Психология  Истории Обучение 

Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом

является то, что они все предполагают изображение схем, показывающих особенности
генетических процессов.

1. Известно, что миопатия Дюшена, сопровождающаяся дистрофией мышц,
наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Родители
здоровы, но отец матери был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи.
Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, пол и вероятность появления
потомков, у которых будет отсутствовать ген, вызывающий развитие миопатии.
Дано:
Решение:
Признак – Ген
Р ♀ ХА? × ♂ ХАY

норма норма
миопатия Дюшена – Ха
, т.к. отец жены болен этим заболеванием, то его генотип
Норма – ХА
ХаУ, значит его дочь гетерозиготна по данному признаку,
тогда

Р ♀ ХАХа × ♂ ХАY
норма норма

G ХА, Ха ХА, Y

F1 ХАХА, ХАХа, ХАY, ХаY
норма; норма; норма; миопатия Дюшена
F1 – ?
Ответ: вероятность появления потомков, у которых будет
отсутствовать ген, вызывающий развитие миопатии – 25%
девочек (ХАХА) и 25% мальчиков (ХАY).

2. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит
независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением
хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении
.
Элементы ответа :
1. В этом случае в скрещивании участвуют дигетерозиготные особи с генотипами
АаBb
2. В мейозе гомологичные хромосомы попадают в разные гаметы случайным образом,


3. При оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому
сочетанию признаков.
3. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит
расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1. Объясните это явление поведением
хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.

Элементы ответа :
1.В скрещивании участвуют дигетерозиготные особи с генотипами АаBb
2.Негомологичные хромосомы мейозе расходятся в разные гаметы случайным образом,

поэтому каждая родительская особь может образовывать четыре сорта гамет: AB, Ab, aB,
ab (аллели не сцеплены между собой)

3.Случайное сочетание четырех типов гамет при оплодотворении формирует четыре
вида фенотипов 9A_D_:3A_bb:3aaB_:1aabb.
4. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы семян
(В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой
окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с
гладкими коричневыми семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми
семенами было получено 4002 семени коричневых гладкий и 3998 семян белых

95
морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян
кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских
растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными
от родителей признаками.

Элементы ответа:
1.Генотипы родителей: коричневые гладкие семена – АаBb (гаметы: АВ, ab), белые

морщинистые – aabb (гаметы ab);
2.Генотипы потомства: АаBb (коричневые гладкие) и aabb (белые морщинистые),
Аabb (коричневые морщинистые) и ааBb (белые гладкие);
3.Появление двух групп особей с отличными от родителей признаками связано с
нарушением сцепления генов в результате кроссинговера у родительского гетерозиготного
организма и появления гамет Ab, aB.

5. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.
Гены нормального зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме.
Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей –
носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

6. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I (O), II (A), III (B), IV
(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0. Причем аллеь i0
является рецессивным по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II
(гетирозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы родителей.
Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) групп крови детей. Составьте схему
решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

7. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген
цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая
женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой
слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте
схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства,
вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

8. При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными
крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными
крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с
серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и
небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом,
нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно,
что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте
схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

96
Материалы подготовлены на основе аналитического отчета «Основные результаты
Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2008 году», выполненного по
заданию департамента образования и науки Архангельской области авторским коллективом:
Е.Н.Александрова,
Т.Ю.Артюгина,
Е.Ю.Ваенская,
О.Ю.Ешевский,
С.Н.Котова,
А.П.Лавринова, С.Ф.Лукина, Н.Н.Мартынова, Н.П.Овчинникова, Т.В.Постникова,
Л.Г.Таскаева,

