Психология  Истории Обучение 

Народные праздники в мае: Кузьмин день, Егорьев день, Яков Теплый, Иван Богослов. Народные приметы в мае Народный календарь май для детей

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им - идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор- ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне - следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на- мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым - он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая - Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца . Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он - особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» - разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы , припасенными с Вербного воскресенья . Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, - эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки - они могли повторяться еще до 40 раз.

Праздник 13 мая - день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться - всю жизнь маяться ». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае - означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, - вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова - Звездоночник - говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 21 мая - Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов - брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычай требовал испечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости- вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На- пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачный союз с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала - они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к XIX столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уйти на подати. А если одинокий жа- воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не скроется за линией горизонта.

Май. В старой русской жизни май считался третьим пролетным месяцем. Когда год стали считать с сентября, май стал девятым. С 1700 г. он приходится на пятый месяц (порядковый). Май это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Период подлинного расцвета всего живого. Про погоду в мае народ говорит так: «Майское тепло ненадежно». «Май - коню сена дай». «Майский мороз не выдавит слез». «Пришел май - под кустом рай». Сырость, дожди в мае - с холодом или теплом, что почти безразлично, приносит благословление полям, составляют наилучшую примету, обещают хороший урожай, но могут быть вредны для плодов, особенно для винограда. «Дождь в мае хлеба поднимает».

Народные праздники и приметы в мае

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы мая будут полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы, по которым жили наши деды и прадеды.

Май – последний весенний месяц. Эта пора полюбилась многим из нас. За окном тёплая, солнечная погода, деревья стоят в цвету, а в воздухе витает особая атмосфера. Хочется жить, наслаждаться каждым прожитым днём и дышать полной грудью. Народные приметы мая не считают этот месяц благоприятным для сватовства и заключения брака. Существует даже поговорка на этот счёт: «Кто в мае женится, тот всю жизнь мается». Но, в то же время покровительницей мая является богиня любви, красоты и семейного счастья Лада.

Наши предки верили, что именно в мае нечистая сила разгуливается во всю мощь. Существует поверье, что в начале месяца ведьмы обычным женщинам подкидывали своих детёнышей-бесят, чтобы те их всю жизнь изводили. Чтобы насолить мужчинам, колдуньи оборачивались прекрасными девушками, соблазняли представителей сильного пола, а потом мучили и губили их.

Свадьба в мае: приметы

Многие слышали о том, что выходить замуж и жениться в мае – примета не очень хорошая. Но действительно ли это так? У наших предков с наступлением весны появлялось много работы. Необходимо было обработать землю после зимы, заняться посадкой растений, навести порядок во дворе. Свадьбы гулять было некогда, т. к. никто другой не сделает твою работу. Кроме того, к маю запасы провизии уже были на исходе, и возможность накрыть стол к свадебному торжеству мало у кого была. Скорее всего, именно по этим причинам и возникли предрассудки по поводу того, что выйти замуж в мае – плохая примета.

Вопреки негативному суждению, свадьба в мае обещает молодоженам успех и процветание. Их брак должен быть крепким и долгим. А всё потому, что покровитель последнего весеннего месяца – богиня Лада, благословляющая влюблённых на брак.

Свадьба в мае: мнение священника

Снег в мае: приметы

Выпавший снег в мае – примета плохая. В конце апреля и в начале мая происходит посадка многих сельскохозяйственных растений. Сказать, что выпавший снег действует на них губительно – ничего не сказать. Многое из высаженного может попросту замерзнуть и огородникам придётся заниматься посадкой растений заново, а это лишние затраты и дурная трата времени. Да и урожай получится собрать позже, чем планировалось. Если в мае выпал снег, то радоваться нечему.

Приметы на май на каждый день

С приходом мая все мысли наших предков были направлены на будущий урожай. Большинство майских примет связано с посевом и погодой.

С этого времени уже начинали вести посевные работы. В народе считали, что если фиалки и ивы-бредины цветут, то пора сеять редис, лук, морковь, укроп и петрушку. Чтобы волосы хорошо росли, голову смачивали первым майским дождём. Обращали внимание на погоду:

  • если погода в начале месяца стоит тёплая, то к концу мая может похолодать;
  • золотая заря и отсутствие ветра – к хорошей погоде;
  • если облачно на небе, то дождя не жди.

Люди, появившиеся на свет 1 мая, будут хорошими огородниками. В качестве талисмана им подходит чёрный агат.

Святому Иоанну Ветхопещернику молятся о защите от разных бед. У наших предков вера в святого была настолько большой, что его просили найти виновных в краже или рассудить спор. Крестьянки выходили с тканью в поле, чтобы «одеть весну в новину». Раскланивались на все четыре стороны и говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новинка!». Холст расстилали на лугу, на него клали пирог и отправлялись домой, веря, что матушка-весна облачится в новину, и за принесенные угощения подарит богатый урожай льна и конопли.

Примета дня: если берёза листья распустила, то лето будет жарким и засушливым.

В этот день поминали умерших, ходили на кладбище, где окликали ушедших из жизни родителей. Считали, что покойники на Фёдора по земной жизни тоскуют, земля открывается и вылетают души усопших, чтобы мы могли с ними повидаться. За обеденным столом ожидали силу рода своего. Стол накрывали как можно богаче, застилали его белой скатертью. У икон зажигали свечи и просили Господа дать хороший урожай.

  • если после дождя молния блеснула без грома, то погода будет ясной;
  • если на небе появилась двойная или тройная радуга, то в ближайшем времени начнутся сильные дожди.

В этот день проклинали нечистую силу. Старики выходили за околицу и, повернувшись лицом на запад, произносили заговоры. По приметам определяли, каким будет лето:

  • черемуха рано зацвела – будет теплым;
  • чем раньше она зацветет, тем лето жарче будет;
  • если на черемухе цветков много, то будет дождливым;
  • если раньше черемухи расцвела берёза, то лето будет сухим, а если клён распустился первым – жарким.

