Психология  Истории Обучение 

Классный час ко дню народного единства. Классный час на тему: «День народного единства

Классный час «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель:

Формировать чувство гражданственности и патриотизма;

Формировать ответственность за судьбу Родины;

Дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

Расширять кругозор учащихся;

Развивать умение делать выводы, обобщать;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,

Подготовка : предварительно следует дать отдельным ученикам тексты стихов для чтения наизусть.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово учителя.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Слайд №1 Ученик №1 читает наизусть стихотворение С. Васильева « РОССИЯ»

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

3.Учитель обсуждает вместе с учениками, о чём это стихотворение и какие чувства оно вызывает .

4. Беседа об истории праздника

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 2 Ученик читает стихотворение «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Слайд №3

Учитель: 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства. - Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

Слайд № 5

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая.

Слайд № 6

Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Слайд № 7

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Слайд № 8

Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Слайд № 9

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Слайд № 10

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Слайд № 11

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского Казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Слайд № 12 Ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

6. Подведение итогов беседы.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Какая беда обрушилась в те года на Русь?

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?

Кто возглавил русское войско?

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? - Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Слайд № 13

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд № 14

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Слайд № 15

В заключение возьмёмся за руки и все вместе прочитаем стихотворение Натальи Майданик.

Чтение хором стихотворение Натальи Майданик «ПРИЗЫВНАЯ»

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7»

Классный час «День народного единства»

Подготовили учащиеся 10а класса:

Астафьева Эльмира,

Косенков Антон,

Романенкова Дарья,

Туренков Борис

Классный руководитель:

Г.В. Устиненкова

Цель урока – способствовать:

  • воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
  • развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
  • пониманию учащимися своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;
  • развитию у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

Обеспечение урока:

  • Историческая карта «Россия в XVII веке» со схемой-вставкой «Освобождение Москвы 26 октября 1612 г.»;
  • Гимн России;
  • иллюстрации к уроку (см. презентацию);
  • книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица»;
  • музыкальное произведение – хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки;
  • фрагменты компьютерных программ.

День народного единства посвящен освобождению Москвы от польских интервентов 26–27 октября 1612 г. (по старому стилю) Вторым ополчением под руководством гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского .

При проведении урока необходимо учитывать, что ребята ещё мало знакомы с отечественной историей. Поэтому на первый план выдвигается задача познакомить их с событиями Смутного времени, пояснить, почему день освобождения Москвы в 1612 г. стал официальным праздником – Днём народного единства.

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящён новому празднику, который будет отмечаться в нашей стране 4 ноября. Что это за день? Чему он посвящён? Найти ответы на эти вопросы – задача нашего урока.

На календаре мы с вами видим даты, отмеченные красным цветом. Это даты, которые празднуют в России. Скажите, пожалуйста, а какие праздники вы отмечаете вместе с родителями? Каждый этих праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой. 4 ноября мы будем отмечать День народного единства. Подумайте, как можно объяснить слово «единство»? (объединение) Значит, праздник связан с событием, в котором проявилось единство всех граждан страны. Когда объединение всех граждан страны? Почему?

Справка: В русской истории были периоды, когда объединение людей позволяло избавить страну от нависшей над ней опасности. Так было, когда великий князь Дмитрий Донской собрал объединённое русское войско и выступил против полчищ хана Мамая на Куликовом поле, когда весь народ объединился против войск французского императора Наполеона в Отечественной войне 1812 года, а также во время Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

В истории России, в XVII веке, был период, названный Смутным временем. События, связанные с ним, и дали начало новому празднику. Посмотрите на картину «Смутное время» (см. презентацию). Какое впечатление производит на вас изображённое на картине событие? Кто на ней изображён?

Вы видите людей в иноземном платье. Это захватчики из Польши, которые пришли в Россию, чтобы захватить власть в стране, распространить чуждую для России религию – католическую. Опасность, нависшая над страной, была велика. В 1611 г. интервенты вошли в Москву, столицу России.

Н.

Как захватчики Кремля дожидались короля

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

В Кремле враги.

Полковник Струсь – кремлевский комендант.

Москву ограбив, обобрав,

Орава панов ждет,

Что королевич Владислав

Из Польши в Кремль придёт,

Придёт, займёт московский трон,

И Польшей станет Русь.

