Психология  Истории Обучение 

Интересные теории в психологии. Психология

1.3. Основные психологические теории

Ассоциативная психология (ассоцианизм ) – одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем (384–322 до н. э.), выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике, представителями которого были французский философ Р. Декарт (1596–1650), английские философы Т. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), нидерландский философ Б. Спиноза (1632–1677) и др. Сторонники этого учения сравнивали организм с машиной, запечатлевающей следы внешних влияний, в результате чего возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: английский и ирландский философ Дж. Беркли (1685–1753) и английский философ Д. Юм (1711–1776) рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а английский врач и философ Д. Гартли (1705–1757) создал систему материалистического ассоцианизма. Он распространил принцип ассоциации на объяснение всех без исключения психических процессов, рассматривая последние как тень мозговых процессов (вибраций), т. е. решая психофизическую проблему в духе параллелизма. В соответствии со своей естественно-научной установкой Гартли построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма.

В начале XIX в. в ассоцианизме утвердилось воззрение, согласно которому:

Психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

Элементы первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) вторичны и возникают посредством ассоциаций;

Условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

Закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоцианируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (немецкий психолог Г. Эббингауз (1850–1909) и физиолог И. Мюллер (1801–1858) и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением И.П. Павлова об условных рефлексах, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии .

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». На рубеже XIX – ХХ вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. Э. Торндайк, изучая реакции животных в эксперименте, установил, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок, истолкованным как «слепой» отбор произведенных наугад движений. Этот вывод был распространен на процесс учения у человека, причем качественное отличие его поведения от поведения животных отрицалось. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорировались.

В тот же период в России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Их работы оказали на бихевиористов значительное влияние, но были истолкованы в духе крайнего механицизма. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения согласно концепции бихевиоризма фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ). По мнению бихевиористов, процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) не поддаются научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению.

Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и послужили одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, особенно касающихся научения – приобретения организмом новых форм поведения.

Вследствие методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 1920-х гг. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах (например, Э. Толмен), пришли к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего (ментального) плана поведения и другие, а также обратиться к физиологическим механизмам поведения.

В настоящее время лишь немногие из американских психологов продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Наиболее последовательно и непримиримо отстаивал бихевиоризм Б.Ф. Скиннер. Его оперантный бихевиоризм представляет отдельную линию в развитии данного направления. Скиннер сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику его учения. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий навыки либо закрепляются, либо отвергаются. Скиннер полагал, что именно эти реакции преобладают в адаптации животных и являются формой произвольного поведения .

С точки зрения Б.Ф. Скиннера главным средством формирования нового типа поведения является подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательное наведение на нужную реакцию». Выделяются а) первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.; б) вторичные (условные) – привязанность, деньги, похвала и т. п.; 3) позитивные и негативные подкрепления и наказания. Ученый считал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны при контроле за поведением человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказания – наиболее общий метод такого контроля.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке: он рассматривал человека как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств, а его мышление, память, мотивы поведения описывал в терминах реакции и подкрепления.

Для разрешения социальных проблем современного общества Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Одним из средств выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Б.Ф. Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания и закон субъективной оценки вероятности последствий, суть которых состоит в том, что человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным последствиям. Он субъективно оценивал вероятность их наступления и полагал, что чем больше возможность появления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-психология выступила против выдвинутого В. Вундтом и Э.Б. Титченером принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была первоначально применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения гештальт-психология противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов и человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально-логических операций и алгоритмов.

Хотя идеи гештальтпсихологии и полученные ею факты способствовали развитию знания о психических процессах, ее идеалистическая методология препятствовала детерминистскому анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма.

Главные представители гештальтпсихологии – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения.

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известными направлениями глубинной психологии являются фрейдизм и неофрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология.

Фрейдизм – направление, названное по фамилии австрийского психолога и психиатра З. Фрейда (1856–1939), объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.