В этот день было принято сажать лук. Крестьяне знали, что лук обладает целебными свойствами. Существовала даже поговорка на этот счет: «Лук от семи недуг ».

По приметам, если в этот день луна убывает, то морозов не будет до глубокой осени. Если в этот день гроза, то урожай будет богатым. А вот если заморозки, то до осени ещё будет сорок морозных ночей, из-за чего хорошего урожая не жди.

Этот день считается праздником пастухов, которых угощали сытной яичницей, наделяли деньгами и холстом. В этот день ничего нельзя делать из шерсти (вязать, прясть, даже брать в руки шерстяные нитки). Георгия Победоносца считают покровителем полей и плодов, выращенных на земле, поэтому 6 мая крестьяне освящали посевы и поля.

В народе говорили: «Юрий на порог весну приволок». А ещё считали, что роса, выпавшая 6 мая – целительная. Она может излечить от разных недугов. Коров в этот день старались пораньше выгнать в поле, чтобы роса дала обильные надои, сделала животных здоровыми и сильными.

Крестьяне начинали сеять овес. Начинать посевные работы можно за два дня до полнолуния или через два дня после него. Если в этот день случались заморозки, то до осени будет ещё 12 заморозков. А если заря жёлтая, то в ближайшее время дождей не будет.

Покровительница дня Елизавета-чудотворница помогала избавиться от маяты.

Покровителя этого дня называли ключником. Верили, что он отмыкает ключом небо, чтобы начались дожди. Святого просили уберечь от засухи. Крестьяне начинали сеять гречиху, ждали прилета певчих птиц. Если птички прилетели на конопляное поле, то урожай этого растения будет хорошим. Для птах во дворе бросали конопляные семена. Хозяйки обходили горницы с крапивой. Мыли крапивным настоем полы.

Куда перелётная птица прилетела, там и жди хорошего урожая:

  • если в сад, то будут плодоносить деревья, особенно яблоня;
  • если на огород, то будет хороший сбор плодов на грядках.

Приметы дня:

  • радуга высокая – к хорошей погоде, низкая – к ненастью;
  • с этого дня дожди будут тёплыми;
  • если дождик пошел рано утром, то днём будет ясно;
  • холодные дожди – мёда не жди.
  • чем радуга зеленее, тем дождь сильнее будет;
  • если во время ливня запели птицы, то скоро распогодится.

С этого дня начинали сеять горох и сажать ранний картофель. Крестьяне заговаривали горох, чтобы был хороший урожай.

Приметы дня:

  • ясный день или много утренней росы – к хорошему урожаю огурцов;
  • если кукушка издает звуки, напоминающие кваканье, то жди дождя;
  • ветер днём усиливается, а к вечеру затихает – к ясной погоде.

Начинали пахать поля, повсеместно шли работы в садах и на огородах. Зёрна, предназначенные для посева, есть нельзя, иначе урожая не будет.

Крестьяне верили, что на Семёна нечистая сила пытается проникнуть в человеческое жилище в образе птицы или животного. Человек, приютивший по незнанию нечисть, накличет на себя большую беду.

Приметы дня:

  • если утром трава сухая, то ночью будет дождь;
  • сова кричит – к холодам;
  • если вечером туман, то скоро распогодится;
  • обильные дожди 10 мая сулят богатый урожай;
  • ясный солнечный восход – к ветреному лету.

По народному поверью, тёплый ветер в этот день дарит здоровье. Поэтому наши пращуры изготавливали специальные ладанки и шли с ними на перекресток. Там ждали ветра с юга, чтобы поймать его в ладанку, которую потом надевали больному человеку для скорейшего исцеления.

Ещё было принято собирать берёзовый сок. Особенно ценился тот, что собрали из верхней части ствола. Такой сок помогал людям, страдающим лихорадкой. Но прежде чем его пить, больного нужно было искупать в дождевой воде, или хотя бы умыть ею его лицо. Знахари отпаивали больных отварами из крапивы, подорожника, мать-и-мачехи, которые уже можно было собрать в поле.

Приметы дня:

  • звездная и тёплая ночь – к хорошему урожаю;
  • ясный солнечный восход – к тёплому и солнечному лету;
  • если звёзды на рассвете мерцают, то будут дожди;
  • бабочки ищут укрытия в сараях и домах – к холоду и ненастью.

В народе 12 мая – день исцелений и целителей. Девять мучеников Кизических в народе признаны толкователями сновидений. Также им молятся об исцелении от оспы. Знахари нашептывали имена мучеников над больными, чтобы вылечить их от девяти недугов.

Приметы дня:

  • много оводов – к хорошему урожаю огурцов;
  • если муравьи переселяются в сухое место, то скоро пойдут дожди;
  • иволга кричит дикой кошкой – к дождю;
  • обилие майских жуков – к засушливому лету.

С этого дня прекращали всякое сватовство, потому что наступающий (по старому стилю) май неблагоприятен для новобрачных. Предложение о сватовстве, полученное в этот день, считалось обидным, и даже зазорным. Люди, узнав, что кто-то замышляет в эту пору играть свадьбу, распускали плохую молву об этой паре. В старину в мае свадьбы не играли.

Приметы дня:

  • звездное небо и тёплая погода – к урожайному лету;
  • если при восходе солнца небо будет чистым и безоблачным, то лето будет теплым и ясным;
  • если же небо в облаках встает, то лето будет дождливым.

Святого пророка Иеремия в народе прозвали Запрягальником, или Запашником, так как обычно именно в этот период начинались важнейшие и самые изнурительные работы для земледельцев. Принимаясь за них, крестьяне обращались к господу, прося его о помощи. Считали, что 14 мая сам пророк Иеремия запрягает свою колесницу на небе, засевает хлеб и помогает земледельцам, обратившимся к нему с молитвой.

Утром крестьяне шли в церковь, служили молебен пророку, а после отправлялись сеять. Выйдя в поле, сельчане молились на три стороны (кроме северной), низко кланяясь, на каждую сторону бросали по горсти жита, и только после этого начинали засевать. Мужчины сеяли рожь, а женщины – овес, яровые и горох.

