Психология  Истории Обучение 

Народный праздник жаворонки. В какой день принято печь «жаворонки»? Ко-гда пе-кут жа-во-рон-ков

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Великим Постом Русская Православная Церковь величает праздник — 40 мучеников Севастийских , который приходится на 22 марта. Именно в этот день существовала традиция выпекать из теста 40 птичек – жаворонков. Православные хозяйки с вечера замешивали опару, вставали пораньше, чтобы успеть приготовить всё к литургии .

Однако это языческий обычай и к христианскому празднику никак не относится. У древних славян он совпадал с днём весеннего равноденствия, когда зима уступает права наступающей весне. Наши предки верили в то, что именно 22 марта с юга прилетает 40 птиц, а первые конечно жаворонки.

Поэтому у праздника есть несколько названий — Со́роки, Сорок сороко́в, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день. В Древней Руси особенно готовились к приходу тёплых дней и всячески старались помочь прогнать суровую зиму. Пернатых из постного теста отдавали детворе.

Ребятишки насаживали их на длинные колышки и бегали, зазывая весну обрядовыми песнями — веснянками. Набегавшись вдоволь, булочки съедали, а головки от них относили скотине. Несколько птичек оставляли, чтобы посадить за окно. В семейном кругу существовал обычай выбирать сеяльщика. В жаворонок запекалась лучина, и все мужчины, от млада до велика, выбирали себе птичку. Кому такая булочка достанется, тот и будет первым засевать поле.

История православного праздника

В православии народный обычай печь жаворонков приобрёл глубокий духовный смысл. 40 птичек – это безгрешные души мучеников Севастии, устремлённые к Создателю. Доподлинно известно, что они слыли самыми бесстрашными защитниками Рима.

Ревностные хранители веры Христовой они отказались участвовать в языческих обрядах, за что и удостоились неземной благодати.

Происходило событие в 313 году близ армянского города Севастии. Командир доблестной рати Агриколай слыл ярым язычником и за такую дерзость заключил мучеников под стражу. Но Господь не оставил своих чад и в последний земной путь раздетые страдальцы отправились с молитвой на устах.

Морозную ночь они простояли в ледяной воде армянского озера, читая псалмы. Чтобы праведных заставить отречься от Спасителя рядом соорудили баню, дабы сломить их волю, веру и стойкость. К великой скорби, так и произошло. Не претерпев издевательств, маловерный устремился туда и с попустительства Всевидящего, умер около порога. Иисус Христос укреплял избранников Божиих: «Веруйте в Царствие Божие, если и умрёте, оживёте».

Мучения продолжались. Охранники давно уснули, только Аглаий не мог сомкнуть глаз. Язычник дивился, какая неведомая сила помогает терпеть такие страдания. И тут он узрел, растаявший лёд и 39 венцов над головами страстотерпцев. Струсивший воин не удостоился благодатного ореола.

Уверовавший Аглаий спустился в воды озера и стал молить только одного — сподобиться пострадать во имя Божие. Разъярённые истязатели, увидев на утро, что все ещё живы, от злости перебили христианам голени. Положили святых на колесницы, чтобы сжечь их.

Самый молодой мученик ещё был жив, и его оставили умирать. Но мать несла истерзанного сына вслед за колесницей и просила его во имя спасения, всё вытерпеть до конца. Плоть страстотерпцев сожгли, останки бросили в воду, чтобы уничтожить даже память о них.

Через три дня страдальцы Христовы повелели во сне благочестивому Пётру, епископу Севастии, собрать святые кости. Ночью, в толще воды, нетленные мощи сияли неземным светом и их упокоили с благочестием.

22 марта по церковному обычаю чествуют как День всех православных мужчин. 40 Севастийских мучеников — христианский праздник, который очень почитаем среди верующих и священства.

Пасхальным постом в этот день совершается Литургия преждеосвящённых Даров, допускается послабление в пище, можно вкушать растительное масло. Если торжество попадает на среду, пятницу Крестопоклонной недели, литургию переносят.

В начале 13 века православный царь Болгарии Иван Асень разгромил иноверцев, захватив в плен значительную часть войска. В своей победе он увидел помощь и заступничество сорока мучеников. За победу правитель выстроил и освятил церковь во имя великих святых, которая и сейчас находится в городе Тырново (Болгария).

Рецепт жаворонков из постного теста

2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли, изюм, сладкий крепкий чай.

Дрожжевой кусок скатывают в длинный жгут, который делят на 40 равных частей. Затем каждый такой кусочек, при помощи скалки, превращают в маленькие верёвочки, по 15 сантиметров.

Жгуты завязывают узлом, один конец формируют в форме головы птички, вместо глаз вставляют изюм. По бокам булочки ножом делают небольшие надрезы – крылья, хвост приминают пальцами. Для сочности готовые изделия смазывают сладким крепким чаем.

