Психология  Истории Обучение 

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Особенности мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Характеристика мелкой моторики

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак - ребро руки - ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, - именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть .

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное - чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Мелкая моторика руки тесно взаимодействует с развитием речи, внимания, мышления, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия.

Перед тем как рассмотреть особенности развития мелкой моторики руки старших дошкольников рассмотрим развитие познавательной сферы в данном возрасте.

Старший дошкольный возраст - это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму. Об этом отечественные и зарубежные психологи отмечают в своих работах, изучившие психологические особенности детей дошкольного возраста.

У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. Р.С. Немов подчеркивает, что «в таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыков, познают физические свойства предметов, у них активно развивается активное мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления» .

А.В. Запорожец о развитии восприятия отмечает, что «к пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В этом возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими постельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов» [цит. по: 22, с. 156].

Таким образом, в развитии восприятия особую роль играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К этому периоду развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

По мнению В.С. Мухиной «в дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым восприятием и активным владением речью. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он принимает у взрослых. Таким образом, возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велик» .

Из выше сказанного мы выяснили, что к концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Мышление в дошкольном возрасте развивается по следующим линиям: совершенствование наглядно-действенного мышления на основе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образное мышления путем формирование произвольной и опосредствованной памяти, начало формирование словесно-логическое мышление на базе использование речи как средство постановки и решения интеллектуальных задач. «Развитие представленной во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперирован, представлениями по произвольном уровне» - писал В. А. Худик. Это возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих действий оперируется на основании определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процесс развития и обучения.

Согласно этого утверждения, у ребенка в старшем дошкольном возрасте присутствует наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. О.М. Дьяченко подчеркивает, что «детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следует другие психические процессы» [цит. по: 20, с. 108].

То есть, воображение, так же как и восприятие, внимание и память постепенно становится из непроизвольного произвольным, из непосредственного превращается в опосредствованное, причем основным орудием овладения является сенсорные эталоны. Формирование воображения в старшем дошкольном возрасте находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит увеличение словарного запаса и понимание слов.

А.Н. Гвоздев рассматривает, что «достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтетического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления» [цит. по: 40, с. 178].

По утверждению Л. С. Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву» [цит. по: 20, с. 116]. То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению. Развитие познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте обладает большим потенциалом в формировании письменной речи и является предпосылкой для развития мелкой моторики руки.

В.А. Сухомлинский свидетельствует о том, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» .

По мнению М.М. Кольцовой, «мощное средство повышенной работоспособности коры головного мозга является систематическое упражнения по тренировке пальцев рук» .

И.М. Сеченов в своих работах пишет, что «систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга - у детей улучшается внимание, память, слух, зрение» [цит. по: 23].

И еще говорит о том, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия воздействия с окружающей средой» [цит. по: 23].

Таким образом, мы выяснили, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимания, речь, слух и зрение.

М.М. Кольцова отмечает, что «движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией» .

Л.В. Фомина считает, что «если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах норм, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [цит. по: 16, с. 153].

Так же А.В. Запорожец пишет, о том, что «формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи» [цит. по: 13, с. 17].

Как утверждает Л.С. Выготский «индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движение словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения - сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней» .

В своих исследованиях Е.Н. Соколова выяснила, что «детям дошкольного возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее - вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, большинство случаев сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и рече-двигательного аппарата неразрывно связаны» .

Итак, мы пришли к выводу, что развития мелкой моторики руки ребенка тесно связано с развитием речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности.

В своих работах Л.А. Венгер утверждает о том, что «готовность к школьному обучению ребенка определяется развитием зрительно-моторной координации. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме» [цит. по: 13, с. 248].

То есть, развития мелкой моторики руки влияет к письменному речью ребенка и относительно к готовностью школьному обучению.

В.А. Айрапетянц выяснил, что «высокий процент левшей среди детей страдают неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются нарушения письма и речи» .

М.М. Безруких пишет о том, что «у детей 5-6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончен окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка избегать выполнения действий, которые должны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный - лучше поиграю с машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется». При развитии тонкоординированных движений руки необходимо систематическая тренировка, но - еще раз с повтором - это должно быть не механическое повторение движений, а осознаваемое» .

Исходя из этого, можно отметить, что у леворуких детей трудно развивается мелкая моторика руки и естественно вместе с этим и речь.

В своих работах С.Т. Ортон пишет, что «недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных функций приводит к трудностям обучения. Эти трудности выражаются в специфических множественных ошибках - оптической дисграфии при письме и чтении и оптической дислексии. В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда» [цит. по: 23].

Из выше сказанного мы пришли к выводу, что у леворуких детей нарушается письменная речь и устная речь, но зеркальное написание текста им удается без труда.

Мы пришли к выводу, что развитие познавательной сферы в этом возрасте играет большую роль в их жизни. Для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет развития мелкой моторики руки. Развития мелкой моторики - это показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если у дошкольника хорошо развита мелкая моторика, то он умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В настоящее время существует множество методов и средств по развитию мелкой моторики дошкольников. Психологи, педагоги и логопеды используют разные методы, способы для развития мелкой моторики.

Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников.

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.

К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.

После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 - 4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант - звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Обратившись к пластилинографии, я объясняю это её большими воспитательно - обра...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного взаимодействия воспитателя...

В современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка, моторики руки. Н.П. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес рассматривали руку как специфический человеческий орган. М.М. Сеченов отмечал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями .

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге.

Из анализа психолого-педагогической литературы следует:

Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева) .

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение этому понятию:

Моторика - это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

Моторика движений рук - это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций (Н.В. Нижегородская, В.Д Шадринов) .

Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк) .

Джордж Баттерворт и Маргарет Харрис дают определение моторного навыка - это организованная последовательность целенаправленных действий, которая управляется или корректируется посредством обратной связи .

