Психология  Истории Обучение 

Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты вы найдете в разделе «Наглядно-дидактические пособия».

Я подобрала сожетно-ролевые игры из различных источников и оформила небольшую картотеку, которую удобно использовать в работе.












Светлана Ходеева
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

Картотека сюжетно – ролевых игр в средней группе .

1. «Магазин» .

2. «Семья» .

3. «Автобус» .

4. «Больница» . «У зубного врача» .

5. «Пароход» . «Моряки» .

6. «Прачечная» .

7. «Салон красоты» .

8. «День рождения» .

9. «Мы переходим улицу» .

10. «Зоопарк» .

11. «Театр» .

12. «Кукольный театр» .

13. «Экскурсия в музей» .

14. «Кафе» .

15. «Детский сад» .

16. «Музыка для кукол» .

«Музыка для кукол» .

Развивать интерес в игре. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры. Воспитывать вежливость, дружеские отношения, бережное отношение к игрушкам.

Атрибуты.

Куклы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, балалайка)

«Детский сад»

Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры , посредством конструктивной деятельности. Закреплять знания детей о работе воспитателя, няни, развивать интерес и уважение к их труду. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

Атрибуты.

Куклы, коляски, игрушки, мебель, посуда.

«Кафе»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.

Атрибуты.

Фартуки, скатерти, меню, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, карандаши, блокноты, посуда, подносы, салфетницы, вазочки с цветами, деньги.

«Экскурсия в музей»

Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь, обогащать словарь детей.

Атрибуты.

Репродукции картин , игрушки, деньги, билеты, табличка «Касса» .

«Театр»

Формировать у детей умение играть совместно, способствовать развитию ролевых действий, отражать в игре отдельные действия из литературных произведений, просмотров мультфильмов, иллюстраций. Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и желание играть.

Атрибуты.

Деньги, билеты, табличка «Касса» , шапочки животных.

«Кукольный театр»

Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками, развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей, воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

Атрибуты.

Ширма, фигурки кукольного театра, пальчикового, деньги, билеты, табличка «Касса» .

«Зоопарк»

Закреплять знания детей о представителях зоопарка, формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом, развивать у детей творческое отношение к игре, учить сообща выполнять задуманное, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Атрибуты.

Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, табличка «Касса» , лопатки, метёлочки, ведёрки.

«Мы переходим улицу»

Развивать интерес в игре, закрепить правила поведения на тротуаре, на проезжей части, воспитывать чувство уважения к окружающим – пешеходам, водителям.

Атрибуты.

Условные обозначения автомобилей (шапочки – картинки , светофор, пешеходный переход, рули, куклы, коляски.

«День рождения»

Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения. Формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета , умение действовать согласованно. Воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности. Повторить нормы поведения в гостях. Совершенствовать умения и навыки за столом.

Атрибуты.

Торт, подарки, шары, колпачки на голову, дуделки, посуда, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, мебель, куклы, посуда.

«Салон красоты»

Обогащать знания детей о труде парикмахера. Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия. Создавать условия для творческого самовыражения. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

Атрибуты.

Зеркало, накидка для клиента, фартук мастера, телефон, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен, заколки.

«Прачечная»

Развивать интерес в игре. Формировать по ложительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам - результату ее труда.

Атрибуты : стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, гладильная доска, утюг, стиральные порошки (пустые баночки, бельё постельное, халаты.

«Пароход» . «Моряки» .

Учить детей взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка. Воспитывать культуру поведения, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, желание участвовать в совместных играх.

Атрибуты.

Строитель, бескозырки, воротнички, штурвал, рупор, подзорная труба, сети, рыба, спасательный круг, якорь.

«Больница» . «У зубного врача» .

Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия,. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре) . Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

Атрибуты.

Зеркало (для осмотра зубов, шпателя, баночки с мазями, куклы, халат, вата, термометры, телефон, банки, грелки, шприцы, коробочки от лекарств, талоны на приём к врачу, ширма, фонендоскоп, карандаши, бумага.

«Автобус»

Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, повторить правила поведения в автобусе. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважения к труду взрослых.

Атрибуты.