Приметы дня:

  • если на Еремея тепло, то и во время уборки хлеба погода будет хорошая;
  • если солнце восходит ясно, то летом будет тепло и солнечно.

Борис-день ещё называли соловьиным, потому что к этому времени начинали петь соловьи. Считалось, что если птица запела основательно, то весна идёт на убыль, а лето – на прибавку. Услышали пение соловья раньше кукушки? Значит, лето проведёте счастливо. Если птичка пела ночью, то впереди ясный и пригожий день.

Обычно в этот период сев подходил к концу. Прежде чем сеять, произносили молитву, а во время посевных работ старались не разговаривать.

Ещё 15 мая называли барыш-день. Проводили ярмарки и торги. Считалось, что если в этот день что-то удачно продать, то весь год будет сопутствовать удача.

Святую угодницу Марфу в народе прозвали Рассадницей. 16 мая начинали сажать рассаду молодой капусты, засевали огороды. При пересадке рассады хлеба не ели, чтобы куры ее не выклевали. Чтобы черви не точили капусту, её нельзя сажать в четверг. Во время сева семена капусты пересыпали из руки в руку, иначе вместо капусты уродится брюква.

Ещё Марву называли молочницей. Верили, что если коровы в этот день с пастбища придут сытые, то молока у них прибавится. Хозяйки с 15 мая начинали варить щи.

Приметы дня:

  • соловьи запели – к теплу и ясной погоде;
  • много росы утром или ясный день – к богатому урожаю огурцов;
  • если росы утром не видно, то жди дождя;
  • если черемуха зацвела, то ожидается похолодание;
  • много цвета у черемухи – к дождливому лету.

Святая Пелагея – заступница невинных девиц и птиц. Невинно обиженные обращались за поддержкой и помощью к святой покровительнице. Вечером на Пелагею огородники выносили на участок надтреснутый горшок, в него клали выдернутую с корнем крапиву и ставили горшочек на середину грядки. Таким образом крестьяне отпугивали вредителей и нечистую силу.

Ещё в этот день учились «бить баклуши». Если сейчас под этим словосочетанием подразумевается бездельничать, то в старину «битьё баклуш» означало производство заготовок для деревянных ложек. Подбирали дерево, с определённой части ствола вырезали чурочку, из которой набивали баклуши и изготавливали ложки.

Приметы дня:

  • ясная погода обещает солнечное лето;
  • если солнце бледное, то ещё долго будет непогодиться;
  • воробьи стаями с места на место перелетают – к порывистому ветру.

На Ирину на полях выжигали старую траву и сажали капустную рассаду. Занималась посадкой самая старшая женщина в семье. Делала она это рано утром, пока никто её не видит. Чтобы куры капусту не клевали, во время посадки рассады старались не есть хлеба.

Приметы дня:

  • если еловые почки распустились, то медлить с посевом не стоит;
  • крупные облака, направляющиеся с юга на север – к дождю;
  • гусь моется в воде – к потеплению, в сухом месте – к холодам.

На Иова сеяли горох. Но дело это не такое простое, как кажется на первый взгляд. Сеять нужно в сырую землю на закате, когда луна идёт на убыль. Посевом занимались вечером, чтобы воробьи не увидели и горох не склевали. Кроме гороха сеяли тыкву, бобовые и огурцы. Считалось, что огурчики, посаженные в этот день, отлично подходят для засолки. Они получаются крепкими, ароматными и хрустящими.

Приметы дня:

  • много росы и ясный день – к богатому урожаю огурцов;
  • если утром нет росы, то жди дождя;
  • если после рассвета туман поднялся, то погода будет малооблачной, без осадков.

Чтобы дать лошадям силу и здоровья, их прогоняли по речной воде. С утра полные вёдра воды выставляли на солнце. А в полдень, когда водичка нагревалась, ею окатывали лошадей. Посевные работы в этот период были в полном разгаре. Считалось, что для посадки и посева наиболее подходят восточный и западный ветра.

Приметы дня:

  • сеять нужно при хорошей погоде, тогда урожай будет обильнее;
  • краденые семена лучше плодоносят;
  • радуга вечером – к ясной погоде, утром – к дождю;
  • луна в красном круге или кольца около месяца – к ветру;
  • если лучи солнца на рассвете окрашены в разные цвета, то будет непогода.

На Арсеньев день принято засевать пшеницу. По обычаю, нищие и странники в этот день, поклонившись пахотной полосе, заходили в дома к крестьянам. Хозяйки угощали гостей пшеничными пирогами, за что посетители их хвалили и благодарили.

Приметы дня:

  • если утром дождь, то летом будет много грибов;
  • красное небо вечером – к хорошей погоде, утром – к дождю;
  • если цветы жёлтой акации не пахнут, то будет засуха;
  • много цветков у черемухи – к дождливому лету;
  • радуга появилась с той стороны, откуда дует ветер – быть дождю, с противоположной – к прояснению.

Святой Николай – один из самых почитаемых святых на Руси. Его считают заступником и покровителем русского народа.

По преданию, святитель Николай сделал немало добрых дел. Он спас от гибели семью, впавшую в нищету, заступался за людей, несправедливо осужденных, избавлял от гибели утопающих и мореплавателей, вызволял пленников из темниц, воскрешал мёртвых, помогал больным и обездоленным. Почитали святого Николая практически так же, Богородицу и самого Иисуса Христа. Некоторые крестьяне даже были уверены, что Троица состоит из Спасителя, Богородицы и Николы Угодника.

В народной традиции день святого Николая отмечается дважды – Никола Вешний и . В русских деревнях дни святого Николая считались важнейшими праздниками после .

Приметы дня:

  • дождь в этот день сулит хороший урожай;
  • если дождик пойдёт на следующий после Николая день, то лето будет сырым;
  • до Николая нужно посадить картофель, иначе потом он может не взойти;
  • лягушки квакают – к хорошему урожаю овса.

Апостол Симон Зилот считался повелителем над всеми травами. По его воле на земле произрастают всякие растения – лекарственные и дурные, красивые и невзрачные, бесплодные и медоносные. Ещё святого считали помощником в поиске зарытых в землю кладов (мешков или сундуков с деньгами).