Приятного аппетита!

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Печь милые и забавные булочки – жаворонки каждый год, в том числе и в 2017 году, полагается 22 марта. Это древняя традиция у православных христиан, корни которой уходят в далёкие языческие обряды. Жаворонок - символ наступающей весны, приносящий в дом счастье и достаток. Хозяйки в день весеннего равноденствия готовили небольших птичек и раздавали их детворе. Ребята бегали с жаворонками в руках, зазывая весну, здоровье, радость и благополучие в свои семьи. Когда пекут жаворонки? Их положено готовить ко дню поминовения сорока мучеников, воинов Севастийских, пострадавших ради Христа. Выпадает праздник на 22 марта и называется Сороки (или Жаворонки). Это время относится Великому посту, и выпечка строго готовится из постного дрожжевого теста.

Из простого и доступного постного теста жаворонки всегда получаются очень нежные и ароматные. В ингредиенты выпечки входит спелый банан и ванилин. Такой подход к традиционному рецепту оживляет булочки и дополняет их новым вкусовым оттенком. Банановое пюре положительно влияет на качество теста, добавляя сочность, воздушность и фруктовый вкус. Постные жаворонки, слегка украшенные посыпкой из тростникового сахара, выглядят волшебно и очень аппетитно.

Для теста:

  • свежие дрожжи – 45 г;
  • сахар – 170 г;
  • растительное масло (без запаха) – 10-11 ст. ложек;
  • мука – 6,5 стаканов (плюс на раскатку -5 ст. ложек);
  • вода – 470 мл;
  • банан – 1-2 шт.;
  • ванилин – по вкусу;
  • соль – по вкусу.

Для украшения:

  • изюм (мелкий) – 3-4 ч. ложки;
  • тростниковый сахар – 2 ст. ложки;
  • чёрный чай – 1 ч. ложка;
  • вода – 100 г (для чая);
  • сахар – 2 ч. ложки (для чая);
  • растительное масло – 4 ст. ложки.

Приготовление. Перетрите очищенный банан в пюре.

Нагрейте воду до температуры, терпимой для опущенной в жидкость руки. Растворите в тёплой воде дрожжи и всыпьте туда же сахар и соль. Добавьте в раствор банановую массу. Хорошо перемешайте ингредиенты и всыпьте половину просеянной муки. Размешивайте тесто 5 минут и заправьте растительным маслом. Добавьте в постное тесто остальную муку, смешанную с ванилином. Разминайте массу руками до эластичного и нетугого состояния. Тесто должно отходить от стенок посуды и легко отставать от рук. Посыпьте его небольшим количеством муки. Поставьте тесто для брожения, накрыв ёмкость крышкой или полотенцем на 60 минут.

Готовое тесто поднимется и посветлеет.

Выложите дрожжевую массу на посыпанный мукой стол и разделите на равные полоски. Раскатайте их. Длина валика должна быть около 14-15 см, а ширина-2 см.

Каждую полоску завяжите простым «узелком». Сформируйте из одного конца узла головку птички, а из другого – хвост. Разрежьте ножом хвостики жаворонков в виде веера. Прикрепите изюминки – глазки. Застелите противень бумагой, хорошо промаслив с двух сторон, и поставьте жаворонков. Дайте изделиям отстояться 15 минут.

Смажьте жаворонков растительным маслом и заваренным чёрным чаем. Посыпьте по шейке птички коричневым сахаром. Выпекайте заготовки до золотистого оттенка около 25-35 минут в нагретой до 180 градусов духовке.

В электрическую духовку добавьте небольшую сковороду с водой, чтобы выпечка не пересохла. Готовые птички не требуют выдерживания под полотенцем. Изделия остаются мягкие на протяжении нескольких дней и не теряют вкусовых качеств.

Подавайте жаворонков к чаю и порадуйте своих близких симпатичной и вкусной выпечкой.

Когда пекут «Жаворонков» ?

Жаворонков пекут в день памяти Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта . Он непереходящий, то есть дата его фиксирована. Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти Сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками».

Что такое «Жаворонки»?

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику Сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии - песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.

Кто такие Сорок Севастийских
мучеников?

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Народные традиции празднования дня памяти Сорока Севастийских
мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со́роки. Самый яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!».

Кроме жаворонков к празднику Сорока мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

материал статьи частично взят с http://foma.ru/zhavoronki.html

Рецепт выпечки жаворонков

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли.

Для обмазки: сладкий крепкий чай.