Кепка шофёра, руль, ключи, документы, сумка кондуктора, деньги, билеты, светофор, набор инструментов для починки автобуса, макет автобуса из ткани.

«Семья»

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет . Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Атрибуты.

Мебель, посуда, куклы, коляски, телефон, сумки, фартук.

«Магазин»

Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессии продавца. Обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности. Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми. Закреплять правила поведения в общественных местах (магазин) . Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Атрибуты.

Весы, касса, муляжи овощей и фруктов, деньги, кошельки, макаронные изделия, кондитерские изделия, напитки, молочные продукты.

Ольга Османова

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Тип деятельности : Социализация.

Задачи : познакомить с профессиями модельер и секретарь; закрепить названия профессии людей, которые изготавливают одежду (швея, закройщик, гладильщик) ; формировать умение работать с информацией; планировать и осуществлять свою деятельность; воспитывать уважение к труду работников ателье.

Цели : формировать культуру поведения в общественных местах; помочь создать игровую обстановку; наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; формировать умение играть по собственному замыслу; стимулировать творческую активность, дружелюбие.

Предварительная работа : видео-презентация «Путешествие в ателье» ; рассматривание иллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду» ; рисование «Украшаем сарафан для барышни» (дымковская роспись) .

Материалы для занятия : гладильная доска, утюг, швейная машинка, ткани, кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках, макеты бумажных кукол и их одежды, манекен.



Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Задачи :

Образовательная :

совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах;

развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах;

формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.

Развивающая :

развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику;

развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание;

формировать умения творчески развивать сюжет игры .

Воспитательная :

способствовать нравственному развитию;

способствовать проявлению сопереживания, сочувствия к персонажам, желанию помочь им;

воспитывать желание работать в коллективе;

создать радостное настроение, эмоциональный настрой;

закрепление знаний о рабочих профессиях, воспитание уважения к труду.

Роли : строитель, регулировщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия : Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Игровой материал : различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, предметы-заместители.

Предварительная работа :Чтение художественной литературы : «Теремок» , «Строители» , «Кто построил тот дом?» , «Крокодил Гена и Чебурашка» рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию; дидактические игры ; игры со строительным материалом; художественное творчество. Конструирование, аппликация «Дом» .






Сюжетно – ролевая игра

«День рождения кукол» ».

Цель : Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители. Подвести детей к понятию «семейные традиции» .

Предшествующая работа : В течении года проводим празднования дней рождений детей в детском саду с участием родителей, совместно готовим музыкальные подарки и украшаем группу , дети принимают участие в сервировке столов к обеду, в течении пребывания детей в детском саду ведется работа по нравственному воспитанию (вежливое обращение друг к другу, умение культурно себя вести в общественных местах).

Игровой материал : Наличие игровой зоны с мебелью, набор чайной посуды, украшения для детей, украшения для создания праздничной атмосферы, куклы.

Игровые роли : подружки.









Публикации по теме:

В жизни ребенка игра занимает особое место. У детей 4-5 лет продолжает развиваться сюжетный замысел. Любимые сюжеты в игровой деятельности.

А у нас сегодня в группе будет новая игра, Все девчонки поварихи, а мальчишки повара. Мы халатики надели,колпаки на головах. И кастрюльки.

Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели.

Проектная деятельность в старшей группе «Сюжетно-ролевые игры «Мир профессий в детском саду» Проектная деятельность в старшей группе. «Сюжетно-ролевые игры: «Мир профессий в детском саду.» Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры» Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры» Тема: Сюжетно-ролевая игра Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения,.

Основным занятием дошкольников являются игры, способствующие познанию мира, помогающие строить взаимоотношения с ровесниками и старшими, содействующие овладению родным языком, оказывающие помощь в получении разнообразных новых знаний, столь необходимых в этот период. Они развивают познавательные процессы, формируют сноровку и опыт детей, учат их рассуждению, анализу, мотивации.

Особым видом игр являются сюжетно-ролевые, которые позволяют ребятам ощутить себя в роли взрослых, потренироваться в нахождении коммуникативных контактов. Они не содержат конкретных договоренностей или программ, давая малышам шанс показать оригинальность и свои способности. Возникают сюжетно-ролевые игры в средней группе по инициативе самих дошкольников.