Т.П.Тетеревлёва,
А.Е.Томилова,
Е.Г.Фалилеева,
М.В.Шабанова,
Т.Э.Шестакова.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Е.Н. Александрова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии и
геоэкологии ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Т.Ю. Артюгина - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и
психологии АО ИППК РО.
Е.Ю. Ваенская - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ПГУ
имени М.В. Ломоносова.
О.Ю. Ешевский – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей
физики ПГУ имени М.В. Ломоносова.
С.Н. Котова - доцент кафедры методики преподавания математики ПГУ имени
М.В. Ломоносова.
А.П. Лавринова - кандидат биологических наук, доцент АО ИППК РО.
С.Ф. Лукина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и экологии
человека ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Н.Н. Мартынова - учитель химии МОУ «Общеобразовательная гимназия № 6»,
г. Архангельск, заслуженный учитель РФ, Соросовский учитель.
Н.П. Овчинникова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной
истории ПГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный учитель РФ.
Т.В. Постникова – учитель географии высшей категории МОУ «Архангельский
городской лицей имени М.В. Ломоносова».
Л. Г. Таскаева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии ПГУ имени
М.В.Ломоносова.
Т.П. Тетеревлёва – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной
истории ПГУ имени М.В. Ломоносова.
А.Е.Томилова - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики
Е.Г. Фалилеева – старший преподаватель кафедры прикладной математики ПГУ
имени М.В. Ломоносова.
М.В. Шабанова - доктор педагогических наук, профессор кафедры методики
преподавания математики ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Т.Э. Шестакова - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
ПГУ имени М.В. Ломоносова.

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой скмье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Ответ

В – нормальный слух, b – глухота.

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение bbX D X _ .
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник BBX d Y.

Девочка-дальтоник X d X d получила одну X d от отца, а вторую от матери, следовательно мать bbX D X d .


P bbX D X d x BBX d Y
G bX D BX d
bX d BY
F1 BbX D X d BbX D Y BbX d X d BbX d Y
девочки
с норм.
слухом
и зрением
мальчики
с норм.
слухом
и зрением
девочки
с норм.
слухом,
дальтоники
мальчики
с норм.
слухом,
дальтоники

Дочь BbX d X d . Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Ответ

А – карие глаза, а – голубые глаза.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Кареглазая женщина с нормальным зрением А_X D X _ .
Отец женщины ааX d Y, он мог отдать дочери только аX d , следовательно, кареглазая женщина АаX D X d .
Муж женщины ааX DY.

Р АаX D X d х ааX D Y


Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.

Глухота - аутосомный признак; дальтонизм - признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

Ответ

У здоровых родителей родился больной ребенок, следовательно, глухота и дальтонизм являются рецессивными признаками.

А - норм. слух, а - глухота
X D - норм. зрение, X d - дальтонизм.

Ребенок имеет аа, родители здоровы, следовательно, они Аа.
Отец здоров, следовательно он X D Y. Если бы ребенок был девочкой, то она бы получила от отца X D и не была дальтоником. Следовательно, ребенок мальчик, ген дальтонизма получил от матери. Мать здорова, следовательно огна X D X d .

Р АаX D X d х АаX D Y


AX D AY aX D aY
AX D AAX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AX d AAX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aX D AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
aaX D X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX D Y
глухота
норм. зрение
мальчик
aX d AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aaX d X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX d Y
глухота
дальтонизм
мальчик

Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями составляет 1/16 (6,25%).

В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

Ответ

В первом поколении получено единообразное потомство (первый закон Менделя), следовательно родители были гомозиготы, F1 – гетерозиготы, у гетерозигот проявились доминантные гены.

А - нормальные крылья, а - редуцированные крылья
B - красные глаза, b - белые глаза

P AAX B X B x aaX b Y
F1 AaX B X b , AaX B Y

АaX В Y x AAX B X B


AX В аX В AY aY
AX B AAX В X В
AaX В X В
AAX B Y
AaX B Y

Все потомство получилось с нормальными крыльями и красными глазами. Во втором скрещивании проявился третий закон Менделя (закон независимого наследования).

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (X Н - нормальная свёртываемость крови, X h - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Ответ

А - норма, а - альбинизм.
Х Н - норма, Х h - гемофилия.

Женщина ААХ Н Х Н, мужчина ааХ Н Х h .


Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

Ответ

Поскольку при скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получился ребенок с закрученными крыльями, следовательно А - нормальные крылья, а - закрученные крылья, родители Аа х Аа, ребенок аа.

Ген размера глаз сцеплен с Х-хромосомой, следовательно, самец с маленькими глазами получил от отца Y, а от матери ген маленьких глаз, но сама мать была с нормальными глазами, следовательно, она была гетерозигота. Х B - нормальные глаза, Х b - маленькие глаза, мать Х B Х b , отец Х B Y, ребенок Х b Y.

