Психология  Истории Обучение 

Олимпиадные задания русский 10 кл школьный этап

Олимпиада по русскому языку (11 класс).

1. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

Дуть – надменный; горло – ожерелье

3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

5. Объясните смысл стихотворения В. “Исчерпывающая картина весны” (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

Листочки.

После строчек лис-

6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце звеня:

Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8. Комплексный анализ стихотворного текста.

Тишь двоякая

Высокая стоит луна. Высокие стоят морозы. Далекие скрипят обозы. И кажется, что нам слышнаАрхангельская тишина. Она слышна, она видна:В ней всхлипы клюквенной трясины. В ней хрусты снежной парусины, В ней тихих крыльев белизна – Архангельская тишина.

И. Северянин

9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой – ему видней».

Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему». 2.«Демдвижение: пейзаж после битвы». 3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ». 4.«Атаковать Путина в лоб сейчас – все равно, что защищать Басаева и Хаттаба – это самоубийство для российского политика». 5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам». 6. «Идет третья мировая . Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы к заданиям для 11 класса.

1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм – представлен в современном русском языке в виде: – дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т. е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово “тень” ранее относилось к мужскому роду. Все слова: “постель”, “кровать”, “дверь” имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же “тень” в уменьшительной форме будет мужского рода: “тенёк”. Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова “тень” к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась “тень” под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает…

4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора – передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После – смысл предлога равен его языковому значению “спустя некоторое время, а потом”, к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек – смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

Лис – множественное число от “лиса” (животное).

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание – образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного “строчка” – по толковым словарям: строчка – ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис – мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка – слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения – знак препинания.

Точка – темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов (жду …дня – сумерек …жду).

7.МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,

ПломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика – это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

Вопросы олимпиады по русскому языку XI класс

1.Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке? (3 б.)

А) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием.

Б).. нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

В) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.

2. Какие звуки повторяются в приведенном тексте? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием? (2 б.)

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожали,

Паркет трещал под каблуком,

Трясяся, дребезжали рамы.

А. С. Пушкин

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

В. Ю. Брюсов

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где погоны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В. Хлебников

4. В стихотворении Е. А. Баратынского есть строки:

Величествен и грустен был позор

Пустынных вод, лесов, долин и гор.

По-прежнему животворя природу,

На небосклон светило дня взошло,

Но на земле ничто его восходу Произнести привета не могло.

Что означает слово позор? Найдите слова, помогающие установить первоначальное значение этого слова. В каком словаре можно подчерпнуть сведения о происхождении слов? (2 б.)

5. Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте ответ. Какой частью речи является слово что в каждом из предложений? (6 б.)

Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К. Г. Паустовский). Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И. А. ). Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М. Ю. Лермонтов).

6. Переведите на современный русский язык отрывок из “Слова о полку Игореве”. Приведите примеры устаревших слов и грамматических форм. (8 б.)

7. Перед вами отрывок из произведения Льюиса Кэррола.

Выркалось. Хливкие шорьки

Пыркались по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

По каким признакам можно отнести выдуманные слова к той или иной части речи? Какими морфологическими признаками они обладают? (8 б.)

9. Какие художественные приемы использовал поэт в данном стихотворении? (10 б.)

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, немой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (11 КЛАСС)

Слова-паронимы. Виноватый – I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный – такой, на котором лежит вина, совершивший проступок

Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.

Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.

Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении. Задание 5

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?

В смысловом – называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.

В морфемном – содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: – в – (отц-ов&), – ин – (пап-ин&), – ий – (лис-ий&). В грамматическом – имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий – ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, – ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), – ср. бел-ом Задание 6

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Своё мнение обоснуйте

А) Вообрази: я здесь одна.// Никто меня не понимает…

Слово одна – называет признак предмета: я (какова?) одна,

Соотносится с подлежащим Я, выполняет функцию именной части сказуемого;

Можно заменить кратким прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

Б) Выхожу один я на дорогу.

Слово один называет признак действия: выхожу (каким образам?} один;

Зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства образа действия,

Можно заменить наречием одиноко или предложно-падежным сочетанием без кого-либо (людей, друзей и т. п.)