В дошкольном возрасте у малыша только возникает осознание себя индивидом с личными стремлениями и потенциалом. Он обретает целый мир, концентрирующийся для него сначала в семье и постепенно расширяющийся. Сюжетно-ролевые игры являются подлинной социальной практикой детей, дублируют их реальную жизнь. Вот почему использование их для разностороннего воспитания ребят в детском учреждении является насущной проблемой.

Эта игра строится на сотрудничестве малышей с взрослыми. Ей свойственны эмоциональная интенсивность, вдохновение, задор, творческая фантазия. Основным источником, питающим детскую игру, является окружающая жизнь ровесников и родителей. Базой является иллюзорное или созданное воображением положение, в котором малыш представляет себя в амплуа взрослого, и играет эту роль в придуманной им обстановке. К примеру, играя в магазин, представляет себя продавцом, обслуживающим покупателей-ровесников.

Для сюжетно-ролевой игры характерна независимость детей. Они свободно подбирают лейтмотив и содержание забавы, устанавливают развитие сюжета, распределяют роли. Каждый малыш волен избирать средства для претворения своей задумки. Возможности у него для этого неограниченные: стул может стать ракетой для полета на Марс, диван – автомобилем, а ковер – магазином. Это позволяет ребенку принимать участие в тех сферах взрослой жизни, которые пока еще ему недосягаемы. Вся прелесть игры для ребят в том, что они сами находят партнеров и вводят свои правила. Однако важнейшим является воплощение ребенком в игре своего представления, отношения, взгляда на разыгрываемое событие.

Информация и опыт, которые получает ребенок в сюжетно-ролевой игре, дополняются, конкретизируются и преобразуются. Сам процесс игры и ее результат доставляет ребенку развлечение.

Структура игры: сюжет

Фабула, суть и амплуа служат конструктивными элементами сюжетно-ролевых игр. Без сюжета их не бывает. Он является ее основным звеном и олицетворяет собой отображение малышом акций и происшествий из жизни и практики.

Реализуя сюжет, дети:

  • вертят баранку руля;
  • стряпают пищу;
  • обучают школьников писать и считать;
  • лечат пациентов;
  • делают прически в салоне.

Фабулы бывают разными:

  • бытовыми (семейные, детсадовские);
  • производственными, связанными с профессиональной работой человека (больница, магазин, парикмахерская);
  • социальными (разнообразные празднования).

В продолжение человеческой истории, обусловленные периодами, культурой, природными и географическими нюансами, детские игровые сюжеты изменялись. К примеру, игры северных народностей отображают детали оленеводства и охоту на животных той местности. Дети из приморских районов играют в строителей кораблей, портовых работников. Неординарные происшествия, случающиеся в различные времена и кардинально отражающиеся на судьбах мира, также горячо отзывались в детском воображении, и неизменно рождали свежие сюжеты игр. В продолжение целых десятилетий, российские ребятишки играли в войну, партизан, а полет Ю.А. Гагарина стал толчком для создания игр на тему космоса.

Существуют и постоянные сюжеты, связывающие человеческие генерации: школа, больница, транспорт. Безусловно, все они отличаются национальным колоритом.

Наполнение игр связано с серьезностью понимания ребенком действий взрослых. Младшие дошкольники, изображающие медиков, неоднократно повторяют манипуляции: измерение температуры, осмотр горла, прививки. Сценарий сюжетно-ролевой игры в средней группе усложняется: дети уточняют специализацию врачей и поступают, как в заданной роли, при этом приветливо увещевая их не опасаться сделать укол, перевязать рану или принять лекарство.

На смену внешней стороне реальной жизни, отраженной в игре, по мере понимания общественного значения труда приходит отражение взаимоотношений людей. Причем шутя можно заменить предметы: представить кубик хлебом, утюгом, прибором, а можно даже просто их вообразить, к примеру, представить, как будто есть акваланг. Малыши комбинируют различные истории, добавляя в игру сцены из жизни, из кино или книг, а самыми ценными бывают дополнения из других игр или иллюстраций.

