Психология  Истории Обучение 

Короткие рассказы. Цитаты об одиночестве Рассказы о жизни в одиночестве

Ночь. Холод. Чувство одиночества. Девушка сидела и плакала, никому не нужная и всеми забытая, наблюдая, как мягкий свет фонарей красиво освещал только что начавшийся первый снег, и как целуется влюбленная пара. Она давно поняла, что ее жизнь бессмысленна, она никому ничего не сделала хорошего, только одна ложь, зло и боль, доставленные людям. Она все решила для себя. Мир без нее будет лучше. Во всех своих проблемах она сама виновата. Девушка раскрыла окно, ледяной воздух ворвался в комнату, развевая ее длинные волосы, она закрыла глаза и упала.

Девушка открыла глаза, ничего не чувствуя - ни боли, ни холода. Вокруг стояли люди, рядом скорая, полиция. Она увидела, как подбежала ее мама и, склонившись над ней, начала рыдать. Девушка не понимала, почему мама плачет, ведь она жива! Она начала успокаивать маму, но та на нее не обращала никакого внимания. Встав и немного отойдя, девушка поняла, она мертва. Там лежало лишь бездыханное тело, медленно окрашивая белоснежный снег в алый цвет кровью.
Душа девушки не знала, что теперь делать, куда идти. Она билась в истерике, сожалея о содеянном. Ей жутко жалко было маму, которая любила ее больше жизни. Теперь девушке не казалось, что он сделала правильное решение, и она пошла в неизвестном направлении.
Девушка дошла до парка. Вокруг были счастливые люди, которые были довольны жизнью и ценили каждый ее момент, не то, что она. Девушка дошла лавочки и села, рядом с ней сидел молодой парень. Она знала, что он ее не видит. Но он вдруг повернулся к ней и улыбнулся! После чего быстренько встал и ушел.

Прошло 5 лет. А эта девушка так и не могла найти себе покоя. Каждый вечер она приходила на ту лавочку, на которой в первую ночь увидела такую же неупокоенную душу, как и она сама, и каждый вечер этот парень приходил к ней, просто улыбаясь и исчезая. Но в этот вечер он не пришел, он не пришел первый раз. Горю девушки не было предела, она понимала, что полюбила его. Конечно это было глупо влюбится в мертвеца, в призрака, но ведь она и сама была таковой. Парень больше не появился.

Прошло еще семь лет. А девушка так и была одна, теперь она действительно понимала смысл слова «одиночество». И от этой проблемы уже невозможно было сбежать при помощи смерти.

Одним прекрасным весенним утром, когда солнце только поднималось над крышами домов, девушка увидела того самого парня из парка. Он подошел к ней и молча протянул руку, девушка доверилась ему и протянула руку в ответ. Яркий свет вспыхнул перед глазами, который ослепил ее.

Открыв глаза, девушка сидела на подоконнике, а за окном шел первый снег, горели фонари, и целовалась влюбленная пара.

Читать невозможно в шумной кампании, чтения не существует без одиночества, однако некоторые писатели сумели превратить его из необходимого условия в центральный элемент своих произведений, сделав одиночество практически центральным персонажем.

Персонажи, находящиеся вне социального круга, без возможности поговорить с кем-либо или найти себе компанию формируют более крепкую связь с читателем, который становится их «партнером». Таким образом, читая книги, мы гораздо более активно погружаемся в вымышленный мир персонажей, становясь активным исследователем, а не пассивным наблюдателем.

Неудивительно, что так много историй, происходящих вне общества, изображены на фоне прекрасных пейзажей и красивейших экзотических или труднодоступных мест. Одинокий человек способен заметить и тоньше оценить окружающую его красоту.

Ниже приведены истории из мировой литературы, указанные в хронологическом порядке, в которых персонажи вынуждены столкнуться с одиночеством и примириться с ним.

«Джейн Эйр», Шарлотта Бронте, 1847

Это история молодой, но очень сильной и храброй девушки, которая прожила сложную жизнь и за сравнительно короткий период перенесла множество испытаний. В одной из глав Джейн заявляет, что «счастлив тот, кто любим окружающими, тот, чье присутствие делает чью-то жизнь легче», но для того, чтобы понять и прийти к такому счастью, девушка вынуждена найти силу и стойкость в отдалении от любимых людей.

