Психология  Истории Обучение 

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение. Заболевание невыясненной природы с характерными симптомами — аутизм у детей: признаки, фото, психологическая помощь и способы реабилитации Признаки аутизма у ребенка 2

Маленькие дети - такие очаровашки! Омрачает радость родителей только то, что малыши часто болеют, и ладно бы, если педиатр ставит только относительно безобидные диагнозы - ОРЗ или ОРВИ. К сожалению, заболевания бывают разные, и многие из них довольно серьезные, особенно если заметить неладное удается на поздних стадиях, когда процесс зашел уже слишком далеко. Но некоторые коварные патологии можно распознать на первых годах жизни. Чем раньше недуг "пойман", тем больше у ребёнка шансов на адаптацию к современной жизни. Если родители заметили признаки 2 лет, пугаться не надо и не надо пугать ребёнка. Да, это не позитивные сигналы, но они и не критические. Ребёнок может иметь лишь некоторые отклонения, которые можно преодолеть, занимаясь с грамотным педагогом-психологом.

Как так получается?

Для каждой мамы её ребёнок - единственный и неповторимый, но ситуацию, когда кроха рождается больным, родители воспринимают всегда тяжело. Многие задумываются о том, чтобы от малыша отказаться, снимая, таким образом, груз ответственности со своих плеч.

Но врождённое заболевание - это не всегда приговор! Особенно если распознать болезнь вовремя (в нашем случае первым звоночком будут яркие признаки аутизма у детей 2 лет).

Следует заметить, что природа данного заболевания до сих пор остаётся тайной для человечества. Есть сотни гипотез, но ни одна из них не является аксиомой и не охватывает заболевание по всем аспектам. Учёные могут предположить, что кроются в проблемах развития мозга человека в эмбриональном периоде. Возможно, фактором риска являются колебания гормонального фона. Но часто случается, что болезнь можно уловить на начальной стадии и максимально сгладить ребёнку период адаптации. Сможет ли ваш малыш жить в социуме? Общаться с противоположным полом? Заводить друзей или даже иметь семью? Для людей с аутизмом все эти стороны бытия могут быть запретными или попросту ненужными. Нет ничего страшнее для родителей, чем наблюдать за малышом и ощущать свою беспомощность. Аутист не доверяет людям, боится их, старается уединиться и постоянно пребывает на грани между реальным и внутренним, придуманным миром. Сможете ли вы вытащить его оттуда?

Симптоматика

Хоть это и грустно, но придётся сразу разрушить чаяния и надежды родителей и сказать, что аутизм - это неизлечимая болезнь. С ней приходится мириться всю жизнь. Но в 95 % случаев можно распознать признаки аутизма у детей 2 лет и даже ранее. Почему важно обозначить проблему на ранней стадии? Дело в том, что это психо-эмоциональная болезнь, которая прогрессирует, если вовремя ее не лечить. Ребёнок может отставать в интеллектуальном развитии, отгораживаться от общества, забывать элементарные И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой. Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха.

Для маленьких детей характерно различие темпов постижения мира, но аутисты отличаются от обычных деток даже на первых годах жизни. Что такое аутизм у ребёнка? Фото может не передать реальной картины. Этот малыш беззащитен перед миром. Он слишком открытый и ранимый. Он не может противостоять чужому мнению, и у него нет сил бороться за место под солнцем. Аутист слаб, и если лечения нет, то с годами он может совсем отказаться от встреч с другими людьми. Многие аутисты стараются отгородиться даже от собственных родителей, хотя в большинстве случаев только их они и подпускают к себе.

Для малышей

Итак, первые признаки аутизма у ребёнка заметны уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если у малыша не развивается мимика, черты лица кажутся словно замороженными. Он не радуется, и на лице не отражается удовольствие. К девяти месяцам здоровый карапуз уже вовсю имитирует звуки, старается произнести отдельные слова, откликается на внешние раздражители, узнаёт родных. Аутисту эти радости неведомы. Годовалый малыш, который не лопочет, не гулит и не издаёт смешные звуки, - согласитесь, это странно. Даже в неблагополучных семьях здоровые дети радуются наступившему дню, они потягиваются на солнышке, улыбаются и смеются, любят вкусности. Аутист равнодушен к окружающим. Первые симптомы и признаки аутизма у ребёнка должны насторожить родителей, но не погрузить в панику. От взрослых многое зависит в это время. Больше гуляйте с чадом, читайте вслух стихи и сказки, пойте песни и играйте с ним. Своеобразная реакция малыша может быть всего лишь плодом вашего воображения, но нельзя списывать все страхи на фантазию. Обратитесь к врачу, если заметили странности. Потом вы сможете поблагодарить себя за бдительность.