Топическое рассмотрение означало схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих свое особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались внутренней цензурой. С начала 1920-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и СверхЯ (Супер-Эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное». Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с позиции переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо).

Энергическим источником согласно Фрейду является Оно (Ид). Ид – средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения.

Супер-Эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), Супер-Эго проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-Эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии .

Важную роль в формировании мотивации фрейдизм отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используются анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в «обезвреженной» форме.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем: бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречия и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пан-сексуализм), антагонизма сознания и бессознательного.

Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся американские психологи К. Хорни (1885–1952), Э. Фромм (1900–1980), Г. Салливен (1892–1949).

Согласно К. Хорни причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Э. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства. Г.С. Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное австрийским психологом А. Адлером (1870–1937). Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии.

Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961), давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления – психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса.

Целью психического развития человека аналитическая психология считает индивидуацию – особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции.

Аналитическая психология неадекватно представила данные истории, мифологии, искусства, религии, трактуя их как порождения некоего вечного психического начала. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей – экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от аналитической психологии развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

Согласно гормической концепции англо-американского психолога В. Макдугалла (1871–1938) движущей силой индивидуального и социального поведения является особая прирожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели.

В работах «Социальная психология» (1908) и «Групповой ум» (1920) Макдугалл пытался объяснить социальные и психические процессы изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели, отвергнув тем самым их научное причинное объяснение.

Экзистенциальный анализ (от лат. ех(s)istentia – существование) – это предложенный швейцарским психиатром Л. Бинсвангером (1881–1966) метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Согласно этому методу подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни отчего внешнего «жизненный план». В тех случаях, когда открытость индивида будущему исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения и возникает невроз.

Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из ложной философской посылки о том, что подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения гуманистической психологии следующие: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4) жизнь человека должна

рассматриваться как единый процесс его становления и бытия; 5) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7) человек – это активное, творческое существо.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней – устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (американский психолог Г. Олпорт (1897–1967)), особенно творческих (американский психолог А. Маслоу (1908–1970)), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (американский психолог К. Р. Роджерс (1902–1987)). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии. Роджерс назвал эту форму «терапией, центрированной на клиенте», что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как «клиента», который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуманистическая психология неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Она возникла в конце 1950 – начале 1960-х гг. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (американский психолог С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта .

Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. С позиций отечественной психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Культурно-историческая теория – это концепция психического развития, разработанная в 1920-1930-е гг. советским психологом Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании данной теории ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении (М.М. Бахтин, Э. Сепир и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию.

Согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации (см. 2.4) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредствуется интериоризованными знаками, а психические функции становятся

«культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных процессов у человека.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций – внимания, памяти, мышления.

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о зоне ближайшего развития – периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым знаково-опосредованной деятельности.

Культурно-историческая теория подвергалась критике, в том числе и со стороны учеников Л.С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций, понимание механизма социализации как связанного преимущественно с уровнем знаково-символических (языковых) форм, недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л.С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии.

В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов.

Транзактный анализ – это теория личности и система психотерапии, предложенная американским психологом и психиатром Э. Бёрном.

Развивая идеи психоанализа, Бёрн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих «транзакций» (три состояния эго-состояния: «взрослый», «родитель», «ребенок»). В каждый момент взаимоотношения с другими людьми индивид находится в одном из этих состояний. Например, эго-состояние «родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Кроме того, состояние «родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг.

Определенное место в теории Бёрна отводится понятию «игра», используемому для обозначения всех разновидностей лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место во взаимоотношениях между людьми. Главная цель транзактного анализа как метода психотерапии состоит в том, чтобы освободить человека от этих игр, навыки которых усваиваются в раннем детстве, и научить его более честным, открытым и психологически выигрышным формам транзакций; чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Бёрна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком». Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Основные положения теории трансактного анализа Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция». Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Философско–психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских энциклопедий.

