Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом
является то, что они все предполагают изображение схем, показывающих особенности
генетических процессов.
1. Известно, что миопатия Дюшена, сопровождающаяся дистрофией мышц,
наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Родители
здоровы, но отец матери был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи.
Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, пол и вероятность появления
потомков, у которых будет отсутствовать ген, вызывающий развитие миопатии.
Дано:
Решение:
Признак – Ген
Р ♀
ХА? × ♂ ХАY
норма норма
миопатия Дюшена – Ха
, т.к. отец жены болен этим заболеванием, то его генотип
Норма – ХА
ХаУ, значит его дочь гетерозиготна по данному признаку,
тогда
Р ♀
ХАХа × ♂ ХАY
норма норма
G ХА, Ха ХА, Y
F1 ХАХА, ХАХа, ХАY, ХаY
норма; норма; норма; миопатия Дюшена
F1 – ?
Ответ: вероятность появления потомков, у которых будет
отсутствовать ген, вызывающий развитие миопатии – 25%
девочек (ХАХА) и 25% мальчиков (ХАY).
2. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит
независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением
хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении
.
Элементы ответа
:
1. В этом случае в скрещивании участвуют дигетерозиготные особи с генотипами
АаBb
2. В мейозе гомологичные хромосомы попадают в разные гаметы случайным образом,
3. При оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому
сочетанию признаков.
3. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит
расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1. Объясните это явление поведением
хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.
Элементы ответа
:
1.В скрещивании участвуют дигетерозиготные особи с генотипами АаBb
2.Негомологичные хромосомы мейозе расходятся в разные гаметы случайным образом,
поэтому каждая родительская особь может образовывать четыре сорта гамет: AB, Ab, aB,
ab (аллели не сцеплены между собой)
3.Случайное сочетание четырех типов гамет при оплодотворении формирует четыре
вида фенотипов 9A_D_:3A_bb:3aaB_:1aabb.
4. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы семян
(В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой
окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с
гладкими коричневыми семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми
семенами было получено 4002 семени коричневых гладкий и 3998 семян белых
95
морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян
кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских
растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными
от родителей признаками.
Элементы ответа:
1.Генотипы родителей: коричневые гладкие семена – АаBb (гаметы: АВ, ab), белые
морщинистые – aabb (гаметы ab);
2.Генотипы потомства: АаBb (коричневые гладкие) и aabb (белые морщинистые),
Аabb (коричневые морщинистые) и ааBb (белые гладкие);
3.Появление двух групп особей с отличными от родителей признаками связано с
нарушением сцепления генов в результате кроссинговера у родительского гетерозиготного
организма и появления гамет Ab, aB.
5. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.
Гены нормального зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме.
Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей –
носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
6. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I (O), II (A), III (B), IV
(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0. Причем аллеь i0
является рецессивным по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II
(гетирозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы родителей.
Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) групп крови детей. Составьте схему
решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
7. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген
цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая
женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой
слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте
схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства,
вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
8. При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными
крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными
крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с
серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и
небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом,
нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно,
что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте
схему скрещивания. Объясните полученные результаты.
96
Материалы подготовлены на основе аналитического отчета «Основные результаты
Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2008 году», выполненного по
заданию департамента образования и науки Архангельской области авторским коллективом:
Е.Н.Александрова,
Т.Ю.Артюгина,
Е.Ю.Ваенская,
О.Ю.Ешевский,
С.Н.Котова,
А.П.Лавринова, С.Ф.Лукина, Н.Н.Мартынова, Н.П.Овчинникова, Т.В.Постникова,
Л.Г.Таскаева,
Т.П.Тетеревлёва,
А.Е.Томилова,
Е.Г.Фалилеева,
М.В.Шабанова,
Т.Э.Шестакова.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Е.Н. Александрова
– кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии и
геоэкологии ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Т.Ю. Артюгина
- кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и
психологии АО ИППК РО.
Е.Ю. Ваенская
- кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ПГУ
имени М.В. Ломоносова.
О.Ю. Ешевский
– кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей
физики ПГУ имени М.В. Ломоносова.
С.Н. Котова
- доцент кафедры методики преподавания математики ПГУ имени
М.В. Ломоносова.
А.П. Лавринова
- кандидат биологических наук, доцент АО ИППК РО.