Кремль укрепить со всех сторон

Велит полковник Струсь.

Правительство, не справлялось с ситуацией в стране. И тогда за дело освобождения страны взялись сами граждане России. В Нижнем Новгороде было созвано ополчение – народное войско, средства на которое собирали сами жители города, а потом в сбор средств включились и другие русские города. Организатором ополчения стал нижегородский купец Козьма Минин, а военное руководство взял на себя князь Дмитрий Пожарский.

Скажите, кому знакомы эти имена? Где вы с ними встречались? Бывали ли вы на Красной площади? Кто изображен на памятнике, стоящем возле храма Василия Блаженного? (учитель показывает изображение памятника Д. Пожарскому и К. Минину – см. презентацию).

В 1818 году московскому князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину был поставлен самый первый в России скульптурный памятник. Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Посмотрите на картину «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам 1611 г.» (см. презентацию). Что на ней изображено? Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):

Быль о Минине-купце и бойце

От москвичей призыв идёт,

Идёт призыв до волжских вод.

Идёт, всю землю охватив.

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика -

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизней не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра,

Заложим жен своих, детей!

Пришла пора!»

По мере следования к Москве через крупные русские города (карта – см. презентацию), ополчение пополнялось людьми и средствами. В конце июля – начале августа 1612 года ополчение подошло к Москве. После длительной осады поляки, засевшие в Кремле, капитулировали. 27 октября 1612 года столица государства Российского была освобождена. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

27 октября – дата по старому стилю календаря. В нашем календаре она приходится на 4 ноября. Поэтому и праздник в память об этом событии учреждён в этот день.

Как вы думаете, почему удалось освободить Москву? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Пословица

Учащиеся 5–7-х классов еще не изучали соответствующую тему на уроках истории, но при проведении урока можно опираться на материал, изучаемый на уроках москвоведения, литературы, МХК, а также полученный во время экскурсий по Москве.

Урок может быть проведён в форме беседы с учащимися, небольших рассказов учителя и заранее подготовленных школьников, дающих краткие исторические справки.

Учитель: Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Связан он с событиями XVII века, вошедшими в историю как Смутное время. В октябре 1612 года народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов, положив начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Смутное время»? Посмотрите на картину (см. презентацию), свяжите её содержание с названием исторического периода.

Картина написана в 1908 году. Художники, писатели, поэты неоднократно возвращались к событиям Смутного времени, находя в них пример народного единения в тяжёлые годы. Может быть, вы знаете примеры таких произведений?

Неслучайно первый скульптурный памятник в России был посвящён освободителям Москвы в 1612 г. Где он находится? Что на нём изображено?

Памятник Минину и Пожарскому был возведён в 1818 году по проекту скульптора П. Мартоса (см. презентацию). Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Какое событие героической истории России близко к этой дате? Война с Наполеоном, ставшая Отечественной, тоже была примером народного единения. Ведь на защиту страны поднялось все общество. Так, в этом памятнике произошла встреча событий, разделённых столетием.

Далее идут краткие сообщения учащихся о смутном времени, К. Минине, Д. Пожарском, организации народного ополчения, освобождении Москвы или рассказ учителя, сопровождаемые иллюстрациями, работой с картой (см. историческую справку, презентацию).

Подведение итогов урока.

– Какие чувства у вас вызвал рассказ о событиях Смутного времени и освобождении Москвы в октябре 1612 года? Как вы думаете, правильно ли поступило наше правительство, учреждая праздник «День народного единства»?

Для закрепления изложенного материала с учащимися можно решить кроссворд (см. презентацию).

«Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память.»

В.В. Путин

Учитель отмечает, что учреждение нового праздника День народного единства 4 ноября связан с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов 26–27 октября 1612 г.

Эти события знакомы учащимся из курса истории России. Поэтому при проведении занятия необходимо сосредоточиться на проведении параллелей между историческими событиями и современной историей России.

В основу урока можно положить обсуждение вопросов, позволяющих школьникам высказать свою точку зрения.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как можно объяснить понятия «национальное единство», «национальное самосознание»?
  2. В какие периоды русской истории эти понятия приобрели наиболее актуальное значение?
  3. Какие даты русской истории могли бы быть отмечены как День народного единства? Аргументируйте свое мнение.
  4. Почему, как вы думаете, при учреждении нового праздника предпочтение отдано событиям Смутного времени?
  5. Учреждение Дня народного единства было одобрено Русской православной церковью. Почему?