23 мая земля – именинница, поэтому работать на ней – грех. Крестьяне в этот день не пахали, не копали, и тем более не вбивали в землю колья, чтобы не потревожить её. Целительницы и знахари ходили по лесам и полям, собирали травы, которые, по поверью, на Симона Зилота обладают чудодейственной силой.

Приметы дня:

  • если серёжки на берёзе лопаются, то пришло время хлеб сажать;
  • во время дождя сильный ветер дует – к хорошей погоде;
  • если в солнечный день цветы одуванчиков после обеда закрылись, то будет дождь.
  • если дождик идёт или туман, то будет дождливым;
  • если солнечно, то теплым и ясным;
  • багровый восход солнца – к грозовому лету, с пожарами.

В этот день нельзя сеять горох, иначе его может градом побить.

С этого дня на прудах и озёрах появляются первые цветы белых кувшинок. Любоваться ими можно, а вот в дом приносить нельзя, иначе весь домашний скот погибнет.

К этому дню расцветала рябина. Женщина, появившаяся на свет 25 мая, будет хорошей и гостеприимной хозяйкой. Именинница надевала красный сарафан и, подойдя к рябине, заклинала своё жилище от молнии и пожара.

Приметы дня:

  • ясная утренняя заря – к жаркому и засушливому лету;
  • гусь начал себя общипывать – близится ненастье;
  • чайка на воду не садится и от берега далеко не отлетает – к непогоде, которая продлится не один день.

Вместе с теплым ветром появляются комары. Наши предки верили, что осенью комаров ветра уносят на тёплые моря, а весной опять возвращают. Считалось, что если с 26 мая по убить комара, то прибавится ещё дюжина кровососущих насекомых. Убивать их нужно после летнего солнцестояния, тогда комариное племя значительно уменьшится.

Приметы дня:

  1. Увидели в этот день комара? Летом ягод будет в изобилии. Если двукрылое насекомое было внушительных размеров, то год будет хорошим и удачным.
  2. Появление комаров свидетельствует о теплой и дождливой погоде.
  3. Ласточки низко летают – к дождю.

На Сидора следует сажать огурцы и сеять лён. Но если на ивах висит пыль, напоминающая перья, то лён сеять нельзя.

Приметы дня:

  • холодная погода на Сидора обещает холодное лето;
  • ласточки прилетели – год будет счастливым;
  • ласточки низко летают – к дождю, высоко – к ясной погоде;
  • ясный день – к отменному урожаю огурцов;
  • если утро пасмурное и холодное, но к вечеру прояснится, то ранние огурцы будут плохо родить, а вот поздние – хорошо.

С этого дня приходит настоящее тепло, буквально через несколько дней наступит лето. На Пахома сеяли поздний овес и пшеницу.

Приметы дня:

  • какая погода 28 мая, таким и лето будет;
  • если ветер западный, а облака низко плывут, то пора ярицу сеять;
  • после ненастья на небе радуга появилась – к прояснению и прекращению дождя;
  • можжевельник зацвел – пора ячмень сеять.

В этот день сеяли ячмень и рожь. В народе говорили: «У Житника забота – поле ячменное заборонить ».

Приметы дня:

  • рябина зацвела – к устойчивому теплу;
  • гром – к богатому сбору зерновых культур;
  • обильное цветение рябины – к хорошему урожаю овса.

На Евдокию часто идет дождь, но если погода была засушливая, в этот день крестьяне обращались к небесному сторожу Андрону с просьбой открыть небесные врата и порадовать людей проливным дождём, после которого посеянное зерно лучше взойдет.

Приметы дня:

  • какая погода на Евдокию, таким и лето будет;
  • в ясный день дятел стучит – к дождю;
  • если новолуние, то лето будет дождливым.

По народному поверью, душа рождённого в этот день улетает к дубу и, словно птица, ищет гнездо-дупло. С этого времени жизнь дерева заговорённая. В былые времена, люди, рождённые 31 мая, приходили к дубу, долго сидели возле дерева, набираясь от него жизненной энергии.

Приметы дня:

  • если на дубе макушка с опушкой, то овёс будешь мерить кадушкой;
  • если дуб раньше ясеня распустился, то лето будет холодным;
  • чистая и яркая луна – к ветру, бледная и мутноватая – к дождю;
  • мошкара тучей собирается – к хорошей погоде;
  • пчёлы массово сидят и гудят на соцветьях черемухи или рябины – к теплу;
  • сполохи в небе играют – к перемене погоды;
  • волна навстречу текучей воде бьет – к дождю;
  • дождевая туча шумит – к сильному ветру и граду;
  • от земли пар идёт – жди дождя;
  • солнце на закате бледное – будет дождь.

Народные приметы на май месяц помогут предсказать погоду на лето, и то каким будет урожай осенью.

Видео: приметы на май

Родится в мае: примета

Существует поверье, что человек, рождённый в мае, всю жизнь промается. Однако тысячи счастливых людей, появившихся на свет в этом весеннем месяце, доказали обратное.

Рождённым в мае покровительствует планета Венера. По гороскопу они могут быть Тельцами (с 21.04 по 21.05), либо Близнецами (с 21.05 по 20.06). Чтобы их будущее было успешным, важные решения им стоит принимать в:

  • понедельник;
  • вторник;
  • четверг;
  • пятницу.

В их одежде и интерьере дома должны преобладать голубой и розовый цвета.

Камни, которые могут принести им удачу – алмаз, жемчуг, изумруд. Хорошо, если один из этих камушков будет находиться в украшении, которое человек, рождённый в мае, будет всегда носить на себе.

Майские люди не боятся морального давления, они физически выносливы. Безупречное чувство стиля, данное им с рождения, выражается в одежде и интерьере жилища. Они любят живопись и искусство.

По своей натуре эти люди общительны, открыты и жизнерадостны. Они быстро располагают других к себе и с лёгкостью добиваются поставленных целей. На частые смены настроения влияют излишняя эмоциональность и сентиментальность.

