Психология  Истории Обучение 

Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста Основные виды движения

Сюжетно-игровое занятие по ритмике «Поездка в лес» для детей 5-6 лет

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по ритмике

Сюжетно игровое занятие «Поездка в лес»

Цель занятия : улучшение эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Задачи:
Воспитание любви и интереса к музыке,
Обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
Знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
Развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
Обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
Развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
Тип занятия: урок закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия: урок
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр (ТСО);
- CD – диски с фонограммой
-проектор со слайдами леса

Ход урока:

Вход детей в танцевальный класс. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, как вы думает куда мы с вами отправимся? (показ иллюстраций)
Ответ детей: В лес
Педагог: Правильно, в лес. Но для начала отгадайте загадку на чем мы туда отправимся:
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь, прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…
(паровоз)
Ответ детей: Паровоз
Педагог: Правильно, паровоз. Для того чтобы попасть на паровоз, мы отправляемся на станцию.

Поворачиваемся друг за другом. Идем, высоко поднимаем колени, энергично работаем руками. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Ну вот мы и пришли на станцию и садимся на паровоз.
Идем друг за другом топаем ногами (паровоз едет), руки сгибаем локти прижмем к груди (колеса крутятся). Когда паровоз набирает ход бежим друг за другом. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Вот мы и приехали с вами в лес. И что же мы видим? Отгадайте загадку:
Стоят в лугу сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.
(ромашка)
Ответ детей: Ромашка
Педагог : Давайте с вами соберем букет?
Идем друг за другом, делаем 2 шага, наклоняемся и срываем цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)

Педагог : Молодцы, большие букеты получились.
Слушаем загадку, кого еще в лесу мы видим:
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белочка)
Педагог : Правильно, белочка. Давайте и мы с вами поиграем в белочек.
Делаем большой круг, прижмем ручки перед собой (лапки), 4 раза киваем головой, делаем 8 пружинистых приседаний, прыгаем 3 раза вперед – поворачиваемся друг другу спиной, 3 прыжка вперед – поворачиваемся лицом друг к другу. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)

Педаго г: Молодцы.
Послушайте еще одну загадку, кого мы видим:
Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза
Это чудо…
(стрекоза)
Ответ детей: Стрекоза
Педагог : Правильно, стрекоза. Поиграем с вами в стрекоз?
Поворачиваемся друг за другом, ручки раскрыли в стороны (крылышки), бежим на носочках, в конце музыки присели на цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Молодцы. Встаем имитируем с вами лес:
Ветер дует нам в лицо Машут руками по направлению “к себе”, как веером
Закачалось деревцо. руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону
Ветерок все тише, тише плавные движения руками вперед – вверх – вниз
Мы присядем ниже, ниже. Приседаем

Педагог: Ребята вы заметили здесь проскакали лягушки? Давайте и мы поиграем в лягушек?
И.П. - Садятся в одну линию, колени широко раскрыть в стороны, руки на полу перед собой.
1-8 – 8 раз головой вправо-влево,
1-4 – выпрыгивают наверх первые лягушки
5-8 – вторые лягушки; 1-4 – первые лягушки встают, делают 2 хлопка в правой стороне, сели;
5-8 – делают вторые лягушки, 2 хлопка в левой стороне;
1-8 – все вместе делают 8 хлопков вправо-влево.
С началом новой фразы несколько лягушек выпрыгивают вперед и засыпают, игра продолжается. (Е. Железнова «Лягушата»)

Педагог : Молодцы. А вы знаете ребята, что зверята тоже любят играть? Во что мы с вами поиграем?
Ответ детей: В «Замри»
Описание: Под музыку дети бегают, с окончанием музыки замирают в позе. Педагог просит кого-нибудь из детей изобразить то, что он придумал.

Педагог : Наигрались? Ну что ж, вот и пришло время возвращаться домой. Садимся на паровоз.
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу. Давайте будем прощаться.
Дети выстраиваются в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу. Выход детей из танцевального зала.
Список литературы для обучающихся:
1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
3. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
6. Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5.

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия помогают научиться воспринимать музыку и сопоставлять с её ритмом движения своего тела. При помощи пластических средств выразительности дети начинают проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Занятия ритмикой для детей в нашем клубе построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для детей форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения.

Ритмика для детей 2 3 лет – как проходит занятие?