«Пан», Кнут Гамсун, 1894

Герой повести «Пан» отлично приспособлен к одинокой жизни в глухом Норвежском лесу. Лейтенант Томас Глан живет охотничьим промыслом, у него военная выдержка и дисциплина, а компанию ему составляет верный пес Эзоп. Идиллия и тишина отдаленного уголка отлично подходят для Томаса, а его подробное знание каждой травинки и ягоды, его любовь к северному лесу делают жизнь лейтенанта скорее роскошной, чем несчастной, пока на порог дома не является незваная любовь и страсть.

«На Маяк», Вирджиния Вульф, 1927

Этот роман напоминает полотна импрессионистов и обрисовывает внутреннее, психологическое одиночество персонажей. Автор не зря накрыла персонажей тенью «маяка» - далекого, одинокого острова, она создала пейзаж, на фоне которого внутренний голос каждого героя звучит еще более изолированно от других. Вульф мастерски изобразила самую страшную форму одиночества: то чувство, когда ты одинок даже рядом с самыми близкими людьми.

«Вся королевская рать», Роберт Пенн Уоррен, 1946

Из слов главного персонажа романа следует, что любое место, куда мы придем, станет лишь копией того, откуда мы пришли, до тех пор, пока изменения не произойдут в нас самих. Действие романа происходит среди людей, практически в самой их гуще, но главный герой, с чьей точки зрения ведется повествование, находится в постоянном поиске себя и лучшего места, времени и людей. Даже в самые одинокие моменты Джек Берден остается мудрым, справедливым и поистине дальновидным человеком.

«Симор: Введение», Джером Сэлинджер, 1963

Центром этой блистательной новеллы Сэлинджера является потеря близкого человека. Бади Гласс безуспешно пытается рассказать читателям о своем брате Симоре, при этом читатель не получает ясной картины внутреннего и внешнего облика Симора, и ему остается лишь гадать, неужели Бади так плохо знал его, или знал настолько хорошо, что слова способны лишь помешать. Сэлинджеру не раз удавалось создать притягательную и глубокую картину одиночества, и эта повесть не стала исключением.

«Праздник, который всегда с тобой», Эрнест Хемингуэй, 1964

Что делает Эрнест Хемингуэй, когда он остается один? Он ест, пьет, пишет, гуляет, читает. Он выбирает и делает то, что больше всего любит. Этот рассказ о жизни великого писателя в Париже и о начале его творческого пути научит любого человека создавать для себя «дом» где угодно, с кем угодно и без кого-либо. Сравнительно сухой пересказ того, сколько страниц было написано в день, сколько бокалов выпито за ночь и километров пройдено, можно воспринимать как готовый рецепт самодостаточности. Кроме того, книга научит начинающих писателей относиться к своим амбициям как к единственному постоянному партнеру.

«Изменения», Лив Ульман, 1997

Автобиография прекрасной норвежской актрисы фокусируется на пятилетнем романе с режиссером Ингмаром Бергманом. На шведском острове Форе, где снималась картина Бергмана «Персона», в которой Лив играла главную роль, актриса и режиссер прожили недолгую, но полную жизнь. Лив Ульман искренне и без прикрас рассказывает о том, что приходит после любви: светлое и глубокое одиночество, которое необходимо для души так же, как воздух.

«Тайны Питтсбурга», Майкл Шейбон, 1988

Уже известный и признанный автор «Приключений Кавалера и Клея» начал свою карьеру со своеобразного ремейка «Великого Гэтсби». Главный герой романа Арт Бехштейн сталкивается с сомнениями относительно своей сексуальной ориентации, что вынуждает его посмотреть на свой мир со стороны. Такое отчуждение, в свою очередь, повышает его восприятие и чувствительность к окружающему. Он словно видит новыми глазами, которые подарило ему одиночество.

«Любовный эксперимент» (An Experiment in Love), Хилари Мэнтел, 1995

Сегодня Хилари Мэнтел является популярной писательницей, неоднократным лауреатом британской Букеровской премии, однако на русском языке изданы только два ее романа: «Чернее Черного» и «Волчий зал». За 20 лет до получения своей первой литературной премии Мэнтел написала трогательный этюд о юности. Подросток Кармел МакБейн переезжает в разные города, учится в разных школах, в каждой из которых является «чужаком». Автор не пытается сгладить свою прозу, а, наоборот, описывает подростковое одиночество со всей его разрушающей мощью.

«Отходя от станции Аточа» (Leaving the Atocha Station), Бен Лернер, 2011

Озорной, неуверенный, но талантливый герой романа Адам Гордон проводит год в Мадриде, куда приехал по стипендии. В течение двенадцати месяцев Гордон всегда одинок. Он в полном одиночестве в полной людей галерее, он одинок в своей постели, где практически каждую ночь проводит новая испанка. Он испытывает жизнь, радость и трагедии города в абсолютном и бескомпромиссном одиночестве, а все потому, что он постоянно занимается самоанализом, который мешает Гордону испытать настоящее единение.

