Психология  Истории Обучение 

«Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа). «Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа) Появление персон


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Количество детей в группе

Время занятия

5-6 человек

6-7 человек

7-8 человек

8-10 человек

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

Аудио – видеотека;

Фонотека и фильмотека;

Настольно – печатные игры;

Предметные игрушки;

Цветные мелки;

Пластилин;

Краски, карандаши, фломастеры;

Писчая и цветная бумага;

Строительный материал;

Принципы проведения занятий

Системность подачи материала

Наглядность обучения;

Цикличность построения занятия;

Доступность;

Проблемность;

Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы:

Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Психологический курс

«Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет

В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость.

(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов , мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности , свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
- Аудио – видеотека;

Фонотека и фильмотека;

Настольно – печатные игры;

Предметные игрушки;

Цветные мелки;

Пластилин;

Краски, карандаши, фломастеры;

Писчая и цветная бумага;

Строительный материал;

Ковер.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала

Наглядность обучения;

Цикличность построения занятия;

Доступность;

Проблемность;

Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия ; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний , умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Психологический курс

«Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других , а также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи психологического курса для детей 5-6 лет


    Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

    Способствовать самопознанию ребенка.

    Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

    Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

    Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность - потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция - воображение.

Особенности возраста:


  1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

    Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

    В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

    Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

    Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.


  1. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

    Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

    Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

    Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

    Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:


  1. Предвосхищение результата деятельности.

    Активная планирующая функция речи.

    Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 6 годам (критерии результативности)
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память

Зрительная образная: объем - 6 предметов.

Слуховая образная: объем - 6 звуков.

Слуховая вербальная: объем - 6 слов.

Тактильная: объем - 6 предметов.
Внимание

Объем - 6 предметов.

Устойчивость - 20–25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов , наложенных полностью.
Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение н а основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей - со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

дикие и домашние животные;

растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

вещи (головные уборы, одежда, обувь);

рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Конкретизация на основе всех изученных обобщений.

Сериация

по цвету - 5 оттенков;

по величине - 7 предметов;

по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) - 5 степеней выраженности;

по возрасту - 4 возрастные группы;

по степени выраженности свойств предметов - 5 степеней;

серия из 5 последовательных картинок.

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

Проявление элементов рефлексии.


Месяц



Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1

Знакомство.

Наша группа. Что мы умеем.

Правила поведения на занятиях.

Страна «ПСИХОЛОГиЯ»


1

Октябрь

1

Радость, грусть.

Удивление.

Испуг.


1

Ноябрь

1

Спокойствие.

Словарик эмоций.

Праздник Осени.

Страна Вообразилия


1

Декабрь

1

В гостях у сказки

Диагностика.

Диагностика.

Новогодний праздник.


1

Январь

1

Этикет. Внешний вид.

Этикет. Правила поведения в общественных местах.

Столовый этикет.


1

Февраль

1

Подарочный этикет.

Гостевой этикет.

Волшебные средства понимания.

Защитники отечества.


1

Март

1

Мамины помощники.

Я и моя семья.

Я и мои друзья.

Я и мое имя.


1

Апрель

1

Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.)

Я особенный.

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика


1

Тематическое

Икрянова Светлана Евгеньевна
Сценарий конкурстно-игровой программы «Цветик - семицветик»

Ход мероприятия.

Ведущий : Сегодня день особенный,

Как много в нем улыбок,

И нам приятно это.

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересный «Цветик семицветик » .

Ведущий : Мы готовились, старались,

Песни выучить пытались,

И сюрпризик есть у нас,

Вы увидите сейчас!

Но чтобы наши конкурсы состоялись , нам нужна ваша помощь. Перед вами –цветик – семицветик , это не простой цветок , а волшебный. Как только один участник оторвет лепесток, тотчас же проведется игра.

(отрывает лепесток)

Ведущий - Первый лист мы отрываем,

И конкурс свой начинаем ,

Посмотрите, как для вас,

Потанцуем мы сейчас.