Вывод: слово употреблено в значении наречия.

В) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

Слово один указывает на неопределенный признак предмета: властвовал (где?} в одном из городов.

Согласуется с существительным город в числе и в роде, вместе с этим существительным зависит от сказуемого властвовал, выполняет функцию обстоятельства места. Можно заменить неопределённым местоимением какой-то. Вывод: слово употреблено в значении неопределённого местоименного прилагательного.

Г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя. Слово один называет количество предметов (ср. два, три последних сказанья), соотносится с существительным сказанья, вместе с ним выполняет функцию главного члена назывного предложения. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

Д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке… (ср.: только – частица)

Соотносится со словом музыка, служит для выделения его в предложении, может быть заменено частицей только.

Вывод: слово употреблено в значении выделительной частицы. Задание 7

Доверенность обычно составляется по следующей форме:

I/ наименование документа;

2/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/ доверителя;

З/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/доверенного лица;

5/ подпись доверителя;

6/ дата выдачи доверенности;

7/ наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

8/ дата удостоверения подписи и печать.

Задание 9

М. А. Гончаров “Обломов”. Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера Гончарова М. А. отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)

Задание 10

Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.

Вопросы олимпиады по русскому языку IX класс

Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов?

Лев Владимирович Щерба -

Александр Афанасьевич Потебня -

Алексей Александрович Шахматов -

Михаил Васильевич Ломоносов -

Дмитрий Николаевич Ушаков -

(“Российская грамматика” – 1, “Толковый словарь русского языка” – 2, “Курс истории русского языка” – 3, “О частях речи в русском языке” – 4, “Мысль и язык” – 5). (4 б.)

Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого. (4 б.)

Слова простой и простой – омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду? (4 б.)

Лисичка по отношению к лиса – это словообразование или словоизменение? Докажите. (4 б.)

Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее. (4 б.)

Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения. (3 б.)

Односоставное. Односоставное.

Двусоставное. Двусоставное.

Полное. Полное.

Неполное. Неполное.

Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения. (3 б.)

Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.

Сделайте лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус”, используя элементы литературоведческого анализа. (10 б.)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1) Является ли это стихотворение пейзажно-символическим? Докажите правильность своего ответа.

2) Какое мироощущение (сентиментальное, романтическое, реалистическое) выражено в стихотворении? Обоснуйте свое мнение.

3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для изображения картины моря и паруса в нем? На каких свойствах языка они основаны?

4) Какова реакция поэта? Что Вам дало возможность ее почувствовать?

5) Определите роль повторов – контрастов, слова “счастие”, роль глаголов движения.

6) Что означает счастие для Лермонтова?

Напишите 2 миниатюры на одну из заданных тем в научном и художественном стилях. Темы: “Вдохновение”, “Творчество”, “Судьба”, “Учитель”. (10 б.)

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 КЛАСС)

Л. И Щерба – 4

А. А. Потебня – 5

А. А. Шахматов – 3

М. В. Ломоносов – 1

Д. Н. Ушаков – 2

Формы категорий времени свойственны изъявительному наклонению глагола и причастиям. В изъявительном наклонении категория времени представлена: формой настоящего времени несов. и сов. вида, полностью совпадающей с формами лица (пишу, никак не напишу); формой прошедшего времени для обоих видов (писал, написал) и двумя формами будущего времени (напишу, буду писать).

Толсто’го и то’лстого.

[т алсто"ва] [то"лстава]

Просто’й. Простая задача. (Не трудная…)

Просто’й. Борьба с простоями машин. (Вынужденное бездействие). Надо употребить слово в тексте (контексте).

Это – словообразование.

Лиса (лисица) – хищное млекопитающее из семьи собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Уменьш.-ласк. ли’сонька.

Лисица – уменьш. лисичка.

Лисичка -1. см. лисица 2. Съедобный гриб желтого цвета.

Слова могут иметь разные значения.

В знач. сказ. нар. глаг. сущ. прил.

Должен поскорее запрячь тройку порезвее.

Домик над рекою. В окнах – огонек.