С.Ф. Лукина
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и экологии
человека ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Н.Н. Мартынова
- учитель химии МОУ «Общеобразовательная гимназия № 6»,
г. Архангельск, заслуженный учитель РФ, Соросовский учитель.
Н.П. Овчинникова
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной
истории ПГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный учитель РФ.
Т.В. Постникова
– учитель географии высшей категории МОУ «Архангельский
городской лицей имени М.В. Ломоносова».
Л. Г. Таскаева
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии ПГУ имени
М.В.Ломоносова.
Т.П. Тетеревлёва
– кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной
истории ПГУ имени М.В. Ломоносова.
А.Е.Томилова
- кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики
Е.Г. Фалилеева
– старший преподаватель кафедры прикладной математики ПГУ
имени М.В. Ломоносова.
М.В. Шабанова
- доктор педагогических наук, профессор кафедры методики
преподавания математики ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Т.Э. Шестакова
- кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
ПГУ имени М.В. Ломоносова.
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой скмье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
Ответ
В – нормальный слух, b – глухота.
Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение bbX D X _ .
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник BBX d Y.
Девочка-дальтоник X d X d получила одну X d от отца, а вторую от матери, следовательно мать bbX D X d .
P | bbX D X d | x | BBX d Y | ||
G | bX D | BX d | |||
bX d | BY | ||||
F1 | BbX D X d | BbX D Y | BbX d X d | BbX d Y | |
девочки с норм. слухом и зрением |
мальчики с норм. слухом и зрением |
девочки с норм. слухом, дальтоники |
мальчики с норм. слухом, дальтоники |
Дочь BbX d X d . Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.
У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Ответ
А – карие глаза, а – голубые глаза.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.
Кареглазая женщина с нормальным зрением А_X D X _ .
Отец женщины ааX d Y, он мог отдать дочери только аX d , следовательно, кареглазая женщина АаX D X d .
Муж женщины ааX DY.
Р АаX D X d х ааX D Y
Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.
Глухота - аутосомный признак; дальтонизм - признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
Ответ
У здоровых родителей родился больной ребенок, следовательно, глухота и дальтонизм являются рецессивными признаками.
А - норм. слух, а - глухота
X D - норм. зрение, X d - дальтонизм.
Ребенок имеет аа, родители здоровы, следовательно, они Аа.
Отец здоров, следовательно он X D Y. Если бы ребенок был девочкой, то она бы получила от отца X D и не была дальтоником. Следовательно, ребенок мальчик, ген дальтонизма получил от матери. Мать здорова, следовательно огна
X D X d .
Р АаX D X d х АаX D Y
AX D | AY | aX D | aY | |
AX D | AAX D X D норм. слух норм. зрение девочка |
AAX D Y норм. слух норм. зрение мальчик |
AaX D X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX D Y норм. слух норм. зрение мальчик |
AX d | AAX d X D норм. слух норм. зрение девочка |
AAX d Y норм. слух дальтоник мальчик |
AaX d X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX d Y норм. слух дальтоник мальчик |
aX D | AaX D X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX D Y норм. слух норм. зрение мальчик |
aaX D X D глухота норм. зрение девочка |
aaX D Y глухота норм. зрение мальчик |
aX d | AaX d X D норм. слух норм. зрение девочка |
AaX d Y норм. слух дальтоник мальчик |
aaX d X D глухота норм. зрение девочка |
aaX d Y глухота дальтонизм мальчик |
Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями составляет 1/16 (6,25%).
В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?
Ответ
В первом поколении получено единообразное потомство (первый закон Менделя), следовательно родители были гомозиготы, F1 – гетерозиготы, у гетерозигот проявились доминантные гены.
А - нормальные крылья, а - редуцированные крылья
B - красные глаза, b - белые глаза
P AAX B X B x aaX b Y
F1 AaX B X b , AaX B Y
АaX В Y x AAX B X B
AX В | аX В | AY | aY | |
AX B | AAX В X В |
AaX В X В |
AAX B Y |
AaX B Y |
Все потомство получилось с нормальными крыльями и красными глазами. Во втором скрещивании проявился третий закон Менделя (закон независимого наследования).
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (X Н - нормальная свёртываемость крови, X h - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Ответ
А - норма, а - альбинизм.
Х Н - норма, Х h - гемофилия.
Женщина ААХ Н Х Н, мужчина ааХ Н Х h .
