Психология  Истории Обучение 

Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия. Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми старшего дошкольного возраста

И самого воспитателя. Личность каждого участника этого процесса получает свободу для формирования и развития в условиях комфортного психологического климата. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений педагога зависят эффективность и плодотворность общения и совместной деятельности.

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как субъекте воспитательного процесса в детском саду.

Задачи практики:


  1. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции.

  2. Изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).

  3. Стимулирование потребности в формировании культуры педагогической деятельности.

  4. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

  5. Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.

  6. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствие программным требованиям.
Овладение студентами средствами элементарной диагностики личности и деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и группы в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Предлагаемые задания направлены на ознакомление студентов со следующими проблемами дошкольного воспитания.:

  1. А . Система общественного дошкольного воспитания в России. В . Построение развивающей среды в различных типах дошкольных образовательных учреждений.

  2. Воспитатель - главный субъект воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

  3. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.

  4. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка.
При выполнении заданий, предусмотренных в каждой теме, студенты пользуются различными психологическими и педагогическими методами исследования: теоретический анализ и синтез, целенаправленное (включенное или невключенное, стандартизированное или нестандартизированное) наблюдение, опрос (беседа с воспитателем, детьми, родителями), проективные методики.

К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ

Руководитель (заведующая, методист) дошкольного образовательного учреждения:

Обеспечивает условия для проведения педагогической практики;

Знакомит студентов с детским садои и его сотрудниками;

Обеспечивает распределение студентов по группам и выполнение программы практики ;

Выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками;

Участвует в итоговом педагогическом совете

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

Знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые занятия и другие режимные моменты;

Совместно с групповым руководителем консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий;

Помогает студентам установить контакт с детьми и изучить взаимоотношения в группе дошкольников;

Присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке;

Принимает участие в анализе и оценке работы студентов на практике.

Основные критерии оценки практики студентов:

Качество выполненных заданий;

Уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

Отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

Проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;

Умение общаться в системе «студент-воспитатель», «студент - дети», »студент-администрация», «студент - групповой руководитель».

Отчетная документация:

Дневник практики:

1.Рефлексия практики, где студенты делают самоанализ профессионального становления , указывают трудности, с которыми столкнулись.

2.Анализ выполнения заданий практики.

3. Протоколы ответов детей.

Конспекты развлечений и праздников.

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Т е м а 1

А. Дошкольное образовательное учреждение

Особенности организации педагогического процесса
Б. Построение развивающей среды в дошкольных

образовательных учреждениях различных типов
Задание 1

Знакомство с дошкольным учреждением:

Ц е л ь: познакомиться с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений, изучить особенности его функционирования.

К ВОСПИТАТЕЛЮ
Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших - подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:


Имя

ребенка


1-й

вопрос


2-й

Вопрос


3-й

Вопрос


4-й

Вопрос


Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?

4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.

Задание 7.

Изучение способности воспитателя к децентрации.

Ц е л ь: формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности .
Методические рекомендации для студентов
Для того, чтобы ситуация общения с ребенком не была тупиковой, необходим особый взгляд на происходящее глазами самого ребенка. В этом случае говорят о способности к децентрации – умении поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения (В. А. Петровский ).


  1. Определите способность к децентрации у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (определите, кто именно).
Мне бывает очень радостно, когда…

Я очень грущу, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Мне бывает стыдно, когда…

Я горжусь, когда…

Я сержусь, когда…

Я бываю очень удивлен. когда…

Предварительно следует задать эти же вопросы ребенку. Сравнив ответы, можно будет сделать вывод о способности воспитателя к децентрации.
Задание 8.

Изучение форм работы, способствующих созданию среды психологического комфорта ребенка (календарно-обрядовые праздники, праздники-сюрпризы, спортивные праздники).

Ц е л ь: учить студентов анализировать праздник в детском саду с точки зрения решения следующих воспитательных задач:

Формирование эстетического вкуса ребенка;

Развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к музыке;

Приобщение дошкольников к национальной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта путем использования национально-культурных традиций.


