Психология  Истории Обучение 

Раскройте основные этапы становления человека современного. Время возникновения человека. Поделки из кости Изображения животных Типы ожерелий

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее б млн. лет назад. Первые представители рода Ноmo появились около 2 млн. лег, а современный человек - не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 - 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

В эволюции человека (Ноmo) различают три этапа (кроме того, некоторые ученые выделяют в отдельный вид еще и вид Ноmo habilis- человек умелый) Вот они:

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид "человек прямоходящий" - Homo erectus).

2. Древние люди - неандертальцы (первые представители вида человек разумный - Ноmo sapiens).

3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид "человек разумный" - Ноmo sapiens/

Таким образом, следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице - уже "первый человек", первый представитель рода Ноmo. Это "человек умелый" (Ноmo habilis).

В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками "человека умелого" самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как элект-рическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст "олдовайской галечной культуры", как ее назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет.

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом "облегчить" череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

Галечные орудия "человека умелого" постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

Другая ветвь эволюции рода Ноmo, стоящая, по оценкам биологов, выше "человека умелого", - "человек выпрямленный" (Ноmo егесtus).

Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по-латыни -- "обезьяночеловека"), синантропа ("китайского человека" -- его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

Питекантроп - "обезьяночеловек". Останки его были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем и ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 - 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом - это географический вариант человека прямоходящего.

Их часто называют обезьянолюдьми. "Человек выпрямленный" уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и "человек умелый" уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой "человеку умелому", видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ).

Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Форма челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 - 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его сущности.

1.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.

По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1)креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2)биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3)трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4)мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5)космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.(Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)

Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

человек произошел от животных предков;

человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

2. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»).

Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6-8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей - одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой - ведущей к человеку.

Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis - южный + греч. pithekos - обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.

Около 2-1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.

2.1 Этапы становления человека

В процессе становления человека условно выделяют три этапа: древнейшие люди; древние люди; современные люди.

3.2 Отличия человека от животных

Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

3.2.1 развитие разума

Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления - понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты - генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

3.2.2 речь

И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных - наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

3.2.3 трудовая деятельность

Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.

3.2.4 использование огня

Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали, тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.

3.2.5 разделение труда

Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

3.2.6 семейно-брачные отношения

Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Все перечисленные фундаментальные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

3.3 Специфические особенности человека

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально -параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума − мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объем мозга составлял 500 —600 см 3 , у питекантропа — до 900 см 3 , у синантропов — до 1000 см 3 . Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у современного человека. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом.

Таким образом, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий существования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

4 СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид − Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Хотя развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим большой интерес вызывает такое современное течение, как социобиология.

Социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.

Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. Здесь не вызывает сомнений тот факт, что человек — часть живой природы, и поэтому он подчиняется биологическим законам, однако объяснение поведения человека только в биологическом аспекте вряд ли правомерно.

Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30—40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии.

Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.

С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений.

Биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие — непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее.

Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.

Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее.

В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.

Общество всегда вынуждено в той или иной мере считаться с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих на этой основе потребностей. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребность нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом.

Появление человека - огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растёт, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм - область изучения биологических наук. Биологическое выражается и в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным?

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Организм и личность — две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек - существо биосоциальное.

1.Акимова, Т.А. Экология: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова. В.В. Хаскин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов.−М.: АСТ; Астрель, 2004. −382 с.

3.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под редакцией Л. А. Михайлова.− СПб.: Питер, 2008. − 336с.

4.Николайкин Н.И Экология:Учебник для вузов/Н.И. Николайкин, Н.Е Николайкина,О.П.Мелехова.−3-е изд.,стереотип.−М.: Дрофа,2004.−624 с.

5.Обществознание: Учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. −4-е изд.,
− М.: Дрофа, 2004.−480 с.

6.Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / А.П. Садохин. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.−447 с.

7.Ситаров В. А. Социальная экология: Учеб. пособие/ В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов.− М.: Издательский центр «Академия», 2000. −280 с.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).

Дриопитеки - древнейшие предки человека. Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отдели­лись две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангу­тан, шимпанзе), и гоминид, давших начало возникновению че­ловека. Фактическое основание для выделения гоминидов как наибо­лее раннего предка человека - это большое сходство в строении и функциях понгид и человека. Предполагается, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших в миоцене примерно 25-30 млн. лет назад. Способность человеческой руки вращаться во все сто­роны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла воз­никнуть только у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Древесная жизнь способствовала совершенствованию слож­ных и тонко координированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хвата­тельная функция кисти явилась предпосылкой к манипулиро­ванию предметами и превращению ее в руку человека.

Наиболее древним представителем эволюционной линии гоминид многие ученые считают рамапитека.

