Психология  Истории Обучение 

Способы обозначения й в русском языке. Открытый урок

Цель : познакомить учеников с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого (обозначение звука [й, ]), учить делать правильный выбор знака Ъ или Ь, расширять представления детей о способах обозначения звука [й, ].

Ход урока

I . Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й, ] буквами?»

У. Разгадайте кроссворд, запишите слова, объясните, к какому разделу таблицы подходит каждое слово и почему.

1. Из горячего колодца через нос водица льется.

2. Он прочно скрепит и соединит

Бумагу и картон, резину и древесину.

3. Кручу, урчу, знать никого не хочу.

4. Летом вырастают, осенью опадают.

5. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

6. Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь,

В птицу может превратиться.

7. За дымком, за свистком братья бегают гуськом.

Слова для справок: клей, поезд, яйцо, листья, заяц, чайник, вьюга.

У. Назовите звук, который присутствует во всех словах.

Д. Звук [й, ].

У. Какими буквами он обозначен на письме?

Д. Буквами й, я, е, ю.

У. Какой буквы недостает?

Д. Ё.

У. Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й, ].

Чистописание : Яя Ее Ёё Юю й

У. Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.

II . Этап мотивации новых знаний.

У. Ребята, Ник (персонаж в учебнике - иностранец ) в затруднительной ситуации. Помогите разобраться.

Дана транскрипция слов. Необходимо найти и объяснить ошибки.

Д. Первое слово вьюн . Если прочитать слово, записанное Ником, то звук [й, ] не слышен. В этом слове буква ю обозначает мягкость звука [в, ], но не обозначает звук [й, ].

Аналогично рассуждаем, рассматривая ошибку в слове сем .

У. Какие помощники понадобятся Нику, чтобы записать слова правильно?

Д. Буквы Ъ и Ь.

У . Исправьте ошибки, запишите слова правильно.

III . Этап усвоения новых знаний.

Работа в учебнике




У. Понаблюдаем над словами. После каких звуков находится звук [й, ]?

Д. [п, ], [ж], [л, ], [в], [с, ], [ч, ].

У. Какие это звуки?

Д. Согласные.

Строим схему на доске: ? [й, ]

У. Какие звуки находятся после [й, ]?

Д. [а], [о], [у], [э],[и].

У. Какие это звуки?

Д. Гласные.

Строим схему на доске: ? [й, ]?

У. Звук [й, ] и гласные звуки обозначают в словах буквы, назовите их.

Д. Я, Ё, Ю, Е, И.

У. Каким способом обозначается звук [й, ] в словах?

Какие особенные буквы помогают обозначить звук [й, ] в этих словах?

Д. Ъ и Ь. Они находятся после согласных звуков, перед Я, Ё, Ю, Е, И.

У. Проверим ваше предположение. Прочитаем правило.

Расскажите Нику о новой тайне русского языка.

IV . Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.

У. Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й, ]?

Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й, ]:

ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ


У. Какой способ обозначения звука [й, ] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

Д. Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.

У. Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ?

Д. Мы не можем точно сказать.

У. Поищите помощь в книге.

Показ формы самостоятельной записи слов с буквами Ь и Ъ.

Выбор букв показывается дробью Ь .

Ъ

У. Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:

МУРАВ?И, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, С?ЕХАЛ, С?ЁМКА

Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.

У. Проверьте правильность выбранных вами букв.

Если вы использовали запись Ь , исключите неверный вариант, запишите слово правильно.

Ъ

Допишите в столбики слова из предложенных: в..ехал, варен..е, под..езд, солов..и.

Звукобуквенный разбор слов листья и вьюга по вариантам.

V. Закрепление изученного.

У. Антон попытался составить пословицу.

Вот, что у него получилось: Без ученьйа нет уменъйа.

Ребята, помогите Антону проверить правильности написания. Какой секрет письма ещё не знаком Антону.

У. Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, приезд, враги, болезнь.

Д. Получились слова подъём, отъезд, друзья, здоровье.

У. Запишите слово друзья , используя подсказку, проверьте написание.

Объясните выбор

VI . Итог урока.

У. Расскажите о способах обозначения звука [й, ] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?

Домашнее задание. Расскажите родителям о способах обзначения звука [й, ] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.

