Психология  Истории Обучение 

Пренатальное развитие: занимаемся с малышом до его рождения. Пренатальное развитие

Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Пренатальное развитие - начало жизни человека.

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Истоки представлений о внутриутробном развитии теряются в веках. Возможно, они появились вместе с Homo sapiens, открывшим у себя функцию деторождения. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, предусматривающих создание наилучших условий для жизни и развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти через церемонию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представлялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребёнок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском... В некоторых культурах, в частности у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и североамериканцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.

По-настоящему же серьезное изучение жизни еще не родившегося человека началось лишь в XYII веке, и в течение нескольких веков знания о внутриутробной жизни были фрагментарными и малочисленными. Даже в первой половине ХХ века развитие человека до его рождения понималось только как разворачивание телесных форм - считалось, что никакого индивидуального существования, а тем более психики, при этом нет. И лишь благодаря успехам современной биологии, генетики, медицины, психологии, благодаря развитию новых методов исследования удалось проникнуть в тайну жизни до рождения ребенка и получить знания об его активном внутриутробном психическом развитии. Парадокс в том, что, несмотря на огромный опыт, за тысячелетия накопленный человечеством, новорожденный ребенок за это время практически не изменился.

Пренатальное развитие начинается со слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки, образовавшаяся при этом зигота несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый» лист. Существует точка зрения, что личность человека формируется задолго до его появления на свет - мысли, переживания, ощущения матери передаются не родившемуся еще ребенку, и он не только чутко воспринимает их, но и запоминает. Так, страх и беспокойство матери ведут к появлению в ее крови особых химических веществ - катехоламинов. Через пуповину они попадают в плод, он тоже начинает испытывать беспокойство. Но одновременно эти вещества играют и роль стимуляторов, когда каждая волна материнских гормонов резко выводит плод из обычного состояния, пробуждая примитивное самосознание и обостряя восприимчивость. Плод начинает ощущать, что что-то произошло, и даже пытается понять, что именно.

Хотя впечатления пренатального периода в дальнейшем во многом определяют характер, поведение, степень психического здоровья человека, ответить на вопрос о том, с какого момента развивающийся организм действительно является человеком, очень сложно. С одной стороны с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится биологический компонент будущего человека, но с другой стороны уже в это время он живет своей жизнью, реагируя на настроение матери, а также на стимулы извне: громкие звуки, шум, музыку, человеческую речь. Возможно, эти реакции начинаются с момента формирования нервной системы, но возможно и гораздо раньше - ведь его клетки способны улавливать даже изменения в химическом составе материнской крови.

В настоящее время считается, что родившийся человек не только наделен элементарными механизмами для поддержания жизни, но, не обладая почти никакими готовыми формами поведения, уже имеет немалый житейский опыт и знает достаточно много. От него невозможно скрыть, любят его или нет. И даже плод чувствует негатив матери, если она раздражается необходимостью его появления на свет. Образующиеся при этом в ее организме гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще не родившегося ребенка. Сейчас уже хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности. Большое значение имеют сигналы, которые получает мозг на ранних этапах своего развития.

Для того чтобы узнать, какую информацию из внешнего мира усваивает плод, способен ли он обучаться, было поставлено немало экспериментов. Так, группу живущих в Лондоне будущих матерей разделили на тех, кто смотрит популярный ежедневный сериал, и тех, кто нет. Через несколько часов после рождения, младенцам проигрывали мелодии из этого фильма в тот момент, когда они плакали. Дети, чьи матери не смотрели сериал, никак не реагировали на музыку. Дети, чьи матери смотрели сериал, переставали плакать и прислушивались - то, что они чему-то научились, не оставляло никакого сомнения.

Американские исследователи стимулировали развитие мозга плода с помощью различных игр и упражнений. Обучение начиналось на пятом месяце внутриутробного периода. Например, дважды в день будущие родители постукивали по животу матери. Через два месяца появлялась реакция - плод начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Затем таким же сигналом подкреплялось произношение простых слов. Один из будущих отцов периодически четко произносил: " Малыш, я - твой папа". После рождения ребенка, он напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын ее узнал - он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца. Вообще же, “обученные новорожденные” более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями.

Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.

Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.

Ученые доказали, что фундамент для будущего развития ребенка закладывается очень рано – в возрасте до шести лет. В этот же период включается и пренатальное развитие малыша – крайне важный этап до его рождения. У будущей мамы есть возможность помочь маленькому человечку развиваться и узнавать мир еще до того, как она первый раз возьмет его на руки.

Значение пренатального развития

Зачем нужно заниматься пренатальным развитием малыша? Изучая высшую нервную деятельность человека, ученые доказали, что не используемые области мозга со временем атрофируются. При этом значительная часть этого процесса заканчивается до достижения ребенком возраста семи лет. Однако результаты последних исследований позволили обнаружить, что в мозге абсолютно здоровых новорожденных младенцев тоже встречаются атрофированные нейроны. Ученые пришли к выводу: человеческий мозг готов воспринимать информацию еще до рождения. И, если информации недостаточно – соответствующие отделы мозга начинают атрофироваться за ненадобностью.

Вывод ученых подтверждает и поведение будущих мам. Женщины всегда догадывались, что малыш, еще находясь в животе у мамы, многое слышит и понимает. Мамы разговаривают со своими еще не рожденными детишками, поют им песенки, рассказывают сказки. Еще 2000 лет назад в Древнем Китае беременные женщины собирались вместе, чтобы петь хором – по несколько часов подряд. Аналогичные обычаи существовали и в Древней Японии, и в Европе.