P.S. В каникулы можно предусмотреть экскурсии на Красную площадь, Музей истории Москвы, Троице-Сергиевский монастырь.

Краткая историческая справка

Событиям октября 1612 года предшествовали годы, вошедшие в историю нашей страны как Смутное время. Смерть царя Фёдора Ивановича Романова прервала правящую династию Рюриковичей, и в стране начался период, названный современниками «безгосударствием». Отсутствие «природного» царя, самозванство, гражданская война и интервенция – характерные черты этого времени.

Некоторые историки называют период Смутного времени временем неиспользованных возможностей для России.

Борис Годунов, первый выборный царь в России, прилагал все усилия к тому, чтобы преодолеть разруху, доставшуюся в наследство от царствования Ивана Грозного. В стране развернулось доселе небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Новые укрепления опоясали и Москву. Заботясь об укреплении городов, Годунов стремился облегчить положение посадских людей. С другими государствами он предпочитал вести переговоры, а не войны. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым из российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. Задолго до Петра Первого он выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Но неспособность справиться с последствиями голода начала XVII века не дала династии Годуновых возможности продолжиться на русском престоле.

Венчавшийся 30 июля 1605 г. царским венцом царевич Дмитрий (Лжедмитрий I) представлял собой образ европейского правителя. Но он слишком решительно разрушил образ царя-полубога, за что и был свергнут.

Правление Василия Шуйского – еще одна из неиспользованных возможностей для России. Дело в том, что, вступая на трон, В. Шуйский впервые присягнул своим подданным. Он торжественно целовал крест и дал соответствующую «запись» в том, что он никого не осудит и не предаст смерти без «истинного» суда со своими боярами, не станет преследовать и лишать имущества родственников и наследников опального, если они невиновны. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. «Царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» (В.О. Ключевский).

Начавшаяся гражданская война усилила раскол в обществе. Попытка возвести на престол очередного ставленника Польши Лжедмитрия II («тушинский вор») окончилась неудачей. Началось открытое вторжение польских войск в пределы России (интервенция).

В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. Почти 21 месяц гарнизон и вооружившиеся жители города удерживали Смоленск.

Русские бояре отправили посольство к Сигизмунду III – просить на русский престол его сына, королевича Владислава. В феврале 1610 года был заключен русско-польский договор. В нём повторялась «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского и давались гарантии, что Россия не станет частью Речи Посполитой, сохранит независимость. Шляхте запрещалось занимать административные должности в России. Вызвал разногласия лишь один пункт: фанатичный католик Сигизмунд III не соглашался, чтобы его сын принял православную веру. Если бы Владислав принял православие, то он лишился бы права на польский престол и стал бы просто русским царем иностранного происхождения. В Западной Европе это было привычным явлением. Ведь и сам Сигизмунд III был польским королем шведского происхождения. В российском же государственном устройстве могли укрепиться договорные начала.

17 июля 1610 г. бояре потребовали от В. Шуйского отречения от престола и подтвердили договор о призвании Владислава. Швеция, узнав о низложении царя и о русско-польском договоре, оккупировала северо-западные русские земли. Переговоры о вероисповедании будущего русского царя зашли в тупик. Одновременно обострилась ситуация в Москве. Польский гарнизон, расположившийся в городе, подчинялся наместнику Владислава - Александру Гонсевскому. Сигизмунд III побоялся отпустить в мятежную далекую Москву своего пятнадцатилетнего сына. Гонсевский повел себя как самовластный правитель, не считаясь с русскими обычаями. Он начал раздачу земель сторонникам поляков, конфискуя владения тех, кто не признавал новую власть.

По стране, наводя ужас на мирных жителей, бродили шайки разбойников. Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твердой власти, способной навести порядок в государстве. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы.

Первое ополчение

Созыву ополчения способствовал распад Тушинского лагеря Лжедмитрия II. После гибели самозванца в декабре 1610 г. тушинские казаки и дворяне влились в создававшееся ополчение.