  1. При просмотре праздников обратите внимание на следующие моменты:
- благодаря чему у детей создается особое праздничное настроение еще до начала праздника;

Как дети готовились к празднику;

Роль воспитателя и других сотрудников детского сада в проведении праздника;

Эмоциональное состояние детей на празднике;

Разговоры, впечатления дошкольников после праздника.

2. Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы. Например, Праздник Мыльных Пузырей, Воздушных Шаров, Бумажных Снежинок, Нитяных (Бумажных) Кукол, Пушистиков, Летящих Голубей, Скачущих Лягушек, Веселых Слов.

Придумайте новые названия праздников-сюрпризов.

Организует наблюдение, проводит анализ педагогического процесса, консультирует студентов при разработке планов, направляет работу студентов в период практики, контролирует ее; - подводит итоги практики: готовит студентов к итоговой кон- ференции; проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, оценивает их работу, готовит выставки методиче- ских разработок к заключительной конференции; представ- ляет краткие характеристики на студентов и отчет руководи- телю практики; - оказывает научно-методическую помощь базовым учреждени- ям; - к групповому руководителю прикрепляются не более 8-10 студентов в детских учреждениях, школах и не более 15 сту- дентов-практикантов в педучилищах. Преподаватели психологии, педагогики: - руководят проведением уроков и внеклассных мероприятий практикантов, участвуют в их анализе; - руководят работой студентов по изучению личности и кол- лектива детей в дошкольном учреждении, школе, учащихся в педучилище, выполнением заданий, предусмотренных про- граммой практики, руководят работой студентов по состав- лению психолого-педагогических характеристик детей; - участвуют в установочных и итоговых конференциях по пе- дагогической практике. Руководитель базового учреждения: - обеспечивает условия для проведения педагогической прак- тики в учреждении; - знакомит студентов с учреждением, кадрами; постановкой учебно-воспитательной, административно-хозяйственной ра- боты; - совместно с курсовыми и групповыми руководителями обес- печивает расстановку студентов, выполнение плана практи- ки; - выборочно анализирует их работу. Воспитатель дошкольного учреждения, старший воспитатель, учитель начальной школы, преподаватель педучилища, классный ру- ководитель, методист: - знакомят студентов с планами своей работы, проводят открытые уроки, внеклассные и другие мероприятия; - совместно с групповыми руководителями уточняют содержа- ние работы студентов, консультируют при подготовке и вы- 11 полнении программы, участвуют в просмотре занятий, уро- ков, проводимых ими; - знакомят студентов с группой детей дошкольного учрежде- ния, начальных классов, учащимися педучилища, дают ха- рактеристику групп, раскрывают основные задачи; - помогают в текущей воспитательной работе, присутствуют на проводимых студентами внеклассных занятиях, методи- ческих мероприятиях, участвуют в их обсуждении и оценке; - помогают дать анализ и оценить работу студента. ДОКУМЕНТАЦИЯ, УЧЕТ И ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 1. В процессе практики каждый студент разрабатывает ка- лендарный план, ведет дневник. В дневнике находят отра- жение: наблюдения за отдельными детьми или учащимися, коллективами группы или класса; за работой воспитателя, учителя и своих товарищей; анализирует содержание, мето- ды и формы организации воспитательно-образовательной работы и т.д. Здесь же фиксируются материал по курсовой работе и к спецсеминарам, выполнение заданий педпракти- ки. Дневник используется при отчете о работе за время практики. 2. По окончании практики студенты представляют документа- цию по программе каждого вида практики. 3. Итоги практики подводятся сначала в учебно-воспитатель- ных учреждениях, в которых она проходила, а затем на научно-практической конференции факультета. 4. Результаты всех видов практики оцениваются дифференци- рованно. Дошкольное отделение 1 курс Практика по курсу "Введение в специальность" II семестр, I неделя, апрель. Цель практики: формирование у студентов целостного пред- ставления о воспитательно-образовательном комплексе современ- ного дошкольного учреждения и воспитателя как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду. Задачи практики: 1. Формирование профессионального интереса к педагоги- ческой деятельности воспитателя детского сада; созда- 12 ние у студентов установок на формирование профессио- нальной позиции в образовательном процессе дошколь- ного учреждения. 