После года

В это время малыш уже достаточно крепкий. Он узнаёт родных, встречает их улыбкой, пытается говорить. Признаки аутизма у детей 2 лет - это молчание и неспособность выговаривать внятно короткие слова. Удивительно, но глухой от рождения ребёнок на прикосновения отвечает ярко выраженной мимикой, в то время как аутист остаётся спокоен. Его мир лишён красок и эмоций, но это наиболее благодатный период для вмешательства извне. В этом возрасте малыш готов к развитию, он может преодолеть себя и вырасти человеком, готовым существовать в социуме. Что нужно делать?

В первую очередь ребёнок должен привыкнуть и принять голос мамы, телесные контакты с ней, её запах и тепло. Все контакты с мамой для аутиста - словно целебная сила, которая стимулирует его к развитию. С отцом такой связи чаще всего не бывает. Кстати, именно мама может раньше всех заподозрить аутизм у детей. Ранние признаки патологии: ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте.

К двум годам

Даже полностью здоровый ребёнок осознаёт свою индивидуальность постепенно. Сначала он искренне думает, что связан с матерью и является фактически её продолжением. Но к двум годам происходят уже некоторые перемены. В эти моменты можно различить первые признаки аутизма у ребёнка. 2 года - это интересный возраст, богатый открытиями. Малыш впервые осознанно встречает и провожает времена года, получает подарки, возможно, ходит в садик или хотя бы общается со сверстниками на площадке. Присмотритесь к своему чаду. Он сидит в уголке букой и не возражает, когда его игрушки забирает другой малыш?

Конечно, это ещё не повод считать своего ребёнка больным. Возможно, он слишком застенчивый и робкий. Попробуйте сами поиграть с ним. Он идёт на контакт? Может смотреть вам в глаза? Дотрагиваться до вас? Он не боится забрать у вас игрушку? Сидеть на ручках? Все эти действия присущи нормальным деткам. Если же нет... Всегда разговаривайте с ребёнком. Голос родного человека успокаивает и настраивает на позитивный лад. Если ваши подозрения подтвердились, и врач поставил диагноз "аутизм", настройтесь на то, что ребёнок позже сможет идентифицировать себя отдельной от вас личностью. Старайтесь принимать решения вместе. Всегда советуйтесь с малышом и объясняйте свои действия. От аутиста нельзя отмахиваться, переадресовывать вопрос, иначе он просто замкнётся в себе. Если подытожить, то на вопрос о том, как распознать аутизм у ребёнка 2 лет, можно ответить так: слушать его и слышать его!

До пяти

Для любящих родителей ребёнок остаётся малышом всегда, но к пяти годам его можно смело называть дошколёнком. Ребёнка с диагнозом "аутизм" так рано в школу отдавать не стоит. В шумном классе ему будет неуютно и страшно. Если вы присматривались к его поведению раньше, то наверняка поняли, как выявить аутизм у ребёнка 2 лет: нужно понять его мир, его страхи. Дитя действительно опасается окружающей действительности, поэтому пойдите ему навстречу в некоторых вопросах. Пусть будет школа, но особенная, с маленькими классами, где всего 5-6 учеников, и есть подготовительный период. С учительницей малыш должен подружиться, иначе он будет воспринимать школу как стресс.

До двух лет симптомы заболевания могут быть скрытыми, но потом их можно заметить, что называется, невооружённым глазом. Следите за общением со сверстниками. Старайтесь помочь сыну/дочери адаптироваться к другим детям. Успокаивает и настраивает на позитив совместная прогулка с друзьями, у которых тоже есть ребёнок. Зорко следите за тем, чтобы между детьми не возникало конфликтов. Аутист сам не вызывает огонь на себя, но может вызвать раздражение своим поведением, спровоцировать товарища по играм на агрессию.