В феврале-марте 1611 г. бывшие воеводы Василия Шуйского и Лжедмитрия II из Тулы, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Суздаля, Владимира и других городов вместе с отрядами дворян, стрельцов, казаков, служилых татар объединились ради единой цели - изгнания поляков из Москвы.

Высшим органом власти в Первом ополчении был Совет всей земли, возглавлявшийся рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и бывшим «боярином» Тушинского вора, безродным казачьим атаманом Иваном Заруцким. Действия руководителей ополчения были нерешительными из-за противоречий между казаками и дворянами.

Первое ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. произошло решающее сражение, в ходе которого восставшим удалось овладеть Белым городом. Однако поляки подожгли Белый и Земляной город. Благодаря этому им удалось удержать Кремль и Китай-город. В эти дни особо отличился князь Дмитрий Иванович Пожарский, ведший отчаянный бой с поляками на Лубянке, где находился его двор (в этом бою он был ранен).

Стычки с поляками продолжались еще несколько суток. На помощь Сигизмунда им рассчитывать не приходилось - он был озабочен взятием Смоленска, и польский гарнизон вместе с верными полякам московскими боярами засел в осаду.

30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова был принят «Приговор всей земли», носивший ярко выраженный дворянский характер. В соответствии с этим документом казаки не имели права занимать в управленческих органах какие-либо традиционно дворянские должности. Крестьяне и холопы должны были вернуться к своим прежним хозяевам.

«Приговор...» возмутил казачество. П. Ляпунов был приглашен на казачий круг и убит в отместку за смерть 28 казаков, незадолго до этого утопленных дворянами под Москвой. Узнав о гибели своего предводителя, дворяне покинули ополчение. Осаду Москвы продолжили казачьи силы во главе с И. Заруцким и Д. Трубецким.

Распад первого ополчения сопровождался другими неудачами. 3 июня 1611 г. после героической обороны из-за предательства перебежчика пал Смоленск. Сигизмунд III заявлял теперь, что русский трон будет занят не его сыном, а им самим. Это означало, что Россия станет частью Речи Посполитой и перестанет существовать как самостоятельное государство.

Второе ополчение

Осенью 1611 г. стало создаваться Второе ополчение. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города не пожалеть средств на ополчение, чтобы освободить Москву. Он убеждал отдать на это святое дело «все злато и серебро и, если надо будет продать имущество, заложить жен и детей своих». Народ без раздумий откликнулся на призыв. Люди нередко жертвовали последним.

Во главе ополчения был поставлен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Было создано правительство, названное (как и в Первом ополчении) Советом всей земли. Руководители его – Минин и Пожарский – напряженно готовились к решительному выступлению.

В марте 1612 г. об ополчении уже знали по всей стране. На пути к столице люди радостно встречали ополченцев и присоединялись к ним. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось к Москве через Кострому и Ярославль. В этих крупных богатых городах, сравнительно мало затронутых Смутой, проживало немало служилых и посадских людей, которые влились в ряды ополчения.

В Ярославле формирование правительства завершилось. Были созданы основные приказы – органы управления. Ополчение получило значительные средства за счет обязательного обложения всего населения, церквей и монастырей на пятую часть имущества («пятая деньга»).

На помощь польскому гарнизону двигались войска гетмана Ходкевича с запасами боеприпасов и продовольствия. Но ополчение Минина и Пожарского опередило их – в августе 1612 г. оно подошло к столице и соединилось с остатками Первого ополчения.

Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе боя полякам удалось переправиться через Москву-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой еще задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе.

В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осажденный Кремль. Усиленные этим отрядом, засевшие там поляки совершили вылазку из ворот Китай-города, переправились через реку и овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. В то же время Ходкевич двинул свои полки к Донскому монастырю, стараясь зайти в тыл ополченцев с незащищенной юго-восточной стороны. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, в котором колоссальные потери были с обеих сторон. Но удача всё же сопутствовала полякам. Ополченцы вынуждены были отступить на левый берег Москвы-реки. Польские роты начали преследование и также переправились на левый берег.

В этот момент Козьма Минин снова обратился к казакам с просьбой помочь в отражении атаки. Казаки ринулись в бой и опрокинули боевые порядки наступавших поляков. Пока шло это сражение, Минин сам переправился на другой берег Москвы-реки и ударил в тыл польским войскам. В стане Ходкевича поднялась паника. Бросив весь обоз, артиллерию и провиант, гетман спешно отступил из русской столицы. В значительной степени это предрешило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 г., убедившись в своей обречённости, он капитулировал.

