Психология  Истории Обучение 

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах. Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)

Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск

Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.

В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.

Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.

Обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш - Щ] на уровне звука, буквы и слога.

Необходима углубленная словарная работа.

Хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.

РАЗЛИЧАЙ Ш – Щ.

2.Проговаривай: (с показом букв)

Шипы-щипать

шубка-щуплый

щетина - шиншилла

мощный-мошка

лещи-леший

тушёный-мощёный

тощий-лишний

зашитый-защита

украшение-угощение

овощи-камыши

мощь-идёшь

3. Сравни смысл слов:

Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.

4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)

Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.

5. Измени слова:

(а) Что делаешь? ДАЁШЬ - (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,

льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.

(б) Проговаривай:

Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).

ОНИ..... (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)

6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..

Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.

7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ,..

Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.

8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,

Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.

(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)

9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)

Страшный малыш

Дощатый плащ

Шелестящий Кощей

Широкий камыш

Щуплый шкаф

10. Внимательно! Составь предложения верно:

Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.

11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:

(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.

(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.

12. Не спеша, чётко проговаривай:

* Ша-ща-ша – щука очень хороша.

Ще-ше-ще – треснуло удилище.

Щу-шу-щу – щуку я не упущу!

* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.

Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.

«Длиннющая чистоговорка»:

Уж – шипящий, лещ – молчащий,

Щегол – поющий, а клещ – грызущий.

Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;

Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.

Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!

13. Перескажи рассказ: Хищница.

Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.

14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.

Тушканчик.

В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.

Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!

Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!

Отрошко Г.В., учитель-логопед смешанного детского дома № 1, г. Ярославль

Смешение букв ш и щ в письменных работах детей и при чтении встречается очень часто. Во-первых, его можно отнести к группе фонематических, так как звуки [ш] и [щ] сходны по акустическим признакам, или артикуляторных – артикулемы этих звуков также сходны. Во-вторых, это смешение можно квалифицировать как оптическое, поскольку графемы ш и щ также сходны (как рукописные, так и печатные варианты). В-третьих, такое смешение может рассматриваться как кинетическое.
У детей с задержкой психического развития отмечаются не только несформированность фонематического восприятия, но и дефицитарность зрительного гнозиса, тонких дифференцировок движений руки. Детей затрудняет правильное прочтение слогов ше, ши, шё, которые часто читаются как ще, щи, щё.
Поэтому, работая над дифференциацией букв ш и щ, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно.
Комплексная работа по дифференциации смешения ш-щ позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с задержкой психического развития на письме и при чтении. Используемые задания способствуют развитию фонематических процессов, зрительного гнозиса, моторных компонентов.
Задания и упражнения
Уточнение произношения звуков ш и щ
Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады.
Формирование представления
о фонемах [ш] и [щ]
Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки (рис. 1, 2).

  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
  • Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Дифференцирование фонем [ш] и [щ]
Дети на уровне изолированного произношения слогов, слов, фраз, текста учатся различать звуки на слух. Проводится работа с контурными картинками (рис. 3, 4).

  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [ш].
  • Соедините картинки с буквой ш (буква пишется вверху картинки).
  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].
  • Соедините картинки с буквой ш и щ.
  • Вырежьте и наклейте картинки с буквами на два подноса (на две полки, в два круга и т.д.). Придумайте предложение, в котором были бы 2-3 названия предметов с картинки и т.п.

Рассматривание букв ш и щ
Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, рас крашивают их двумя цветами (рис. 5).
Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке», упражняются в поиске букв ш и щ на сюжетной картинке (рис. 6).

  • Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

  • Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш
ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

  • Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц
ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш
ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ
п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у
ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц
ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п
щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш
ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш
ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш
щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ
ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц
л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш
м л щ п ц ш и ш ц ч и л л
л к ч ц и п ц л м ш ц щ м
и ц м щ л ч щ ш у и щ м л
ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч
щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш
щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц
щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц
ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч
Дифференцированное написание
букв ш и щ

  • Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
  • Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
  • Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.