2. Ознакомление студентов с особенностями воспитательно- образовательного процесса в различных возрастных груп- пах. 3. Изучение специфики труда воспитателя: функции и про- фессиональные обязанности педагога дошкольного учре- ждения. Формирование представления о том, что воспи- татель – главный субъект воспитательного процесса в детском саду. 4. Формирование умений вести записи наблюдений, обраба- тывать, обобщать полученную в ходе наблюдений инфор- мацию, полно и правильно отражать ее в дневнике прак- тики. 5. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям. 6. Овладение студентами средствами элементарной диагно- стики деятельности воспитателя, индивидуальных осо- бенностей ребенка и особенностей группы. Студенты распределяются по подгруппам (8-10 человек). В течение недели студенты знакомятся с особенностями воспи- тательно-образовательного процесса ДОУ, выполняют задания. Рабочий день студента-практиканта при 5-ти дневной рабочей неделе 6 часов. Студент, руководствуясь задачами и содержанием практики, ведет педагогический дневник, в котором фиксирует результаты вы- полнения заданий, анализирует работу воспитателей и свою соб- ственную. Основные критерии оценки практики: - качество выполнения заданий; - уровень и глубина анализа педагогической деятельности; - отношение к деятельности (дисциплинированность, добро- совестность, ответственность, инициатива); - проявление независимости, собственной позиции, творче- ства; - умение общаться на уровнях "воспитатель-воспитатель", "воспитатель-дети", "воспитатель-администрация". Содержание практики Предлагаемые задания направлены на ознакомление студен- тов со следующими проблемами дошкольного воспитания: 1. Построение развивающей среды в ДОУ. 13 2. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия. 3. Культура педагогической деятельности воспитателя. 4. Личность ребенка – объект и субъект воспитания. 1 день Знакомство с базой ДОУ. Знакомство с системой воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Студенты посещают ДОУ, встречаются с администрацией учре- ждения. Знакомятся с особенностями функционирования. Каждый студент перед выходом на практику в ДОУ получает памятку следую- щего содержания: 1. Изучите особенности функционирования ДОУ: штатное рас- писание, количество и наполняемость групп, режим работы, режим питания. 2. Запишите режимы работы ДОУ, группы дошкольного учре- ждения, сделайте их сравнительный анализ. 3. Познакомьтесь с реализацией возрастного принципа в орга- низации жизни и деятельности детей в учреждении. 4. Составьте схему типов дошкольных учреждений. (см. ст. Ши- рокова Т. Многофункциональная система дошкольного об- разования //Дошкольное воспитание. 1992. №2.) Задание. Познакомиться с построением развивающей среды в детском саду. Памятка. 1. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратите внимание на создание развивающей среды: - групповые ячейки и их оборудование; - методический кабинет, его оснащение; - физкультурный и музыкальный зал, бассейн; - вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня); - участок детского сада. 2. Анализируя предметно-пространственную среду в дошколь- ных учреждениях, сделайте вывод о том, подчинена ли она ребенку и его психологическому здоровью, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды. 3. Сделайте зарисовки различных вариантов оформления ин- терьера и групповых комнат. 2 день Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессио- нальные обязанности) педагога дошкольного учреждения. 14 Памятка. 1. Познакомьтесь с функциями педагога - "дошкольника" (при- ложение). 2. В беседе с воспитателем познакомьтесь с ним и попы- тайтесь установить "доверительно-деловой контакт". 3. Для успешного выполнения этого и последующих зада- ний вам необходимо расположить к себе детей и попы- таться сделать общение с ними личностно-ориентиро- ванным. Для этого совместно с детьми изготовьте меда- льоны (они могут быть из цветной или белой бумаги, картона) и напишите на каждом из них имя ребенка (же- лательно, чтобы имя звучало так, как оно звучит для ре- бенка в семье). 4. Придумайте, что можно провести с детьми, чтобы заинтере- совать их своей личностью. 5. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, проделав хронометраж его деятель- ности. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме: вре- режимный деятельность помощни- деятельность деятельность детей мя процесс ка воспитателя воспитателя 6. Проанализируйте, как проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя. 7. Дайте заключение, какая из функций данным воспитателем реализуется наиболее успешно. Задание: изучение культуры педагогической деятельности вос- питателя. Памятка. 