Танцы- конкурсы

(отрывает еще лепесток)

Ведущий - Лист второй мы отрываем,

И нашу программу продолжаем ,

Будем мы вас развлекать,

Приглашаем поиграть.

Игра называется «Нарисуй» надо нарисовать любым предметом те которые у вас лежат на столе, самый необычный и красивый рисунок. (проводится игра)

Конкурс «На лучшую улыбку»

Задание : детям предлагаются различные ситуации, а они должны улыбаться соответственно этой ситуации.

Родители подарили вам на день рождение то, о чем вы давно мечтали.

Вы встретили человека в первый раз и хотите ему понравиться.

Мама вам купила очень вкусное мороженое. Вы в восторге, но только не успели его попробовать и уронили на землю.

Вам хотели подарить котенка, но родители не разрешили взять его домой, вы смирились, но как-то приходите домой с прогулки , а у вас в доме этот котенок.

Ведущий – Листик третий отрываем,

Вам секрет свой открываем,

Мы танцуем и поем,

А сейчас стихи прочтем.

А сейчас чтение стихотворений, кто выразительней прочтет

Шуточные вопросы

Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается и живет выше всех? (Большая Медведица.)

Что нужно сделать, чтобы 4 мальчика оказались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу.)

Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

По чему поезд ездит? (По рельсам.)

За чем мы едим? (За столом.)

Какой колокольчик не звенит? (Цветок .)

Ведущий – Лист четвертый отрываем,

И программу продолжаем .

Игра «Собери» надо собрать цветок и у вас должно получиться слово.

(пион, роза)

Игра «Рифмы-Обманки»

Задание : задача детей внимательно слушать стихи и подсказывать слова по смыслу, а не в рифму. Те дети, которые самостоятельно работали над заданиями, читают получившиеся стихи вслух.

Три елки выросли стеной –

В рощице березовой.

Все иголки до одной

У них по цвету … (зеленые) .

Помидор большой и спелый.

Погляди, какой он … (красный) .

Слон, увиденный Виолеттою,

Был не розовый, а … (серый) .

Нашел пять ягодок в траве

И съел одну. Осталось … (четыре) .

Мышь считает дырки в сыре :

Три плюс две – всего … (пять) .

Знает даже иностранец :

Всех в лесу хитрее … (лиса) . (М. Лукашкина)

Ведущий – Пятый полетел листок,

Через запад на восток,

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно,

Заиграем веселей!

Загадки о лете

Конкурс художников «Читаем и рисуем»

Задание : ведущий читает стихотворение, а желающие участвовать в конкурсе юных художников рисуют то, что слышат. Побеждает тот, чей рисунок будет больше соответствовать стихотворению.

Как нарисовать человечка

Для глаз рисую два кружка я.

Нос – это линия прямая.

Рот – полукруг.

Две завитушки –

И встали ушки на макушке.

Так получается лицо.

Овал побольше – как яйцо.

Вот пуговицы – словно точки.

А с двух сторон торчат крючочки,

Нет, не крючочки –

Две руки :

Они длинны и высоки,

Они раскрыли всем объятья!

Чуть ноги смог нарисовать я. (М. Карем)

Ведущий : Семицветик , мал цветочек ,

Вот еще один листочек,

Мы сейчас еще листок сорвем,

Поиграем и споем!

Игра «Собери клубочки» у меня распутались вязальные нитки и их необходимо скатать в клубок. Мне понадобится 2 желающих.

Игра «Волшебные предметы»

Задание : ведущий встает в центр круга и бросает мячик, а игрок должен поймать мячик и назвать, какой волшебный предмет есть у этого героя. Например : Василиса Премудрая - … (волшебный клубок) .