Стадия протоантропа. Представи­теля нового вида назвали «зинджантроп» (в переводе с арабского - «человек Восточной Африки») и предложил объеди­нить всех трех предшественников человека в один род австра­лопитековых.

Коренные и предкоренные зубы зинджантропа имели особен­ности строения, характерные для гоминид, и свидетельствовали о питании растительной пищей. Однако зинджантроп употреб­лял и мясную пищу, что подтверждалось строением резцов и клыков, а также обилием найденных на его стоянке костей разных животных и грубо обработанных орудий, которыми он, несомненно, пользовался при охоте и разделывании добычи. Австралопитеки отчетливо сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Таз и нижние конечности их похожи на таз и ноги человека, что свидетельствует о передвижении австралопите­ков на двух ногах. Рост их составлял около 150 см, масса 50 кг.

Стадия архантропа. Были найдены останки еще одного существа. Вначале его назвали «презинджантропом». Строение костей верхней конечности презинджантропа свидетельствовало о хорошо развитой хватательной функции, а нижних - о пол­ном приспособлении к прямохождению. Кривизна нижней че­люсти свидетельствовала о возможном овладении зачатками речи. Все это были свидетельства несомненной целенаправленной деятельности и ему дали название «человеком умелым» и выделили его в новый вид - Homo habilis. По многим признакам он был ближе к современному человеку. Следующим звеном на пути эволюции архантропа принято считать древнейших людей типа питекантропа (1 -1,3 млн. лет). Термин «питекантроп» (обезьяночеловек) ввел Э. Геккель для характеристики промежуточного звена между обезьяной и чело­веком. Среди характерных черт новой находки выделялось значительное развитие мозга (800-1200 см3), что представляло собой огромный скачок на пути эволюции к современному человеку. В то же время у яванского человека отмечались такие примитивные признаки, как низкий лоб, малая высота черепа и его массивность, сильно развитые надбровные валики.



Переход к прямохождению сопровождался двумя круп­нейшими ароморфозами в эволюции человека.1), прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности.2), благодаря верти­кальному положению тела значительно возрос объем восприни­маемой информации, что обусловило вместе с трудовой деятель­ностью быстрое развитие мозга и способность к групповому адаптивному поведению. Н. erectus овладел искусством изготовления орудий из камней и палок (галечная культура), научился пользоваться огнем и вареной пищей. На стадии архантропа начинается широкий биологический прогресс гоминид - распространение по разным частям света и диффе­ренциация на отдельные внутривидовые формы.

Стадия палеоантропа (неандертальца). Неандерталец явля­ется промежуточным звеном между Homo erectus или другими, неизвестными видами архантропов и современным человеком. Мозг неандертальца уже достигал объема 1200- 1400 см3. Характерными же его признаками были уплощенная черепная коробка, выступающие вперед челюсти, отсутствие подбородка, огромные надглаз­ничные валики и очень большие глазницы. Для стадии неандертальца характерна высо­коразвитая палеолитическая куль­тура.

Стадия неоантропа (чел совр типа). По-видимому, неандертальский человек представлял собой полиморфный вид, из к-го мог формироваться в разных участках его ареала человек современного типа. Вопрос о том, в каком месте земного шара сформировался вид Homo sapiens, составляет предмет дискуссии между сторон никами моноцентризма и полицентризма. Моноцентристы считают, что неоантроп возник в одной области и произошел от одной группы палеоантропов (принцип монофилии). По мнению полицентристов, каждая раса современного человека имела своего предка палеоан­тропа и приобрела черты современного человека конвергентно и независимо от других рас (принцип полифилии). Неоантроп (кроманьонец) характеризовался значительным развитием отделов мозга, связанных с трудовой деятельностью и речью, в частности большими размерами височной доли, а также переднего отдела лобной доли, ответственного за контролируемое поведение, необходимое в условиях общественной жизни. Становление человека разумного отмечено двумя очень важ­ными моментами: - завершается формирование устойчивого, характерного для вида Homo sapiens морфоло­гического типа, - низкий уровень и темп развития ору­дийной деят-ти у палеоантропов сменился у неоантропа быстрым ростом культуры. С возникновением устойчивого мор­фологического типа современного человека его биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась социальным раз­витием.

75. Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции. Новые эволюционные концепции .