В любви особы, рождённые в мае, отличаются преданностью и благородством. Трудности, встречающиеся на пути, они переносят достойно, не теряя оптимизма.

Крещение в мае: приметы

Таинство решение – важное событие в духовной жизни каждого человека. После обряда мы получаем не только церковное имя, но и ангела-хранителя, который будет нам помогать на протяжении всей жизни. Именно по этой причине большинство родителей стараются окрестить малыша как можно скорее. Однако май считается неблагоприятным месяцем, поэтому вопрос: «можно ли крестить ребёнка в мае?» возникает довольно часто.

Священнослужители сообщают, что май ничем не отличается от других месяцев, и никаких ограничений по проведению обряда Крещения не существует. Крестить ребёнка в мае можно, и родителям не стоит придавать значение суеверию, не имеющему никакого обоснования.

Многие историки считают, что название этого весеннего месяца обязано таким латинским словам, как «майор», «майф», «майестас» (больший, большой, высший).
По другой версии, последний месяц весны древние греки нарекли в честь нимфы гор Майи (в это время года горы в Греции покрываются нежной зеленью). По-гречески Майя - мать, кормилица. На Востоке - прародительница, мать мира. У римлян - покровительница женщин, богиня обольщения, плодородия, вешнего обновления земли.
Древнеславянские наименования месяца - травень, травный, цветень, розоцвет, майник.
На Руси май называли: листопук, мур, росеник, пролетень. Лис-топук - от «листа» и «пука травы»-. Мур, потому что появляется трава-мурава. Росеник - от обильных майских рос, а пролетень (ле-тень) - это преддверие лета.
Май еще - ключ ко всему году:ранопашец, пора сева, угарный месяц (в поле много работы). Он светодень - месяц-праздник, месяц птичьих песен и устройства гнезд. Он же и маковей, потому что зацветают алые маки.
В народе май поэтично называют юностью года и сердцем весны, зенитом весны и ее венцом, апогеем весны и торжеством весны зеленой, ее самой заветной порой и весной зеленого шума.
Календарь природы. Уже 1 мая можно услышать соловьев. К этому времени реки освобождаются ото льда. Зацветают анютины глазки и крыжовник. 2 мая - садовая ирга, красная смородина, бузина, желтая акация, полевой клен. Лопаются почки у тополя и ольхи.
3 мая сажают ранний картофель, начинают квакать лягушки, покрываются цветками американский ясень, на следующий день - сирень, спустя сутки - крапива, дуб, липа и лисохвост, выходит в трубку озимая рожь.
6 мая наступает средний срок окончания заморозков, вылетают майские жуки. Средняя суточная температура поднимается выше отметки 5 градусов. Кукует кукушка. Скот каждый день выгоняют на пастбище. Зацветают черная смородина и чистотел. 7 мая цветут яблони, развертывают почки груши, оставшиеся ветлы рябины, вылетают шмели. Спустя день появляются стрижи.
9 мая в разгаре посев ранних яровых, зацветает медуница, а на другой день распускается незабудка. Через сутки колосится озимая рожь. 12 мая цветут ландыш, рябина. Раскрываются почки на поздней черемухе. 14 мая - массовый прилет стрижей.
15 мая начинается повсеместная посадка картофеля.
16 мая раскрывает почки верба. Всю ночь поет соловей. 19 мая пробуждаются лесные муравьи. Через день лопаются почки у лесного шиповника, зацветает ранний хрен, а 21 мая - голый вяз.
После 25 мая цветут ветлы, садовая ирга, черная смородина, одуванчик, мать-и-мачеха. Отцветают повислая береза, крапива, американский ясень. 30 мая вылетают последние комары. 31 мая - поздний срок первой весенней грозы.
Охота и рыбалка. Запрещена охота на лань и медведя, рысь и выдру, барсука и белого хоря, ласку и летучую мышь, цаплю и выпь, кроншнепа, филина и других видов сов.
В центральной части европейской территории страны самый лучший клев в мае у щуки и налима, линя и угря. Нерестятся окунь, жерех, ерш, лещ, плотва, язь и судак.
Сбор растений. Первая и вторая декады мая - время сбора сморчков, а в конце месяца появляются первые подберезовики и сыроежки.
В мае заготавливают чагу, цветки бессмертника, ландыша и ромашки, листья брусники, кору калины, листья ландыша, траву трехцветной фиалки.
Приметы. Май холодный да мокрый делает год добрый.
Солнце в багряных кругах могло предвещать скорую грозу. Но наши предки помнили: сей в ненастье - собирай в ведро.
Май холодный - год хлеборобный.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава.
Если дождей в мае много, то их мало в сентябре.
Если начало мая теплое, в конце будут холода: в рубахах пахать, в шубах сеять.
За сырым маем - сухой июнь.
Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное лето.
Слушали, как молодые грачата кричат: сей овес. Говорили: сей овес в грязь - будешь князь. Когда крылатые муравьи показались - сей овес.
Рябина зацветает - сеять лен приспевает.
Зацветает ольха - сеять гречу пора. Гречиху сей, когда роса хороша.
Ячмень сеют, когда цветет калина. Ячмень на свежем навозе сей в полнолуние.
Просо ветра не боится, а морозу кланяется.