Аладдин – … (волшебная лампа, ковер-самолет)

Фея - … (Волшебная палочка)

Дед Мороз - … (посох)

Золушка - … (хрустальная туфелька)

Хоттабыч - … (борода)

Баба Яга - … (Ступа и метла)

Ведущий - Вот остался лист один,

Вам вот листик отдадим,

Отвечай-ка, можешь ты,

Пышные вязать банты?

Игра «Завяжи бантики» я предлагаю завязать бантики : на голове, на галстуке.

Конкурс «Угадай героя»

Ведущий задает вопросы. Дети отвечают каждый по-отдельности. Вопросы будут относиться к сказочным героям. Дети должны продолжить имя героя :

“Красная … (Шапочка) ”, “Снежная … (Королева) ”, “Крокодил … (Гена) ”, “Баба … (Яга) ”, “Кощей … (Бессмертный) ”, «Кот в … (сапогах) », «Кот (Базилио) », «Лиса … (Алиса) », «Курочка … (Ряба) », «Мышка … (Норушка) », «Карабас … (Барабас) », «Лягушка … (Квакушка) ».

Ведущий - Остается серединка,

Это мамочка - кровинка.

Знают в целом мире дети,

Лучше мамы нет на свете!

Ведущий - вот и осталась серединка, и конечно же, мы отведем центральное место нашим любимым вожатым. Сделаем подарок своими руками.

Цветик – семицветик символизирует надежду на исполнение желаний, дарит свет, тепло и добро. Поэтому мы дарим вам этот плакат.

Ведущий – Праздник подошел к концу,

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

Всем здоровья пожелать!

Не болейте, не старейте,

Не сердитесь никогда,

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущий – немного грустно, что закончился наш праздник, но вы должны помнить, что цветик - семицветик не простой цветок , а волшебный. Загадывайте желания и все исполнится. До свиданья!

Природа летом в стихах С. А. Есенина

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо :

"С добрым утром!"

Природа летом в стихах И. А. Бунина

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк. Прильну к сосне корявой

И чувствую : мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета !

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Природа летом в стихах А. С. Пушкина

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Природа летом в стихах А. Н. Майкова

"Золото, золото падает с неба!" -

Дети кричат и бегут за дождем.

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба! (1856)

1. «Танец для рук» теннисными ракетками идти и набивать шарик.

2. «Танец для ног» как змейка.

3. «Танец для спины» пронести книгу на голове.

4. «Танец живота» крутить обруч.

5. «Танец для всего тела» прыгать на скакалке.

В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса для детей 5-6 лет:

1. создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Способствовать самопознанию ребенка.

5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

7. организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

Показатели Нормативы
Ведущая потребность Потребность в общении
Ведущая функция Воображение
Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.
Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.
Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.
Эмоции Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.
Восприятие Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.
Внимание Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.
Память Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.
Воображение Развитие творческого воображения.
Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Новообразования возраста
  1. Планирующая функция речи.
  2. предвосхищение результата деятельности.
  3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 5 – 6 лет.