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Основные концепции и принципы теории типов личности Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6–4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Основные принципы социально - когнитивной теории Мы начинаем наше изучение социально - когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими.За

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Социально - психологические теории и «дух времени» Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Основные психологические функции К. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как наиболее универсальное, типическое деление психологических личностей. Но в составе одной и той же группы различия между отдельными ее представителями остаются достаточно очевидными.

Основные предположения генетической теории памяти Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Основные предположения генетической теории памяти 1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Психологические теории мышления Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Основные положения теории привязанности Определение привязанности и теории привязанностиБоулби считает, что мать и младенец входят в некую саморегулирующуюся систему, части которой взаимообусловлены. Привязанность между матерью и ребенком в рамках этой системы

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Теория активного формирования психических процессов и свойств личности. В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной

Из книги автора

2.2. Психологические теории личности На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых

Психология и психика людей изучается огромным количеством специалистов, но продолжает оставаться до конца не понятой и даже загадочной сферой. Это очень зыбкая наука, поскольку все её законы и правила обобщены, но могут не сработать в конкретном случае, и предугадать, когда это произойдёт, достаточно сложно. Психология крайне сложна и многогранна, детальное знакомство с ней напоминает углубление в популярную фантастику, поскольку в этой области можно обнаружить огромное количество интересных и удивительных фактов, известных специалистам и скрытых от простых людей.

Ознакомившись с такими фактами, можно лучше понять себя или действия окружающих, научиться предвидеть возможные варианты развития событий в различных ситуациях и научиться контролировать других тогда, когда в этом есть необходимость. Здесь приведены семь самых удивительных психологических фактов, которые раньше были неизвестными.

Систематическая ошибка выжившего

Этот факт произвёл настоящий фурор не только среди психологов, но и среди обычных людей. Причина такой бурной реакции – наглядность и простота объяснений, которые демонстрируют, как легко человеческое мышление расставляет капканы и вводит в заблуждение. Главная мысль теории о систематической ошибке выжившего заключается в том, чтоб люди предпочитают обращать внимание на успешные истории, пренебрегая историями о фиаско.

Для демонстрации феномена стоит решить в уме простую задачу, которая была поставлена перед группой конструкторов во время Второй Мировой войны: для обеспечения целостности самолёта бронёй можно укрепить только небольшую часть летательного аппарата, чтобы он не стал слишком тяжёлым. После боёв самолёты возвращались, изрешечённые пулями, причём самые густые попадания были на нижней части корпуса и на крыльях. Из-за таких повреждений пилоты еле дотягивали до своей базы. Конструкторами было принято очевидное решение укрепить бронёй именно те части, где фиксировалось больше всего попаданий.

К счастью, к процессу конструирования подключился математик Абрахам Вальд, который сумел взглянуть на проблему по-другому. Он решил обратить внимание на то, в какие части попадали снаряды при фатальных ударах, после которых летательный аппарат сразу падал на землю и разбивался. Оказалось, что это те части, которые у выживших оставались практически целыми. Именно эта целостность дала им шанс закончить бой, поэтому бронировать нужно было участки, которые на их самолётах повреждались меньше, чем изрешечённые. Именно тогда был выведен факт о психологической ошибке выжившего.

Так же происходит при прочтении историй успешных бизнесменов. Их советами зачитывается большое количество людей, испытывая уважение и интерес к чужим успешным биографиям. Только отдельные акулы бизнеса указывают, что гораздо полезнее ознакомиться со статистикой того, какие действия приводят к неудачам, чтобы избежать ошибочных действий.

Очередная иллюстрация этого принципа: рассказы выживших после шторма, которых дельфины толкали в сторону берега, на основании чего люди считают этих морских животных спасателями. Дело в том, что те, кого дельфины толкали в обратном направлении, никогда уже не смогут рассказать свою историю, поэтому людям остаётся довольствоваться только половиной картины, которую они принимают за полную.