1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух позиций: а) содержания общения; б) культуры речи воспитателя в общении. 2. Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя, помощника воспитателя и всех сотрудников детского сада. 3. Подберите из детской литературы пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп. 4. Заведите тетрадь "Занимательная педагогика", в которую вы будете собирать практический материал, необходимый вос- питателю для работы с детьми. 3 день 15 Задание: изучить личность воспитателя в "зеркале детского восприятия". Памятка. 1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспи- тателя, обратите внимание на следующие моменты: - содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку; - частота обращений; - эмоциональная вовлеченность ребенка в общение; - доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя. 2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам: - Хотел бы ты перейти в другой детский сад? - Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другую группу? - Кого бы ты из воспитателей взял с собой? Почему? - Хотел бы ты быть похожим на воспитателей? Почему? Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы-мотивировки отношения к воспитателю Е.А. Панько условно распределите по группам (прило- жение №4). Предлагаем вести запись беседы в дневнике по следующей схеме: Имя ре- 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос Мотив бенка Каждый студент должен опросить не менее 3-5 детей. 3. Для изучения представлений детей о деятельности воспи- тателя проведите вторую беседу с детьми. Вопросы к бесе- де предложены Н.Я. Михайленко1 (доктор педагогических наук., г. Москва): - Что делает воспитатель? - А воспитатель играет с вами? - Почему не играет, не может или не умеет? - Воспитатель с вами о чем–нибудь разговаривает? - А хотел бы ты быть воспитателем? 4. "Нарисуйте" образ воспитателя сквозь призму детского вос- приятия. Задание: изучение способности воспитателя к децентрации. Памятка. 1 Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника //Дошкольное воспитание, 1992 № 2. 16 Для того, чтобы ситуация общения с ребенком не была тупико- вой, необходим особый взгляд на происходящее глазами самого ре- бенка. В этом случае говорят о способности к децентрации – уме- нии поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения (В.А. Петровский).2 1. Определите способность к децентрации у воспитателя ва- шей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказы- вания так, как на ее взгляд, закончил бы их хорошо знакомый или любимый ребенок: 1. Мне бывает очень радостно, когда… 2. Я очень грущу, когда… 3. Мне бывает страшно, когда… 4. Мне бывает стыдно, когда… 5. Я горжусь, когда… 6. Я сержусь, когда… 7. Я бываю очень удивлен, когда… После того, как воспитатель закончит эти предложения, попро- сите ребенка их закончить самому. Сравните ответы. Степень совпадения будет говорить о способности воспитателя к децентрации. 4 день Задание: изучение самооценки дошкольников. Памятка. Для изучения самооценки дошкольников рекомендуется воспользоваться методикой Н.Е. Волитовой и С.Г. Якобсон – В.Г. Шур. (приложение №5). Каждый студент обследует 5 детей. 5 день Задание: изучение идентификации детей и родителей. Памятка. Важнейшим этапом формирования личности является ролевая идентификация детей с родителями. Она возникает как результат взаимодействия ребенка с родителями и прежде всего – с матерью, отцом. В этом сложном процессе тесно переплетены между собой познавательная, эмоциональная, поведенческая сферы ребенка. Один из методов, который может быть использован для изучения идентификации детей с родителями, является беседа. Предлагаем воспользоваться опросником, разработанным А.И. Захаровым (см. Приложение №6). Каждый студент обследует 5 детей. 2 Петровский В.А. Учимся общаться. М., 1996. 17 Студенты присутствуют на различных праздниках в дошколь- ных учреждениях. Активно включаются в их подготовку и проведе- ние. Анализируют решение воспитательных задач на праздниках, например: "Масленица", "Спортландия". 1. При просмотре праздников обратите внимание на следую- щие моменты: - благодаря чему у детей создается особое праздничное на- строение еще до начала праздника; - как дети готовились к празднику; - роль воспитателя и других сотрудников дошкольного учре- ждения на празднике; - оформление зала, атрибутика праздника; - эмоциональное состояние детей на празднике; - разговоры, впечатления детей после праздника. 2. Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы: - Праздник Мыльных Пузырей; - Праздник Воздушных Шаров; - Праздник Бумажных Снежинок; - Праздник Нитяных (Бумажных) Кукол; - Праздник Пушистиков; - Праздник Летящих Голубей; - Праздник Скачущих Лягушек; - Праздник Веселых Слов. Придумайте новые названия к праздникам-сюрпризам. (Выпол- нение задания рассчитано на 2 дня.). Примечание: на каждый день недели планируется два задания. Отчетная документация: 1. Дневник практики. 2. Отчет. 3. Дидактическое пособие. 2 курс Практика в группах раннего и дошкольного возраста проходит на III семестре. Продолжительность практики – две недели. Она но- сит учебно-производственный характер. Студенты в присутствии ру- ководителя наблюдают за работой персонала групп, за особенностя- ми развития и поведения детей, анализируют наблюдение. Ежеднев- но в течение 2-3 часов работают в группах в паре с воспитателем, приобретая навыки работы с маленькими детьми. 18 Каждый день работы студентов организуется примерно по сле- дующему плану: Наблюдение в группе по заданию – 1,5-2 часа. Анализ наблюдаемого под руководством руководителя практи- ки с учетом возраста детей и в соответствии с рекомендациями учеб- но-методических пособий. Работа с детьми в роли воспитателя – 2-2,5 часа. Изучение документации группы. В раннем и дошкольном детстве закладываются основы физи- ческого, умственного, нравственного, эстетического воспитания. По насыщенности овладения навыками и умениями, темпами развития этот возраст не имеет подобной степени развития в последующие периоды детства. Здесь происходят не только количественные, но и глубоко качественные изменения личности: формируются элементы самосознания, речь, мышление; ребенок активно осваивает социаль- ный опыт, овладевая разнообразными практическими действиями, становится субъектом деятельности. Поэтому начинать воспитание дошкольника, не зная специфики развития в этом возрасте, нельзя. Цель практики: сформировать у студентов прочные убеждения о роли раннего возраста ребенка для последующего его развития. Задачи практики: - углубить знания студентов о возрастных особенностях ран- него детства и специфики педагогической работы с детьми; - подготовить их к умению оказать педагогическую помощь ро- дителям, дети которых не посещают дошкольное учрежде- ние; - познакомить с содержанием мероприятий в группах раннего возраста детских учреждений: общеразвивающих, компенси- рующих, оздоровительных и др. Примерное распределение заданий на период практики 1 день Задание: Знакомство с условиями работы детского учреждения. Беседа с заведующим. Обход групп раннего возраста. Распределение студентов по группам. Памятка Пронаблюдайте особенности организации условий жизни детей 3-4 года жизни. Проанализируйте условия и специфику работы с детьми 3-4 года жизни (для анализа использовать схему). 19 Познакомьтесь с документацией группы и с условиями построе- ния развивающей среды, организованной в группе (сделайте схему предметно-развивающей среды в группе). Запишите режим работы 1-й и 2-й младших групп, сделайте сравнительный анализ. 2 день Задание: наблюдение в группе за организацией самостоятель- ной деятельности детей.(За каждым студентом закрепляется 1 ребе- нок). Памятка. При наблюдении за самостоятельной деятельностью детей, ее анализе обратить внимание на следующие вопросы: 1. Значение правильно организованной самостоятельной деятель- ности детей. 2. Виды деятельности детей на втором и третьем году жизни в учреждении. 3. Условия, необходимые для самостоятельной деятельности де- тей. 4. Организация предметно-игровой среды для детей второго и третьего года жизни. 5. Приемы руководства самостоятельной деятельностью детей: косвенный показ, прямое обучение, напоминание, поэтапное обу- чение и т.д. 3 день Задание: повторное наблюдение студентов за детьми во время их самостоятельных занятий с целью ознакомления с особенностями развития и поведения детей. Проведение хронометража за самосто- ятельной деятельностью детей. Каждый студент ведет запись на- блюдений за одним ребенком. Изменения в поведении детей фикси- руются каждые 5 минут. Форма записи: Хронометраж за самостоятельной деятельностью (фамилия, имя, отчество) _______________________________________ Время Содержание Взаимоотношения с Взаимодействие вос- деятельности другими детьми питателя 9.00 9.05 и т.д. 4 день Задание: проведение хронометража предметно-игровой дея- тельности детей. 20