ш ш щ щ ш ш щ щ
ш щ щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ
Чтение слогов с буквами ш, щ

  • Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё
иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ
Чтение и письмо букв ш и щ в словах

  • Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.
  • Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука
тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка
вещицатощийгущакрушиначерем
шазащитащупальцамешочекпрошит
кашащегол
щегольброшкакартошказащитная
всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  • Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.
  • Запишите слова с ш и щ в два столбика.

Ука..елчок кув..ин
пры..ик бро..ка кро..ит
..орох..епка..епотка
пи..ит ка..а пла..
горо..ина гру..у вра..ать
..ёлк за..итник вер..ина
Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

  • Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – …
шляпа – …
шалаш – …
штора – …
шайба – …
карандаш – …
швабра – …
плащ – …
клещ – …

  • В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка – …
чашка – …
тётка – …
майка – …
споры – …
жаль – …
фланг – …
спала – …
детина – …
венок – …
мишка – …
виток – …
мель – …
тик – …
река – …
рука – …

  • Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

  • Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов.., зимов.., каранда.., набор.., шала.., кладов…, чистиль.., за-
крой.., часов.. .
Работа с предложением

  • Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие.
тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо.
роще, в, Лучший, щавель, нашей.
пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

  • Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … .
Кислые … чудо как хоро.. !
В я..ке пи..т пу..стый щенок.
У на..х за..тников крепкие..ты и хоро..е мечи.
абота с коротким текстом

  • Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись,
Буквы перепутались.
Мы слова с тобой читали,
Ш и щ распутали.
Лес густой за речкой – … (чаша).
Ваза есть в музее – … (чаща).
Услыхали громко – … (шелк)!
Это разорвался… (щелк).
В речке плещется… (Шуренок).
Шуру мать зовет… (щуренок).
Я прощения… (прощу)
И сама тебя… (прошу).

  • Впишите пропущенные слоги ши или щи.

Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи – сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. – соловушки!

  • Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.

Мы..онок Пу..ок
Ста..ил поро..ок,
Зубную..етку,
П..ена..епотку,
..ей пло..ку,
Ча..ку горо..ку,
Из..етки..етинку,
С пла..а пылинку.
Та..ит в..елку не спе..а
С ми..ки плю..евого..арф,
Та..ит перы..ко..егла,
Та..ит..епку из угла.
Всё накрыл засох..ей коркой -
Обеспеченная норка!

Груповое логопедическое занятие с учащимися 2-го класса

"Дифференциация звуков [ш]. [щ], букв "ш" и "щ"

Цель: обучение обозначению звуков [ш] и [щ’] в письменной речи при помощи букв «ш» и «щ» в слогах с гласными ё, и, е.

Задачи:

Сравнить звуки [ш] -[щ’] по артикуляции и акустическим признакам.

Вырабатывать твёрдое произношение звука [ш], мягкое произношение [щ’] при чтении в слогах с гласными ё, и, е.

Формировать умение обозначать при письме звуки [ш] и [щ’] соответствующими буквами перед гласными ё, и, е.

Дифференцировать буквы ш и щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» – «Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка», «Чашечка», «Подвижная чашечка», «Грибочек», «Гармошечка».

3. Введение в тему:

Логопед:

На доске написан текст, в нём пропущены буквы. Прочитайте и определите, какие буквы в пропущены.

Мы..онок Пу..ок

Ста..ил поро..ок,

Зубную..етку,

П..ена..епотку.

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия второклассниками:

Логопед:

Ребята, в тексте неслучайно исчезли буквы, сегодня мы посвятим наше занятие им.

Чему мы будем учиться на занятии?

Второклассники:

Мы будем учиться различать буквы ш и щ.

Логопед:

Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

Второклассники:

Различай ш – щ.

Логопед:

Молодцы! Для чего нам нужно различать ш и щ?

Второклассники:

Чтобы не допускать при письме ошибок.

Логопед:

А какие ошибки вы допускаете при письме слов с буквами ш и щ?

Второклассники:

Вместо буквы ш пишем букву щ или наоборот.

А я путаю гласные буквы после ш и щ.

Логопед:

Да, ребята, всё это очень серьёзно. Скажите, чему мы должны учиться, чтобы не допускать таких ошибок при письме. Попробуйте наметить цель нашей деятельности на занятии.