F1 AaX B X b x aaX b Y



Фенотипически сходно с родительской самкой будет F2 AaX B X b , их 1/8 (12,5%) от общего числа потомков.

У человека ген рыжих волос является рецессивным признаком. Темноволосая женщина, мать которой имела рыжие волосы, выходит замуж за темноволосого мужчину,

отец которого имел рыжие волосы. Какова вероятность рождения в семье рыжеволосого ребенка?

Мужчина-дальтоник (цветовая слепота, признак сцеплен с полом) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника. Может ли у них

родиться дочь дальтоник? Какова вероятность рождения первых двух сыновей-дальтоников?

У кур серебристое оперение – доминантный признак. Ген серебристого оперения S (Silver ) локализован в Z –хромосоме. Серебристого петуха скрестили с черной курицей. Каковы возможные последствия этого скрещивания?

Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х -хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Определите вероятность того, что следующий ребенок будет тоже с нормальными зубами.

Одна из форм гемофилии наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х -хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной (отец и мать которой здоровы). Будут ли дети страдать этим заболеванием?

* Черепаховую (пятнистую) кошку скрестили с рыжим котом. Как пойдет расщепление гибридов по генотипу и фенотипу (по окраске шерсти и полу)?

* Гипертония у человека определяется доминантным аутосомным геном, оптическая атрофия вызывается рецессивным геном, сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией выходит замуж за мужчину с гипертонией, у которого отец также страдал гипертонией, а мать была здорова. Какова вероятность, что ребенок в этой семье будет страдать обеими аномалиями (в %)? Какова вероятность рождения здорового ребенка (в %)?

*Каковы генотипы родителей, если от брака кареглазой здоровой (по свертываемости крови) женщины с голубоглазым здоровым мужчиной родился голубоглазый мальчик-гемофилик. Гемофилия и голубые глаза – рецессивные признаки, но ген голубых глаз расположен в аутосоме, а ген гемофилии сцеплен с Х -хромосомой.

Кто разбирается в задачах??? У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз - над голубым. Какое

по­томство можно ожидать от брака близорукого голубоглазого муж­чины с кареглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.

у человека карий цвет глаз доминантный, а голубой рецессивный. кареглазая женщина, отец которой имел голубые глаза, выходит замуж за голубоглазого

мужчину. определите вероятность рождения голубоглазого ребенка

1. Какие типы гамет могут образоваться у родителей с геноти­пами АА, Аа и аа? 2. В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. К

акой признак является доминантным? Каковы ге­нотипы всех членов этой семьи? 3.Мужчина, страдающий альбинизмом, женится на здоровой женщине, отец которой страдал альбинизмом. Каких детей можно ожидать от этого брака, если учесть, что альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак? 4. Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, мать которой имела голубые глаза. От этого брака родилась голубо­глазая дочь и кареглазый сын. Определить генотипы всех членов семьи. 5. Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с со­седской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить геноти­пы Васьки, Мурки и всех котят. 6. У человека встречается такая аномалия, как альбинизм (от­сутствие пигментации). Среди индейцев Панамы она довольно ши­роко распространена, несмотря на то, что браки между альбиносами запрещены законом. Как это можно объяснить? 7.* Рыжеволосая девушка выходит замуж за мужчину с не ры­жими волосами, гомозиготного по этому признаку. Какова вероят­ность рождения от этого брака ребенка с не рыжими волосами, если известно, что рыжие волосы - рецессивный признак? 8.Так называемый «белый локон» или седая прядь у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероят­ность рождения детей без локона, если родители имели «белый ло­кон» и были гетерозиготными по этому признаку? 9. Какое потомство по генотипу и фенотипу получится от скрещивания серого чистопородного кролика с черной крольчихой, если черный цвет меха это рецессивный признак? рой коровы - пять нормальных телят, от третьей коровы - пять бес­шерстных телят. Определить генотипы скрещиваемых животных и их потомков. 10.* В живом уголке жили морские свинки: самец с длинной шерстью и такая же самка. От их скрещивания в потомстве появи­лись свинки с длинной и короткой шерстью. Какова вероятность по­явления короткошерстных свинок, если скрестить самцов с длинной шерстью из первого поколения с короткошерстными самками? Ко­роткая шерсть - рецессивный признак. 11. При скрещивании красноплодных томатов (доминантный признак) в потомстве было получено 87 красноплодных и 29 желтоплодных растений. Сколько среди них было гетерозигот? 12.Определить вероятность рождения детей без веснушек на лице (рецессивный признак), если известно следующее: женщина, имеющая веснушки на лице, отец которой был без веснушек, вступи­ла в брак с мужчиной, имеющим веснушки на лице. Известно, что мать мужчины была без веснушек, а отец - с веснушками. 13.* У кукурузы темная окраска зерен доминирует над светлой. От скрещивания между собой гибридов получено 380 растений: из них 96 имели белые зерна, а остальные - темные. Сколько всего растений были гомозиготными по генотипу и сколько - гетерозиготными? 14. У пшеницы ген карликовости.доминирует над геном нор­мального роста. Каковы генотипы исходных форм, если в потомстве получилось расщепление по этому признаку в соотношении 1:1? При каких генотипах и фенотипах родительских форм получится фенотипически однородное потомство? 15. Предположим, что синдром Вернера (преждевременное старение человека) наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Каков прогноз появления этого синдрома у потомков, если известно следующее: жена здорова, но ее отец имел синдром Вернера, муж также здоров, но его мать состарилась очень рано.