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
Ответ
Поскольку при скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получился ребенок с закрученными крыльями, следовательно А - нормальные крылья, а - закрученные крылья, родители Аа х Аа, ребенок аа.
Ген размера глаз сцеплен с Х-хромосомой, следовательно, самец с маленькими глазами получил от отца Y, а от матери ген маленьких глаз, но сама мать была с нормальными глазами, следовательно, она была гетерозигота. Х B - нормальные глаза, Х b - маленькие глаза, мать Х B Х b , отец Х B Y, ребенок Х b Y.
F1 AaX B X b x aaX b Y
Фенотипически сходно с родительской самкой будет F2 AaX B X b , их 1/8 (12,5%) от общего числа потомков.
отец которого имел рыжие волосы. Какова вероятность рождения в семье рыжеволосого ребенка?
Мужчина-дальтоник (цветовая слепота, признак сцеплен с полом) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника. Может ли у нихродиться дочь дальтоник? Какова вероятность рождения первых двух сыновей-дальтоников?
У кур серебристое оперение – доминантный признак. Ген серебристого оперения S (Silver ) локализован в Z –хромосоме. Серебристого петуха скрестили с черной курицей. Каковы возможные последствия этого скрещивания?
Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х -хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Определите вероятность того, что следующий ребенок будет тоже с нормальными зубами.
Одна из форм гемофилии наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х -хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной (отец и мать которой здоровы). Будут ли дети страдать этим заболеванием?
* Черепаховую (пятнистую) кошку скрестили с рыжим котом. Как пойдет расщепление гибридов по генотипу и фенотипу (по окраске шерсти и полу)?
* Гипертония у человека определяется доминантным аутосомным геном, оптическая атрофия вызывается рецессивным геном, сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией выходит замуж за мужчину с гипертонией, у которого отец также страдал гипертонией, а мать была здорова. Какова вероятность, что ребенок в этой семье будет страдать обеими аномалиями (в %)? Какова вероятность рождения здорового ребенка (в %)?
*Каковы генотипы родителей, если от брака кареглазой здоровой (по свертываемости крови) женщины с голубоглазым здоровым мужчиной родился голубоглазый мальчик-гемофилик. Гемофилия и голубые глаза – рецессивные признаки, но ген голубых глаз расположен в аутосоме, а ген гемофилии сцеплен с Х -хромосомой.
Кто разбирается в задачах??? У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз - над голубым. Какоепотомство можно ожидать от брака близорукого голубоглазого мужчины с кареглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.
у человека карий цвет глаз доминантный, а голубой рецессивный. кареглазая женщина, отец которой имел голубые глаза, выходит замуж за голубоглазогомужчину. определите вероятность рождения голубоглазого ребенка
1. Какие типы гамет могут образоваться у родителей с генотипами АА, Аа и аа? 2. В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы всех членов этой семьи? 3.Мужчина, страдающий альбинизмом, женится на здоровой женщине, отец которой страдал альбинизмом. Каких детей можно ожидать от этого брака, если учесть, что альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак? 4. Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, мать которой имела голубые глаза. От этого брака родилась голубоглазая дочь и кареглазый сын. Определить генотипы всех членов семьи. 5. Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с соседской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить генотипы Васьки, Мурки и всех котят. 6. У человека встречается такая аномалия, как альбинизм (отсутствие пигментации). Среди индейцев Панамы она довольно широко распространена, несмотря на то, что браки между альбиносами запрещены законом. Как это можно объяснить? 7.* Рыжеволосая девушка выходит замуж за мужчину с не рыжими волосами, гомозиготного по этому признаку. Какова вероятность рождения от этого брака ребенка с не рыжими волосами, если известно, что рыжие волосы - рецессивный признак? 8.Так называемый «белый локон» или седая прядь у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей без локона, если родители имели «белый локон» и были гетерозиготными по этому признаку? 9. Какое потомство по генотипу и фенотипу получится от скрещивания серого чистопородного кролика с черной крольчихой, если черный цвет меха это рецессивный признак? рой коровы - пять нормальных телят, от третьей коровы - пять бесшерстных телят. Определить генотипы скрещиваемых животных и их потомков. 10.* В живом уголке жили морские свинки: самец с длинной шерстью и такая же самка. От их скрещивания в потомстве появились свинки с длинной и короткой шерстью. Какова вероятность появления короткошерстных свинок, если скрестить самцов с длинной шерстью из первого поколения с короткошерстными самками? Короткая шерсть - рецессивный признак. 11. При скрещивании красноплодных томатов (доминантный признак) в потомстве было получено 87 красноплодных и 29 желтоплодных растений. Сколько среди них было гетерозигот? 12.Определить вероятность рождения детей без веснушек на лице (рецессивный признак), если известно следующее: женщина, имеющая веснушки на лице, отец которой был без веснушек, вступила в брак с мужчиной, имеющим веснушки на лице. Известно, что мать мужчины была без веснушек, а отец - с веснушками. 13.* У кукурузы темная окраска зерен доминирует над светлой. От скрещивания между собой гибридов получено 380 растений: из них 96 имели белые зерна, а остальные - темные. Сколько всего растений были гомозиготными по генотипу и сколько - гетерозиготными? 14. У пшеницы ген карликовости.доминирует над геном нормального роста. Каковы генотипы исходных форм, если в потомстве получилось расщепление по этому признаку в соотношении 1:1? При каких генотипах и фенотипах родительских форм получится фенотипически однородное потомство? 15. Предположим, что синдром Вернера (преждевременное старение человека) наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Каков прогноз появления этого синдрома у потомков, если известно следующее: жена здорова, но ее отец имел синдром Вернера, муж также здоров, но его мать состарилась очень рано.