Этот психологический парадокс можно считать бальзамом на душу для огромного числа компетентных и незаслуженно неоценённых профессионалов, которые не смогли совершить головокружительный карьерный скачок. В психологии был открыт факт, доказывающий, что более умные и осведомлённые люди часто испытывают сомнения в собственном уме, в то время, как глупые и поверхностные — уверены в собственной мудрости.

Дело в том, что поверхностно осведомлённые специалисты чаще принимают ошибочные решения, но из-за собственной ограниченности и низкой квалификации не способны оценить, что причиной неудачи стала их личная глупость. Более того, их выраженная уверенность в себе, которая легко считывается по манере поведения, убеждает окружающих в том, что перед ними — действительно грамотный и незаменимый специалист. Это объясняет, почему в компаниях и корпорациях часто именно выскочки, не обременённые грузом знаний, делают быструю карьеру.

Ещё один психологический факт показывает, что такой набор качеств позволяет успешно проходить профессиональные собеседования даже у опытных рекрутеров, поскольку большинство вопросов направлены на выявление высокой самооценки, которой у типичных представителей эффекта Даннинга-Крюгера всегда больше, чем у среднестатистического соискателя даже с очень высокой квалификацией.

Если личность не безнадёжна и способна к профессиональному и личностному росту, то понимание своего места на рынке труда неизбежно придёт. Но иногда такие «гении от бизнеса» продолжают кочевать из офиса в офис на руководящих должностях, оставаясь уверенными в собственной незаменимости и в неумении оценить их огромный потенциал предыдущим работодателем.

Этот факт о человеческой психологии не просто интересный, но и способен изменить жизнь каждого человека. Он указывает на то, что наличие небольшого беспорядка понижает планку поведения всех окружающих: при наличии разбитого стекла на улице прохожие начинают чаще бросать мусор мимо урны, хулиганы чаще совершают в этом месте мелкие правонарушения, а жители, которые в другой обстановке вели бы себя более воспитанно, чаще применяют в речи нецензурную брань.

Теория была неоднократно проверена различными экспериментами. Например, на тихой улице из почтового ящика выглядывала десятидолларовая купюра. Из всех прохожих только 13% попытались забрать чужие деньги и присвоить их себе. Поразительно, но этот результат вырос в два раза после того, как рядом с почтовым ящиком была установлена перевёрнутая урна, мусор из которой разлетелся рядом с двором.

Из этого следует, что поведение граждан непосредственно зависит от порядка вокруг, в то время как беспорядок провоцирует на совершение нелицеприятных поступков и делает личность более аморальной.

Несмотря на общую мрачную картину, оптимизм внушает тот факт, что беспорядок не на всех влияет таким образом, если и те, кто не поддаётся внешнему влиянию, сохраняя высокие моральные качества, невзирая на окружающую действительность.

Базовые потребности

Всем порядком поднадоели приевшиеся рекламы с оголённой грудью или фильмы, в которых отсутствие актёрского таланта заменяют показами интимных частей тела. В клипах и на концертных шоу часто присутствуют откровенные костюмы и страстные неоднозначные танцы. Люди ругают такую однотипность, но психологи уверяют, что подобный расчёт менеджеров, раскручивающих звёзд или товары, абсолютно точный.

Дело в том, что при любой деятельности и столкновении с событиями или вещами в непрерывно анализирующем центре мозга одновременно срабатывают три фильтра:

  • Можно ли это съесть?
  • Можно ли с этим заняться сексом?
  • Угрожает ли это жизни?

Подобный интерес сформирован столетиями эволюции и даже при внутреннем сопротивлении ему противостоять трудно, а для большинства – невозможно. Этим можно объяснить случаи, когда после аварии вокруг места происшествия собирается толпа наблюдателей, а подобные ролики и сюжеты в новостях или на Ютубе собирают рекордные количества просмотров за кратчайшие сроки. Можно прочувствовать, что упорное желание подойти поближе к месту аварии непреодолимо, хотя позитивных эмоций такое зрелище не принесёт. Психологический эффект влечёт ознакомиться со смертельной опасностью подробнее, чтобы оградить человека от риска в дальнейшем.