Под звуки разнообразных мелодий – быстрых и медленных, весёлых и грустных – педагог предлагает повторить ритмичные движения. Большинству малышей эта задача даётся просто, ведь желание двигаться для них – одно из основных. Вскоре детки начинают распознавать характер предложенной мелодии и самостоятельно импровизировать.


У нас пропущенные занятия не пропадают! Продлеваем абонемент на одну неделю для возмещения пропущенных занятий + даём возможность посетить занятия вместо оставшихся пропусков дополнительно к действующему абонементу.

Танцевальная ритмика для детей более старшего возраста

Дети, которые продолжают занятия ритмикой, получают массу положительных эмоций и неоспоримую пользу для здоровья. Самым главным плюсом признано укрепление мускулатуры позвоночника и правильное, гармоничное формирование его физиологических изгибов. Можно не опасаться, что раннее чтение и письмо приведут к формированию неправильной осанки - танцевальная ритмика для детей становится лучшим средством профилактики.

По мнению основателя данного воспитательного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. Это способствует оживлению мыслительных процессов, наравне с заботой о мелких моторных функциях. Построенные в игровой форме занятия ритмикой для детей 3 4 лет помогают закрепить успехи, достигнутые на более раннем этапе, и становятся основой для усвоения более сложных композиционных форм.

Основная направленность программы ритмики для детей 3 4 лет - художественно-эстетическая. Занятия длятся тридцать минут, их цель – развить общее музыкальное чувство, пластику движений, помочь установиться положительным эмоциям, которые вызывают повторяющиеся ритмичные движения. Прекрасным дополнением становится общая раскрепощённость малыша.

Посредством танца можно как выразить радость, так и избавиться от неизбежного для человеческих чувств негатива.

Занятия ритмикой для детей – как удобнее их проводить?

Занятия могут проходить в утреннее или вечернее время. В нашем детском клубе опытный педагог принимает во внимание особенности возрастной группы, учитывает способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции.

Так, ритмика для детей 4 5 лет уже связана с более выраженной эмоциональной окраской. Родителям стоит позаботиться об удобной и одновременно эстетичной форме одежды для занятий. Ведь танцующая девочка в этом возрасте уже может ассоциировать себя с феей или принцессой, поэтому будет комфортнее чувствовать себя в платьице или юбке.

Ритмика для детей 5 6 лет – это уже вполне осознанный процесс. К этому времени у ребёнка уже формируется определённая музыкальная культура, он становится максимально чутким к тем эмоциям, которые вызывает аккомпанемент. Сформированная осанка и грациозные движения выдают в нём человека, который хорошо развит физически и эстетически благодаря занятиям ритмикой для детей.

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Можайского

Муниципального района Московской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Можайска»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Дом детского творчества г. Можайска»

/С.В. Савина/

«Согласовано»

решением методического совета

МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Можайска»

Протокол № от .

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ритмика»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы 2 года

Составитель: педагог дополнительного образования

Логинова Мария Петровна

г. Можайск

2015 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмика» имеет художественную направленность.

Занятия ритмикой - это развитие полноценной гармонически развитой личности ребенка, наилучшее средство удовлетворения личных потребностей ребенка дошкольного возраста в познании окружающего мира.

Учащиеся усваивают основные виды танцевальных движений и других видов движений посредством развития музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, развития легкости и гармонии движений, ощущения собственного тела в пространстве и умения свободно управлять им.

Движения, исполняемые под музыку, формируют художественный вкус детей, способствуют развитию творческих способностей, приобщают к миру музыки, танца и театра.

Новизна и актуальность программы

Занятия ритмикой – это дополнительный резерв двигательной активности детей, источник их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.

Настоящая программа занятий танцевальной ритмикой предполагает комплексный подход в обучении детей дошкольного возраста основам музыкальной грамоты, движению и танцу.

Цель

Развитие и воспитание у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование навыков хореографической пластики, музыкальности, развитие их творческих способностей.

Задачи

Обучающие:

  • обучать умению правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии заданному ритму;
  • обучать исполнять правильно и выразительно танцевальные композиции и упражнения;
  • обучать выполнять законы исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • развивать хореографические способности учащихся, пластичность и выразительность движений;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать и расширять двигательный опыт учащихся посредством усложнения ранее освоенных упражнений;
  • прививать чувство ответственности, пунктуальности, аккуратности;
  • развивать музыкальный слух, ритмичность.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированность;
  • воспитывать и содействовать повышению уровня духовно-нравственной, коммуникативной культуры;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать морально-волевые, эстетические качества;
  • прививать стремление к здоровому образу жизни.