Земская рать со стороны Арбата торжественным маршем с развёрнутыми знаменами под шум ликующей толпы горожан проследовала на Красную площадь. Там она соединилась с участвовавшими в освобождении столицы отрядами князя Трубецкого. Войска сошлись возле лобного места и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу.

История праздника «День народного единства»

В декабре 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября по старому стилю) ещё отличается и православный праздник Казанской иконы Божией матери, считающейся защитницей Москвы. Освобождение Москвы в 1612 году совпало с этим днем. Со времени восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова Казанская икона сделалась семейной в царском роду. В Москве был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери два раза в год – в день обретения иконы 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября – с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери . В 1649 году царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России.

Правление в период Смутного времени

(начало XVII века)

Борис Годунов (1598–1605)

Федор Борисович (апрель-май 1605)

Лжедмитрий I (1605–1606)

Василий Шуйский (1606–1610)

Лжедмитрий II (1608–1610)

Владислав (польский королевич) (1610–1612 – правила «семибоярщина»)

Термины и понятия

Смутное время (1598–1613) – период в истории России, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией.

Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Интервенция (лат. вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета.

Ополчение – военное формирование во время войны, созданное в помощь регулярной армии.

Национальное самосознание – осознание народом своей роли в истории страны.

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Нижнеудинск»

День согласия и примирения.

День народного единства

ВЫПОЛНИЛА:

Галичина Елена Петровна,

МКУ СОШ № 9 г. Нижнеудинск,

Педагог дополнительного образования

Нижнеудинск

2015

ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

2. Патриотическое воспитание школьников.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 5-7 классов

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

(Слайд 3)

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

(Слайд 4)

В начале ноября мы отмечаем День согласия и примирения и День народного единства. Согласие и примирение… О чём говорят эти слова? О спокойной и мирной жизни, которая наступает после войны и смуты.

(Слайд 5)

1 чтец: Завет (Д. Кедрин)

В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски,

В ноги,

И скажи ей:

« - Мать!

Ты – жизнь моя!

Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить,

С тобою – умирать!»

Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

И тяжек день военной маяты, -

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.

Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

« - И моего

Тут капля мёда есть!»

Учитель: В этом стихотворении есть слова: «Коль пахарь ты, отдай ей всё, как Минин…». А кто такой этот Минин? И почему его имя вошло в историю Отечества?

(Слайд 6)

2 чтец: Начало 17 века для России было нерадостным. «Смутным временем» прозвали его. Закончилась династия Рюриковичей - царей московских. На престол выбирают царя из бояр. В стране голод и разорение. По земле русской рыщут шведы и поляки – подчинить себе хотят Россию-матушку.

(Слайд 7)

3 чтец: Самозванцы народ мутят – объявляют себя царями настоящими. Поляки в Москве хозяйничают, подчиняют себе города русские.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

(Слайд 8)

4 чтец: Минин Кузьма Минич (? – 1616) – Нижегородский земский староста, торговый человек осенью 1611 года обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Тех, кто не желал добровольно делиться своим богатством, с одобрения схода жителей принуждали силой. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

5 чтец: Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) – князь, боярин, полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 года, один из руководителей второго ополчения и временного земского правительства – Совета земли Русской. Руководил военными действиями против польских интервентов.

(Слайд 9)

Учитель: Но героями были не только купцы и князья. В годы Смутного времени прославился крестьянин из-под Костромы по имени Иван Сусанин.

«В исходе 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III . Народ же русский царём своим хотел видеть Михаила. Один отряд поляков проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его.

Раздражённые поляки убили Сусанина.

По восшествии на престол Михаила Фёдоровича (в 1613 году) потомству Сусанина была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи».

6 чтец: Поэтически подвиг Ивана Сусанина увековечил замечательный русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев:

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Всё в том захолустье и мёртво и глухо…

«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.

Убейте! Замучьте – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь – я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! – закричали враги закипев, -

Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! –

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

(Слайд 10)

Учитель: Народ не забыл своих героев. В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, а на Красной площади в Москве – памятник Минину и Пожарскому.