В позиции не перед гласным [й] обозначается своей буквой – й, а перед гласными – [й] обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И, которые в этом случае обозначают два звука: [й]+гласный (я, маяк, объявит). Понимание звукового состава слов, в кот-ых буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают сочетание звуков [й]+гласный, развивает фонематический слух шк-ков, является необходимым условием полноценного разграничения в осознании ребенка звуковой и буквенной форм слова. Труднее всего услышать последовательность звуков [йи] в положении после разделительного мягкого знака (соловьи), т. к. звуки [й] и [и] акустически близки друг другу. Значит, это сочетание следует рассматривать последним.

Методически целесообразно представить материал о способах обозначения звука [й] обобщенно. Для этого уч-ль может по ходу урока составить с учащимися схемы, показывающие зависимость обозначения [й] от его позиции в слове.

При подборе слов для упражнений лучше всего использовать такие, в кот-ых буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в ударных слогах, - в безударных эти буквы могут обозначать звук, близкий к [и], например объ[йи]вление.

Алфавит и звуковой состав русс. яз. Для того чтобы углубить представления уч-хся об отношении фонемного состава русс. яз. и алфавита, желательно сравнить известную детям со времен изучения грамоты ленту букв с таблицей, на кот-ой дан весь состав согл. Повесив рядом с таблицей согл. звуков ленту букв, можно поразмышлять со школьниками над вопросами: почему буквы Л, М, Н, Р, Й выделены на ленте в отдельную группу? Сколько всего звонких согласных звуков не имеет глухих пар? (Ответ: 9.) Какой звук среди непарных звонких не имеет не только глухой, но и твердой пары? Почему на ленте букв Х, Ц, Ч, Щ выделены в отдельную группу?

Вопросы, кот-ые помогают лучше понять соотношение алфавита и состава фонем:

1. Каких звуков больше в русском языке: звонких или глухих? Сколько всего пар по звонкости – глухости?

2. Сколько звуков, парных по мягкости-твердости?

3. Назовите звонкие звуки, не имеющие глухих пар, и глухие звуки, не имеющие звонких пар.

4. Назовите мягкие звуки, не имеющие твердых пар, и твердые звуки, не имеющие мягких пар.

Можно придать работе с таблицей занимательную форму. Предложить разгадать слово по его характеристикам: 1-й звук – глухая пара звука [б], 2-й – гласный звук [у], 3-й – глухая пара звука [ж], 4-й – глухая пара звука [г’], 5-й – гласный звук [и], 6-й – твердая пара звука [н’].

Организация фонетико-графического разбора. Фонетико-графический разбор – один из видов звуко-буквенного анализа. Его цель – выяснить соотношение звуков и букв в слове. Задача фонетико-графического разбора в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой пр-п русс. графики, не отвлекаясь на др. вопросы. При этом следует использовать слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях. Раньше всего ученик слушает и вычленяет звук, затем дает ему характеристику. Для того чтобы мл. шк. не записывал качества звуков словами, ему предлагается помещать рядом с транскрипционным значком условный знак – характеристику звука. Напротив каждого звука (или звуков) помещается буква, которой он обозначается. Запись сопровождается устным комментарием, например:

В слове [с’эм’] 1-ый звук [с’с’с’эм’] – [с’] – согласный глухой мягкий и т.д., 1-ый звук [с] обозначаю буквой «ЭС» и т.д.

18.Особенности обозначения на письме гласн. после шипящих и Ц. Эти звуки не противопоставлены другим согл. по признаку твердости – мягкости. Поэтому буква гласного после них утрачивает одну из своих функций: она уже не указывает на твердость или мягкость предыдущего согласного.

Опытные уч-ля правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ объясняют по-разному. Первое объяснение – грамматическая сказка, в которой буквы Ж и Ш поссорились с буквой Ы, а Ч и Щ – с буквами Я и Ю. С тех пор эти буквы никогда не соседствуют в слоге СГ» Второе объяснение: «В слове лыжи звук Л твердый, поэтому после буквы Л пишем букву Ы. Звук Ж тоже твердый, но после буквы Ж нужно писать букву И: так договорились между собой люди. Когда-то очень давно звук Ж в нашем языке был мягким, и с тех пор осталось правило: после буквы Ж не пишется буква Ы». Затем учитель прикрепляет на доске карточку, на которой большими буквами написано ЖИ - ШИ с подчеркнутой буквой И, и учащиеся приступают к записи слов с этим буквосочетанием, подчеркивают букву И. (Рамзаева Т.Г. «Уроки русского языка в первом классе»).