Новизна и отличительные особенности программы

Данная программа построена на основе методического пособия по ритмике Ионовой И.И. разработанной для педагогов дополнительного образования. В ходе составления программы мной были внесены некоторые изменения: упрощен ряд танцевальных движений в соответствии с возрастными особенностями учащихся, были добавлены упражнения и разминки в современном стиле, что нравится детям, добавлен ряд упражнений на релаксацию.

Возрастные особенности детей

Младший дошкольный возраст (5-7 год жизни)

У ребенка начинается стремительное увеличение роста, накопление мышечной силы, выносливости, усиление подвижности. Хрящевинными остаются части костей кисти, стопы. Дети не могут выполнять мелкие и точные движения.

Движения тела уже достаточно координированы, точны. Дети уже учатся регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возрастает работоспособность, дети могут дольше сохранять нужную позу, охотно выполняют движения многократно, присутствует волевой характер движений. Возрастает сила мышц конечностей.

Походка ребенка становится правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие сутулятся, но голову опускают уже меньше. Шаг становится равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы (носки, пятки, внешние стороны стоп).

Игра остается главным видом деятельности, но наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче выполняют и понимают исходные положения.

В этом возрасте ребенку становится легче правильно построиться в шеренгу, сохранять свое место во время занятий. Педагогу необходимо обращать особое внимание на положение ног учеников (т.к. они стремятся их сгибать), плеч (очень напрягают). Дети уже могут подчинять движения общему ритму, делать упражнения согласовано. Многие хорошо воспринимают музыкальное сопровождение. Дети прекрасно участвуют в играх-импровизациях, охотно фантазируют, вживаются в образ (например, деревья, цветы). Получают удовлетворение от красоты движения. Умеют анализировать движение, охотно включаются в игры-соревнования. Становятся отзывчивыми на похвалу, высшая награда - это демонстрация их умения выполнять упражнение другим ребятам.

У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу важно сохранять доброжелательное отношения к ребенку, создавать благоприятный психологический климат назанятии.

Формы и режим занятий

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группы набираются дети 5-6 лет и 6-7 лет. Форма занятий групповая. В группе занимается от 12-15 человек. Продолжительность занятия - 25 минут для 1-го года обучения и 30 минут для 2-го года обучения.

Обучение предмету «Ритмика» состоит из двух основных разделов - это обучение движению под музыку и обучение основам музыкальной грамоты, в соответствии с этим занятия организовываются, таким образом: первое занятие в неделю - это танцевальная ритмика, 2-ое занятие – музыкальная ритмика.

Ожидаемые результаты

По прохождении данной программы учащиеся будут знать:

  • комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию
  • основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений
  • элементы музыкальной грамоты
  • иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний
  • правила техники безопасности на уроке и в ДДТ

Уметь:

  • эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие программе
  • исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами
  • выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений
  • работать с реквизитом в танце
  • выполнять законы исполнительского мастерства
  • внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации
  • работать коллективно, слаженно

Методика выявления ожидаемых результатов

Результаты оцениваются педагогом с помощью метода наблюдения. В ходе занятия педагог оценивает, насколько понятен материал и вносит соответствующие изменения. С помощью дополнительных пояснений, повторного показа упражнения, комментирования ведется работа над ошибками.

На протяжении года ведется диагностика темпа освоения программы. Учащиеся оцениваются по трехбалльной системе, баллы суммируются, вычисляется средний балл группы.

Диагностика осуществляется в три этапа:

  • начальная (сентябрь)
  • промежуточная (декабрь)
  • итоговая (май)

Оценку эффективности осуществляет педагог.

Методы оценивания и выявления освоения учащимися содержания программы

  1. педагогическое наблюдение
  2. устный опрос по теме, разделу программы
  3. контрольное выполнение практического упражнения
  4. конкурс на лучшее исполнение практических упражнений (внутри группы)

Эффективность занятий определяется показателем общего состояния, ребенка в конце года, его адаптации к нагрузке, успеваемости.

Формой подведения итогов являются выпускные концерты перед родителями в конце учебного года, участие в мероприятиях ДДТ, которые наглядно показывают, насколько освоен ребенком учебный материал.

Учебно-тематический план 1 - го года обучения

Тема

теория

практика

всего

Вводный раздел.

Вводное занятие. Ритмика и мы. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ.