Бытовые трудности

Переходим от теории к практике. Каковы основные симптомы аутизма и его у детей? Неужели за ребёнком придётся постоянно держать надзор? Да, это так. Аутист не понимает сказок, не будет очарован ими. Он спокойно воспринимает любые новости, причём его спокойствие можно сравнить с равнодушием. Единственное, что действительно выводит аутиста из себя, так это нарушение его личного порядка. Аутисты имеют хорошую память на те вещи, которые хотят помнить. Они до мелочей запоминают расстановку мебели, время приёмов пищи, правила изученной игры и одежду, рекомендованную для тех или иных мероприятий. Аутист становится тревожным, если его кровать поменять на новую, рано выключить ночник, сделать громче звук или заказать на обед пиццу вместо привычного супа с курицей. К пяти годам уже заметен интеллектуальный разрыв между аутистами и другими детьми.

Тут надо отметить, что "аутист" - не синоним слову "дурак". Аутизм - это нарушение в работе головного мозга, но нарушение своеобразное. Может быть затронута только одна часть мозга, в то время как остальные будут работать на 100 %, а то и больше. Аутист, не способный застегнуть ширинку, может решать в уме уравнения, доказывать теоремы, писать великолепные сказки или рисовать картины. В его райдере будет только один пункт - комфорт и возможность остаться одному. Кстати, в быту можно легко выявить аутизм у детей. Ранние признаки проявляются в том, как ребёнок переносит одиночество. Приятно ли оно ему? Быстро ли он засыпает, когда взрослые уходят из комнаты? Боится ли он темноты или шорохов? Аутист не будет пугаться необъяснимого, для этого у него слишком мало эмоций. Как бы ни было обидно, но такой ребенок всегда предпочтёт одиночество обществу человека, даже если это будут его родители или друзья.

Тяжёлые формы

Что такое аутизм у ребёнка? Фото может передать суть заболевания лишь частично. Это прогрессирующая психо-эмоциональная болезнь, которая влечёт за собой полную при условии, что ее пустят на самотёк и не будут противостоять ей ещё в детском возрасте. На первых стадиях заболевание можно смягчить, а то и приостановить. Обратите внимание на речь ребёнка, его способность анализировать данные, его отношение к одежде. Тяжёлая форма аутизма сопровождается необъяснимыми поступками. Ребёнок может стесняться одежды, стремиться раздеться донага. Он может полюбить несъедобные вещи, начать вести себя агрессивно и вызывающе. Сон у аутиста достаточно нестабильный, так как он может бояться чего-либо надуманного. Но вот реальные опасности его не страшат. Показательна статистика: сейчас на каждые 90 детей рождается один с диагнозом "аутизм", хотя еще 10 лет назад цифры были совсем другие: 1 малыш на 1 000. Учёные не могут дать чёткий ответ на вопрос о том, чем объясняется рост рождаемости аутистов и как этого избежать.

Причины

Можно выделить в условную группу все факторы риска, способные спровоцировать рождение ребёнка с таким диагнозом. Первым фактором, конечно, являются генные модификации. Следует помнить, что ребёнок должен быть запланированным и желанным, иначе молодые родители могут наградить его целым букетом заболеваний, выращенным на базе совместного распития, употребления наркотических средств и баловства с БАДами. С опаской следует заводить ребёнка, если у одного из родителей есть органические поражения ЦНС, гормональные сбои или ртутное отравление.

Критическим фактором является воздействие вирусных и бактериальных инфекций, неограниченное употребление лекарственных препаратов или химическое воздействие на организм женщины в период беременности.

Получается, что аутизм легче предотвратить, нежели лечить. Хотя, например, в США есть много методик и программ, нацеленных на лечение данной патологии. Преимущественно терапия основывается на обучении малышей определённым сценариям поведения. Знающий психиатр может выявить аутизм у ребёнка. Фото в некоторых случаях будет достаточно. Специалист может заниматься с ним индивидуально либо в группе, но работа должна идти комплексно, то есть на всех этапах воспитания. Львиная доля успеха зависит от родителей и родственников, которые могут прививать ребёнку необходимые жизненные навыки в домашних условиях. Например, уроки по чистке зубов лучше проводить регулярно, то есть нужно приучить ребёнка вместе ходить в ванную. Если изначально установлен строгий распорядок дня, то потом его нарушать нельзя. Также под запретом резкая смена обстановки и заведённого уклада в доме. Нельзя ругать ребёнка и повышать голос. Один резкий крик может "убить" годы работы.