Точно так же срабатывает возмутительная реклама, построенная на откровенных сюжетах, связанных с сексом и насилием. Потребители долго и яростно ругают её, но желанная цель достигнута: внимание привлечено и название неоднократно повторено потенциальными покупателями, которые обязательно выберут этот товар в том случае, если рядом будет находиться неведомый ранее.

Стадное животное

Успешная социальная жизнь – одно из главных требований для нормального психологического самочувствия человека. Какими бы уверенными в себе и стойкими не казались люди, они подвержены «стадному инстинкту», который давно признан психологами, как неоспоримый факт. 80% доверяют общественному мнению в большей степени, чем своему собственному. Обычно это происходит не за одну минуту, но многократное ознакомление с одним и тем же утверждением, которое признаётся обществом, постепенно меняет мнение, и человеку со временем начинает казаться, будто в нём есть рациональное зерно.

Это явление в психологии тоже выработалось за тысячелетия, так как со времён неандертальцев выжить семействами было гораздо легче, чем в одиночку, поэтому спорить с общественным мнением, даже если оно было ошибочным, в доисторические времена было равносильно поеданию хищным животным после изгнания из племени. Психика до сих пор деформирует в этом направлении образ мышления современного человека, хоть хищных зверей сейчас можно увидеть только в зоопарках.

Второй стороной этого социального феномена является ещё один психологический факт: лица на групповых фотографиях зрителю нравятся больше, чем одиночные портреты. В психологии такой эффект называется «эффектом чирлидера». Он был подтверждён таким образом: при исследованиях испытуемым предлагали оценить внешность мужчин и женщин, изображённых на одиночном снимке, и их же внешние данные на фото, где они находились в весёлой компании друзей. В подавляющем большинстве случаев лицо находили более симпатичным тогда, когда рядом были запечатлены окружающие.

Подозрительное счастье

«Счастье не в деньгах», как учат мудрецы. Психологи полностью поддерживают их, уверяя, что у счастья есть три составляющих момента:

  • социальный;
  • психический;
  • физический.

Как видно, экономической составляющей здесь нет. Но огромное число людей именно наличие финансов путают с социальной или психической стабильностью. Большинство людей считают, что обладание дорогой одеждой, техникой или автомобилем последней марки внушит им большую уверенность в себе. Практика же показывает, что неуверенные в себе личности с доходами выше среднего точно так же страдают от негативной или насмешливой оценки, как и нуждающиеся, а мнение окружающих для них не менее важно, чем для бедных.

Интересный факт заключается в том, что человеческая психика очень уязвима в условиях комфортной жизни. Число психических нарушений в странах со средним и высоким уровнем жизни гораздо больше, чем в странах третьего мира. Психологи считают, что первоочередные задачи человеческой единицы всё-таки направлены на выживание особи, и чрезмерный комфорт приводит к психологическим нарушениям и деформациям.

Подобные данные получены и в ходе экспериментов над крысами. Экспериментальным путём было установлено, что при идеальных условиях содержания и немедленном удовлетворении малейших потребностей крысы чаще страдали от депрессий, а их показатели иммунитета резко снижались.

Зато психологи выяснили, что быстрее всего способно принести людям ощущение счастья. Хоть большинство обывателей и считает, что бесконечный отдых и ничегонеделанье – залог счастливой жизни, это вовсе не так. Для счастья необходима периодическая смена различных видов деятельности, а одной из обязательных составляющих является физическая деятельность и даже усталость, которая запускает сложные биохимические процессы в организме, приводящие к ощущению эйфории.

Мало кому в этой жизни можно доверять. Психологические исследования показывают, что даже себе доверять нельзя, когда речь заходит о воспоминаниях. В психологии существует отдельный термин – «воспоминания-вспышки», который применяется в случае попыток вспомнить события, произошедшие во время драм, аварий или прочих важных и трагических эпизодов.