Марш, движение под маршевую музыку.

Набор танцевальных элементов.

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Русский танцевальный фольклор. Хоровод.

Вальс.

Основные законы исполнительского искусства.

Участие в мероприятиях ДДТ.

16.2

37.8

Слушание музыки.

Разучивание песен.

11.9

Всего часов:

21.6

50.4

  1. Вводный раздел. (1 час)

Тема № 1.Вводное занятие. Ритмика и мы. - 1 час.

Теория - 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритмики в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности.

Практика - 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.

(54 часа)

Тема №1. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.

Практика - 5.6 ч.: Разминки: «Руки на пояс», «Делай так» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Буратино», «Незнайка» на развитие мышц и суставов рук и ног «Цветочек», «Куклы» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника.

Тема №2. Марш, движение под маршевую музыку. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему марш, виды марша. Прослушивание музыкального материала, понятие ритма марша. Наглядный показ движения.

Практика - 4.2 ч.: Маршировка на месте и с продвижением вперед, назад и по кругу, марш в обход зала, в колонну через центр зала и по диагонали, марш со сменой ведущего, разучивание перестроения по 2 (в кругу).

Тема №3. Набор танцевальных элементов. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка, пояснения.

Практика - 5.6 ч.: Шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, приставной шаг, пружинка, шаг с притопом, прыжки на месте (простые, с поджатыми ногами, с открыванием ног в сторону), бег, поскоки, галоп (боковой, прямой), со сменой направления, бег и шаг с высоким подниманием колена, шаг в полуприсяде, вынос пятки и носка вперед и в сторону, гармошка, приседания, повороты на месте, обход вокруг себя.

Тема №4. Упражнение на ориентирование в пространстве. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Объяснение построения танцевального рисунка, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Перемещение в обход зала по одному и в парах, перестроение в парах, построение в шеренгу, колонну, круг, полукруг. Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке. Упражнения на выдерживание дистанции: в кругу, в колонне, шеренге. Равнение в колонне, шеренге.

Тема №5. Русский танцевальный фольклор. Хоровод. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему русский танцевальный фольклор. Прослушивание музыки, показ и объяснение танцевальных элементов, пояснение, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Изучение русского народного поклона, хороводный шаг. Танцевальные элементы: круг, «змейка», «улитка», «воротца». Хоровод «Светит месяц».

Тема №6. Упражнения и игры, активизирующие внимание. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры

Практика - 5.6 ч.: «Задом–наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Колобок», «Невод», «День и ночь», «Займи место первым», «Веселая змейка», различные эстафеты.

Тема №7. Вальс. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему вальс, показ простейших танцевальных элементов, прослушивание музыки, понятие ритма вальса.

Практика - 4.2 ч.: Постановка рук в паре. Передвижение в парах по классу. Разучивание простых танцевальных элементов (покачивания из стороны в сторону, вперед и назад), поклон, повороты вокруг себя, обход партнера, движение в «лодочке», в паре друг к другу и обратно. Этюд «Поющие руки».

Тема №8. Основные законы исполнительского искусства. - 2 часа

Теория - 0.6 ч.: Беседа на тему законы исполнительского искусства: не вставать спиной к зрителю, улыбаться на сцене, голова повернута к зрителю во время исполнения движения, не ронять предметов, с которыми вышли выступать, а если уронили - не поднимать, не разговаривать между собой во время исполнения танца.

Практика -1.4 ч.: Применение на практике законов исполнительского искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев.

Тема №9. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа

Теория - 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.

Практика - 2.8 ч.: Подготовка к праздничному мероприятию. «Праздник осени», «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.

  1. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

(17 часов)

Тема №1. Слушание музыки. - 3 часа

Теория – 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.

Практика – 2.1 ч.: Прохлопывание музыкальных отрезков произведения.

Тема №2. Разучивание песен. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).

Практика - 5.6 ч.: Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.

Тема №3. Элементы музыкальной грамоты. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Объяснение элементов музыкальной грамоты, пояснения, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа куплетной формы, жанров музыки (марш, танец, песня), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.

Учебно – тематический план 2 - го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Вводный раздел.

Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ.

Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.

Ритмика - родная сестра спорта.

Построения и перестроения.

Игры с пением и танцами.

Хороводно-игровой танец.

Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов.

Полька - веселый танец.

Основные движения польки.

Галоп.

Упражнения и игры, активизирующие внимание.

Участие в мероприятиях ДДТ.