По народному календарю . В деревне крестьяне в этот день работали. Звали Козьму огородником. Говорили: на Козьму - сей морковь и свеклу.
Человеку, рожденному в этот день, полагалось быть огородником. Говорили: пришел Козьма - заглянул в погреба, лопату взял - у избы землю покопал.
По народному поверью, беспокоился Козьма о крестьянине. Берег семена овощей от вьюговеев, а позже от сухостоев. Чтобы урожай был хорошим, смачивают семена речной водой в течение трех утренних зорь.
А городские жители 1 мая отмечали праздник. Они устраивали первое весеннее гулянье за городом в роще, где катались в экипажах. Школьники тоже проводили празднества.
Традиция первомайского гулянья была заимствована у иностранцев. В этот день римляне обливали друг друга и купались в Тибре, в который весталки бросали тростниковые чучела. Первого мая с утра римляне выходили в поле с музыкой собирать зеленые ветви для украшения дверей родственников и друзей.
У греков Первое мая - веселый праздник, похожий на русский Семик. Двери домов украшались цветами и древесными ветвями, и вся Греция встречала начало лета в рощах и садах народными увеселениями.
У шведов, датчан, немцев и англичан издревле Первое мая было радостнейшим праздником. Майские веселья сопровождались хороводами вокруг майского дерева. Молодыми березками украшались в Германии дома, комнаты и церкви, особенно в Троицу. Первого мая поселяне, собравшись вместе, ездили на лошадях с зелеными ветвями в руках или на шляпах: привозили лето на конях в село. Пели веселые песни.
От майских народных игр пошли у французов и англичан собрания майского поля, которые ежегодно проводили в мае первые французские короли. Затем давались пиршества и зрелища с разными потехами. Во многих местах Франции ставили перед домом городского мэра майское дерево.
В Англии и Скандинавии избирали майских царей и цариц, на которых надевали венки из майских цветов.
В Москве первомайское гулянье обычно проводилось в Сокольнической роще, где русские государи потешались звериной и соколиной охотой. В просторечии это гулянье называют немецкими станами, так как здесь было первое становище немцев, приехавших в Россию и поселившихся в Немецкой слободе под финским названием Кукуй. Немцы отмечали свой праздник Первое мая, любопытствующие русские приходили на него посмотреть, и постепенно этот чужестранный праздник обрусел.
Праздник назывался также немецкими столами, потому что Петр I первого мая угощал шведских и немецких мастеров, по обычаю их страны. Так, частное немецкое гулянье постепенно стало общим московским.
Сокольническая роща, в которой было положено начало праздникам, оглашалась 1 мая музыкой и хорами песенников и цыганок. По дорогам тянулись ряды экипажей, шли пешеходы, а в стороне под сенью сосен сидели семьи за самоваром. Устраивались палатки и шатры с прохладительными и горячительными напитками, а артисты балаганов забавляли гуляющих.

По народному календарю . Считалось, что на Федора покойники тоскуют по земле. В этот день посещают кладбище.
Чтили родовые угорья. По народному древнему поверью, Красное угорье - это место, где души наших предков обитали. Считалось, что 3 мая земля открывалась и вылетали души ушедших на Божий свет. В этот день накрывали богатый стол, чтобы порадовались души предков нашему житью-бытью.
На Красное угорье приносили матери пироги, только что вынутые из печи.

По церковному календарю . Святой благоверный князь Новгородский Всеволод (при крещении Гавриил) был сыном великого князя Мстислава Первого и внуком Владимира Мономаха.
С отрочества отличался Всеволод отвагой и благочестием. Большую часть жизни князь провел в военных походах, «доблестно сражаясь за правое дело».
Перенесение мощей его состоялось 5 мая (22 апреля по старому стилю) 1834 года.
По народному календарю. На Луку высаживают на грядки лук.
Считалось, что в этот день беременные ведьмы стелили на росную траву белое полотно и водили хороводы. И когда у бабы не было дитя, она шла к лесной поляне, над которой поднимался теплый вешний пар. Выглядывала ведьм, раздевалась и вставала незаметно в этот хоровод. А потом отрывала от утоптанного полотна лоскут, приходила домой, утиралась лоскутом и скоро беременела.
Древние славяне в этот день отмечали праздник Рожаниц.

Род и Рожаницы

У древних славян были боги, особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это Род и Рожаницы.
Некоторые ученые представляют Рода в виде мелкого семейного божества вроде домового. Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных, верховных богов, принимавших участие в создании Вселенной.
В рожаницах исследователи видели многочисленные, безликие божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные ученые пришли к выводу, что рожаниц было две: Мать и Дочь.
Рожаница-Мать отвечала за период летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада. Великая Лада была матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Дочь Лады, младшую рожаницу, звали Леля. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае.
Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
На праздник рожаниц (22-23 апреля по старому стилю) приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали ira священном пиру, а потом ночь напролет жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него еще двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали.

Георгий

Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория - начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

По церковному календарю . Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.

По церковному календарю . Мать святого Марка, Мария, была одной из преданных последовательниц Иисуса Христа. Поэтому ее сын Иоанн еще юношей примкнул к общине христиан, В общине он получил имя Иоанна-Марка.
Святой Марк принимал участие в миссионерских поездках, был Учеником и спутником апостола Петра, который именовал его своим сыном.
Из Рима юноша переселился в Александрию и основал в этом городе святую церковь. Здесь же апостол принял мученическую кончину.
По народному календарю . Святого Марка в народе называют иногда -«ключником», веря, что он владеет ключами от дождей.
В этот день особенно много молятся и просят ниспослать сильный дождь, так необходимый в эту пору.
Ждали в деревнях прилета певчих птиц. Обходили горницы с крапивой, мыли полы настоем из крапивы. Ждали дождей. Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.
На святого Марка сеют гречу.
Примета . Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых.

По народному календарю . Во многих местах - начало ранней пахоты.
Говорили: ранопашец глядит, хорошо ли оттаяла земелька.
Считалось, что 10 мая всякие твари сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий, тянутся к жилью человека, к хлеву. Принимают, по народному поверью, нечистые силы то птичье обличье, то звериное. И жалостными у ног человека появляются. Пригреешь птичку - уже поздно будет. Пригретая да сытая нечистая сила поглумится над человеком.

По церковному календарю . Церковь отмечает день святителя Кирилла, епископа Туровского.
Святитель Кирилл - известный писатель Древней Руси, ярый проповедник. Он был сыном состоятельных родителей, но еще в юности отказался от богатства и принял постриг. Всю жизнь святой провел в подвигах поста и молитвы.
В 1174 году Кирилл был возведен в сан епископа. Достойно управлял он епархией вплоть до своей кончины. Преставился святитель 28 апреля.
По народному календарю. Начинается сбор березового сока, которым отпаивают больных.
Приметы . Теплый ветер на Максима приносит здоровье.
Теплая и звездная ночь - к урожаю, ясный восход солнца - хорошее лето.