Отличия игр детей младшего возраста от старших зависит от ограниченности их опыта. Игры детей средней группы характеризуются целостностью сюжета. Обычно их интересуют определенные сценарии, но они быстро отзываются на свежие впечатления, добавляя их к знакомым играм. Обогащает смысл игры сотрудничество детей, внесение каждым чего-то своего, индивидуального. В этот период малыши начинают обобщать и сокращать изображаемые ситуации, которые их не слишком интересуют.

Средние дошкольники взвешенно выбирают сюжет, заранее его разбирают и незамысловато намечают план. Появление свежих сюжетов навеяно новыми ощущениями. При обобщении различных обстоятельств, кроме воображаемых и несуществующих действий, ребята пользуются речевыми толкованиями: «Как будто мы уже пообедали и сразу пошли в зоопарк»… Такие разъяснения замещают пропущенные эпизоды. Используется этот прием для того, чтобы не разрушать логичность игры.

Игровая позиция ребенка

Смысл игры дошкольник воплощает посредством роли, которую он играет. Малыш уподобляет себя какому-либо персонажу и поступает соответственно тому, каким он видит этого героя. Каждое амплуа поддерживает собственные правила манеры держать себя. Повиновение малыша законам роли становится ключевой деталью игры. Отклонение кого-то из участников от правил создает недовольство компаньонов. Дошкольники оценивают поступки партнеров и свои собственные, основываясь на этих законах.

Возникновение ролей происходит именно в среднем дошкольном возрасте, когда их соблюдение является важным поводом для забавы. Ребенок хочет не заурядно играть, а осуществлять свою роль. 4-5-летний малыш понимает значение игры как отношения персонажей, которые он передает речью, мимикой, жестами. Дети относятся к ролям избирательно, вот почему назначение их становится весьма эмоциональным процессом, требующим помощи педагога. Отношение малыша к своему амплуа влияет на качество его исполнения. Воспитатель должен учитывать, что дошкольники неохотно берутся за роли, которые не подходят им по половой принадлежности.

В средней группе сюжет игры и ее содержание усложняются при помощи:

  • нарастания целеустремленности, очередности и согласованности;
  • поэтапного переключения от детального расклада игры к сокращенному;
  • употребления воображаемых поступков и устных замен.

Направленность становления сюжетных игр

Возникновение совместной игры допускает стремительное преобразование тем и самого устройства игр. Темы закономерно изменяются от обиходных к трудовым, а позднее к социальным.

Содержание игр также развивается. Помимо действий, появляется отражение различных общественных отношений и поступков. У ребят в игру включаются их непосредственные жизненные навыки, знания, почерпнутые из литературы, сообщений родителей. Основные черты умений тоже изменяются: дети изображают не только те случаи, участниками которых они были, но и такие, которые стали объектами их наблюдений во время экскурсий, прогулок, дома и на улице. В процессе расширения игровой тематики и углубления смысла происходит преображение структуры, в которой обособляется предварительный этап, входящий в проектирование сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Поначалу на этапе подготовительного периода ребята лишь определяют тему игры, назначают роли. Затем шаг за шагом они договариваются о развитии сюжетной линии, планируют ее. Предварительное соглашение необходимо в связи с богатством ощущений и многогранностью отображаемых в игре фактов. Взыскательность к качеству выполнения ролей увеличивается. Причем при договоре учитываются интересы всех игроков. Для такого соглашения нужны координационные способности, понимание потенциала участников, вот почему обычно происходит сговор детей, привыкших играть сообща. На предварительной стадии детьми готовится игровая атмосфера, отбираются игрушки, что требует руководства педагога.

К среднему дошкольному возрасту численность игроков увеличивается. Изменяются также нормативы, предъявляемые к игрушкам. Средние дошкольники хотят, чтобы игрушка соответствовала их представлениям и намерениям. Они отдают преимущество более затейливым, похожим на прототип игрового предмета.

Построение сюжетно-ролевых игр

Сюжетная игра должна развиваться, переходя на другой, более высокий уровень. Одной из таких вариаций является игра-фантазирование. Заключается в построении иллюзорного мира, увлекательного и занятного. Такая коллективная игра помогает развивать творческую фантазию детей. Дети должны научиться соединять различные случаи, координируя в общей фабуле личные задумки.

