детского восприятия, в поведении самих детей, сравнить результаты, относящиеся к двум разным воспитателям, работающим с одной и той же группой дошкольников.

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятии его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке «эффект ореола» может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»).

Практический инструментарий.

Цветовая диагностика «Домики». (Практические семинары для педагогов. / авт. – сост. С. В. Терпигорьева)

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к ДОУ. Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в ДОУ.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это – девочка Катя (мальчик Коля). Катя ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в д/с?

Что Катя будет делать в д/с?

Что Кате больше всего нравится в д/с?

Что Кате не нравится в д/с?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Тест на эмоциональное отношение .

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Детей сажают по одному за стол. Вопросы можно подобрать самим.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в д/с.

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. …., когда ты играешь.

4. Четвертый кружок…., когда ты уходишь домой.

5. Пятый кружок, когда ты ложишься спать.

Тест проводится до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный – возбуждение, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленое – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить на это внимание. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов. (психологический душ – комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала).

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней….».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!»

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, выполняя наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох «И все у меня получается».