16.8

39.2

Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

Слушание музыки.

Разучивание песен.

Элементы музыкальной грамоты.

10.5

Всего часов:

21.6

50.4

  1. Вводный раздел. Вводный раздел. (1 час)

Тема №1. Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. - 1 час

Теория – 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритма в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности

Практика – 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.

  1. Раздел: Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.

(56 часов)

Тема № 1. Ритмика - родная сестра спорта. - 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему «Ритмика и здоровый образ жизни!»

Практика - 2.8 ч.: Музыкальные эстафеты, танец с препятствием, упражнения со спортивным инвентарем.

Тема № 2. Построения и перестроения. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Изучение схем посторенний и перестроений. Прослушивание вариантов маршевой музыки.

Практика - 4.2 ч.: Расстановка детей в шахматном порядке в классе. Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух колонн перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, три, четыре; ходьба по залу противоходом; по диагонали, концентрическими кругами. Перестроения по два, по три, по четыре. Игры с элементами строя.

Тема №3. Игры с пением и танцами. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Прослушивание различных по характеру музыкальных фонограмм.

Практика – 5.6 ч.: Музыкальные игры с речевым сопровождением: «Птички», «Дождик», «Вертушки». «Пройдем в ворота», «Лошадки», «Жмурки».

Тема № 4. Хороводно-игровой танец. – 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Беседа на тему «виды хороводов». Наглядный показ, пояснение, корректировка.

Практика – 4.2 ч.: Хороводная пляска с платочком, танец «Топотушки». Хоровод «Зимние узоры».

Тема №5. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.

Практика - 5.6ч. Разминки: «Золотой ключик», «Изобретатель» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Зоопарк», «В мире сказок» на развитие мышц и суставов рук и ног «Путешествие», «Мы и природа» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника. «Ладошки», «Пальчики» упражнения для разработки мышц кистей.

Тема№ 6. Полька - веселый танец.- 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Беседа-рассказ на тему «Происхождение танца полька»

Практика - 4.2 ч.: Изучение основных элементов танца «Полька-ладошки», изучение рисунка и схемы танца.

Тема № 7. Основные движения польки. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ, корректировка.

Практика - 5.6 ч.: Шаги польки по кругу по одному и в паре. Упражнение лодочка, повороты вокруг себя, поскоки на месте и в продвижении по кругу, в паре, танцевальный элемент «лодочка».

Тема №8. Галоп.- 2 часа

Теория – 0.6 ч.: Наглядный показ, корректировка.

Практика – 1.4 ч.: Разучивание шага - галоп (боковой, прямой, в паре, лицом и спиной в круг, со сменой направления движения: вправо, влево).

Тема №9. Упражнения и игры, активизирующие внимание. – 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры. Практика – 2.8 ч.: Различные эстафеты. «Ищи», «Тихие ворота», «Плетень», «Поездка в город», «Бабочки и пчелы», «Снежный ком», «Кот и мыши», «Фото-обложка».

Тема № 10. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.

Практика - 2.8 ч. Подготовка к праздничному мероприятию. Репетиция. «Праздник Осени2, «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.

  1. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

(15 часов)

Тема № 1. Слушание музыки. - 3 часа.

Теория - 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.

Практика - 2.1ч.: Прохлопывание в ладоши ритма музыкальных отрезков.

Тема №2. Разучивание песен, ритмичные танцевальные песни.- 6 часов.

Теория - 1.8 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).

Практика - 4.2 ч. Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.

Тема № 3. Элементы музыкальной грамоты. – 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Рассказ-беседа об элементах музыкальной грамоты.

Практика – 4.2ч.: Метроритм-определение пауз и сильных долей на примере различных музыкальных отрезков, тактирование (понятие такт и затакт), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.

Методическое обеспечение

Структура занятия танцевальной ритмики:

  1. Поклон
  2. Разминка
  3. Изучение танцевальных элементов
  4. Танцы и игры

Структура занятия музыкальной ритмики:

  1. Поклон
  2. Слушание музыки
  3. Изучение элементов музыкальной грамоты
  4. Разучивание песен

Материально-техническая база

  1. Музыкальные фонограммы
  2. Аудио - магнитофон, музыкальный центр
  3. Танцевальный класс, оборудованный зеркалами

Дидактическое обеспечение

  1. Схемы танцев
  2. Спортивный и танцевальный реквизит
  3. Учебно - методическое пособие по преподаванию предмета «Ритмика» со схемой и ходом урока
  4. Детские танцевальные песни и мелодии, тексты детских песен, театральные шумы, стихи для двигательно - речевых упражнений

Методы бучения

  • Метод систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса ритмики, соотношение практической и теоретической частей урока.
  • Метод сознательности и активности опирается на активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия. Активность стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми, и методами поощрения.
  • Метод наглядности осуществляется путем практического показа движения педагогом.
  • Метод доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей учащихся. Индивидуальный подход предполагает учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного статуса ребенка.