Конечно, у дошкольников еще пока не получается самим выстраивать игру-фантазию без предметных действий и ролей, только на речевом уровне. Их может направлять педагог. Готовность дошкольников средней группы осиливать такие умения связана с увеличением объема их знаний о жизни. Каждый ребенок старается реализовать в игре собственный, уже довольно непростой план. Причем все ярче желание малыша играть коллективно.

Однако сложность и многогранность детских идей затрудняет построение общей игры, поэтому необходимо приложить больше стараний, чтобы их согласовать.

Заблаговременное проектирование и строгое соблюдение плана нетипично для сюжетной игры. Ее специфическими чертами являются факультативность, независимость. Поначалу дошкольники обычно устанавливают только общую тему игры, а позже эпизоды нарастают.

Единый сюжет суммируется из инициатив игроков уже во время развлечения. Состыковка детских предложений в коллективе 4 человек – трудная миссия даже для старших малышей. Непонимание и невыполнимость соотнесения несовместимых идей нередко заставляет игру распадаться почти в самом начале или переводит ее в накатанную колею непритязательного сюжета. Желание раскрутить занимательную игру уходит на второй план, а на первом оказывается удовлетворение от коллективных действий с ровесниками.

Для реализации своих творческих возможностей и согласованности действий, вопреки всей прихотливости их личных желаний, значимо освоение детьми нового способа выстраивания игры – коллективного сюжетного сложения. Оно заключается в умении ребят строить непривычные расстановки эпизодов, включающие разнообразное предметное содержание, причем с ориентацией на ровесников-участников. Каждый ребенок должен уметь разъяснить, что он хочет сделать в ближайший момент, и услышать от других, чего желают они. Дети должны суметь скомбинировать в общей фабуле свою инициативу с пожеланиями иных игроков.

Научиться такой игре можно с помощью участия детей и взрослого, который поможет организовать игру с придумыванием, проходящую устно. Она дает возможность педагогу естественно и произвольно подтолкнуть дошкольников к соединению и координации различных эпизодов. При этом создание свежей фабулы не скрыто для малышей ролью. Такая игра понятна детям только как коллективные действия с воспитателем. Играя индивидуально, малыши снова вернутся к прежним игрушкам. Однако непривычные навыки коллективного создания сюжетов позволят им сочинять гораздо более сложные фабулы игр, и слаженно осуществлять их.

Чтобы не стать независимой фантазией любого игрока, выдумкам требуется смысловая поддержка, ориентирующая фантазию в одном направлении. Такой базой становятся известные детям фабулы. Коллективные игры рекомендуется инициировать не сочинением новой фабулы, а фрагментарным видоизменением известной, и только потом переходить уже к неизвестным. При подготовке желательно использование приобретенного детьми опыта придумывания игр, когда все игроки вносят свежие сюжетные эпизоды.

Учитывая названную детьми тему, педагог подталкивает их внести дополнения и предлагает добавочный вариант. Ему не следует критиковать детскую инициативу, чтобы дети чувствовали удовольствие от своих идей. В индивидуальной игре коллективное творчество продолжится, а это значит, что подготовительный этап достиг своей цели. Сюжетно-ролевая игра станет успешной, если педагог ее организует методично, планомерно и регулярно. Наблюдение за детьми дает воспитателю информацию для размышлений, понимания игровых задумок и эмоций и, опираясь на эти факты, проектирования игр для средних дошкольников.

Воспитатель влияет на выбор игры тем, что сохраняет заинтересованность детей, содействует начинаниям и предприимчивости, приохочивая их обдумывать тему, выбирать после обсуждения самую увлекательную. При затухании игры воспитатель может разнообразить ее свежими героями и действиями. Опытных педагогов сплачивает с детьми умение встать на их точку зрения и наравне участвовать с ними в игре, которая осуществляется результативно, при условии разумного руководства ею педагога.

Привычные сюжеты игр

Самым простым воплощением жизненного опыта дошкольников средней группы являются их излюбленные игры в больницу и магазин. В них педагоги расширяют понятия детей о ролевых образах, к примеру, в игре в магазин, водители, которые доставляют товар, выполняют параллельно и функции грузчика. Разнообразить эпизоды, происходящие в кабинете доктора, могут ребята на основе своих жизненных впечатлений.