Неделя Тема Цели и задачи Наименование форм работы и упражнений
Октябрь
1 неделя Знакомство - приветствие; - игры : «Клубочек имён», «Паровозик имён», «Мостик дружбы»; - упражнения: «Искра», «Я – сказочный герой»; - релаксация «Цветок дружбы»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - рисование цветов; - ритуал прощания «Эстафета дружбы».
2 неделя Наша группа. Что мы умеем 1.Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. 2.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. 3. Развивать вербальное и невербальное общение. 4.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 5.Снять телесное и эмоциональное напряжение. 6.Развивать внимание, память, мышление, воображение. 7.Развивать мелкую и общую моторику. 8.Развивать навыки самосознания. - приветствие; - игры: «Делай как я», «Присядьте те, кто…»; - беседа; - упражнения: «Найди отличия», «Помоги другу, или самая дружная пара», «Я хочу подружиться…», «Совместное рисование»; - беседа-релаксация «Каким я буду, когда вырасту?»; - пальчиковая гимнастика «В гости»; - ритуал прощания « Доброе животное».
3 неделя Правила поведения на занятиях 1.Познакомить детей с правилами поведения группе. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. - приветствие; - игры: «Подарок», «Кто кем будет»; - пальчиковая гимнастика «Замок»; - задания: «Дорисуй ключик»,
3.Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. 4.Развивать мелкую и общую моторику. 5.Снятие эмоционального и телесного напряжения. «Ключик»; упражнения «Доброе тепло».
4 неделя Страна «ПСИХОЛОГиЯ» 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Снять телесное и эмоциональное напряжение. - приветствие; - игры: «Горячо - холодно»; «Болото», «Присядьте те, кто…», «Театр Настроения», «Топ-хлоп»; - пальчиковая гимнастика «Помощники»; - задания: «Коврик», «Раскрась коврик», «Логический квадрат»; - ритуал прощания.
Ноябрь
1 неделя Радость. Грусть 1.Познакомить детей с чувством радости, грусти. 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4.Учить детей выражать чувство радости в рисунке. - приветствие «Страна Настроений»; - динамическая пауза «Путешествие в лес»; - задания: «Ягоды», «Сказочные персонажи», «Весёлый - грустный», «Моя радость», «Гусеница»; - беседа по пиктограмме «Радость», «Грусть»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - игра «Будь внимателен»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
2 неделя Гнев 1.Познакомить детей с чувством гнева. 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Гнев»; - упражнения: «Избавление от гнева»; - пальчиковая гимнастика «Помиримся»; - задания: «Мой гнев», «Сказочные герои»;
имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. - подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
3 неделя Удивление 1.Познакомить детей с чувством удивления. 2.Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3.Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. 4.Учить детей выражать чувство удивления на рисунке. - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Удивление»; - упражнение «Удивительные запахи»; - пальчиковая гимнастика «Удивительно»; - задания: «Моё удивление», «Настроение сказочного героя»; - подвижная игра «Есть или нет?»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
4 неделя Испуг 1.Познакомить детей с эмоцией испуг. 2.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. 3.Развивать умение справляться с чувством страха. 4.Учить детей выражать чувство страха в рисунке. - приветствие «Страна Настроений»; - сказка; - беседа по пиктограмме «Испуг»; - упражнения: «Страшные звуки», «У страха глаза велики»; - пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»; - задания: «Мои страхи», «Страшно весёлая история»; - игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь» - ритуал прощания «Страна Настроений».
Декабрь
1 неделя Спокойствие 1.Познакомить детей с чувством спокойствия. 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Формирование навыков адекватного эмоционального - приветствие «Страна Настроений»; - беседа по пиктограмме «Спокойствие»; - упражнения: «Медвежата в берлоге», «Спокойные игрушки»; - пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки»;
реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт). 4.Снятие эмоционального напряжения. - задания: «Спокойная картина», «Моё спокойствие», «Спокойные вещи»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
2 неделя Словарик эмоций 1.Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. 2.Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. 3.Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. - приветствие «Страна Настроений»; - сказка-задание «Азбука настроений»; - упражнения: «Остров настроений»; - пальчиковая гимнастика «Прогулка»; - задания: «Моё настроение», «Нарисуй эмоции», «Угадай музыкальное настроение»; - игра «Кубик настроений», «Азбука эмоций», «Что изменилось?»; - ритуал прощания «Страна Настроений».