Работа с родителями

  1. проведение родительских собраний
  2. индивидуальные консультации с родителями
  3. проведение открытых уроков для родителей

Литература, используемая при составлении программы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989г.)
  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 12.11.2012)
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного обр. детей. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012г. №504
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 № ПК-2). – Внешкольник № 12/2004: - Официальные документы в образовании, № 8/2005.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей

(прил. к письму Департамента молодежной политики воспитанияи соц. поддержки детей Минообрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)

  1. Дополнительные образовательные программы №4(4).- Новое образование, 2009
  2. Родительские собрания: тренинги, консультативные вечера, творческие лаборатории, игровые практикумы/ авт.- сост. О.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964.
  4. Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003г.
  5. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва- 1999 г.
  6. Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М.,1998г.
  7. Зарецка Н.В.Танцы для детей младшего дошкольного возраста.- М.:Айрис-пресс,2007 г.

Литература для родителей и учащихся

  1. Березовский.Б.Л. Методика выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии. Киев 1987г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» изд. Сфера; Москва; 2003г.
  3. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.- 1997г.

Гузяль Назырова
Дополнительная образовательная программа для детей 4–7 лет «Ритмика и хореография»

Пояснительная записка.

Программа «Ритмика и хореография » для детей 4-7 лет направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами , а так же запрос родителей.

Актуальность программы состоит в том , что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Цель программы : развитие артистичности, внутренней свободы, рас-крытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи :

1. По развитию творческих способностей.

Развивать творческое воображение и фантазию ;

Развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;

Развивать способность импровизировать;

Воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;

Развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать гибкость, ловкость, пластичность;

Формировать правильную осанку, красивую походку;

Расширять музыкальный кругозор;

Дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;

Обогащать двигательный опыт разнообразными видами танце-вальных движений.

2.По развитию музыкальности :

Умению слушать и понимать музыку;

Умению двигаться под музыку в соответствии с характером му-зыкального произведения;

Развитию чувства ритма ;

Развитию способности различать жанры и стили танцев.

3.По развитию двигательных навыков :

Умению точно исполнять танцевальные движения;

Действовать синхронно и выразительно в группе;

Умению ориентироваться в пространстве;

Умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.

4.По развитию нравственно-коммуникативных качеств :

Умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон) ;

Умению сочувствовать, сопереживать другим людям.

5.развитию психических процессов : восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.

Диагностика.

Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной про-граммы.

Средства диагностики : психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях

1. Групповая - занятия проводятся со всем танцевальным коллективом.

2. Подгрупповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода.

3. Индивидуальная - занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей.

Формы занятий :

Традиционное занятие

Комбинированное занятие

Практическое занятие

Репетиция

Открытый урок

Концерт.

Учебно-тематический план

для детей 5-6 лет

Сентябрь-ноябрь

«Поскоки»

«Поскачем»

«Буратино я Мальвина»

Упражнение

«Гусеница»

Упражнение

«Топотушки» р. н. м.

«Не опоздай»

«Марш»

Упражнения для рук

«Попрыгунчи ки»

«Великаны и гномы»

Пальчиковая

гимнастика

Учить реагировать на

начало и окончание звучания музыки.

Передавать в движе-нии различный ха-рактер музыки.

Учить ориентиро-ваться в простран-стве, реагировать

на смену частей му-зыки.

Начинать и заканчи-вать движения в со-ответствии с

началом и оконча-нием музыки.

Учить детей четко

останавливаться с

окончанием музыки

Развивать гибкость и пластику руки, отме-чать акцент в музыке

Самостоятельно ме-нять движение в соответствии с 2-х частной формой произведения.