Последние 6 лет я отмечаю Новый год одна. Нет украшений, гирлянд, шампанского и традиционного салата на столе. Обычно на Новый год делаю себе шаурму и покупаю безалкогольное пиво. Дожидаюсь пока на улице перестанут взрываться петарды и ложусь спать. Фейерверки люблю - красиво. Новый год - это семейный праздник, а у меня семьи нет. Создавать её я не планирую сразу по нескольким причинам. Основная - это психические расстройства. Обследовалась - я не болею. Но у мамы тоже не сразу проявилась шизофрения. Зато в сорок лет бахнуло её основательно. У старшей сестры тот же диагноз - шиза. Грустно это как-то. И даже не столько за них самих, сколько за близких. Муж сестры возится с ней и мучается одновременно. Видно, что любит. Если бы не любил - бросил. Отец от нас ушёл по той же причине - болезнь матери. И ведь оставил девочек с больным человеком. Ничего не скажешь - МА-ЛА-ДЭЦ!

С девушками встречался только в старшей школе и первых курсах института. А потом был небольшой перерыв продолжительностью в 14 лет. За эти годы съехал от родителей, расплатился с ипотекой и жил себе припеваючи.

Было не понятно, день сейчас или ночь. В крохотной комнатке было ни темно, ни светло. Небольшое окошко напротив двери было не источником света, а просто белым пятном на темно-серой стене. Комната была голой и пустой, никакой мебели, кроме старого облезлого табурета, не было.

Под оголенным проводом, предназначенным, вероятнее всего, для люстры, и стоял этот самый жалкий табурет, на котором сидел сгорбленный горем мужчина средних лет. Седина лишь слегка тронула его черные волосы, морщин на лице практически не было, и он мог бы сойти за совсем молодого, но равнодушный безжизненный взгляд, устремленный в давно некрашеный пол, красноречиво подчеркивал возраст мужчины. Он не шевелился. Будто и не дышал он вовсе, а просто умер с открытыми глазами. Но вдруг из груди мужчины вырвался стон, а по щеке скользнула слеза.

В дверь тихонько постучали. Мужчина вздрогнул, но не поторопился встать и встретить гостей. Он даже не глянул в сторону дверей. Спустя пару минут, на ржавых несмазанных петлях скрипнула дверь. В комнату просунулась светлая девичья головка.

– Можно войти? – спросила маленькая девчушка, робко переминаясь с ноги на ногу.

Мужчина медленно повернулся и полным безразличия взглядом окинул непрошенную гостью.

Казалось, вопрос ничуть не обескуражил девочку.

– Я буду здесь жить, – и она улыбнулась милой детской улыбкой. Один из молочных зубов, как видно, недавно выпал, но этот недостаток ничуть не делал ее менее хорошенькой.

– Ты?! – мужчина как-то странно захохотал. – Ты будешь здесь жить?! Я уже много лет живу здесь, и никто не пришел ко мне. А ты…

Мужчина отвернулся, а девочка тихонько подошла к нему, положила свою маленькую бледную ручку на его плечо и прошептала:

– Но я же пришла, теперь ты не один…

– Долгие годы я пытался покинуть эту ненавистную комнату, я пытался выбить двери, пытался разбить окно, я бы даже согласился перегрызть зубами решетку, чтобы уйти, сбежать… Но нет, ничего не выходило! – мужчина вскочил, но потом снова упал на табуретку и, обняв голову большими ладонями, заплакал.

– Теперь ты свободен, – тихо сказала девочка. – Можешь идти. Дверь открыта.

Мужчина с недоверием посмотрел на девочку и спросил:

– Кто ты? Разве я могу тебе верить?

Девочка улыбнулась.

– Я - Любовь… Мое второе имя – Нежность.

– А я… – неуверенно начал мужчина, но девочка не дала ему закончить.

– Я знаю, ты – Одиночество. Ты очень давно живешь здесь. Но теперь здесь буду жить я. Сам Бог послал меня сюда.

Мужчина встал, окинул взглядом комнату и сказал:

– Благодаря тебе эта комнатушка изменится. Она станет больше, ее наполнят цветы, с чудным ароматом. Благодаря тебе, она наполниться ярким теплым светом – здесь больше не будет темно и холодно. Я наконец ухожу, но время от времени, я буду возвращаться, чтобы ты становилась сильнее и тверже, чтобы ты не ушла, а жила в сердце этого Человека вечно.