Критика синтетической теории эволюции. Синтетическая теория эволюции не вызывает сомнений у большинства биологов: считается, что процесс эволюции в целом удовлетворительно объясняется этой теорией. В качестве одного из наиболее часто критикуемых общих положений синтетической теории эволюции можно привести ее подход к объяснению вторичного сходства, то есть одинаковых морфологических и функциональных признаков, которые не были унаследованы, а возникли независимо в разных линиях эволюции организмов. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются генотипом и характером отбора. Поэтому параллелизм(вторичное сходство родственных существ) объясняется тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от своего недавнего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты сходства, развивающиеся в достаточно удалённых линиях, часто бывают неадаптивны и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое возникновение одинаковых генов и их сочетаний заведомо исключается, поскольку мутации и рекомбинация - случайные процессы. В ответ на такую критику сторонники синтетической теории могут возразить, что представления С. С. Четверикова и Р. Фишера о полной случайности мутаций в настоящее время значительно пересмотрены. Мутации случайны лишь по отношению к среде обитания, но не к существующей организации генома. Сейчас представляется вполне естественным, что разные участки ДНКобладают различной устойчивостью; соответственно, одни мутации будут возникать чаще, другие - реже. Кроме того, наборнуклеотидов весьма ограничен. Следовательно, существует вероятность независимого (и притом вполне случайного, беспричинного) появления одинаковых мутаций. Эти и другие факторы обуславливают значительную вторичную повторяемость в структуре ДНК и могут объяснять происхождение неадаптивного сходства с позиций неодарвинизма как случайного выбора из ограниченного числа возможностей. Другой пример - критика СТЭ сторонниками мутационной эволюции - связан с концепцией пунктуализма или «прерывистого равновесия». Пунктуализм основан на простом палеонтологическом наблюдении: продолжительность стазиса на несколько порядков превышает длительность перехода из одного фенотипического состояния в другое. Судя по имеющимся данным, это правило в общем справедливо для всей ископаемой истории многоклеточных животных и имеет достаточное количество подтверждений. Авторы пунктуализма противопоставляют свой взгляд градуализму - представлению Дарвина о постепенной эволюции путем мелких изменений - и считают прерывистое равновесие достаточным поводом для отрицания всей синтетической теории. Столь радикальный подход вызвал дискуссию вокруг концепции прерывистого равновесия, длящуюся уже 30 лет. Большинство авторов сходится на том, что между понятиями «постепенная» и «прерывистая» имеется лишь количественная разница: длительный процесс предстает мгновенным событием, будучи изображен на сжатой временной шкале. Поэтому пунктуализм и градуализм следует рассматривать как дополнительные понятия. Кроме того, сторонники синтетической теории справедливо отмечают, что прерывистое равновесие не создает для них дополнительных трудностей: длительный стазис можно объяснять действием стабилизирующего отбора (под действием стабильных, относительно неизменных условий существования), а быстрое изменение - теорией смещающегося равновесия С. Райта для малых популяций, при резких изменениях условий существования и/или в случае прохождения вида или какой-либо его изолированной части, популяции, через бутылочное горлышко.

Скачать
презентацию
<< Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его >>

Три главных направления исследования процесса становления человека. Связывает антропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции земной коры, устанавливая таким образом недостающие звенья в процессе возникновения человека современного типа. Исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования отличительных свойств человека (прямохождения, развития речи и мышления). Занимается уточнением общей теории антропогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляю-щегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

Слайд 3 из презентации «Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества.ppt» можно в zip-архиве размером 3358 КБ.

Скачать презентацию

Человек и общество

«Учения об обществе и человеке» - Техницизм. Древняя Греция. Ценностный подход. Мифы. Аристотель. Адам Смит. Средние века. Постмарксизм. Материалистическое понимание общества. Учения об обществе и человеке. Сущность теории общественного договора. Формы государственного правления. Функции. Экзистенциализм. Новое время. Человек. Возрождение.

«Человек в обществе» - Религиозные учреждения, способствовавшие распространению грамотности в Средние века. Наука о рождаемости, смертности и перемещении населения. Ребенок 500. Духовная сфера 200. Экономика 200. Какую социальную норму иллюстрирует пример? Ребенок 200. Но фирма не выполнила своих обязательств, и комбинат несет убытки.

«Ролевая концепция личности» - Социальная роль. Личность. Социальная мобильность. Социальный статус и ролевой набор личности. Ролевые конфликты. Ролевое поведение. Ролевая концепция. Ролевая концепция личности. Ролевое напряжение. Освоение новой роли. Ролевое обучение. Характеристики социальной роли. Иерархия статусов. Внутригрупповые роли.

«Положение человека в обществе» - Наказания за убийство. Основные социальные группы. Социальная роль. Задачи по социологии. Доля в населении. Социальный статус. Ключевые понятия. Социальный статус и социальная роль. От чего зависит положение человека. Проблема исследования. Место, которое человек занимает в социальной структуре. Анализ таблиц.

«Социальные статусы и роли личности» - Портрет. Обязанности. Статус. Виды статусов. Статусный набор (портрет) человека. Роберт Кинг Мертон. Статусные представления. Достигаемый статус. Приписываемый статус. Ролевой набор. Дистанцирование от роли. Статусный портрет человека, или статусный набор. Статусный набор. Понятие «статус». Социальный статус.

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков.

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей).

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы; древние люди, или палеоантропы; современные люди, или неоантропы.

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см3.

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см3.

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами. Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.

Человеческие расы - это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную. Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки. Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.