(Слайд 11)

Но ополчение 1612 года было не единственным в истории нашей Родины.

Был 1812 год, когда Наполеон Бонапарт во главе своей могучей армии хотел захватить Россию.

(Слайд 12)

Но благодаря единому желанию народа освободиться от захватчиков, армия французов была выметена с территории нашей страны.

(Слайд 13)

И был 1941 год, когда гитлеровская армия мечтала пройти победным маршем по Красной площади. Но и эти мечты разрушились, натолкнувшись на несгибаемую волю и свободолюбие русского народа. Ведь в сердце у каждого человека – Родина.

(Слайд 14)

7 чтец: Родина (К. Симонов)

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

8 чтец:

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить, в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

(Слайд 15)

Учитель: Кто сейчас может сказать, о чём думал рядовой Александр Матросов, закрывая своей грудью фашистский ДОТ?

И кто знает, что вспоминал лётчик Виктор Талалихин, направляя свой горящий самолёт на колонну вражеской техники?

(Слайд16)

Сколько их было – героев, погибших во имя Родины? И о чём они вспоминали в свою последнюю минуту? Может быть, именно о таких берёзах, и речках, и дорогах, по которым им не суждено больше ходить… Они отдали свои жизни для победы над врагом, как когда-то это сделал Сусанин.

(Слайд 17)

9 чтец: Да, на долю России выпало много бед и несчастий. Но всё это не сломило, а только закалило нашу страну. И, несмотря ни на что, Россия живёт и развивается. Однако есть люди, которые ругают свою страну, и хвалят чужие земли. Наверное, они забыли мудрость народную: «Где родился, там и пригодился». Так вот ответом им может стать стихотворение Ольги Фокиной:

(Слайд 18)

10 чтец:

Мне рано, ребята, в Европы

Дороги и трассы торить :

Ещё я на родине тропы

Успела не все исходить.

Исхожена самая малость,

И мне неизвестны пока

Ни холодность чувств, ни усталость

В стремленье к родным родникам.

Сильнее не ведаю власти,

Чем власть материнской земли:

Берёзы мне света не застят,

Не носят тоски журавли.

(слайд 19)

11 чтец:

Не верю, что вся современность –

В романтике сверхскоростей!

Храню откровенную верность

Раздольности русских полей,

Молчанию гордого бора,

Надёжности сельской избы

И тем вековым разговорам,

Что до или после косьбы,

Что до или после же сева,

Пастьбы, молотьбы и жнитьва…

Жаль, слушаем, слышим не все мы

Хорошие эти слова.

(Слайд 20)

12 чтец:

А если б успели услышать

Да если б сумели понять,

То стали бы ездить – потише,

Пониже, поближе летать.

На все возражения: - «Что ты!» -

Отвечу: «Жалею минут,

Которые на перелёты

Над милой землёю уйдут».

Твердящим, что много теряю,

Одно беспечально скажу:

« - Не мыслю соперников краю,

Которым живу и дышу».

(Слайд 21)

Учитель: Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

(Слайд 22)

Литература:

    Кучер Н.И. Здравствуй, школа. М., «Просвещение», 1986.

    Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 7.М., творческий центр «Сфера»,2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Классный час

для учащихся начальной школы


учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

Максименко Ольга Анатольевна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности,

интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ: познакомить с новыми страницами нашей истории; подвести детей к пониманию смысла праздника; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, выставка книг об истории

России

ФОРМА: устный журнал

Ход мероприятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря
(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Определение темы

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Выступление учащихся

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

1-й ученик . Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они

совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ)

Пословицы о Родине.

Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет. Всяк кулик своё болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив. Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова. Москва всем городам мать. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Из истории праздника.

Учитель: Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа - сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ушли в историю года. Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Работа в группах

Учащиеся составляют список, в который по

возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,

купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.

О Минине и Пожарском.

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в

нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

А.Кившенко «Воззвание Минина»

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Работа со словарём Ожегова

Шлем-

Кольчуга-

Меч-

Ратник-

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского . Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и

классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Блиц-опрос

Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)


День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Помните лозунг победителей?