Мужчина взялся за ручку двери, чтобы уходить, но обернулся и спросил:

– Ведь мне можно вернуться?

Девочка заулыбалась.

– С тех пор, как Человек отдал свое сердце Богу, – радостно сказала она, – здесь нет места для тебя, как для пожизненного заключенного, но здесь всегда найдется место для Одиночества, как хорошего верного друга и гостя, которому всегда рады.

Одиночество скрылось, а Нежность начала расти и крепнуть в сердце Человека.

Я подхожу к окну, поднимаю голову в небо.… Как же прекрасно оно - ночное звёздное небо!.. Невольно задаешься вопросом: интересно, а кто-нибудь считал, сколько их там, этих звёзд, звёздочек, звездинок? Тысяча? Миллион? Миллиард? Меня притягивает эта бесконечная бесконечность!.. Наверное, где-то там, в бесконечной Вселенной кружиться-живёт свою вечно-бесконечную жизнь маленький осколок её – Моя Звезда. Как мне порой хочется в это верить!!!

Двадцать четыре года живу на свете. Двадцать четыре года бесконечного поиска самого себя. (Одна очень хорошая девушка тут недавно сказала мне, что она «вся в поисках себя». Я на это улыбнулся. «Милая моя,- подумал я тогда,- как долго тебе придётся искать!».) Мой друг Г. убеждён, что самое главное для человека – найти своё место в этом мире и тогда всё будет ok. Ему повезло – на подходе третьего десятка он своё место нашёл, но для этого потребовался добрый десяток лет изнурительного поиска! Он – один из немногих счастливцев, кому повезло. Написал и ужаснулся: «один из немногих, кому повезло»… Выходит, что все остальные люди несчастны? Да нет, наверное, и у них есть своё счастье, но уже без пьянящего ощущения победы при достижении своей заветной мечты. Они просто забыли про неё, выкинули из жизни, растоптали.… Но ведь не умерли же! И живут, счастливы!.. Только вот счастье это придуманное. Я не хочу такого счастья! И потому продолжаю свои бесконечные поиски самого себя. Глядишь, лет этак через …дцать и мне суждено будет ощутить на себе пьянящее: «НАШЁЛ!!!». Но пока.… Пока лишь бесконечные поиски, бесконечное хождение по кругу…

Двадцать четыре года бесконечного поиска ускользающей истины. Иногда у меня появляется сомнение: «Может, истины и нет вовсе на свете? Может это всего лишь обман?». Мудрецы говорят: «истина где-то рядом…», но ухватить её за ворот не удаётся даже мудрейшим из мудрых! Так чего же хочу я? Неужели я ставлю себя на одну доску с умнейшими представителями человечества? Нет, вовсе нет! Но я тоже хочу ухватить свой кусочек пирога под названием истина. Разве я многого хочу?
Многие наверняка меня не поймут. «Ты хочешь изобрести уже давно изобретённый кем-то велосипед? - скажут они – Или заново придумать закон всемирного тяготения? Зачем? Ведь это уже есть, это уже никому неинтересно!». «Возможно, - отвечу я, - но я хочу сделать свой велосипед, открыть свой закон всемирного тяготения, даже свою теорию относительности, чёрт побери!!! Может быть, я захочу переплюнуть Эйнштейна и получить за это свою Нобелевскую премию?! Всё в моих руках! Вам этого не понять, ибо вы живёте в своём замкнутом мире и ничего не видите, кроме четырёх стен да забивающего голову пустотой ящика под названием «телевизор»!!!». С детства приученный к запретам, к двадцати четырём годам я уже натренировал себя настолько, что у меня выработался некий иммунитет ко всякому рода «нельзя» и «не положено», так что теперь на всяческие намёки-полунамёки окружающих и даже близкий мне людей типа «на фига тебе сдался этот театр?», или «бросай к чертям собачим свою никому ненужную писанину и начинай зарабатывать деньги!», я просто не обращаю внимания. Мне наплевать на общественное мнение и я (о, ужас!) ГОРЖУСЬ ЭТИМ!!! Вот так вот! И упорно, несмотря ни на что, я продолжаю свои бесконечные поиски, уверенный в том, что истина «где-то рядом»…