Простое предложение. Простое предложение.

Односоставное. Односоставное.

Двусоставное. Двусоставное.

Полное. Полное.

Неполное. Неполное.

1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой, 2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и 3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников, пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать, 4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами, 5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.

“Парус” – пейзажно-символическос стихи ширение Лермонтова

(1832). Стихотворение можно рассматривать как своего рода

предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики)

Лермонтова.

Поэт в первых двух строках каждой строфы дает меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних – реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь.

Изображенная во второй строфе буря (“Играют волны, ветер свищет”) не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существования.

Парус не ищет счастья – ибо как нет его в гармоничной умиротворенности стихни, так нет его и в буре.

В “Парусе” открыта трагедия вечного несогласия.

Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов – контрастов.

Двукратный повтор выделяет слово “счастие”.

Счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.

Многими русскими читателями “Парус” воспринимается как выражение свободолюбивых настроений”

Романтическая антитеза, эпитеты и др. выразительные средства языка позволили поэту передать стремление к недостижимому идеалу.

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Общее время выполнения работы - 2 часа.

Вводная часть:

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако н омер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

    задание.

Расставьте ударение в словах

Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.

    задание.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф...ра, добряч...к, ж…лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...рвы, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубл…нный, одноврем...нный, размеж...ванный.

    задание.

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо, бродяжничать.

    задание.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?

5 задание.

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова (числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

6 задание.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

7 задание.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

посмотрим.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

8 задание.

Расставьте знаки препинания в предложении .

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

9 задание.

Определите значение придаточной части и укажите, к какой части речи относится компонент, связывающий придаточную часть с главной, назовите его функцию в каждом предложении.

1. Из воды в глаза ударило солнце, словно под лодку вдруг подставили зеркало. 2. Иван Грозный любви народной не заслужил, хотя и пытались его когда-то изображать почти народным царем. 3. По преданию, где-то возле самого большого на Громотушке омута живет леший, отчего омут прозывается Лешачиным. 4. Города, сколь бы они ни различались между собою, не обособлены друг от друга. 5. Вам, дорогой Федор Ксенофонтович, завтра утром надлежит быть в Москве. Вы назначены командиром мехкорпуса, так что поздравляю. 6. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

10 задание.

Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.

Ответы

1задание. КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. (1 балл за правильный ответ. Итого: 20 б.)

2 задание. Каждая названная функция буквы - 1 б.

Всего:3 б.

История буквы ё - до 3 б.

Орфография: 1 слово - 1 б.

Всего: 7 б.

Итого: 13 б.

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с"э]стры? [с"остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, тренажёр, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

3 задание. Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго ( приставка НЕ- ). Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный ( суффикс –ИЧА -), вдумываться от вдуматься ( суффикс –ЫВА -). Особенностью слов недопустимо, объединяться , умничать является то, что для них в языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо ( приставка НЕ- ) приставочным способом или от недопустимый ( суффикс -О ) суффиксальным способом; умничать – образовано суффиксальным способом от умник ( суффикс –А- ) или от умный ( суффикс – ИЧА - ); объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться ( суффикс –Я-) или от объединять (суффикс СЯ ). Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от умник (к//ч).

За каждый правильный ответ по 1 б. Итого: 6 б.

4 задание. Восстановление исходной формы выражения - 1 б. 5 = 5 б. Указание названия произведения - 0,5 б , его автора - 0,5 б . Всего:1 б. · 5 =5 б. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 5 б. + 5 б. + 1 б =11 б.

1 . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

5 задание. К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году. Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни дв, сот, тысяч ; суффикс – н ; соединительный элемент (аналог соединительных гласных) – ух ; окончание – ый . Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст ; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 6 баллов.

6 задание. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

Итого: 6 б.

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

3.[ cв jy - mв jy] ; [ твjэj - рзум’эjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

7 задание. Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности. Итого: 6 б.

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

8 задание. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

(Л. Н. Толстой)

По 1 б. за каждый знак препинания. Итого: 9 б.