Конкретные тревожные "звоночки"

Страшный это диагноз - аутизм у детей. Признаки фото не передаёт со стопроцентной точностью, но уже дистанционно можно отметить апатичность человека, замороженную мимику черт, пассивность и бегающий взгляд, безвольные руки-плети. При живом общении может резать слух нарушение речи: подросшие дети могут гулить, мычать или кричать. Крое того, аутисты говорят о себе в третьем лице, употребляют множество междометий без личных местоимений и обращений. К игрушкам они проявляют очень слабый интерес, так как просто не знают, что с ними делать. Символические действия им не интересны, так как абстрактное мышление на нуле. Игрушки аутисты используют нестандартно, что, кстати, тоже может послужить сигналом для родителей. Например, ребёнок может крутить колёса машинки, а не катать её; интересоваться только ногой куклы, а не целой вещью. Вот так помогают определить аутизм у детей признаки. Фото малышей-аутистов могут также указать на стереотипность поведения. Такие ребята качаются из стороны в стороны, постоянно что-то вертят. Случаются у них и физические симптомы, указывающие на заболевание. К таковым можно отнести систематически возникающие судороги, слабый иммунитет, синдром раздражённого кишечника и прочие.

Сегодня модно вести разговор на тему «не таких» детей, которые не способны адаптироваться в окружающем мире. Надо ли их считать больными и лечить? Пока врачи ломают голову над этими проблемами, для родителей ребенок-аутист – это трагедия. Вот почему многих интересуют признаки аутизма у детей 2 лет и его прогнозы.

Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу: чего мы не знаем об аутизме?

Об аутизме много говорят, но практически ничего не знают. Ученые не могут сказать, почему возникает такая патология. Соответственно, невозможно определить группу риска. Известно, что в разных странах регистрируется от 4 до 50 случаев аутизма на 10000 детей, то есть болен каждый 88 ребенок. Этому нарушению больше подвержены мальчики: у них оно встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Среди аутистов есть детки с сохранным интеллектом (и даже с выдающимися способностями), но 30 % «особенных» малышей дополнительно имеют диагноз «умственная отсталость».

Масштаб проблемы достаточно серьезен. Ежегодно выявляют все больше детей «в себе». Но врачи связывают это с тем, что разрабатываются новые тесты, и даже здоровые дети могут по их результатам попадать в категорию аутистов.

Что значит аутист?

Чтобы описать аутизм, достаточно узнать, как переводится с латыни это слово. Оно обозначает «сам». Это нарушение в развитии ребенка, при котором он замкнут в себе, постоянно повторяет одни и те же действия и всегда следует своим правилам.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет

К большому сожалению, в современном мире тенденция к постановке диагноза «аутизм» у малышей неуклонно растет. Ученые до сих пор не выяснили причину этого отклонения, но замечено, что иногда заболевание бывает наследственным.

Хотя в медицинском словаре и существует такой диагноз, на самом деле аутизм не является болезнью, как таковой. Это лишь отличие конкретного ребенка от сверстников в различных поведенческих ситуациях.

Симптомы аутизма у детей до 3 лет

Как правило, диагноз ставится лишь после пятилетнего возраста, но первые признаки аутизма у детей можно заметить до наступления 3-4 лет и даже раньше. Некоторые детки явно выдают своим поведением отклонение от нормы уже в полуторогодовалом возрасте, и внимательные родители могут сами заподозрить неладное.

В основном признаки аутизма у 3-х летнего ребенка являются косвенными и даже если родители нашли некоторые из них у своего чада, то это не всегда означает заболевание. Диагноз может поставить только грамотный специалист-невролог, который ведет наблюдение за малышом, а также назначает специальное тестирование для предварительной постановки диагноза.

Итак, на какие признаки и симптомы аутизма у детей 3 лет нужно обратить внимание родителям, сейчас мы рассмотрим. Они делятся на три подгруппы: социальные, коммуникативные и стереотипные (монотонность в поведении).

Социальные признаки

  1. Ребенок интересуется не игрушками, а обычными бытовыми предметами (мебель, радиоприборы, кухонная утварь), совершенно игнорируя детские забавы.
  2. Невозможно предугадать реакцию малыша на то или иное воздействие.
  3. У ребенка отсутствует подражание взрослым, которое начинается у детей после года.
  4. Ребенок всегда играет один и игнорирует компанию сверстников или родителей.
  5. Практически всегда малыш избегает при общении смотреть в глаза, а наблюдает за губами или движениями рук собеседника, когда к нему обращаются.
  6. Чаще всего ребенок, у которого наблюдается аутизм, не терпит физического контакта со стороны окружающих.
  7. Малыш или очень привязан к маме и неадекватно реагирует на ее отсутствие или же наоборот, не выносит ее и не успокоится, пока она не покинет его территорию.