Генетические задачи
При скрещивании растения львиного зева с широкими листьями (А) с растением, имеющим узкие листья, образуются гибриды с листьями средней ширины. Определите вид доминирования и соотношение генотипов и фенотипов в F2 при скрещивании гибридов F1
У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей - дальтоников с карими глазами и их пол.
Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa - четвертая?
Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещи-вания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2?
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I A , I B , i 0 , причем аллель i 0 является рецессивной по отношению к аллелям I A и I B . Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма - d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
Ответы
1. 1) Неполное доминирование.
2) Генотипы родителей: АА, аа, генотип потомков первого поколения Аа.
3) Генотипы и фенотипы потомков второго поколения: АА - широкие листья, 2 Аа - листья средней ширины, аа - узкие листья.
2. 1) генотип матери - AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца - aaXDY (гаметы: aXD , aY);
2) генотипы детей: девочки - AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, мальчики - AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY - мальчики.
3. 1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая - АВ.
2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.
3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.
4. 1) А - белые плоды, а - жёлтые плоды,
В - дисковидные плоды, b - шаровидные плоды
Белый цвет плодов доминирует над жёлтым, дисковидная форма плодов - над шаровидной.
2) Генотипы родителей: ааВВ х A Abb Генотипы потомства: АаВЬ
3) Надо взять растение с генотипом aabb.
В потомстве получится 1:1 АаВЬ (белая окраска и дисковидная форма): aabb (жёлтые шаровидные плоды).
5. 1) Генотипы родителей: 1) Женская особь: aaBb (дает два типа гамет aB; ab. Мужская особь: aabb (один тип гамет ab).
2) Генотипы потомства: аавв, ааВв.
3) Фенотипы потомства: аавв - светловолосые, голубоглазые;
ааВв - светловолосые, кареглазые.
6. 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi0 (гаметы IA, i0), III группа - IВIВ (гаметы IВ);
2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0);
3) вероятность наследования II группы крови - 0%.
7. По условию:
В - нормальный слух
b - глухота
Х D - нормальное цветовое зрение
Х d - дальтонизм (ген цветовой слепоты)
1) Определим генотипы родителей:
мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение - ♀bbХ D Х ?
отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник - ♂BBХ d Y
Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?Х d Х d ), то одну гамету BХ d она получила от отца, а другую от матери - bХ d
Мы можем определить генотип матери ♀bbХ D X d и дочери
♀BbХ d Х d
2) Составив схему скрещивания определяем возможные генотипы детей
P ♀bbХ D X d → ♂BBХ d Y
G ♀bХ D ♀bХ d ♂BХ d ♂BY
F 1 BbХ D X d ; BbХ D Y; BbХ d X d ; BbХ d Y
3) фенотипы потомства:
BbХ D X d - девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение
BbХ D Y - мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение
BbХ d X d - девочка, нормальный слух, дальтоник
BbХ d Y - мальчик, нормальный слух, дальтоник
Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом 50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) и 0% глухих.
4) Закономерности: По второму признаку (цветовое зрение) - наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком - независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери - анализирующее скрещивание.