В этот день старались найти спасение от девяти напастей. Надо было заговорное слово сказать, чтобы девять напастей человека не одолели. Чтобы они крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили. Чтобы человек был от земли чист, от воды светел.

По церковному календарю . Иаков Заведеев, брат святого евангелиста Иоанна, был одним из двенадцати апостолов Спасителя. Ро-Дился он в доме зажиточного рыбака; в пустыне слушал проповедь Иоанна Предтечи; одним из первых был призван Учителем следовать за ним.
После вознесения Христа апостол Иаков продолжал нести людям Христово слово в Иерусалиме и других городах, за что претерпел муки адские и был убит при царе Ироде Агриппе.
Примета . На Якова теплый вечер и звездная ночь - к урожаю. Теплый день с дождем предвещал на полях обильные хлеба.

По народному календарю. Для получения хорошего урожая во многих губерниях соблюдался обычай: в день засева ни один домохозяин не дает ни взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба; нарушение этого условия может привести к неурожаю.
Приметы . На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода - всю зиму промаешься.
На Еремея по ранней росе иди на посев. Сей неделю после Его-рья, да другую после Еремея.
На Еремея - и ленивая соха в поле выезжает.
Если накануне солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.

По церковному календарю . Архиепископ Александрийский Афа насий родился в 298 году. В юности он получил хорошее образова ние, однако обрек себя служению Господу.
В 319 году Афанасий был посвящен епископом Александром в дьяконы, а после смерти Александра стал его преемником. Через семнадцать лет епископа оклеветали; он был низложен и осужден на изгнание. Спустя два года Афанасий вернулся из ссылки, но весной 340 года священнику снова пришлось уехать. Архиепископ Римский Юлий созвал Собор, и на Римском соборе отца Афанасия признали невиновным. Но еще дважды он был вынужден оставить город. Умер патриарх в 373 году. Из сорока пяти лет своего служения на посту епископа двадцать святой Афанасий провел в изгнании.
В этот же день вспоминают перенесение мощей святых князей - Бориса и Глеба, убитых по приказу Святополка. Первое перенесение мощей благоверных мучеников состоялось в 1072 году по решению князя Изяслава, второе - в 1115 году при Владимире Мономахе.
Великие Борис и Глеб, первые святые, канонизированные Русской православной церковью.
По народному календарю . Бориса и Глеба называли сеятелями, а день - барыш-день.
Сеют хлеб. Помнили крестьяне, что на хорошей земле надо сеять яровой хлеб раньше, на плохой - позже.
Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.
С этого времени начинают петь соловьи.
Приметы . Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее - когда цвет калины в кругу будет.
На цветенье рябины верного тепла ожидай.
Соловей поет всю ночь - будет солнечный день.

По церковному календарю . В этот день церковь отмечает успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря. В народе он почитается как родоначальник русского монашества и основоположник общежительного устава.
Родился Феодосии около 1036 года в родовитой семье. Юные годы провел в Курске, куда по велению князя переселились его родителя.
В семь лет мальчик начал учиться грамоте, а потом был определен в училище. В тринадцать лет он познакомился с жизнью монахов и решил посвятить себя служению Богу. В четырнадцать лет, лишившись отца, юноша отрекся от мира.
Принял постриг в Киеве. Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть лет, его назначили игуменом. В это же время преподобный взялся за устройство нового монастыря.
Скончался преподобный Феодосии 3 мая 1074 года и был погребен в той самой пещерке, где когда-то начинал свой подвиг. ,-,.
По народному календарю . Коровы дают больше молока.
«Зеленые щи» - еще одно название этого дня за то, что щи варят уже не из кислой капусты, которой к тому времени остается немного в запасе, а из щавеля, лебеды, сныти, крапивы, которая «жгуча родится, а в щи годится».
Называли день именем Пелагеи - вороньей заступницы. Пелагея оберегает малых воронят, учит их уму-разуму. Водит за собой к чащобе лесной, где дает впервые им испить крови звериной. Рост и силу набирают воронята.
Приметы . Соловьи запели - весна зацветет дружно. Цветет черемуха - холод приносит. И лишился праведный Иов всего, что у него было: детей, скота… Но не возроптал он: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим же вернусь в чрево матери-Земли. Господь дал. Господь и взял. Да будет благословенно имя твое, Господи, во веки веков!»
И снова пришел сатана к Богу: «Иов славит имя твое, так как не познал всех скорбен на себе».
«Хорошо, возьми Иова, - согласился мудрейший. - Но не касайся души его». Напала проказа на страдальца, и камнями погнали его из племени человеческого. Иов же повторял одно: «Да будет благословенно имя твое, Господи!»
И послано было вновь праведнику его богатство. И дал ему Бог!детей, прекраснее которых не было на земле, - семерых сыновей и трех дочерей. И прожил Иов еще сто сорок лет и видел потомство свое до четвертого колена.
По народному календарю . Иова называли также горошником, росенником. Росенник приказывал босыми ногами по земле ходить, сухостоя в ногах не копить. С росянки-травы, как из чарочки зеленой, целительную влагу пить.
19 мая почиталась на Руси роса. Она открывает подземные воды.
Катались дети по росной траве. Чуть солнце обогревало траву, выносили больных. Омывали росой. Собирали с травы росу в склянки. Давали пить на голодный желудок больным, чтобы уменьшилось кровохарканье, тошнота, зрение стало острее, а раны зарастали.
Произносили такое заговорное слово: «Заря до зори, заре до свету вставала Мать Свята Богородица. И протягивала, сердешная, она руку к святой водице. И сердцу-то на здоровьице, и душе-то на вольную волицу - выплескивала она святую водицу. На легкое хождение, на болезни утвореше, роду нашему - на крещение». Говорили: пришел Иван-пшеничник, выгоняй кобылицу, паши.