Коммуникативные признаки

  1. Дети часто говорят о себе в третьем лице, вместо «Я» употребляют свое имя, или говорят «Он».
  2. У ребенка не развита или плохо развита речь для его возраста.
  3. Малыша совершенно не интересует окружающий мир, он не задает вопросов.
  4. В ответ на улыбку ребенок никогда не улыбается и в повседневной жизни вообще улыбается крайне редко.
  5. Часто речь ребенка состоит из выдуманных слов, фраз или же из постоянно повторяющихся чужих, когда-то услышанных слов.
  6. Малыш практически никогда не реагирует на просьбы взрослого, не отзывается на свое имя.
  7. Стереотипы в поведении

    1. Ребенок неадекватно реагирует на смену обстановки или людей в помещении. Ему комфортно только с одними же и теми людьми, остальных он воспринимает в штыки.
    2. Малыш кушает только строго им выбранные продукты и никогда не пробует ничего нового.
    3. Повторение однообразных монотонных простых движений тоже свидетельствуют в пользу расстройства психики.
    4. Маленькие аутисты строго следуют собственному распорядку дня и весьма педантичны в этом.
    5. К сожалению, лекарства, которое бы вылечило аутизм, не существует. Но ребенку очень помогут адаптироваться в социуме специальные коррекционные мероприятия и работа с психологом.

      Детский аутизм

      Как практически помочь больному ребенку

      В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Но научная литература не всегда понятна обычным мамам и папам, поскольку и среди специалистов нет единого мнения о способах решения этой проблемы. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют «загадочной болезнью». Конечно, безучастия профессионалов — психологов, педагогов, врачей — не обойтись. Но будущее таких детей в первую очередь зависит от родителей, их активности, настойчивости и терпения.

      Основные признаки аутизма

      Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

      Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха и речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) малыш либо игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергает и избегает их. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.

      Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

      Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов). Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно обратиться к детскому психиатру.

      Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

      Что должно настораживать родителе в поведении ребенка в возрасте до двух лет?

      Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

      Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.

      Диагноз и прогнозы

      Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.

      Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим. Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Подсознательное вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

      В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то будет намного труднее, если вообще возможно.

      Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину> Но аутизм чаще всего выявляют в 3 — 5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение.

      Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни». Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

      С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают.

      Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают. Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

      Причины появления аутизма

      Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего.

      Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.

      Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?

      Коррекционная работа

      Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

      Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

      Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

      1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
      2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
      3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
      4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
      5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
      6. Конечно же никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.

        Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга. Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения. По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но «прорыв» уже произошел, и специалисты считают, что это прежде всего заслуга родителей.

        Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо.

        Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и конечно же любовь к своему ребенку.

        Личный опыт: «Жалеть себя нет времени»

        Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям. Карапуз все время плачет, бессонные ночи изматывают вас, а выполнение бесконечных рекомендаций специалистов опустошает семейный бюджет. Ребенок часами играет в какие-то необычные игры или кружит по комнате, и нет возможности ничем его заинтересовать. Выясняется, что этот «вечный двигатель» всего боится. Начинаются поиски врачей, логопедов, дефектологов. Вы слышите различные версии о глухоте, умственной отсталости, нежелании разговаривать. При этом у ребенка вполне осмысленное лицо, он очень музыкален. И вот однажды вы слышите от врача загадочное слово — аутизм, которое приведет в длинную очередь на консультацию в центры, где есть люди, которые смогут чем-то помочь. Вы охвачены тревогой: что будет с ребенком и вашей семьей? Наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает, что без всего этого жить спокойнее. Казалось бы, это тупик, из которого нет выхода. Но поверьте, не стоит отчаиваться! Если диагноз окончательный и ни у кого не вызывает сомнений, не жалейте себя слишком долго и не прячьте голову в песок! На это просто нет времени. Никто на свете не сможет помочь вашему ребенку, кроме вас. Даже самые лучшие специалисты лишь научат, как правильно заниматься с малышом, и не более. Не зарывайтесь в своем одиночестве, верьте и надейтесь, ищите товарищей по несчастью — вместе легче справиться с любой бедой. Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. От этого зависит, будет ваш ребенок глубоким инвалидом или сможет жить среди людей. Любите своего малыша, помогайте ему. Он очень одинок и нуждается в понимании. Дай Бог вам здоровья и бесконечного терпения.
        Пиля Мартыненко