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»


- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Выставка книг
- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства. /У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./
Учащиеся. Единство – это объединение всех людей. Единство – это согласие народа. Единство – это когда есть общая надежда. Единство – это мир и дружба. Единство – это доброта, понимание и прощение.
/На доске появляется цветок единства/

Ученик. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Итог классного часа
Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.
Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты. 2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем. 3. Я желаю жить в согласии со своей совестью. 4. Я желаю единомыслия. 5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», 3, 2004 г. 4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г. 5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.

Классный час в старшей школе "День народного единства - день добрых дел и сердец"

Цель : Формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и интернационализма.
Задачи : 1. Раскрыть содержание понятий: единение, гражданская солидарность, благотворительность.
2. Побудить учащихся стать добрее и внимательнее к окружающим людям.
3. Развить у учащихся навыки работы в команде.
4. Способствовать развитию у учащихся навыков проектной деятельности, творчества, умения логически мыслить и делать выводы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Подбор цитат по теме классного часа;
2. Подготовка тезауруса (справочного материала);
3. Подготовка карточек для жеребьёвки (определения состава команд);
4. Плакаты с заданиями.
5. Плакаты с определениями слов.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И РЕКВИЗИТ:
1. Название классного часа – на доске.
2. Фотография-плакат природы родного края с высказыванием из библии.
3. Бумага, ручки, маркеры, фломастеры для работы над проектами.
4. Плакаты с заданиями.
5. Плакаты с определением слов: единение, солидарность, гражданственность, благотворительность.

Ход классного часа.

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Видеоклип «У моей России длинные косички». (

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий : Добрый день! Скажите – как вы думаете почему наш классный час сегодня мы начали с просмотра этого клипа? (отвечают)

Ведущий: Правильно, потому что впереди нас ждёт большой праздник – День народного единства.
? - А ответьте, пожалуйста, в память, о каких событиях установлен этот праздник?
- ребята отвечают.
- Праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года. Когда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

? – К чему призывает этот праздник, как вы думаете?
- ребята отвечают.
- Праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, - единый с общей исторической судьбой и единым будущим.

? – В чём же состоит суть народного единства? Что такое единение? Что такое гражданская солидарность?
- ребята отвечают.
- День народного единства – это праздник взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Он является свидетельством единения людей в служении обществу.
Алексий-II когда был жив, подчёркивал, что в нынешнее неспокойное время души людей особенно расположены к тому, чтобы «впитать уроки патриотизма, проникнуться христианскими идеалами жертвенности и мужественного стояния за Истину».
- Единение – это…
- Гражданская солидарность …

Подумайте, пожалуйста, и ответьте: для чего нам нужно единство?
- ребята отвечают.
- Чтобы строить Россию вместе. Когда у людей будет доверие друг к другу, когда дружба будет крепка, то Россия, будем надеяться, выйдет из кризиса.

Какое ещё название имеет это праздник?
- ребята отвечают.
- День добрых дел. В этот день принято оказывать помощь одиноким и нуждающимся, т.е. заниматься благотворительностью.

А что такое благотворительность, вы знаете?
- ребята отвечают.
Благотворительность – это…

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий: Теперь, когда мы всё выяснили про этот праздник, мы выполним необычное задание. Но сначала вы разделитесь на 3 команды. Я выдаю вам детали от 3-х разных знаков, а вы должны их собрать. Детали, составляющие знак, покажут состав команд.

Идёт жеребьёвка команд.

Ведущий: Итак, вы разбилась на 3 команды. Каждая команда – это благотворительная организация.
Ваша задача:
1) Вы должны проявить себя сплочённой, дружной командой, быть единой.
2) Каждая группа должна отвечать требованиям высокоорганизованной и культурной организации.
3) Действовать и работать вы должны быстро, чётко, грамотно.

Задание для всех будет одинаковое. Вы видите его на доске:
1. Придумать название своей организации.
2. Выбрать девиз своей организации.
3. Нарисовать эмблему.
4. Определить проблему района, города, области и т.д., куда вы хотите направить свою благотворительную деятельность.
5. Презентовать свою работу.

Работа в командах – выполнение задания.

Команды представляют презентации своих благотворительных организаций.

Другие команды задают вопросы.

5. Завершение.
Ведущий: Вы все молодцы сегодня. Ваши проекты заслуживают внимания и даже достойны, что бы их взяли за основу настоящие благотворительные организации. И пусть добрые дела украшают вашу жизнь не только в день народного единства!
Спасибо за работу!