Генетические задачи

    При скрещивании растения львиного зева с широкими листьями (А) с растением, имеющим узкие листья, образуются гибриды с листьями средней ширины. Определите вид доминирования и соотношение генотипов и фенотипов в F2 при скрещивании гибридов F1

    У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей - дальтоников с карими глазами и их пол.

    Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa - четвертая?

    Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещи-вания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2?

    У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

    У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I A , I B , i 0 , причем аллель i 0 является рецессивной по отношению к аллелям I A и I B . Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

    У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма - d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Ответы

1. 1) Неполное доминирование.

2) Генотипы родителей: АА, аа, генотип потомков первого поколения Аа.

3) Генотипы и фенотипы потомков второго поколения: АА - широкие листья, 2 Аа - листья средней ширины, аа - узкие листья.

2. 1) генотип матери - AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца - aaXDY (гаметы: aXD , aY);

2) генотипы детей: девочки - AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, мальчики - AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY - мальчики.

3. 1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая - АВ.

2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

4. 1) А - белые плоды, а - жёлтые плоды,

В - дисковидные плоды, b - шаровидные плоды

Белый цвет плодов доминирует над жёлтым, дисковидная форма плодов - над шаровидной.

2) Генотипы родителей: ааВВ х A Abb Генотипы потомства: АаВЬ

3) Надо взять растение с генотипом aabb.

В потомстве получится 1:1 АаВЬ (белая окраска и дисковидная форма): aabb (жёлтые шаровидные плоды).

5. 1) Генотипы родителей: 1) Женская особь: aaBb (дает два типа гамет aB; ab. Мужская особь: aabb (один тип гамет ab).

2) Генотипы потомства: аавв, ааВв.

3) Фенотипы потомства: аавв - светловолосые, голубоглазые;

ааВв - светловолосые, кареглазые.

6. 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi0 (гаметы IA, i0), III группа - IВIВ (гаметы IВ);

2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0);

3) вероятность наследования II группы крови - 0%.

7. По условию:

В - нормальный слух

b - глухота

Х D - нормальное цветовое зрение

Х d - дальтонизм (ген цветовой слепоты)

1) Определим генотипы родителей:

мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение - ♀bbХ D Х ?

отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник - ♂BBХ d Y

Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?Х d Х d ), то одну гамету BХ d она получила от отца, а другую от матери - bХ d

Мы можем определить генотип матери ♀bbХ D X d и дочери

BbХ d Х d

2) Составив схему скрещивания определяем возможные генотипы детей

P ♀bbХ D X d → ♂BBХ d Y

G ♀bХ D ♀bХ d ♂BХ d ♂BY

F 1 BbХ D X d ; BbХ D Y; BbХ d X d ; BbХ d Y

3) фенотипы потомства:

BbХ D X d - девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение

BbХ D Y - мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение

BbХ d X d - девочка, нормальный слух, дальтоник

BbХ d Y - мальчик, нормальный слух, дальтоник

Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом 50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) и 0% глухих.

4) Закономерности: По второму признаку (цветовое зрение) - наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком - независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери - анализирующее скрещивание.