I. Выполнение исследовательского задания «Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия»

II. Совместная работа с воспитателем в организации режимных процессов в первую половину дня.

Цель: Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия, представления детей о деятельности воспитателя, отношения к нему.

Учебно-исследовательские задания:

I. Наблюдение взаимодействия детей с воспитателем поможет вам выявить отношение ребенка ко взрослому. В ходе наблюдения обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

II. С целью определения мотивов отношения ребенка к воспитателю проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Детские ответы мотивировала известный белорусский детский психолог Е.А. Панько. Условно они были разделены по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы мотивировок отношения к воспитателю

1. Мотивы не осознанные.

Дети либо вообще на объясняют своего отношения, либо ограничиваются ответами типа «потому».

2. Общая недифференцированная оценка.

Дети пытаются мотивировать свое отношение к воспитателю следующим образом: « она хорошая». «потому, что люблю, она хорошая».

3. Оценка внешнего вида воспитателя: «она красивая», « потому, что она нарядная всегда, красивая».

4. Оценка по принципу личного отношения воспитателя к ребенку:

« потому, что она меня целует», « потому, что она меня не наказывает».

5. Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений: «она много сказок знает», « она все умеет делать».

6. Оценка деятельности, организованной воспитателем: « потому, что она играет с нами на прощание», « она нас учит рисовать», « показывает кукольный спектакль».

7. Оценка внимания воспитателя ко всем детям с утилитарной позиции: «она нас кормит» и т.п.

8. Оценка нравственных качеств личности: « она добрая», «она ласковая», « она веселая такая».

9. Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: « дает дежурить», «разрешает мне включать телевизор (если он есть в группе или что-либо другое)».

Запись беседы ведите по следующей схеме:

Каждый учащийся должен опросить не менее 6-8 детей

III.Рисуночный тест « Моя воспитательница» дополнит полученные данные о характере отношений дошкольников к воспитателю.

Ребенку предлагается лист белой бумаги, 6 цветных карандашей

(красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный), ластик, сообщается тема рисунка. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаются последовательность рисования, комментарии ребенка, эмоциональные реакции на изображаемое.

После выполнения задания выясните: «Кто тут нарисован?», «Что она (и) делает(ют)?»

Об отношении к воспитателю «говорит» реакция ребенка на предложение нарисовать своего воспитателя, стиль детского рисунка, его композиция, расположение фигур, последовательность их изображения, величина, декорирование, использование цвета. Образ любимого воспитателя создается с желанием, старанием, с него обычно начинается рисование, его располагают, как правило, в центре, себя, других людей - рядом, выносятся детали фигуры, одежды; используются разнообразные яркие цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями. Изображение воспитателя сбоку, отдельно от детей, «стена», преграда между детьми и им, схематичность, небрежность, неоконченность рисунка, темные, однообразные цвета говорят о негативном отношении к человеку, его негативном восприятии.

IV. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите беседу с детьми (Н. Я. Михаленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет? Не хочет или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-либо разговаривает?

А хотел(а) бы ты быть воспитателем?

Вопросы для обсуждения.

1. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь призму детского восприятия, опираясь на ответы детей и результаты тестирования.

2.Каковы мотивы отношения ребенка к воспитателю?

3.Каковы представления детей о деятельности воспитателя? Оцените их.

4. С кем из персонажей ассоциируется у вас воспитатель:

С любящей играть и слегка легкомысленной Красной Шапочкой;

Со строгой, назидательной Мальвиной;

С суровым и сердитым Карабасом-Барабасом;

С «наседкой», опекающей детей и не дающей им сделать лишнего шага;

Со Спящей Красавицей, безразличной к детям;- с Мэри Попинс, умеющей увлечь детей и заинтересовать, представляющей им все для развития их способностей и самостоятельности.

Рассмотрим основные методы и методики, используемые для сбора информации о характере восприятия детьми воспитателя.

Наиболее распространенными методами изучения особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками являются наблюдение и беседа.

Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя следует обращать внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

Об отношении дошкольников к воспитателю свидетельствуют результаты бесед с детьми, их ответы на вопросы. Примерные вопросы беседы и алгоритм фиксации результатов представлены в Приложении 1.

Метод отраженной субъективности (В.А. Петровского) представляет собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Суть данного метода состоит в том, что ребенок получает задание исполнить роль педагога детского сада, конкретного воспитателя своей группы и «руководить» от его имени своими сверстниками.

Методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем» помогает выявить отношение дошкольника к воспитателю и позволяет увидеть эмоциональную окраску, тон общения взрослого глазами ребенка.

Процедура обследования должна быть разделена на два этапа с недельным интервалом. На первом этапе детям предлагается оценить свое отношение к педагогу при помощи цветных полосок. С детьми обсуждаются возможные оттенки отношений, каждому из которых присваивается определенный цвет. Детям раздаются бланки, шаблоны которых представлены в Приложении 2.

Через неделю проводится второй этап обследования. Детям предлагается подумать и оценить, как, по их мнению, к ним относятся воспитатели. Процедура работы с бланком (образец бланка 2) аналогична работе с бланком 1 (Приложение 3)Карпова Г.А., Санникова Н.Г. Комплексная диагностика личности воспитанника интернатного учреждения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006..

Полное описание методики представлено в Приложении 4.

Достаточно информативен в качестве диагностического инструментария детский рисунок, вернее, образ педагога в нем.

Рисунок, рисовальные пробы относятся к числу диагностических средств, позволяющих выявить истинные отношения ребенка к окружающим, такие его глубинные чувства, которые могут остаться незамеченными, скрытыми при попытках изучить их другими методами. Как отмечает В. Воронов, «язык ребенка, хоть и редко, все же говорит иногда неправду, но никогда не лжет маленькая рука, вооруженная карандашом. От линии до линии - там все правда, идущая из глубины творящего»Воронов В. К психологии детского рисунка // Вестник воспитания. 1910. № 5. С. 96.. Достоинства рисунка как средства диагностики внутреннего мира ребенка отмечают и другие специалисты.

Детский рисунок уже более двадцати лет используется в процессе познания того, как «отзываются» в душе ребенка слово, личность, поведение того, кто ведет его за руку впервые, особо значимые годы жизниПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 81..

Так, например, в рисовальной пробе «Моя воспитательница» анализу подвергается преимущественно содержание рисунка и отраженная в нем деятельность; композиция; пространственное расположение людей на нем (воспитатель в центре, рядом с детьми, изолирован, отсутствует), последовательность создания образов в рисунке, манера изображения, использованная палитра красок.

Отметим, что цвету как средству выражения отношения человека (в том числе ребенка) к миру, окружающим людям всегда уделялось особое внимание. Особая значимость выразительной функции цвета в деятельности детей послужила толчком к созданию методики «цветового фона», использованной в дальнейшем для изучения личностной микросреды дошкольников (в том числе системы отношений ребенок - педагог)Панько Е.А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка // Генетические проблемы социальной психологи. Мн., 1985. С 152..