        Сергей Морозов
        психопатолог, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,
        председатель общества помощи аутичным детям «Добро», к. биол. н.
        Татьяна Морозова
        коррекционный педагог, зав. коррекционным отделом общества помощи аутичным детям «Добро»

        Признаки аутизма в возрасте 2-3 лет

        В статье описываются особенности аутизма в возрасте 2-3 лет, а именно: особенности коммуникативной и эмоциональной сфер. Данная информация вытекает из основного понятия про заболевание и градацию раннего детского аутизма.

        Диагноз «Аутизм»

        В современном обществе диагноз «аутизм» обрел чрезмерную популярность, что не удивительно. Частота случаев диагностики подобного недуга растет. Зная про позитивные тенденции роста, просто необходимо разобраться в этиологии этого заболевания.

        Аутизм представляет собой расстройство коммуникативной и эмоциональной сфер, что проявляется в углубленной самоизоляции, бедности эмоций и полной неспособности их выражать. Расстройство присуще как детям, так и взрослым, и в каждом возрасте имеет свои особенности и градацию. Впервые о детском аутизме заговорили в 1943-1944 годах. Теми исследователями и психиатрами, благодаря которым мы сейчас владеем информацией об особенностях детского аутизма, были Л.Каннер и Г. Аспергер.

        Основные признаки аутизма касаются сферы межличностного общения. Люди с аутизмом избегают всяческих контактов, молчаливы. Путем исследований было доказано, что за молчанием скрывается лишь психологическая причина, а физиологически речевой аппарат сформирован и здоров. Помимо особенностей коммуникативной сферы было установлено, что людям с аутизмом чужда эмпатия. Они совершенно неспособны сочувствовать и сопереживать. В основе данной особенности лежит уже физиологическая причина, а именно — малоподвижность зеркальных нейронов.

        Аутизм у детей

        Следует выделить признаки аутизма у детей. Начиная с младенчества, существует ряд симптомов, наталкивающих родителей и врачей на диагноз «аутизм». Среди них основными есть:

      7. Отсутствие «комплекса оживления».
      8. Безразличие к эмоционально окрашенным событиям, у аутистичных деток отсутствует улыбка при непосредственном общении с родителями.
      9. Дети не тянутся на руки и тяжело переносят смену привычной обстановки.
      10. Такая симптоматика проявляется от двух до трех месяцев.

        Аутизм в возрасте 2-3 лет

        Признаки аутизма в 2 года усугубляются, появляются новые, среди которых:

  • Ребенок не ориентируется в основном виде деятельности, не интересуется детьми.
  • Негативно реагирует на прикосновения, не смотрит в глаза. Чувствителен к громким звукам и ярким вспышкам. Подобные раздражители вызывают неадекватную реакцию, истерику.
  • Поведение ребенка колеблется из крайности в крайность — он либо гиперактивен, либо чересчур пассивен. Такие дети не разговаривают и не осознают опасных ситуаций.
  • Признаки аутизма у детей 2 лет сопровождаются соответствующей конституцией активности.
  • Появляются стереотипные движения, ребенок может раскачиваться на мести, подергивать руками.
  • Также появляются ритуальные действия. Например, перед обедом необходимо обязательно три раза хлопнуть в ладоши.
  • Можно заметить особенности походки: шаги напоминают движение «деревянной куклы». Это обусловлено высоким мышечным тонусом, который не позволяет суставам полностью разгибаться.
  • Кроме того, ярким признаком аутизма у детей 2-3 лет выступает желание системности и однообразия. Ребенок может есть еду определенного цвета и исключительно в понравившейся форме. Если ему отказывают в таком желании - это может спровоцировать приступ истерии и голодание.
  • Особенности игровой деятельности. Ребёнок играет исключительно неигровыми предметами, это может быть салфетка, книга. Чаще всего для детей с такими особенностями рекомендуют делать упражнения на мелкую моторику и играть миниатюрными предметами, что будет способствовать развитию навыков самообслуживания.
  • Интеллект при аутизме

    Стоит заметить, что у многих людей с аутизмом сохраненный интеллект. Иногда люди с вышеперечисленными особенностями становятся гениями современности. Они склонны к техническим наукам и могут быстро выполнять объемные числовые расчеты. Таким образом, человек с расстройством коммуникации и трудностями выражения эмоций может быть компетентен и одарен в определённой научной области.