Второклассники:

Учиться обозначать звуки [ш] и [щ’] при письме буквами «ш» и «щ», а также правильно писать эти буквы в слогах гласными.

Логопед:

Верно. А по какому плану будем действовать?

Второклассники:

Сравним произношение звуков и выделим отличительные особенности.

Охарактеризуем эти звуки.

Найдём для каждого звука свою букву.

Выделим отличительные особенности букв ш и щ.

Будем различать буквы ш и щ в слогах, словах, предложении и тексте.

В конце занятия вспомним отличительные особенности изучаемых звуков и букв.

Оценим свою работу на занятии.

Логопед:

Сказано точно и лаконично. Приступим к работе по намеченному плану

5. Сопоставительная характеристика [ш] -[щ’]: (Приложение 2)

Органы артикуляции

[ш]

[щ’]

Губы

Округлены, как «Колечко».

Округлены, как «Колечко».

Зубы

Сближены, но не сомкнуты

Сближены, но не сомкнуты

Язык

Как «Чашечка», кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, язык прямой.

Как «Грибочек», кончик языка у бугорочков за верхними зубами, язык выгнут вверх.

Воздушная струя

Тёплая, встречает преграду.

Тёплая, встречает преграду

Не дрожат

Не дрожат.

Логопед:

Чем похоже произношение звуков?

Второклассники:

В одинаковом положении губы, зубы; воздушная струя встречает преграду; голосовые складки не дрожат.

Логопед:

Я уберу то, чем похоже, произношение наших звуков.

Чем отличается произношение звуков?

Второклассники:

Положение языка. На звук [ш] – «Чашечка», на звук [щ’] – «Грибочек».

Логопед:

Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда мы произносим звуки [ш] и [щ’], одна ладошка – язычок, а другая – нёбо.

Произношение звуков [ш] и [щ’] отличается положением языка, запомните.

А теперь скажите, если язычок как «Чашечка», это какой звук?

Второклассники:

Звук [ш].

Логопед:

Верно. А если язык как «Грибочек», это звук?

Второклассники:

Звук [щ’].

Логопед:

Охарактеризуем звуки. Раз воздушная струя встречает преграду, звуки гласные или согласные?

Второклассники:

Согласные.

Логопед:

Раз горлышко не дрожит, звуки звонкие или глухие?

Второклассники:

Глухие.

Логопед:

А теперь обратим внимание на положение языка. На звук [ш] язычок прямой, значит он твёрдый или мягкий?

Второклассники:

Твёрдый.

Логопед:

Звук [ш] твёрдый всегда, у него нет мягкой пары.

На звук [щ’] язычок выгнут вверх, значит он твёрдый или мягкий?

Второклассники:

Мягкий.

Логопед:

Звук [щ’] всегда мягкий, у него нет твёрдой пары. И так, сделаем вывод, чем отличаются звуки [ш] и [щ’].

Второклассники:

На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.

6. Связь звуков с буквами:

Логопед:

Какой буквой на письме обозначим звук [ш] ?

Второклассники:

Буквой «ш».

Логопед:

А какой буквой обозначим звук [щ’]?

Второклассники:

Буквой «щ».

Логопед:

Посмотрим презентацию (Приложение 1).

1 слайд:

У букв «ш» и «щ» есть одинаковый элемент, это короткая прямая наклонная линия с поворотом направо, это «секретик».

l

Посмотрите, я написала три таких «секретика», какая это буква?

ш

Второклассники:

Это буква «ш».

2 слайд:

Логопед:

А теперь я написала петельку. Какая теперь написана буква?

Второклассники:

Буква «щ».

3 слайд:

Логопед:

Посмотрите, нет петельки.

ш

Второклассники:

Буква «ш».

4 слайд:

Логопед:

Написала петельку.

щ

Второклассники:

Буква «щ».

Логопед:

Ш и Щ родные сёстры,

Но у Щ есть хвостик острый.

(И. Блюмкин)

Логопед демонстрирует плакат.

Логопед:

Сделаем вывод об особенностях написания букв «ш» и «щ».