«Жаворонки» делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножом надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

«Голубки», как и «жаворонки», изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Можно сделать и так: раскатать тесто, вырезать кружочки, диаметром 6-8 см, надрезать (не до самой серединки!) сегмент немного меньше четверти – это будет хвост. Взять левую от хвоста часть и завернуть ее направо, правую – налево. Аккуратно сформировать голову, вытянуть пальцами клювик, вставить глазки-изюминки.

рецепт выпечки взят с http://www.pravoslavie.ru/13021.html

Православный календарь

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Новости портала «Православие и современность»

  • 04.07.2019
  • Митрополит Лонгин принял участие в праздновании 25-летия областной Думы 04.07.2019
  • Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью моряков при пожаре на глубоководном аппарате ВМФ 04.07.2019
  • Приглашаются волонтеры для раздачи листовок о разрушенных храмах 04.07.2019
  • Всехсвятский храм организует праздники ко Дню семьи, любви и верности 03.07.2019
  • Подведены итоги конкурса «Молодежь. Общество. Будущее» 03.07.2019
  • Молодежный отдел приглашает на уборку могил священнослужителей 03.07.2019
  • Семинар по семейному образованию пройдет в духовно-просветительском центре Троицкого собора 03.07.2019
  • Вышло в свет новое издание о Свято-Троицком кафедральном соборе 02.07.2019
  • Митрополит Лонгин совершил поездку в республику Беларусь 02.07.2019
  • В библиотеке прошел вечер «Димитрий и Евдокия. Слово любви» 02.07.2019
  • Священник выступил с лекцией «Старый город» 02.07.2019
  • Церковь оказывает гуманитарную помощь пострадавшим от наводнения в Иркутской области 02.07.2019
  • Священник благословил личный состав войсковой части 01.07.2019
  • В кризисном центре Вольского Владимирского монастыря проходят занятия в технике sand-art 01.07.2019

Журнал портала «Православие и современность»

  • Нательные кресты в традиции русского благочестия 04.07.2019

    Чем православный нательный крест отличается от католического? Что может быть изображено на обороте крестика? Что такое «морской крест» и какой смысл он в себе несет? Ответы на этот и другие вопросы - в заключительной части очерка настоятеля Крестовоздвиженского храма города Вольска протоиерея Михаила ВОРОБЬЕВА об истории нательных крестов.

  • Каждый поруганный храм – как рентген наших душ 04.07.2019

    Недавний разговор в приятельской компании:«По дороге ехали и увидели в сторонке такую церковь – огромную, старинную, красивую! И совсем уже разрушается она, и никого это не волнует, а там фрески еще сохранились… Почему епархия этим не занимается, не реставрирует такие вот церкви?»Слава Богу, мне есть что ответить.

  • Драгоценные свидетельства времени 03.07.2019

    Есть экспонаты, которые представляют для нас ценность особого рода, поскольку отражают приметы и атмосферу времен, знакомых нам лишь по литературе и рассказам предков. 20-й век еще не далеко ушел от нас; мы привыкли ценить артефакты, отстоящие от нас на несколько веков: чем предмет древнее, тем он ценнее… Но для Православной Церкви именно ХХ век стал […]

  • «Чернобыль»: в кадре и за кадром 02.07.2019

    6 мая состоялась мировая премьера сериала «Чернобыль» (совместное производство США и Великобритании) по сценарию Крэйга Мэйзина. Никогда - за исключением, конечно, апреля 1986 года - эти трагические события не приковывали к себе такого пристального внимания. Сериал обошел по рейтингам даже такой телехит последнего десятилетия, как «Игра престолов». Каждый день появляются интервью с ликвидаторами последствий аварии, […]

  • Помочь ищущим Истину 01.07.2019

    В каждой епархии сегодня есть молодежный отдел, при храмах создаются молодежные общества. Миссии среди «племени младого незнакомого» уделяется самое серьезное внимание… А почему так? Разве не ко всем равно - вне зависимости от возраста - обращено слово Христа? Разве Церковь - какой-то клуб молодежного досуга и общения?Да, Христос обращается к каждому, но путь ко Христу […]

  • Победа над собой и всем земным 30.06.2019

    16 июня начался ежегодный крестный ход Балашов - Вавилов Дол, посвященный памяти святых Царственных страстотерпцев и иных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Крестный ход проходит через все три епархии Саратовской митрополии - Балашовскую, Саратовскую и Покровскую. Его продолжительность 32 дня, протяженность - более 700 километров. Наши корреспонденты Кристина Никитина и Светлана Попенко пообщались с крестоходцами.

  • Бескомпромиссный миротворец 28.06.2019

    29 июня - день мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Большая часть его архипастырского служения связана с Саратовской епархией. В памяти саратовцев остались и просветительские проекты владыки Гермогена, и его дела милосердия, и его стойкая консервативная позиция противления любому культурному явлению, если оно развращает народ