Помимо ученых, которые занимаются фундаментальными исследованиями, в мире существует также немало людей, отдающих все свои силы и внимание весьма неординарным теориям. Сегодня мы расскажем про 5 самых странных научных теорий , которые в наше время, несмотря ни на что, имеют значительное количество сторонников.

Новая хронология

Что получится, если профессор математики начнет применять математические принципы и формулы в исторической науке? Ответ прост – Новая Хронология. Разработал эту теорию известный российский математик, академик РАН Анатолий Фоменко, решив пропустить исторические принципы и факты сквозь математическую призму.



В результате своей работы он предложил радикально пересмотреть всемирную историю. Ведь, согласно Новой Хронологии, все известные Человечеству события происходили не раньше десятого века нашей эры, а более ранние факты и персоналии – это лишь «фантомные отражения» истории последнего тысячелетия, умышленно или несознательно наплодившиеся благодаря трудам историков и переписчиков.

Фоменко с последователя без угрызения совести объединяет события и персоналии из разных стран и эпох, утверждая, что Иисус Христос, византийский император Андроник Комнин, русский князь Андрей Боголюбский и Гай Юлий Цезарь – это одно лицо, а Римская Империя и Византия – это лишь разные названия единого европейского государства с центром в Древней Руси.



Основные позиции Новой Хронологии напрочь разбиты представителями истории, археологии, лингвистики, математики, физики, астрономии и других наук. Тем не менее, Фоменко обладает огромным количеством последователей, всерьез развивающих постулаты этой новой «науки». Огромными тиражами выходят книги, а также документальные фильмы по Новой Хронологии.

Белые дыры

В астрофизике существует теория, согласно которой, во Вселенной, помимо куда более известных черных дыр, существуют и полная им противоположность – белые дыры, которые не поглощают материю и энергию, а, наоборот, выделяют ее. Это область, в которую не может ничего войти, как в черную дыру ничего не может покинуть.



Существование белых дыр предсказано развитием уравнений общей теории относительности. Существуют научные решения, согласно которым подобные объекты вполне могут существовать во Вселенной, однако реально не один из них так и не был найден (впрочем, не удалось найти также и ни одной черной дыры без «горизонта событий»).

Существует множество пока что ни чем не подтвержденных теорий относительно предполагаемой природы белых дыр. Кто-то видит в них обратную сторону дыр черных, а кто-то – выход из пространственно-временного тоннеля, связывающего нашу Вселенную с другими.



Израильские астрономы Алон Реттер и Шломо Хеллер предполагают, что белой дырой был аномальный гамма-всплеск GRB 060614, зафиксированный в 2006 году, однако данная теория пока что не имеет подтвержденного доказательства.

Палеоконтакт

Существует определенное количество вполне официальных ученых, которые придерживаются теории, будто в древности Землю неоднократно посещали инопланетяне, передавшие нашим предкам часть своих научных и технических знаний, ставших серьезным стимулом к дальнейшему развитию человеческой Цивилизации.



В качестве доказательств общения древних жителей Земли с выходцами из других планет сторонники палеоконтакта приводят гигантские линии и фигуры в пустыне Наска, наскальные рисунки возрастом в тысячи лет с изображениями людей в скафандрах, танков и даже вертолетов. Существует также определенное количество так называемых «неуместных артефактов» - предметов, в основном, технических, которые банально не могли существовать по причине слабого развития науки во времена, когда они были созданы.



Противники палеоконтакта, а их подавляющее большинство среди современных ученых, считают его антинаучной теорией. Они задают логичные вопросы, почему инопланетяне больше не посещают Землю и не делятся с нами знаниями, а также, зачем высокоразвитому с научной точки зрения обществу нужна была низкоквалифицированная рабочая сила, за которой выходцы с других планет якобы прилетали к нашим предкам.

Несмотря на эпидемию ВИЧ/СПИД, постигшую нашу планету в последние десятилетия, существуют большое количество людей, в том числе, именитых ученых, которые отрицают само существование этого вируса и болезни, к которой он приводит.