Второклассники делают вывод.

7. Письмо букв «ш» и «щ»:

Логопед:

Напишите в тетради один раз букву, которая обозначат звук [ш].

Логопед:

Какую букву написали?

Второклассники:

Букву «ш».

Логопед:

Напишите в тетради два раза букву, которая обозначает звук [щ’].

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Какую букву написали?

Второклассники:

Букву «щ».

Логопед:

Напишите в тетради три раза букву «ш».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Какую закономерность вы заметили в записи букв?

Второклассники:

Буквы «ш» и «щ» чередуются, а их количество увеличивается на один.

Логопед:

Вы всё верно подметили. Продолжите запись букв до конца строки в соответствии с этой закономерностью.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Для чего выполняли задание

Второклассники:

Учились на письме обозначать звуки [ш] и [щ’] буквами, определяли закономерность при записи букв.

8. Динамическая пауза:

Логопед:

Звук [щ’] протяжно звучит,

Щука хвостом шевелит.

Дети выполняют плавные движения, произнося протяжно [щ’].

Логопед:

Шар летел и лопнул вдруг,

Испугались все вокруг.

Дети прыгают, отрывисто называя звук [ш].

9. Чтение слогов:

Логопед:

Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що ша-ща шу-щу

аш-ащ ош-ощ уш-ущ аш-ащ

ши-щи ше-ще шё-щё шу-щу

иш-ищ еш-ещ яш-ящ ёш-ёщ

Второклассники читают слоговую таблицу. Логопед обращает внимание на гласные и чтение согласных.

Логопед:

Ребята, сделаем вывод:

Второклассники:

Какая бы гласная не стояла бы после буквы «ш», называем звук твёрдо. Какая бы гласная не стояла рядом с буквой «щ», называем звук мягко.

10. Письмо слогов под диктовку:

Логопед:

Мы читали слоги, обращали внимание при чтении не только на согласные, но и на гласные. А теперь попробуем написать слоги по диктовку. Будем писать слоги с буквой «ш» в первую строку, а с буквой «щ» – во вторую.

Напишите «ши».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

В какую строку написали слог?

Второклассники:

В первую.

Логопед:

Почему?

Второклассники:

Согласный звучал твёрдо, значит это буква – «ш».

Логопед:

Какую гласную букву написали?

Второклассники:

Букву «и», сочетание «ши» пишем с буквой «и».

Логопед диктует слоги для записи, выясняя написание согласных и гласных букв.

Логопед:

Сделаем вывод, чему учились.

Второклассники:

Мы различали звуки [ш] и [щ’] в слогах, обозначали их буквами; учились обозначать гласные звуки буквами.

11. Дифференциация звуков [ш] и [щ’] в словах:

Логопед:

У вас на столе лежат буквы Я назову слова, а вы поднимите букву, которую надо написать в этом слове.

Слова: щётка, щенок, тащить, пушистый, рощица, вершина, камыши, вещица, тощий, крушина.

Второклассники поднимают соответствующие буквы.

Логопед:

На столе у вас три чистых листочка, напишите на них гласные буквы «ё», «и», «е». А теперь я снова назову эти слова, а вы поднимите на этот раз гласные, которые напишем в этом слове, после букв «ш» и «щ».

А теперь допишите в словах пропущенный слог с согласными «ш» и «щ» и гласными «ё», «и», «е».

Слова: ..лчок, кув..н, пры..к, кро..т, ..пка..потка, пи..т, горо..на, ..лк, за..тник, вер..на.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Сделаем вывод.

12. Работа с предложением.

Логопед:

Закончите предложения, дописав последнее слово.

Второклассники выполняют задание.

В нашем шкафу много... . (Вещей). Лягушки едят мелких жучков и... . (Мошек). Первобытные люди жили в... . (Пещерах).

Логопед:

Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

13. Дифференциация букв «ш» и «щ» в тексте:

Логопед:

Вставьте в текст пропущенные буквы «ш» и «щ»:

Второклассники выполняют задание.

У _уры _еглова есть _енок. _енка зовут _арик. _енок ута_ил _ётку под _каф. _ура и_ет _ётку.