Развитие сюжетно-ролевой игры «Шофер»

Задачи, которые ставит педагог:

  • совершенствование и обогащение игрового сюжета, отражение в нем коммуникации людей;
  • замена ролевых заявлений собеседованием;
  • становление позитивного микроклимата в коллективе, способности ребят учитывать пожелания ровесников, оказание им доступной помощи;
  • организация творческой обстановки.

Перед началом игры проводится огромная подготовительная работа. Дети в процессе прогулок наблюдают за работой водителей, читают рассказы об их труде, рассматривают картины с изображением различных видов транспорта. Воспитатель проводит тематические беседы, к примеру, какими видами транспорта управляют шоферы, из каких частей и деталей состоит автомобиль. На занятиях малыши рисуют машины, создают аппликации, воспроизводящие колеса автомашин, собирают из деталей конструктора грузовики. Воспитатель при возможности может показать презентацию о работе шоферов, организовать настольные дидактические игры: как починить автомобиль, что необходимо водителю, организует постановку сценок о том, как шофер привез продукты в детский сад. Огромное удовольствие доставляют ребятам знакомые всем подвижные игры о воробушках и автомобиле, о сигналах светофора.

Игру стараются оснастить реальными и сделанными родителями средней группы предметами: рулем, одеждой, водительскими правами. Педагог вначале игры может создать проблемную ситуацию – сообщить о звонке в полицию. Выбирают шофера, механика, который будет чинить полицейскую машину, девочку назначают мыть этот автомобиль. У воспитателя есть повод напомнить детям правила дорожного движения и подвести итоги.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе

Педагог ставит задачу:

  • знакомство дошкольников с действиями медиков;
  • уважение к их профессии;
  • запоминание детьми врачебных терминов;
  • обучение взаимодействию в игре.

Оборудованием для игры становятся игрушки и реальные предметы врачебной одежды. При подготовке проводится экскурсия во врачебный кабинет. Детям читают рассказы писателей и сказки К.И. Чуковского, они просматривают мультфильм «Айболит», рассматривают картинки по теме, готовят инсценировки: на приеме у стоматолога, в травмпункте, вызов врача на дом.

Среди дошкольников в игровой форме распределяются роли педиатра, травматолога, медсестры, санитара, провизора. Воспитатель набирает штат сотрудников для вновь открывшейся поликлиники и проводит по ней заочную экскурсию, объясняя назначение различных кабинетов.

В процессе игры малыши могут меняться ролями. Пациенты приводят к докторам своих заболевших кукол, ведут диалоги о температуре и других симптомах их заболеваний. Медики ставят термометры, слушают дыхание, назначают лекарства. Воспитатель наблюдает течение игры, исподволь ориентирует детей. Напоследок подводит итоги, делает вывод, непременно поощряет за интересную игру, предлагает всем витамины.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» в средней группе

  • помогает конкретизировать и детализировать понятия дошкольников о правилах безопасности на дороге, на улице, в транспорте;
  • фиксирует стабильность привычек соблюдения ПДД;
  • расширяет лексикон ребят по теме.

На подготовительном этапе рассматриваются картинки, изображающие автобус и шофера, проводятся экскурсии к проезжей части дороги и к остановке автобуса, наблюдение за действиями водителя.

Воспитатель читает стихи и рассказы С. Михалкова, Б. Житкова, Е. Носова и др. Ребенка, который принял роль шофера, подготавливают индивидуально. Вначале дети занимаются строительством на площадке или в группе дороги, автобусной остановки, бензоколонки, пешеходного перехода. Педагог проводит беседу об опасности движущихся на скорости автомобилей и об осторожности пешеходов и пассажиров. Он выступает в роли инспектора полиции. Водитель подъехавшего к остановке автобуса обращается к пассажирам с предложением занять места. Дети со своими куклами рассаживаются и берут билеты у кондуктора. Водитель сообщает название остановок и напоминает, как надо вести себя в транспорте: поочередно входить в салон автобуса без толкания, оплачивать проезд, не занимать места для инвалидов и т.д.

Инспектор ГИБДД выражает признательность ребятам за то, что они соблюдают правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» в средней группе

  • перерабатывает социальный и игровой опыт детей по теме;
  • закрепляет понятия дошкольников о долге членов семьи;
  • мотивирует малышей творчески воспроизводить быт семьи в игре;
  • воспитывает привязанность и уважительное отношение к родственникам и их труду.