3 неделя Страна Вообразилия 1.Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Формировать интерес к творческим играм. - приветствие «Мяч»; - задания: «Загадочное послание», «Оживи фигурку», «Нелепица»; - игры: «Средства передвижения», «Чудо-дерево», «Волшебные камешки», «Несуществующее животное»; - сказка; - пальчиковая гимнастика «Маланья»; - моделирование; - ритуал прощания.
4 неделя В гостях у сказки 1.Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. 2.Закрепить знание содержания сказок. 3.Развивать творческое мышление. - приветствие; - беседа; - игры: «Волшебный башмачок», «Волшебные слова»; - подвижная игра: «Дровосек», «Салки»; - задания: «Страшила», «Путаница», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика
«Дружба»; - психогимнастика; - ритуал прощания.
Январь
2 неделя Этикет. Внешний вид 1.Познакомить детей с правилами личной гигиены. 2. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 4.Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. 5.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. - приветствие «Этикет»; - беседа о культуре внешнего вида; - физкультминутка; - задания: «Шнуровка», «Какая тень лишняя», «Зеркало», «Помоги найти ботинок»; - пальчиковая гимнастика «У Петиной сестрицы»; - игра ритуал прощания.
3 неделя Этикет. Правила поведения в общественных местах 1.Познакомить детей с общественным этикетом. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3.Развивать слуховое и зрительное внимание(устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 4.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 5.Развитие самосознания и навыков саморегуляции. - приветствие «Этикет»; - игры: «Пассажирский транспорт», «Займи правильное место» - беседа «Правила поведения в автобусе»; - сценки «на улице», «в театре»; - задания: «Займи правильное место», «Доктор», «В магазине»; - пальчиковая гимнастика «Магазин»; - ритуал прощания.
4 неделя Столовый этикет 1.Познакомить детей со столовым этикетом. 2.Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. - приветствие «Этикет»; - подвижная игра «Съедобное – несъедобное»; - беседа «Культура поведения за столом»; - упражнение «За столом»; - задания: «Склеим разбитую тарелку блюдо»; - пальчиковая гимнастика
4.Развивать логические операции посредствам речевого общения:. 5.Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. 6.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. «Приготовили обед»; - физкультминутка «Правильно – не правильно»; - ритуал прощания».
Февраль
1 неделя Подарочный этикет 1.Познакомить детей с подарочным этикетом. 2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. 3.Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. 4.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 5.Развивать навыки самосознания и саморегуляции. - приветствие «Этикет»; - беседа «Как дарить и принимать подарки?»; - релаксация «Подарок»; - игра «Подарок»; - пальчиковая гимнастика «Подарки»; - задания: «Лабиринт», «Что за подарок?», «Разложи подарки»; - физкультминутка «Настроение»; - ритуал прощания.
2 неделя Гостевой этикет 1.Познакомить детей с гостевым этикетом. 2.Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. 3.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. 4.Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. 5.Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. 6.Развивать навыки самосознания и саморегуляции. - приветствие «Этикет»; - беседа «Как ходить в гости?», «Как принимать гостей?»; - подвижные игры «День и ночь», «Правильно или неправильно?»; - игры: «Комплименты», «Что с друзьями найдём на чердаке?»; - пальчиковая гимнастика ; - задания: «Наведи порядок на полках», «Мишка ждёт гостей»; - ритуал прощания.
3 неделя Защитники отечества 1.Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. 2.Продолжать знакомить детей с - приветствие «Рукопожатие»; - беседа «23 февраля»;
праздником 23 февраля. 3.Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии». - фотовыставка; - игра с мячом «Профессии»; - двигательное упражнение «Товарищ командир»;- пальчиковая гимнастика «Замок»; - задания: «План», «Что нужно для ремонта?», «Найди лишний транспорт», - подвижная игра «Разведчики»; - ритуал прощания.
4 неделя Волшебные средства понимания 1.Сплотить группу. 2.Развивать вербальное и невербальное общение. 3.Формировать отношения доверия, умения сотрудничать. - приветствие «Давай поздороваемся»; - подвижные игры «Подмигалы», «Запретное движение»; - игры: «Знакомство», «Угадай жест», «Объясни без слов»; - пальчиковая гимнастика «В гости»; - задания: «Нарисуй эмоции», «Логический квадрат», «Сложи картинку», «Дорисуй рисунок»; - ритуал прощания «Искра».