Передавать в движении характер музыки. Танцевальный этюд «Цыплята» Музыкально-

ритмическая

композиция «Упражнения с

осенними ли-стьями»

Танцевальная композиция «Осенний

Танцевальный этюд

«Мячик»

Танцевальный этюд

«Кошки - мышки»

Танцевальный этюд «Озорники»

Танцевальная композиция «Озорные лягушата» Развитие музыкаль-ности, умения коор-динировать движе-ния с музыкой. Способствовать развитию координации движений, подвиж-ности нервных про-цессов, внимания, памяти.

Способствовать развитию умения

ориентироваться, перестраиваться.

Способствовать развитию

выразительности движений, образно-го мышления , чув-ства ритма , способ-ности к импровиза-ции.

Развитие внимания, скорости реакции,

точности и ловкости движений, а также развитие эмоциональной сферы и

выражение эмоций в мимике.

Формирование навыков кружения на месте на подско-ках, развитие памя-ти и внимания, умение сочетать движения с музыкой в бысгром темпе.

Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания.

Декабрь-февраль

Развитие двигательных навыков Танцевальное творчество

«Пружинки»

«Попрыгаем- побегаем»

«Марш»

Упражнения для рук

Упражнение «Мячики» (муз. Чайковского)

Шаг поскок (муз. Ломовой)

«Веселые нож-ки»

«Ковырялочка» , и т. д.

Чувствовать и пере-давать в движении изменения харак-тера и форм музыка-льного произведе-ния (2-х частная форма)

Самостоятельно ориентироваться в пространстве.

Начинать и закан-чивать движение с началом и оконча-нием музыки.

Свободно ориенти-роваться в про-странстве, перестраиваться из различных положений (круг, врассыпную и т. д.)

Развивать гибкость и пластику руки, отмечать акцент в музыке.

Менять движения в соответствии с изме-нением вариации музыки

Упражнять в выпол-нении танцевальных движений.

Передавать в движе-нии характер музыки

Начинать и закан-чивать движение с началом и оконча-нием музыки. Танцевальная

композиция «Кукла»

Танцевальная

композиция «Озорные

лягушата»

Танцевальный этюд

«Марш»

Танцевальная

композиция «Море

волнуется.» Способствовать развитию вырази-тельности движе-ний, образного мышления , чувства ритма .

Развитие творческих способностей,

Потребности само-выражения в дви-жении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии . Форми-рование навыков кружения на месте на подс-коках, раз-витие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способ-ности к импровизации.

Формирование пра-вильной осанки, красивой походки, эмоциональной вы-разительности дви-жений.

Закрепить получен-ные навыки, разви-вать умение дви-гаться в соответ-ствии с музыкой, обогащение двига-тельного опыта разнообразными видами движений .

Развитие двигательных навыков Танцевальное творчество

Пружинящий шаг и бег

Упражнение для рук «Раз-решите пригла-сить»

«Отойди и по-дойди»

«Марш»

«Кто лучше скачет» «Побе-гаем»

«Спокойный шаг»

Развивать четкос ть, координацию дви-жений рук и ног. Разл ичать двух-частную форму

Развивать гибкость и пластику руки от-мечать акцент в му-зыке. Воспринимать легкую, подвижную музыку, ритмично хлопать в ладоши .

Учить детей перехо-дить от одного вида движений к другому в соответствии с му-зыкой.

Уметь начинать движение после вступления.

Согласовывать дви-жения с музыкой.

Развивать движения кисти,

упражнять в выпол-нении

танцевальных дви-жений. Танцевальный этюд «Подарок маме»

Танцевальный этюд «Бабочка»

Танцевальный этюд

«Чудесные

превращения»

Танцевальный этюд «Оранжевое лето.»

Танцевальный этюд

«Капельки»

Музыкально-

ритмическая

композиция

«Упражнения с цветами»

Танцевальный этюд «После дождя»

Танцевальная

композиция «Вальс

цветов» Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма , способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

Развитие умения ориентироваться в пространстве; обо-гащение двигатель-ного опыта разно-образными видами движений , переда-вать в танце харак-терные виды дви-жений.

Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение, ха-рактер и понимать ее содержание; раз-витие музыкальной памяти, внимания; развитие координа-ции движений, пла-стичности, мягко-сти,

Развитие творческих способностей, по-требности самовы-ражения в движении под музыку; развитие творческого во-ображения и фанта-зии .

Развитие музыкаль-ности, умения

координировать движения с музы-кой.

Способствовать развитию точности

движений, мягко-сти, плавности дви-жений.

Способствовать развитию координации

движений, подвиж-ности психических

процессов, внима-ния, памяти.

Способствовать умению ориентиро-ваться, перестраи-ваться.