Предварительная подготовка основана на беседе на бытовые темы: как дети играют с куклой, как помогают маме, кто в семье кем работает. В процессе продуктивных действий ребята рисуют картинки и лепят из пластилина продукты, овощи, изготавливают альбомы с различными прическами и другими обиходными картинками.

Педагог читает им рассказы, стихотворения на семейные темы, проводит беседы, осуществляет дидактические игры в дочки-матери, как надо встречать гостей, о назначении посуды, учит накрывать стол.

На занятии по развитию речи дошкольники составляют рассказ по картине. Начинается игра с вступительной беседы, в ходе которой дети сообщают, как в их семьях заботятся друг о друге, затем происходит распределение ролей мамы, папы, дочери и других персонажей.

На следующем этапе малыши показывают обыденную семейную жизнь: ходят в магазин, в поликлинику, в парикмахерскую, готовят обед, встречают гостей.

Участники игры получают огромное удовольствие, а воспитатель подводит итоги и хвалит детей.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в средней группе

  • углубляет у малышей понятие о работе сотрудников салона;
  • учит применению приобретенных прежде знаний о мире красоты;
  • воспитывает уважительное отношение к труду мастера;
  • создает заинтересованность новой для них профессией;
  • налаживает доброжелательные и приязненные взаимоотношения ребят в группе;
  • закрепляет информацию о нормах, как вести себя в публичном месте;
  • активизирует словарный запас детей.

Для игры потребуются предметы, связанные с темой. В ходе игры дошкольники, отвечая на вопросы педагога, рассказывают о том, что они наблюдали при посещении реальной парикмахерской, какое там оборудование, чем занимаются работники и клиенты.

Воспитатель берет на себя роль администратора. Поочередно несколько детей, выступая в роли клиентов, ведут диалог, озвучивая пожелания, как бы они хотели постричься. Подведение итогов игры также проходит в форме живой беседы – вопросов воспитателя и ответов дошкольников.

Произвольные сюжетные игры являются наиболее привлекательными для средних дошкольников своей условностью, необязательностью, обеспечивающими комфортные ощущения ребенку. Игра с сюжетом развивает личность малыша, принимающего на себя разные роли и воспроизводящего разнообразные эпизоды и действия, проникающегося чужими мыслями и эмоциями, сопереживающего персонажам.

Большое значение имеет игра для формирования у детей навыка взаимодействия с ровесниками: он не только получает умение понимать других, но и разъяснять свои поступки.

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

Цель – познакомить детей с вариантом сюжетно-ролевой игры «На день рождения к бабушке»

Задачи:
1. развивать у детей интерес к игре.
2. воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности.
3. Закрепить знания о домашних животных и профессиях.
4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим.
5. Активизировать и пополнять словарный запас детей.

Рекомендуемая предварительная работа:
Беседы на этикетные темы;
Разучивание песен и стихов;
Чтение художественной литературы а на тему день рождения: К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
Обсуждение впечатлений детей о праздновании дня рождения в семейном кругу.

Демонстрационный материал и оборудование: мультимедиа для показа слайдов с картинками животных и видеописьма от бабушка, товар для магазина, элементы ряженья, стулья для автобуса, руль, касса, билеты, фишки — монетки, заправочная станция.

Ход игры:

1. Эмоциональный настрой
Под музыку дети, взявшись за руки входят в зал. И встают полукругом.
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Слышится звук смс-сообщения

Воспитатель: Ребята кажется нам пришло видео письмо. От кого же оно? Вы хотели бы знать? Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим. Внимание на экран.

Видео-письмо от бабушки.