Логопед:

Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

14. Итог занятия:

Логопед:

А теперь сделаем вывод по всему занятию. Назовите тему занятия.

Второклассники:

Различай ш и щ.

Логопед:

В чём основное различие звуков [ш] и [щ’]?

Второклассники:

Положение языка. На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.

Логопед:

В чём отличие букв «ш» и «щ»?

Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.

Какую гласную напишем после «ш», если услышим или произнесём [шы].

Второклассники:

Букву и.

Логопед:

Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шэ] или [щ’э].

Второклассники:

Букву е.

Логопед:

Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шо] или [щ’о].

Второклассники:

Букву о или ё.

15. Рефлексия

16. Оценка деятельности детей на занятии

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ «Ш» и «Щ»

В нынешнее время среди учащихся начальных классов много детей, страдающих дисграфией. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Нередко учителя начальных классов и преподаватели русского языка считают дисграфические ошибки нелепыми и, не имея возможности объяснить их появление, ищут причину в личностных качествах ученика, обвиняя его в невнимательности и небрежном отношении к письму. А между тем причинами дисграфии являются дисфункции в работе отдельных зон ЦНС, отвечающих за речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Несовершенство работы одного из анализаторов ведет к появлению в тетрадях учеников «непонятных» ошибок.

В настоящей работе предлагается ряд занятий по устранению дисграфии, в основе которой лежат нарушения зрительного восприятия, пространственно-временной ориентировки и недостаточность кинестетической и динамической стороны двигательного акта. Вследствие данных нарушений ребенок испытывает трудности в зрительном восприятии элементов букв, у него нарушается контроль за ходом двигательных актов во время письма. В тетрадях таких детей обнаруживаются замены сходных по написанию строчных («б» - «д», «в» - «д», «т» - «п», «м» - «л», «и» - «у» и т.п.) и прописных букв («Р» - «Г», «Т» - «П», «З» - «Е»), недописывание элементов букв. У детей с подобными нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема). А.Н. Корнев называет данное нарушение письма «диспраксической дисграфией».

Диспраксическая дисграфия является довольно стойкой и сложно поддается исправлению.

Возникновение дисграфии свидетельствует о наличии у ребенка нарушений функционирования ЦНС. Работу с учеником-»дисграфиком» необходимо начинать с устранения причин ее возникновения, а не с устранения следствий данных нарушений. Коррекция данного вида дисграфии требует комплексного подхода. Этой проблемой должны заниматься несколько специалистов коррекционно-развивающей поддержки.

На первом этапе основная роль отводится психологу и дефектологу, которые организуют диагностическую работу по оценке состояния ВПФ у ребенка и проводят коррекционные занятия, направленные на формирование зрительного восприятия, пространственно-временных представлений, развитие и коррекцию мелкомоторных движений. Дефектолог и психолог формируют у ребенка умение ориентироваться в схеме собственного тела, среди окружающих предметов, на листе бумаги, устраняют трудности мелкомоторной координации, расширяют двигательные возможности кистей и пальцев рук.

Материалы по устранению сложностей пространственно-временного ориентирования, коррекции зрительного восприятия и совершенствованию мелкой моторики рук широко представлены в работах А.Н.Корнева, А.В.Семенович, И.Н.Садовниковой, Р.А.Лалаевой, Е.А.Катаевой и др. Лишь после данного подготовительного периода логопеду следует приступать к сравнительному анализу и дифференциации смешиваемых букв.

В программах известных авторов-логопедов (Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой и др.) представлены комплексы упражнений для дифференциации букв, сходных по написанию. Но в данных упражнениях отрабатываются наиболее часто встречающиеся варианты замен по оптическому и кинестетическому сходству. А в работах детей попадаются и иные, пусть более редкие, замены. Так, по моим наблюдениям, у 20–30% детей, страдающих данным видом дисграфии, существуют трудности при написании буквы «щ». У этих учеников слова при письме приобретают искажения («пишевой», «шекотно» и т.д.). В связи с этим возникла необходимость разработки системы упражнений для дифференциации букв «ш» и «щ».