Двадцать четыре года бесконечного поиска счастья. Кто знает, что это за штука такая: «счастье»? Для многих это нечто отдалённое и прекрасное, тянешься – тянешься всю жизнь, порой, кажется, что нашел, но проходит какое-то время и понимаешь, что «счастье не в этом, а в чем-то другом». И так проходит жизнь. Семья, работа, дом – вот три аксиомы счастья большинства людей. Неужели они больше ничего не хотят?
Мне кажется, что моё счастье – в возможности самореализации (по крайней мере на сегодняшний день это так). Сначала это был Синтон, потом танцы, теперь – театр и всегда – творчество. Моё счастье сиюминутно, и в тот момент, когда я раскрепощаюсь на танцплощадке, играю любимую роль на подмостках родного ДК, или нахожу, выискиваю вдохновение, когда рука неудержимо тянется к чистому листу бумаги, чтобы отдать ему часть своей души, - вот тогда я по-настоящему счастлив! Но у этой медали есть и обратная сторона. Когда я внезапно сбиваюсь с ритма, не могу вжиться в роль, когда не пишется и в голову лезет всякий бред, - происходит срыв, и я понимаю, что «счастье не в этом, а в чем-то другом». Но в чём? В такие моменты мне хочется убежать, скрыться, спрятаться… Мне хочется убежать от самого себя. Потому что если счастье не в этом, то непонятно зачем и для чего я всё это делаю, чего хочу достичь? Я не могу себе ответить на этот вопрос.

Двадцать четыре года бесконечного поиска любви. Первый блин комом случился лет девять назад. За последние четыре года их было, по крайней мере, пять, и все они не намного лучше первого. Наверное, всему виной моя «тяжёлая энергетика», как говорит мой друг Г. очень возможно, что он прав, но что мне с ней делать? Как бороться? И только ли тяжесть моей энергетики является причиной отсутствия любви?
Чего – то им, видно, не хватает, прекрасным представительницам человечества. Возможно, они ждут от меня чего-то большего, чем я могу им дать. «Любовь, которую ты получаешь, равна любви, которую ты отдаёшь» - сказали когда-то «Битлз». Наверное, я мало её отдаю. Наверное, я не умею любить.
Когда ты просто дружишь с девушкой – это ещё ничего, но стоит заговорить о своей любви, как слышишь банальное: «Давай останемся друзьями». Обмен любви на дружбу – как это порой просто звучит, но как больно становиться на душе от этого бесконечного обмена! Как мне нестерпимо хочется прижать к своей груди ту единственную, которая может спасти меня от одиночества!!!

Как жизнь? – спрашивают меня друзья.
- Хорошо,- отвечаю я, хотя знаю, что вру.
Я обманываю других, обманываю себя, ибо не может быть моя жизнь хорошей до тех пор пока я не нашёл свою единственную, пока я не избавился от своего одиночества!!!

Каждый завтрашний день – продолжение дня вчерашнего. Утром открываю глаза по привычному звонку будильника в 5.50, но продолжаю спать. Каждые десять минут будильник настойчивой мелодией гимна напоминает: «пора вставать!». В двадцать минут седьмого я убеждаю себя, что уже проснулся, отключаю будильник и иду умываться. Глядя на отражение в зеркале, никак не могу взять в толк, как можно быть счастливым с таким лицом? Но после чашки кофе всё меняется, даже физиономия в зеркале вызывает оптимизм. Впрочем, проходит какое-то время и всё становится как прежде, уныло и тоскливо. Затем – бешенный рабочий день, беготня, орево, нервы и радует в этом дурдоме только одно – что сегодня репетиция! Театр – одно из немногих мест, где я могу отдохнуть и с толком провести время, если репетиция прошла успешно. Если репетиции нет – засиживаюсь часов до восьми на работе, иногда что-то сочиняю (как сейчас, например), благо компьютер под рукой и всегда можно увидеть то, что написал в печатном виде, убрать всё лишнее…Мне совершенно не хочется идти домой, потому что дома я точно не избавлюсь от своего одиночества!!!
Ночью очень трудно уснуть. Ворочаюсь, ворочаюсь… И тяжко на душе. В пустоту уходит жизнь. Иногда, когда на душе особенно тяжело, я встаю среди ночи, тихонько пробираюсь на кухню, туда, где окна без занавесок…

Я подхожу к окну, поднимаю голову в небо.… Как же прекрасно оно - ночное звёздное небо!.. Невольно задаешься вопросом: интересно, а кто-нибудь считал, сколько их там, этих звёзд, звёздочек, звездинок? Тысяча? Миллион? Миллиард? Меня притягивает эта бесконечная бесконечность!.. Наверное, где-то там, в бесконечной Вселенной кружиться-живёт свою вечно-бесконечную жизнь маленький осколок её – Моя Звезда. Как мне порой хочется в это верить!!!