Март
1 неделя Мамины помощники 1.Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тёте. 2.Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии». - приветствие «Весенняя капель»; - беседы: «День 8 марта», по сказке; - фотовыставка ; - сказка «Про маму»; - танец «Стирка»; - пальчиковая гимнастика «Помощники»; - задания: «Подарок для мамы», «Лабиринт», «Наведём порядок», «Мамино солнышко»; - физкультминутка «Мамины помощники»; - ритуал прощания.
2 неделя Я и моя семья 1.Воспитывать любовь и уважение к семье. 2.Расширить представление детей - приветствие; - ребус; - игры: «Семья», «Верно -
о семье, об обязанностях членов семьи. 3.Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. 4.Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. неверно», «Ассоциации»; - фотовыставка; - беседа «О семье», анализ сказки; - сказка «Сон»; - подвижная игра «Заячья семья»; - пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»; - задания: «Прятки», «Домик»; - ритуал прощания.
3 неделя Я и мои друзья 1.Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. 2.Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. 3.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. - приветствие; - беседа «Настоящий друг»; - задания: «Вместе с другом», «Найди друга», «В гости», «Рыбалка»; - пальчиковая гимнастика «Дружба»; - подвижная игра «Я змея…», «Если нравится тебе»; - игры: «Угадай настроение», «Комплименты»; - ритуал прощания.
4 неделя Я и моё имя 1.Идентификация ребёнка со своим именем. 2.Формирование позитивного отношения ребёнка к своему Я. 3.Стимулирование творческого самовыражения. - приветствие «Ласковые имена»; - сказка «Разноцветные имена»; - беседа по сказке; - задания: «Какое моё имя», «Зашифрованное имя», «Внимание! Внимание!»; - творческая мастерская «Наши имена»; - пальчиковая гимнастика ; - подвижная игра «Кто позвал?», «Не прослушай своё имя»; - ритуал прощания.
Май
1 неделя Кто такой «Я»? Черты характера 1.Формировать умения различать индивидуальные особенности своей внешности. 2.Развитие представлений о себе, качествах своего характера. - приветствие; - задания: «Мой портрет», «Угадай кто это?», «Путаница»; - пальчиковая гимнастика «Смелый капитан»; - игры: «Зеркало», «Сказочные герои», «Какой я?»,
«Противоположности»; - ритуал прощания.
2 неделя Я особенный 1.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой. 2.Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. 3.Развивать самосознание. 4.Развивать вербальное и невербальное общение. 5.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. 6.Снять эмоциональное и телесное напряжение. - приветствие «Эхо»; - беседа с Незнайкой; - задания: «Ласковое имя», «Игрушки» «Кто лишний?»; - игры: «Кто позвал?», «Волшебный стул», «Люди к людям»; - пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»; - медитативное упражнение «Волшебный цветок»; - коллективная работа «Волшебное дерево»; - ритуал прощания.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Приключения будущих первоклассников» детей 6 – 7 лет.

Рецензенты:

  • Т.И. Чиркова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
  • Е.Н. Васильева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».
  • Р.Ю. Белоусова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Актуальность программы

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений имеют в штатном расписании ставку психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Структура программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Этапы занятия:

  1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
  3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
  4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Разработка, апробация, реализация

Данная программа разработана и сертифицирована на базе кафедры психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород).

Программа прошла апробацию на базе НОУ «ОЦ «ДИВО» (г. Нижний Новгород), СРЦН «Надежда» (г. Нижний Новгород), НОУ «Букваренок» (г.Москва).

Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Программа издана в виде отдельных книг по каждой возрастной группе (издательство «Речь», СПб - Москва):

  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (3-4 лет).
  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5 лет).
  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-6 лет).
  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6-7 лет).

Приложением к данной программе служат рабочие тетради на печатной основе для каждой возрастной дошкольной группы (издательство «Речь», СПб).