    Чем старше становиться ребенок с подобным диагнозом, тем больше он привязывается к матери. Воспринимая мать, как единственного кому можно доверять малыш все же может приобретать навыки необходимые для жизни.

    Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

    Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

    Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

    В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

    Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

    Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

    Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

    Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

    В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

    В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

    Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

    Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

    Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.
  • Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

    Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

    Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

    Причины возникновения заболевания

    Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

    Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

    Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.
  • Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

    Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

    Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.
  • В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
  • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.
  • В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.

В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

Терапия расстройств аутического спектра у детей

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
  • У ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи просматривают начало развития аутизма? Постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме.Правильное отношение к проблеме – залог будущего вашего малыша. Ниже, мы обстоятельно и подробно рассмотрим все признаки аутизма у детей.

    Термин аутизм “autismus” впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году, описывая социальные расстройства, возникающие у больных шизофренией. В дословном переводе слово означает «ненормальное самолюбование», дабы подчеркнуть стремление пациента уйти в свой собственный мир. А в 1943 году Лео Каннер в описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков.

    Ааутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, повторяющимися действиями и ограничением интереса.

    Течение аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Постановка диагноза требует подтверждение как минимум трех признаков:

    • недостаточное социальное взаимодействие;
    • нарушение общения ребенка с окружающими людьми;
    • ограничение круга интересов и стереотипный характер поведения.

    Кто подвержен болезни

    Диагноз «аутизм» и аутистические расстройства, очень часто встречается среди детей. Каждый 50-й школьник в США имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять причины повышения заболеваемости детей: результат улучшения диагностики или же более активное воздействие факторов внешней среды.

    Аутизмом чаще страдают мальчики, но расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, с аутизмом, приходится примерно 1 девочка. Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то подсчет показал, на 5 мальчиков-аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка. Заболеванию подвержены дети любого возраста. Первые симптомы аутизма проявляются и в раннем возрасте, до 5 лет, и в более позднем.

    Почему развивается

    В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Но впоследствии, изучая проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, и не одного конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» на пост «виновного»). К сожалению, вопрос и по сей день остается открытым, ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и происходящие мутации.

    Причем, совершенно не обязательно нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери. Предположительно, активации мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: некоторые пищевые продукты, фенолы, перенесенные инфекционные заболевания, выхлопные газы и т.д. Важными факторами считаются: повышенный возраст родителей, недоношенная беременность или низкий вес ребенка.

    Проявления болезни

    Признаки развития патологии заметны с первых месяцев развития:

    • Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, во время кормления ему трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.
    • Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.
    • У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: не тянутся руки к маме, или вообще не реагируют на взрослых.
    • К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.
    • Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть слишком сильной (он не позволяет покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.
    • При обычном развитии к 1 году жизни дети произносят слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка с аутизмом совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.
    • У детей старшего возраста симптомы аутизма выражены ярче. После 7 лет проявляется отстраненность, замкнутость. С трудом принимаются новые вещи: игрушки, одежда. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но и с близкими.
    • К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова.
    • Ребенок с аутизмом зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам, что сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.
    • В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.
    • У детей-аутов наблюдается отставание в умственном развитии или усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, способен говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.

    Все перечисленные симптомы– нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания — проявляются очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или едва различимы (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

    Как помочь ребенку

    Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. За время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, сказывается активное развитие мозга и социальная модель поведения.

    Цель лечения – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, и достижение независимости в будущем.

    Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней относится лепка, рисование, занятия музыкой – они помогают ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но и вызывает доверие малыша, снимает тревожность. Хорошо показали себя в лечении аутизма и занятия с животными: лошадьми, собаками и трудотерапия.

    Сейчас применяют широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, но не всегда в них есть нужда, и показания к применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

    Результаты терапии

    К сожалению, случаев полного излечения в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания и активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Но процент удачных случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных нет. Почему возникает разброс — до сих пор не выявлено.

    Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации. В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки. Когда пациенты выходят из детского возраста — видна невозможность вести самостоятельную жизнь и необходимость в постоянном уходе, порой даже в обычных бытовых вещах.

    Аутизм - серьёзное отклонение в поведении, когда человек больше направлен на свой внутренний мир, нежели вовне. Оно не лечится, но поддаётся коррекции, особенно, на ранних стадиях. Как же распознать признаки аутизма у маленького ребёнка до 1 года, до 2-х и 3- лет?

    В той или иной степени аутистические признаки встречаются примерно у 1 из 70 детей, причём у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Аутизм проявляется по-разному: кому-то удаётся так или иначе адаптироваться и вести обычную жизнь, кому-то — нет. Но в любом случае, чем раньше начать коррекцию, обучая малыша навыкам общения, тем проще ему будет. Сейчас существует множество методик работы с аутистами, некоторые из них весьма эффективны. И главная задача родителей — распознать тревожные симптомы как можно раньше. Перед вами 10 ранних признаков аутизма, которые должны насторожить вас.

    Младенец не отвечает на улыбку, не реагирует на маму

    В норме уже в возрасте 2-3 месяцев кроха узнаёт маму, улыбается ей, издаёт радостные звуки. Некоторые малыши улыбаются даже посторонним людям, тогда как детки с аутистическими чертами отличаются малой эмоциональностью. Ребёнок не устанавливает зрительный контакт.

    Обычно младенцы, научившись фокусировать взгляд, стремятся смотреть в глаза людям, которые к ним обращаются. Малыши, страдающие , не устанавливают зрительный контакт, даже когда с ними разговаривают.

    Малыш не интересуется людьми

    Оглядеть нового человека, проследить за ним, ответить на его мимику и жесты, прислушаться к словам — обычное поведение для грудничка. Один из ранних симптомов аутизма — когда ребёнок вообще не реагирует на людей, не стремится пообщаться с ними, не нуждается в том, чтобы его заметили, подбодрили и поиграли с ним. Также для аутизма характерно отсутствие стремления подражать взрослым, копировать их поведение.

    Кроха не любит прикосновения

    Большинство детишек обожают нежные мамины прикосновения, объятия и поцелуи. Многие не прочь залезть на ручки и к другим родственникам и друзьям семьи. Малыши с аутистическими чертами не любят нежничать, не нуждаются в том, чтобы их приласкали или пожалели, не хотят на ручки, вырываются, отталкивают даже маму.

    Задержка речи

    Отсутствие навыков общения — один из главных признаков, указывающих на аутизм. Такие детки не гулят и не произносят слоги даже в год; не указывают на предметы пальцем; не реагируют на своё имя, когда кто-то произносит его. Чаще всего речь малыша-аутиста состоит в основном из фраз, которые он слышал по телевизору или где-то ещё, причём карапуз повторяет одно и то же много раз. А если ребёнку задают вопрос, вместо ответа он просто воспроизводит его в той же форме.

    Проблемы в эмоциональной сфере

    Аутисты не умеют понимать чужие и адекватно выражать свои эмоции. Их мимика и жесты зачастую не соответствуют сказанному, они не могут распознать иронию, сарказм, не понимают шуток. Иногда малышей с аутистическими чертами считают просто тихими, спокойными, застенчивыми. Стоит помнить, что в норме ребёнок ведёт себя раскрепощённо с самыми близкими, даже если стесняется новых людей. Аутисты же одинаково равнодушны ко всем.


    Ребёнок не участвует в игре

    В норме ближе к 3 годам малыши начинают участвовать в играх с другими детьми или со взрослыми, стремятся стать частью компании, поддержать затею. Если карапуз сторонится и взрослых, и сверстников, не понимает правил игры и не стремится в ней участвовать, предпочитая проводить время в одиночестве, возможно, это признаки аутизма и его пора показать врачу.

    У малыша есть навязчивые движения

    Аутисты успокаивают себя монотонными навязчивыми движениями. Тревожный признак, если ребёнок может подолгу кружиться на месте, раскачиваться, хлопать в ладоши, биться головой, постукивать по ушам и пр.

    Кроха увлекается странными предметами

    Маленький аутист может совершенно не интересоваться игрушками и играми, зато часами наблюдать, как работает выключатель света, мигает лампочка, вращаются колёса, растягивается и стягивается резинка. Также для аутизма характерно выкладывание предметов в ровные ряды.