В корнях слов после Ц преимущественно пишется И (а не Ы): цирк, нарцисс, циркуль, цитата. Исключения: цыган, цыкать, на цыпочках, цыпленок, цып-цып (междометие), цыпки и производные от них.

После Ц пишется О: цокать, цокот, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.

Урок русского языка по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?" составлен с целью знакомить учащихся с новым способом обозначения звука [й’], дать представление о функции разделительных знаков (ь и ъ), уточнить позиции, от которых зависит выбор способа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: знакомить с новым способом обозначения звука [й’], дать представление о функции разделительных знаков (ь и ъ), уточнить позиции, от которых зависит выбор способа.

Познавательные УУД :

1) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение в построении осознанного высказывания;

4) формируем умение ставить и формулировать проблему;

5) формируем умение самостоятельно ставить познавательные цели;

6) формируем умение планировать и прогнозировать.

Коммуникативные УУД :

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;

4) формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД :

1) формируем умение выполнения пробного действия;

2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД :

1) формируем ответственность за общее дело;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4) формируем самооценку на основе успешности

  1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Послушайте рассказ и постарайтесь запомнить слова со звуком [й , ].

От жабы большая польза. У нее клейкий язык , которым она ловит вредных жучков, слизней . Жабы выходят на охоту, когда стемнеет .

Какие слова со звуком [Й] встретились в этом тексте?

Назовите уже известные вам способы обозначения звука [й , ].

Сделайте предположение, а как еще можно обозначить звук [й , ]?

3. Пробное учебное действие.

Сейчас я вам предложу выполнить новое задание, которое поможет нам узнать, о новых способах обозначения этого звука. Для этого поработаем в парах.

На доске слова:

Обозначьте звуки букв и запишите слова.

[с , эм , й , а], [сй , эл]

Смогли выполнить задание? Почему? (Не знаем способ обозначения [й , ])

У кого получилось записать слова?

Кто выполнил, представьте свою работу на доске.

Объясните, какое правило использовали при написании.

4. Выявление места и причины затруднения.

Какое задание выполняли? Почему не получилось?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке? (Должны открыть новый способ обозначения звука [й , ]. Научиться применять этот способ.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах по плану.

План.

  1. Понаблюдайте, после каких букв прячется звук [й , ]?
  2. Какими буквами обозначается звук [й , ]?
  3. Какие буквы помогают обозначать буквам е, е, ю, я звук [й , ]?
  4. Расскажите о новом способе обозначения звука [й , ].

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

(Выслушивается выступление групп)

Проверьте свой вывод по учебнику.

Что еще нужно добавить к вашему выводу?

Давайте вернемся к первому заданию и запишем слова, проговорив новый способ обозначения звука [й , ].

Получилось? Почему удалось справиться сейчас? (Мы сформулировали правило и узнали новый способ обозначения звука [й , ]).

6. Первичное закрепление и расширение знаний.

- Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначен звук [й , ].

Платье, воробьи, шьёт, въехал, вьют, объелся, семья, объявил.

- Какой способ обозначения звука [й , ] вам встретился? Почему именно он?

- Понаблюдайте за расположением букв ь и ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

- Когда же писать разделительный ь, а когда – разделительный ъ? (Ближе к концу слова- ь, ближе к началу- ъ)

- Если точно не знаешь, какой знак выбрать? (Пиши ь/ъ)

Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу).

Почему нужно выполнить самостоятельную работу? (Чтобы проверить, как каждый из нас научился применять новое правило).

6. Самостоятельная работа.

- Запиши слова в два столбика, используй помощь правила

Мурав?и, у руч?я, осен?ю, в?юга, с?ехал, с?ёмка.

Проверьте правильность выбранных вами букв, пользуясь эталоном на доске.

Если вы использовали запись ь/ъ, исключите неверный вариант, запишите слово правильно.

7. Включение в систему знаний.

- Где вам пригодится новое знание? (В написании диктантов, сочинений, изложений и т.д.)

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставив пропущенные буквы.

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.

8. Рефлексия деятельности.

Назовите тему урока.

Какую цель вы перед собой поставили?

Что нового вы узнали на уроке?

Встаньте те, кому сегодня удалось справиться с затруднениями.

У кого еще остались затруднения?

Список литературы:

2. Русский язык: Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – 9-е изд.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015