9 задание. Все предложения являются сложноподчиненными:

1) с придаточным сравнения, словно - сравнительный союз, вводит придаточную часть;

2) с придаточным уступки, хотя (и) - уступительный союз, вводит придаточную часть;

3) с придаточным присоединительным, отчего - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

4) с придаточным уступки, сколь (ни) - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

5) с придаточным следствия, так что - подчинительный союз следствия, вводит придаточную часть;

6) с придаточным условия, раз… то - подчинительный союз условия, вводит придаточную часть.

По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого: 12 б.

10 задание. 11 б.

Максимальный балл: 100 б.

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Общее время выполнения работы - 2 часа.

Вводная часть:

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако н омер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

    задание.

Расставьте ударение в словах

Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.

    задание.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф...ра, добряч...к, ж…лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...рвы, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубл…нный, одноврем...нный, размеж...ванный.

    задание.

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо, бродяжничать.

    задание.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?

5 задание.

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова (числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

6 задание.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

7 задание.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

посмотрим.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

8 задание.

Расставьте знаки препинания в предложении .

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

9 задание.

Определите значение придаточной части и укажите, к какой части речи относится компонент, связывающий придаточную часть с главной, назовите его функцию в каждом предложении.

1. Из воды в глаза ударило солнце, словно под лодку вдруг подставили зеркало. 2. Иван Грозный любви народной не заслужил, хотя и пытались его когда-то изображать почти народным царем. 3. По преданию, где-то возле самого большого на Громотушке омута живет леший, отчего омут прозывается Лешачиным. 4. Города, сколь бы они ни различались между собою, не обособлены друг от друга. 5. Вам, дорогой Федор Ксенофонтович, завтра утром надлежит быть в Москве. Вы назначены командиром мехкорпуса, так что поздравляю. 6. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

10 задание.

Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.

Ответы

1задание. КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. (1 балл за правильный ответ. Итого: 20 б.)

2 задание. Каждая названная функция буквы - 1 б.

Всего:3 б.

История буквы ё - до 3 б.

Орфография: 1 слово - 1 б.

Всего: 7 б.

Итого: 13 б.

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с"э]стры? [с"остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, тренажёр, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

3 задание. Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго ( приставка НЕ- ). Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный ( суффикс –ИЧА -), вдумываться от вдуматься ( суффикс –ЫВА -). Особенностью слов недопустимо, объединяться , умничать является то, что для них в языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо ( приставка НЕ- ) приставочным способом или от недопустимый ( суффикс -О ) суффиксальным способом; умничать – образовано суффиксальным способом от умник ( суффикс –А- ) или от умный ( суффикс – ИЧА - ); объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться ( суффикс –Я-) или от объединять (суффикс СЯ ). Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от умник (к//ч).

За каждый правильный ответ по 1 б. Итого: 6 б.

4 задание. Восстановление исходной формы выражения - 1 б. 5 = 5 б. Указание названия произведения - 0,5 б , его автора - 0,5 б . Всего:1 б. · 5 =5 б. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 5 б. + 5 б. + 1 б =11 б.

1 . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

5 задание. К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году. Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни дв, сот, тысяч ; суффикс – н ; соединительный элемент (аналог соединительных гласных) – ух ; окончание – ый . Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст ; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 6 баллов.

6 задание. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

Итого: 6 б.

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

3.[ cв jy - mв jy] ; [ твjэj - рзум’эjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

7 задание. Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности. Итого: 6 б.

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

8 задание. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

(Л. Н. Толстой)

По 1 б. за каждый знак препинания. Итого: 9 б.

9 задание. Все предложения являются сложноподчиненными:

1) с придаточным сравнения, словно - сравнительный союз, вводит придаточную часть;

2) с придаточным уступки, хотя (и) - уступительный союз, вводит придаточную часть;

3) с придаточным присоединительным, отчего - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

4) с придаточным уступки, сколь (ни) - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

5) с придаточным следствия, так что - подчинительный союз следствия, вводит придаточную часть;

6) с придаточным условия, раз… то - подчинительный союз условия, вводит придаточную часть.

По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого: 12 б.

10 задание. 11 б.

Максимальный балл: 100 б.