Бабушка: Дорогие мои деточки, у меня сегодня День рождения, и я приглашаю вас на свой праздник. Приезжайте, буду очень, очень вас ждать.
Воспитатель: Ребята, вы хотите поехать на день рождение к Бабушке? Ну вот и хорошо. Но прежде чем отправиться в гости, давайте вспомним, с чем ходят на день рождения?
— Но где же нам взять подарки? (купить в магазине, сделать своими руками)
— Правильно, самый лучший подарок, сделанный своими руками, но у нас нет времени сделать его, поэтому мы отправимся в магазин.
Воспитатель — Кто в магазине всё продаёт? (Продавец)
Воспитатель — Как называются люди, которые покупают? (Покупатели)
Звучит объявление) «Внимание, внимание. В нашем городе открылся новый магазин подарков. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких».
— Как кстати, ребята, давайте посетим новый магазин и купим подарок бабушке.

Распределение ролей: А кто сегодня у нас будет продавцом? Таисия занимай своё рабочее место. Но, а мы с вами ребята будем кто? — покупатели. Ну, что ж вперёд в магазин за подарком для бабушки.
Воспитатель: Ребята, проходите к витрине, рассмотрите товар.
Ребёнок: Вам продам любой товар,
Упакую целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить Вам, предложу!
Воспитатель: Как вы думаете, что можно приобрести бабушке в подарок (предложения детей)

Выбор подарка

Воспитатель: Подарок выбран, теперь можем отправляться в гости к бабушке. Уважаемый продавец мы приглашаем вас поехать с нами.
Ребята бабушка живёт далеко и нам придется отправиться к ней на каком-нибудь транспорте, какие виды транспорта вы знаете? (машины, троллейбус, поезд, самолет)
А вы не против отправиться к бабушке на автобусе, но где же мы его возьмем? (нужно его построить). Верно, мы его построим из стульев.

Дети и воспитатель дружно строят автобус.

Воспитатель: Какой хороший получился автобус! Ребята, — Молодцы. Но прежде чем автобус отправится, нам нужно купить на него билеты. Скажите где их можно приобрести?
Ребята, а приобрести билеты мы можем в кассе, а продаёт их там кассир.

Распределение ролей: А кто сегодня у нас будет кассиром и водителем автобуса? Вероника и Саша занимайте свои рабочие места. Но, а мы с вами ребята будем кто? — пассажиры. Ну, что ж вперёд в кассу за билетами. (покупая билет дети должны отсчитать фишки заданного числа). Билеты куплены. Уважаемый кассир мы приглашаем вас с нами поехать на день рождения к бабушке. Пора отправляться.
Занимаем свои места в автобусе. Водитель готов к поездке?Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «Мы в автобусе сидим… »)
Воспитатель: Водитель Саша, а всё ли у нас в порядке с автобусом мы едем очень долго, не заканчивается ли у нас бензин? Ребята, а кто знает, где заправляют машины бензином? А по моему мы сейчас будем мимо неё проезжать. Предлагаю остановиться.
Давайте сразу проверим автобус на исправность и поможет это сделать нашему водителю работник СТО.

Распределение ролей: А кто будет работником СТО? Серёжа и Кирилл занимайте свои рабочие места. Заправляйте автобус, ремонтируйте его для дальнейшей поездки.
Ребята смотрите недалеко от дороги – ферма. Пока автобус заправляется, хотите сходить туда. Кто главный на ферме, кто нас встретит. (фермер)

Презентация фермы

Распределение ролей: А кто будет фермером? Данил занимай своё рабочие место и встречай гостей.
Воспитатель: Здравствуйте фермер. Мы хотели бы посмотреть какие животные у вас живут на ферме.
Ребёнок: Я просто так не покажу. Сначала отгадайте загадки.
Воспитатель: загадывает загадки о домашних животных.

Раздаётся сигнал автобуса

Воспитатель: Ребята кажется наш автобус готов продолжать путь дальше. Уважаемый фермер спасибо вам за экскурсию. Мы приглашаем вас с нами поехать на день рождения бабушки.
Ребёнок: А можно я тоже ей возьму подарок. (достаёт из под курицы и складывает в корзинку яйца)

Подходят к автобусу.

Ребёнок: Мы можем ехать дальше
Воспитатель: Занимаем свои места в автобусе. Водитель готов к поездке? Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «В машине… »)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Ребята, смотрите, нас встречает любимая бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие, мои любимые. Я очень рада, что вы приехали ко мне на день рождения.
Вместе — Здравствуй бабушка. С днём рождения!
Воспитатель: Бабушка, дети приготовили тебе поздравления. Присядь на стульчик и послушай.