По церковному календарю . Все верующие торжественно отмечают день перенесения святых мощей Николая Чудотворца в Бар-град. В 1807 году итальянские купцы из города Бори перевезли мощи угодника в свой родной город. День прибытия мощей в Бар-град празднуется в Италии весьма пышно. Обычно в торжестве принимают участие паломники из разных стран, так как святого Николая Мирликийского почитают во всем христианском мире.
По народному календарю . Николу называли ласково вешним, травным, теплым.
С этого дня в северных районах начинают средний посев яровых хлебов. Говорили: до Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы - живи не тужи. Никола-вешний откармливает скотину травой, он «с возом»-, то есть с кормом. Не хвались на Егорьев день посевом, хвались на Николин день травою.
На Николу-вешнего надо было картофель сажать. А еще верили крестьяне: попроси Николу, а он Спасу скажет. Потому что слыл Никола заступником крестьян.
Этот день - праздник конюхов, так как Никола вешний считается покровителем лошадей. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», - говорили крестьяне.
День Николы вешнего считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров, пировали. Привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката солнца появлялись девки. Молодежь, на полной свободе, водила хороводы, пела песни и плясала до утренней зари.

Май - последний весенний месяц. Это время напрямую связано с плодородием матери-природы, новыми начинаниями и стремлениями. Народный календарь на май поможет вам лучше понять этот месяц и привлечь в свою жизнь удачу, богатство и благополучие.

Наши предки, не имея современной метеорологии, все же точно знали, в какое время следует ожидать холодов, в какое — сеять, а когда лучше отдохнуть и не тратить силы и труд понапрасну. Народные приметы на май помогут вам понять, что ожидать от погоды этого противоречивого месяца.

1 мая: кукушкин день. В это время слушали кукушек и наблюдали за ними: кукует на высохшем дереве — быть скорым заморозкам. Родившимся 1 мая предрекалась судьба земледельца и огородника.

2 мая: холсты для весны. В этот день принято вывешивать на солнце одеяла, покрывала и ковры, чтобы прогреть их. Также на траву традиционно выкладывали новый отрез холста, чтобы «одеть» весну и задобрить ее.

3 мая: окликание предков. Принято считать, что в этот день души умерших близких людей могут вернуться на землю и посмотреть на своих живых родственников. Поэтому все ходили на кладбище и со слезами звали своих усопших родственников.

4 мая: день святого Прокла. 4 мая православные вспоминают житие великомученика Прокла. На закате 4 мая принято читать заговоры или молитвы, избавляющие от нечистой силы .

5 мая: день святого Луки. 5 мая принято высаживать лук, а те луковицы, которые употреблялись в пищу, заговаривать на избавление от всех болезней.

6 мая: пастуший день. В народе 6 мая назывался Юрьевым, Егорьевым днем: в это время чествовали святого Георгия Победоносца. Также в этот день особо заботились о домашнем скоте и всячески одаривали пастухов.

7 мая: день святого Евсея. Считалось, что в этот день к людям может пристать разная хворь, если не прочитать заговоры на здоровье .

8 мая: день святого Марка. В народе 8 мая прозвали днем Марка-ключника. Считается, что в это время святой может открыть небо и выпустить первые майские дожди.

10 мая: день святого Семена. Считалось, что если 10 мая лес уже «оделся» в листву, то наступило время сеять хлеб.

11 мая: день святого Максима. 11 мая наши предки обязательно читали заговоры от хворей: считалось, что если в этот день тепло и солнечно, больной может исцелиться в короткий срок.

12 мая: раскрываются почки у сливовых деревьев, лип, начинают цвести одуванчики. Считается, что рожденный в этот день человек пройдет в своей жизни 9 сложных испытаний.

13 мая: день окончания сватовства. 13 мая собирают березовый сок: его большое количество говорит о дождливом лете.

14 мая: Еремей Запрягальник. В этот день начинали сеять рожь, ждали возвращения стрижей и наблюдали за крыжовником: если зацвел — то быть лету теплым.

15 мая: соловьиный день. 15 мая на рассвете слушали пение соловьев: если поют долго, то холода ушли окончательно. Считается, что кто первым услышит соловьиную песню на рассвете, будет счастлив весь год.

16 мая: черемшиные холода. В этот день начинает цвести черемуха, принося последнее майское похолодание. Считается, что молодая крапива в этот день обладает особой силой.

17 мая: баклушников день. 17 мая купленная деревянная посуда может принести удачу и здоровье.

18 мая: по народному календарю 18 мая называют рассадницей. В этот день высаживают огурцы и капусту.

19 мая: горошник, росяник. С утра 19 мая нужно посмотреть на росу: если ее много, то год будет хорошим, а если мало — будет холодное и дождливое лето.

20 мая: купальница. В этот день принято выставлять на улицу ведра с водой, взятой из колодца. Днем согретой водой окатывались с головы до ног: считалось, что это приносит здоровье и защиту от порчи и сглаза.

21 мая: пшеничник. В этот день принято печь пироги и угощать гостей, а хлебные крошки обязательно отдавать птицам.

24 мая: мокрый день. Считается очень хорошей приметой, если 24 мая идет дождь или стелется туман.

25 мая: рябиновка. В этот день дома заговаривали от пожаров, собирали цветы рябины. Цвет 25 мая — красный.

26 мая: комарник. Считалось, что много комаров и мошек в этот день предвещают большой урожай грибов и ягод.

27 мая: огуречник. В этот день высаживают огурцы в землю, а так же наблюдают за погодой. Дождь 27 мая предвещает теплое лето и большой урожай.

28 мая: день святого Пахома. Считалось, что с этого дня лето вступает в свои права, вытесняя весну. Человек, рожденный в этот день, будет всегда мил людям.

29 мая: федосьев день. 29 мая считалось плохой приметой пролить хотя бы одну слезу: «На Федосью плачешь — весь год будешь слезы лить».

30 мая: «свистунья». Если на 30 мая ветрено, то и летом будет много ветреных дней, гроз и дождей.

31 мая: Федот-овсянник. В этот день начинает цвести красный клевер, полностью одевается в листву дуб. Если прийти к дубу и посидеть возле него, можно исцелиться от многих болезней.

Спланировать важные события в мае 2017 года вам поможет календарь благоприятных дней . Мы желаем вам удачи и хорошего настроения. Чаще улыбайтесь и не забывайте нажимать на кнопки и