В ответ на предложение нарисовать воспитателя дети рисуют обычно одного из двух, предпочитаемого, любимого педагога. В числе таковых оказываются преимущественно воспитатели с высоким (либо средним) уровнем профессионализма, активно-положительным отношением к детям и демократическим стилем руководства. Воспитателей с авторитарным стилем руководства дошкольники изображают значительно реже. Заметим, в основном это дети, пользующиеся симпатиями данного педагога («любимчики») и имеющие (в значительной степени, полагаем, благодаря этому) высокий социометрический статус в группе сверстниковПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 89..

Любимого педагога дошкольники чаще изображают на предпочитаемом ими «цветовом фоне»; при создании его образа используют преимущественно цвета, ассоциирующиеся с позитивными эмоциями (зеленый, желтый и др.). При рисовании воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям сам процесс начинается, как правило, с создания его образа, в котором проявляется заинтересованность, старание ребенка (что не характерно при рисовании педагога с неустойчиво-положительным, пассивно-отрицательным и открыто-отрицательным типом отношения к детям).

Создавая образ воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям, высокого и среднего уровня профессионализма, дошкольники располагают его фигуру в центре листа бумаги, а себя и других детей - рядом. При изображении педагога, проявляющего отрицательное отношение к своим воспитанникам, он, как правило, находится в стороне, отдельно от детей; нередко дети рисуют даже «стену», преграду между собой и воспитателем (что является признаком конфликтности, напряженности во взаимоотношениях).

Рисуночные методики «Мы с воспитателем в группе детского сада» и «Мы с воспитателем на прогулке» расширяют возможности познания с помощью рисунка системы отношений ребенок - педагог, выявляя специфику отражения личности и деятельности воспитателя в сознании ребенка.

Полное описание данных методик представлено в приложении 4.

Использование данных методик Е. А. Панько показало их эффективность. Их применение обнаружило более широкий спектр отношений дошкольников к воспитателю, чем рисовальная проба «Моя воспитательница». Это новая, дополнительная информация была «добыта», прежде всего, при сравнительном анализе рисунков, в которых были изображены воспитатели разных стилей руководстваПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 91..

Итак, в качестве методов диагностики особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Краткие выводы по второй главе

1. Стиль педагогического общения - очень важная дефиниция в работе учителя, которая представляет собой определенную систему взаимодействия педагога с детьми. Многочисленными исследованиями доказано, что отношение дошкольников к личности воспитателя во многом зависит от стиля руководства детской группой.

2. В связи с тем, что многочисленные исследования показывают взаимосвязь между отношением ребенка к воспитателю и стилем его руководства детской группой, для коррекции отношений в системе «ребенок - воспитатель» и для выработки рекомендаций педагогу по построению взаимоотношений с воспитанниками необходимо предварительно собрать информацию о характере восприятия детьми воспитателя, для чего используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Задание по психологии на методическую практику

для ДПП и ДПЯ (8 семестр)

Задачи:

– закреплениесформированногонатеоретическихзанятияхпонятийногоаппаратапо детской, детской практической и педагогической психологии;

– овладениепредложеннымиметодикамиизученияличности воспитателя, ребенкаигруппы детей в разных видах деятельности;

– наблюдениеипсихологическийанализреальныхобразцовпедагогической

деятельностисцельювыработкипсихологическойготовностикпедагогиче-

скойработе.

В процессе практики студенты овладевают следующими профессио­нально-педагогическими умениями:

Определять конкретные учебно-воспитательные задачиисходя из особенностей наблюдаемых явлений;

Легко и быстро устанавливать контакт с детьми и персоналом образовательногоучрежденияю

Задания на практику

Задание 1. « Изучение личности воспитателя, его деятельности

в «зеркале детского восприятия».

Метод: наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.

1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю. Известный психолог Е.А. Панько условно распределила по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю.

Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!». Как правило, это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать сове отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая, потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит.Я так люблю», «Потому что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информационности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Когда я что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что она играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.). Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердится, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.

Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:

Имя ребенка 1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 4-й вопрос Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми:

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?