Важную роль в мелкой моторике отводят зрительному контролю.

Зрительно-моторные координации - содружественные движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения (Л.П. Григорьева) .

В ходе описания мелкой моторики рук и двигательных навыков в психолого-педагогической литературе дается следующая характеристика мелких моторных движений:

1. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Характеризуется степенью подвижности в суставах. Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы мышц.

Пассивная гибкость - это способность к достижению подвижности в суставах в результате действия внешних сил (В.И. Сиваков) .

2. Ловкость - это способность быстро осваивать сложные по координации движения, их элементы; точность, экономичность выполнения; т.е. ловкость - это способность к управлению своими движениями (Н.А. Фомин) .

3. Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. По мнению В.П. Ермаковой, она имеет три формы проявления:

· скорость реакции на раздражитель;

· предельная скорость одиночного движения;

· частота многократного повторяемых движений .

4. Синхронность - это способность рук - совершать движения с одной скоростью, двигаться в одном направлении, точность движений.

5. Выносливость - это способность выполнять длительное время достаточно интенсивную физическую работу, т.е. бороться с утомлением, возникающим при работе.

6. Точность - это правильность выполнения движений .

Выделяют виды действий: предметные, соотносящие, орудийные и манипулятивные действия. Предметные действия - это такие действия, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки - другая; предметным, действие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды .

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление.

В.Дмитриева в своих работах указывает, что двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи .

Не все предметные действия одинаково влияют на развитие ребенка. Наибольшее влияние на развитие моторики, восприятия и мышления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия - это такие действия с предметами, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства предметов . Например, чтобы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по величине и по форме. При этом развиваются тонкая моторика, восприятие и мышление. На таком принципе соотносящих действий основаны все известные дидактические игрушки.

Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы . Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразования, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, карандаш, молоток, ножницы, иголка и т.п.).

При использовании орудия действия руки ребенка подчиняются логике его применения, в самом устройстве которого зафиксирован общественно выработанный способ его употребления.

Свойства предметов, с которыми ребенок манипулирует или совершает соотносящие действия, он познает на личном опыте, а способ употребления орудий - должен быть усвоен от взрослого. Овладение орудийными действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка, приобщения его к жизни в социальной среде.

В ходе предметно-практической деятельности выделяют два типа движений: микро - и макродвижения.

Микродвижения - это движения, которые заключаются в непрерывной циклической смене точек соприкосновения каждого пальца с контуром предмета. Микродвижения обеспечивают сохранение тактильной чувствительности на некотором оптимальном уровне.

Макродвижения - способствует определению формы, величины, пространственного положения предметов.

С их помощью осуществляется поиск, обнаружение, обследование предметов и оценка пространства .

При овладении движениями выделяют три основных стадии:

На первой стадии создается общее представление о двигательном действии. Формируется та система, на которую опирается ребенок при выполнении действия, т.е. создается ориентировочная основа действия.

На второй стадии формируется первоначальное умение на основе сформированного представления. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколько соответствует имеющемуся эталону (представлений). На основе этого корректируются возникающие неточности.

На третьей стадии совершенствуется двигательное умение путем его многократного исполнения.

Из этого следует, что мелкие моторные движения важный компонент деятельности для дальнейшего приспособления и адаптации к окружающей среде.

Таким образом, мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Проблемы развития мелкой моторики

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И. П. Павлов считал, что речь - это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Важно развитие мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. В настоящее время разработано достаточно много упражнений, которые помогают развить пальцевую моторику, их мы рассмотрим чуть позже.

Известна книга М. М. Кольцовой «Ребенок учиться говорить» (М.М. & М.С., 2004), в ней подчеркивается важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Ряд наблюдений и исследований привел автора к выводу существования возрастных особенностей. Например, развитие движений пальцев соответствует возрасту то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи. В своей книге М.М. Кольцова говорит о таких исследованиях как, связь функции кисти рук и речи. Они оказались связанны, и тренировки пальцев рук являются мощным физиологическим стимулом развития речи детей. (М.М. & М.С., 2004)

Давайте рассмотрим новорожденного ребенка, ведь всем известно, что он имеет набор автоматизмов, это акт сосания и регуляция мышечного тонуса. Зрительное и слуховое восприятие еще практически не развиты. Это наступает постепенно. Например, когда ребенок начинает видеть, он начинает самостоятельно искать предметы и разглядывать их. В этот период жизни зрение является главным способом изучать окружающий мир. Развиваясь, ребенок получает возможность брать предметы, перекладывать их и т.д. Это становиться на тот момент главной деятельностью малыша.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей

Развитие происходит постепенно. Как уже сказано выше это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности. Мы остановились на том, что ребенок, начиная брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6 -3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А так же появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч. В возрасте 4-5 лет ребенок должен закрашивать простые формы. Копировать печатные буквы. Рисовать различные круги, квадраты, диагонали т.д. Например, рисование человечка. В 5-6 лет должны быть навыки аккуратно раскрашивать картинки, писать буквы и числа.

Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В возрасте 1-2 года ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом различные каракули, переворачивать страницы книги. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки.

Так же существуют патологии, например, если у ребенка зрительная и моторная координация не соответствует возрасту. Такие дети требуют более ответственного подхода и тщательного обучения. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься. Вообще развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста, например у малышей новорожденных можно массировать кончики пальцев, всем известны такие игры как « Сорока» и многое в этом роде. Все это благоприятно влияет. Должно уделяться много времени играм, упражнениям и т.д. все это поможет развить ребенка интеллектуально, да и вообще проводить время в приятной игре с малышом. А в дальнейшем это благоприятно отразиться на школьном обучении. Родители должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать самообслуживание, например, учить застёгивать пуговички, шнуровать обувь, держать ложку и т.д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.