Предлагаемый комплекс из девяти занятий позволяет устранить сложности, связанные с написанием буквы «щ». Система упражнений была успешно опробована на базе ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367 с учащимися, имеющими ослабленное здоровье.

Результат коррекционной работы достигается благодаря подключению зрительного анализатора (буквы должны ассоциироваться ребенком с образом какого-либо предмета, зрительно сходным с буквой) и отработке правильности начертания буквы на основе кинестезий. Так, при написании «ш» в слове после нескольких занятий у ребенка четко формируется ассоциативный образ буквы со сложенным шнурком, а при написании «щ» - с щукой, имеющей длинный хвост. Одновременное сопоставление образа буквы и предмета с последующим проговариванием (например: «щ» - это щука с длинным хвостом, пишу, хвостик) позволяет четче контролировать движения руки, что впоследствии позволит исключить замену «щ» на «ш».

Занятия разработаны с учетом общедидактических и специальных принципов обучения.

Дифференциация звуков «ш» и «щ» на первоначальных этапах отрабатывается на наиболее мелких языковых единицах. От занятия к занятию усложняется речевой материал, а также растет уровень сложности предлагаемых заданий. Это позволяет ученику по окончании курса овладеть дифференциацией звуков в текстах, воспринимаемых на слух.

Интересные игровые приемы и наглядный материал, используемые в коррекционной деятельности, содействуют положительному отношению учащихся к работе, что создает благоприятные условия для преодоления нарушений письменной речи. Многократность и вариативность заданий позволяет прочно закрепить не только отрабатываемый навык письма, но и умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, обогатить лексико-грамматический строй речи, развить внимание, память, навыки самоконтроля.

Данная система упражнений предназначена для коррекционной работы с учащимися начальных классов массовых и специальных (коррекционных) школ. Предлагаемый материал могут использовать как логопеды, так и учителя начального звена школ, желающие сократить число специфических ошибок у своих учеников при письме.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: знакомство с оптическим образом букв «ш» и «щ».

Вступительная часть

1. Педагог демонстрирует детям сложенные из проволоки буквы «ш» и «щ», предлагает назвать их.

2. Дети самостоятельно складывают проволоку в виде букв «ш» и «щ».

3. Логопед предлагает ребятам подумать, на что похожи эти буквы.

После вариантов детей педагог вывешивает картинки: «ш» в виде шнурка, «щ» в виде щуки. Объясняет: буква «ш» выглядит как сложенный шнурок, «щ» похожа на щуку, у которой есть хвост.

4. Ученик проводит пальцем по стилизованной букве, запоминая ее графический образ. Затем «пишет» буквы в воздухе, проговаривая: «ш» - шнурок, «щ» - щука.

Основная часть. Задания

1. Записать под диктовку, проговаривая: «ш» - шнурок; «щ» - щука.

Ш, Ш, Щ. Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ.

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

2. Продолжить ряд, не меняя последовательности:

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

3. Из продиктованных слогов записать только буквы «ш» или «щ»:

шу, ши, щи, ще, ош, що, ша, аш, ща, щи, ещ, уш, ющ, ше.

4. Придумать слова, которые начинаются на звук «ш» и «щ». Записать их в две строчки.

5. Какие слова заколдовала Баба-яга?

Заключительная часть

Педагог предлагает ученикам вспомнить, на что похожи буквы «ш» и «щ». Чем отличается написание этих букв?

Ребенок еще раз повторяет написание букв в воздухе.

Домашнее задание. Нарисовать буквы «ш» и «щ» в виде шнурка и щуки.

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: закрепление образа букв «ш» и «щ».

Педагог предлагает вспомнить, какие буквы сравнивали на прошлом занятии. На что похожи эти буквы?

Проверяет, как ученик справился с домашним заданием.

Основная часть. Задания

1. Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву «щ» - красным.

Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Щ Щ Щ Ш

Ш Щ Щ Щ Ш Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Ш

Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Щ Ш Щ Ш

2. Прописать две строки букв, не меняя последовательности, проговаривая: «ш» - шнурок, «щ» - щука.

Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш

3. Записать под диктовку слоги (перед написанием вспомнить зрительный образ буквы «ш» и «щ»): ащ, шу, уш, ющ, ща, шо, ще, щи, ош, ши, ещ, ша, щё.

4. а) Разложить картинки на две стопки: в одну - слова, в которых встречается звук «ш», в другую - слова, в которых встречается звук «щ».

б) Записать в первую строку слова со звуком «ш», во вторую - со звуком - «щ».

5. а) Вставить в слова буквы «ш» или «щ»:

…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе...ера.

б) Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Заключительная часть

Педагог напоминает, что ученику необходимо каждый раз, когда ему встречается буква «ш» или «щ», вспоминать ее образ, проговаривая: «ш» - шнурок или «щ» - щука.

Домашнее задание. Вставить в слова буквы «ш» или «щ»: Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах.

Вступительная часть (повторение)

1. Вылепить букву «щ» из пластилина.

2. Вспомнить: а) на что похожи буквы «ш» и «щ»?

б) Как нужно проговаривать, если в слове встречаются эти буквы?

3. Записать под диктовку слоги: ащ, щу, шу, еш, иш, ещ, що, аш, ща, ще.

Основная часть

1. Вставить в слова буквы «ш» или «щ». Показать, из какой трубы вылетел дым (см. рис. вверху).

Записать эти слова.

2. Графический диктант. Обозначить слово схемой и записать букву «ш» или «щ», которая встречается в этом слове.

Ищейка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок, хвостище.

3. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у, за…ито, …екотно, …ит.

4. Придумать словосочетания со словами и записать их. (Слово произносится педагогом. Ребенок определяет на слух, какую букву - «ш» или «щ» - будет писать в этом слове, составляет словосочетание).

Товарищи, машина, вещевой, орешник, сушить, общий.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах и словосочетаниях.

Организационный момент.

Вступительная часть
(повторение)

1. Вспомнить, из каких элементов состоят буквы «ш» и «щ», в чем их отличие.

2. Из произнесенных педагогом слогов записать только слоги с буквой «щ».

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить два букета. Записать получившиеся слова.

2. Нарисовать свою поляну с цветами, поместив справа цветы со словами, в которых есть буква «щ», а слева - цветы, в которых есть «ш».

3. Подчеркнуть в стихотворениях буквы «ш» и «щ». Выписать из стихотворений слова с буквами «ш» и «щ» в два столбика.

Щетинка - у чушки,
Чешуйка - у щучки.

Поросенок Тошка полюбил картошку.
- Кушай, Тошка, с молочком,
Лезь в корыто пятачком.

4. Зрительный диктант (записать слова по памяти)

Плащ, ищу, шиповник, тащил, мишка, ящик.

5. Исправь ошибки. Составь словосочетания со словами из первого и второго столбика.

ЛЕТЯШИЙ
ПОЮЩИЙ
ВЬЮШИЙСЯ
ПУЩИСТЫЙ
ПЛЮШ
ШЕНОК
ЩЕГОЛ
ЩАР

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ». Переписать скороговорку.

На пло..ади пу…истый щенок
Ута..ил у каменщика пла.…

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель:

Вступительная часть
(повторение)

1. Из продиктованных педагогом слогов записать слоги с буквой «щ»:

Шу, ща, що, ши, ищ, ящ, ше, ще, ущ, ющ, аш, ша, ещ.

2. Разгадать кроссворд.

По горизонтали: 2. Сказочный герой, живущий в лесу. 3. Как иначе можно назвать худого человека. 5. Настольная игра.

По вертикали: 1. Что вешают на окна. 2. Речная рыба 4. Собака на разыскной службе. 6. На что закрывают дверь.

Основная часть

1. Составить со словами из кроссворда словосочетания и записать их.

2. Вставить буквы «ш» и «щ» в словосочетания. Переписать. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Узкая …ель, стирать с поро…ком, …ире шаг, ловить …уку, просить про…ения, за…топать носки, удобная при…епка.

3. Вставить буквы «ш» и «щ» в слова. Переписать скороговорку. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Щенок - бегаю…ий и лаю…ий,
Щегол - летаю…ий и пою…ий,
Мы…онок - …устрый и пи…ащий.