Сторонники данной теории, прозванные «диссидентами СПИДа», утверждают, что сам вирус ВИЧ так и не был однозначно выделен, что не он убивает людей, а многие другие болезни, давно известные Человечеству, что в разных странах мира тест на ВИЧ проводится совершенно по-разному, и показатели, которые в одних государствах считаются положительными, в других относят к отрицательным.

Среди «дисседентов» также бытует мнение, что ВИЧ – это неопасный вирус, а зараженные им люди умирают не от СПИДа, а в результате применения антивирусных препаратов, истощающих организм и уничтожающих его иммунную систему. В этой системе координат выходит, что эпидемия СПИДа – это миф, раздутый фармакологическими компаниями, которым выгодно производить и продавать за огромные деньги лекарства от несуществующей болезни.



Однако сторонники общепринятой теории относительно природы ВИЧ/СПИД утверждают, что «диссиденты» в своей деятельности основываются на ложных фактах и предпосылках, приводят в исследованиях недостоверные данные и пытаются подтянуть факты к своей теории, а не наоборот, как принято в фундаментальной науке.

Обучение во сне

В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» упоминается гипнопедия – процесс обучения во сне, при помощи которого детям в мире далекого будущего прививают основные положения жизни, к примеру, послушание, социальное расслоение, правила гигиены и поведения.



Эта реалия вставлена в роман не случайно – в те времена даже самые авторитетные ученые мира всерьез рассматривали эффективность гипнопедии, проводя клинические эксперименты с ней. Интересно, что обучение во сне широко практикуется до сих пор, хотя результаты научных изысканий относительно данного процесса выглядят весьма неоднозначными.



Проводить обучение во сне пробуют как отдельные энтузиасты в домашних условиях, так достаточно большие и солидные учреждения – клиники, учебные центры и т.д.

Адепты описанных выше научных теорий вряд ли смогут найти в ближайшие годы и вообще когда-либо реальные подтверждения своих идей. Однако в мире существует огромное количество людей, занимающихся реальной фундаментальной наукой, которые регулярно совершают прорывы в своих областях исследования. К примеру, на сайте сайт можно прочитать про .

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Слово «Психика» греческого происхождения, образованное от слова ψυχικός, которое переводится как «душевный».

2. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

3. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

4. Каждую секунду наш мозг атакуют 11 миллионов индивидуальных единиц.

5. Безделье заставляет человека чувствовать себя дискомфортно.

6. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он, вопреки здравому смыслу, намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, из которого трудно оказаться недооцененным.

7. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

8. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

9. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах»

10. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

11. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

12. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

13. В 1957 году американский психолог Леон Фестингер озвучил теорию когнитивного диссонанса, в которой речь шла о психологическом дискомфорте, возникающем в случаях, если в сознании человека сталкиваются противоречивые представления и поступки. Например, курильщик знает, что никотин убивает, но это не заставляет его отказаться от вредной привычки.

14. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

15. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

16. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

17. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не перечить мнению группы, даже если они считают, что группа не права.

18. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие видение мира с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности коренится на устоявшейся привычке.

19. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

20. По мнению семейного психотерапевта Роджера С.Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом

22. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

23. В психологии известно более 400 фобий.

24. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

25. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

26. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

27. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства - сочетание бредовых идей преследования с идеями величия

28. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю - хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

29. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

30. Микропсия - состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

31. Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

32. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

33. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

34. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в спорте высоких достижений роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

35. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

36. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

37. Телесная дисморфофобия – это расстройство, при котором человек (чаще всего подросток) сильно обеспокоен своим телом и испытывает чувство тревоги из-за его дефектов или особенностей. Сейчас, в эпоху сэлфи, это расстройство встречается все чаще.

38. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

39. Многолетние исследования доказали, что 50-70% визитов к врачу объясняются не физическими, а психологическими причинами.

40. Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).