4. Слуховой диктант

Кашель, шутка, страшилище, роща, карандаш, удилище,

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить буквы, записать стихотворение. Выучить его наизусть.

Два …енка, щека к щеке,
Щиплют …ётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка - щелк …енков с плеча!
Два щенка у…ли ворча.

С. Михалков

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словосочетаниях и предложениях.

Вступительная часть (повторение)

1. Помогите сказочным героям найти свою букву: «щ» или «ш».

Запишите имена героев в тетрадь. Подчеркните «ш» и «щ».

2. Слуховой диктант

Ноша, кошка, священный, крещение, слаще, слушать, еще.

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить словосочетания со словами из первой и второй строчки.

Слыщен, колыщется, прошмыгнула, длинные, плывуший.

Шупальца, яшерица, камыщ, шебет, ёрщ.

Подчеркнуть «ш» и «щ».

2. Переписать предложения, вставляя пропущенные «ш» или «щ».

На болоте растут хво…и.
Мы…онок и…ет хлебные кро...ки.
Нарисуйте треугольник с помо…ью линейки и каранда…а.

3. Закончить предложения.

В нашем шкафу много … .
Лев не травоядный, он - … .
Первобытные люди жили в … .

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить пропущенные буквы. Составить словосочетания со словами. Записать их. Подчеркнуть «ш» и «щ».

У…елье, …ипать, ко…елёк, уси…и, че…уя, бор… .

ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение):

1. Вставить буквы в слова. Какие сардельки съест кошка, а какие - щенок?

2. Зрительный диктант

Прошу пощады, шумная трещотка, большое пожарище, получишь прощение.

Основная часть

1. Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

Е..ё в полях белеет снег,
А воды уж весной …умят.

2. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Ящерицы

Ящерица - хи...ник. Охотятся я..ерицы на мелких мо...ек и жучков.

Любят ящерицы погреться на солны…ке. Залезают на камни, коряги и …епки, ...урятся, солнышку спинки подставляют. Ящерицы очень шустры. Ты е...ё только крадё...ся к ней, а она уже под до..ечкой про…мыгнула и пропала.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Записать предложения, исправив ошибки.

Лёша из дошечек построил яшик для картощки.
На вешевом рынке Яше купили хорощие ботинки.
Прошла зима, зашебетали птицы.

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: дифференциация «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение)

Из данных слов образовать название профессии человека.

О б р а з е ц: прядь - прядильщик.

Уголь, приём, камень, баня, паром, дрессировка.

Основная часть

1. Слуховой диктант

Угольщик зашел в шахту.
Банщик насушил березовых веников.
Дрессировщик вышел на арену.
На крыше работал кровельщик.

2. Списать предложения, исправляя ошибки.

В праздник крешения многие веруюшие купаются в проруби.
Солдат бесстращно зашищал Родину.
Натащин товариш всегда придет на помошь.

3. Списать текст, исправляя ошибки.

Весна

Вот и прищла весна. Солнышко показывается чаше. Ешё на прощлой неделе лежал снег, а сейчас на проталинах видна зеленеюшая трава. Скоро зашумят ручьи. В лесу уже слышно шебетание птиц: «Прошай, зима!»

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Составить рассказ, используя слова для справок и вопросы.

Слова для справок: река, камыши, весна, мелкие рыбёшки и крупная рыба, хищная рыба.

Вопросы: Кто такая щука? Где живет щука? На кого охотится щука? Когда и где выводятся щурята?

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: проверить прочность усвоенных знаний по теме «Дифференциация «ш» и «щ».

Основная часть

1. Списать поговорки, исправляя ошибки.

Щи да каща - пиша наща.
Шипцы да клеши - вот наши веши.

2. Диктант

В роще

Миша и Паша - хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок Проша. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Проша бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался. Миша и Паша смеялись.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы: тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. - СПб., 2006.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 2003.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999.

Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. - СПб., 2003.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. - М., 2004.

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль, 2004.

Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. - Ярославль, 2001.