Пение для пренатального развития малыша

Пение имеет огромное значение для пренатального развития малыша. Во-первых, малыш слышит мамин голос, а это – самый приятный и успокаивающий для него звук. Встраивая в слова песни имя будущего ребенка (или называя его постоянно одним и тем же ласковым прозвищем – Комочек, Кнопка, Ягодка и т.д.), мама обращается к малышу-эмбриону, запуская интеллектуальную деятельность его мозга, заставляя концентрировать внимание. Детские песни (потешки, колыбельные, и т.д.) с незамысловатыми словами, повторяющимися многократно, помогают малышу осваивать родной язык еще в материнской утробе.

Во-вторых, пение помогает правильному дыханию мамы – то есть дыханию, полезному для физиологических процессов будущего ребенка. Ученые считают, что вибрации, вызываемые дыханием беременной женщины, играют ключевую роль для физиологического и психологического развития эмбриона. Пение «запускает» важные функции маленького организма, положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга.

Можно, конечно, просто петь любимые песни – малыш будет слышать ваш голос, получать важную информацию из слов песни, вибрации при пении действуют на него как приятный массаж. Однако чтобы добиться тех самых «чудесных» результатов, о которых говорят специалисты по пренатальному развитию , петь нужно правильно.

Правила пения будущему ребенку таковы:

  • Песенные занятия нужно проводить регулярно , в одно и то же время – малыш привыкает к занятиям, ждет их и готов к восприятию
  • Песенки должны быть осмысленны . Утром мама поет приветственную песенку, вечером – колыбельную. Начинать нужно с самых простых песенок, затем, с каждым следующим месяцем, музыка становится все сложнее – и по ритму, и по смыслу. В последнем триместре малышу уже вполне можно петь о разных странах, о животных и растениях, о городах и машинах
  • В песенные занятия необходимо включать движения. Все эти движения привязаны к фрагментам песни и повторяются изо дня в день – так малыш привыкнет к ним и запомнит. Например, обращаясь к солнышку, можно протягивать руки к окну, в куплете про дерево – поднимать их вверх. Включайте в песни танцевальные движения, которые вам нравятся, но соблюдайте осторожность – все-таки беременность влечет некоторые ограничения
  • Каждую неделю-две нужно вносить в репертуар новые песни . Однако, больше двух новых песен в неделю предлагать малышу не стоит. Если какая-то песня нравится ребенку больше других (мама может понять это по его реакции), пойте ее чаще
  • Обязательно хвалите малыша за его реакцию на песню (ритмичные шевеления) – поглаживайте животик, говорите «молодец», «умничка», и т.д.
  • Перед сеансом пения необходимо наладить дыхание : на 4 счета - вдох, на 4 счета – выдох

Пример песенки-колыбельной для пренатального развития:

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Во время пения нужно глубоко и ритмично дышать и поглаживать живот по часовой стрелке.

Для достижения лучшего результата можно пойти на специальные занятия по пению для беременных – на них обучают правильному дыханию при пении, правильным движениям, будущим мамам предлагают песни для любого триместра беременности.

Классическая музыка для пренатального развития

Что касается классической музыки, ее значение для пренатального развития не подлежит сомнению в современной медицине. Американские ученые в ходе проведенного исследования сделали вывод, что даже десятиминутное прослушивание классической фортепианной музыки будущей мамой стимулирует мозговые процессы малыша. Было обнаружено, что ребенок в материнской утробе реагирует на музыку убыстрением сердцебиения, при этом, на отдельные ноты, взятые из мелодии, никакой реакции зафиксировано не было.

Большинство специалистов пренатального развития сходятся на мнении, что на пятом месяце беременности малыш начинает различать звуки внешнего мира. Вибрации, возникающие при прослушивании музыки, он чувствует даже на более раннем этапе. Прослушивать классическую музыку будущая мама может с самого начала беременности – ведь музыка успокаивает, а все ее эмоции передаются малышу.

Музыка, полезная на любом сроке беременности:

  • для снятия раздражения - «Лунная соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха;
  • от головной боли - «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина;
  • от бессонницы - «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского;
  • для успокоения - «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта.

Начиная с пятого месяца, можно начинать «занятия» классической музыкой уже с малышом. Правила для музыкальных занятий во многом совпадают с правилами пения:

  • Регулярность занятий. Прослушивайте классическую музыку регулярно, в одно и то же время.
  • Правильное дыхание. Дышите глубоко, спокойно и ритмично – под музыку.
  • Выбор музыки. Выбирайте ту музыку, которая нравится малышу, на которую он реагирует, ритмично двигаясь.
  • Общение с малышом. Во время прослушивания можете разговаривать с малышом тихим, спокойным голосом, легонько поглаживать животик.

Когда малыш появится на свет, он будет знать и любить классические композиции, которые вы проигрывали ему до рождения. Дети, которых «воспитывали» на классической музыке в пренательном периоде, и после рождения обычно легко успокаиваются и засыпают под любимые мелодии. Кроме того, такое «воспитание» благоприятно сказывается на формировании музыкального слуха ребенка.

Надо заметить, что к понятию «классическая» в данном контексте можно отнести и духовную музыку. Эта музыка прошла испытание временем, она эффективно воздействует на эмоциональное и интеллектуальное развитие человека. Если такая музыка нравится будущей маме, она принесет пользу и малышу.

Стихи и сказки для пренатального развития

Когда мама рассказывает своему будущему малышу сказку или просто разговаривает с ним, он, как правило, успокаивается, затихает, «прислушивается». В это время запускаются активные процессы в головном мозге малыша, он запоминает отдельные слова, реагирует на фразы и интонации.

Специалисты по пренатальному развитию рекомендуют читать народные детские сказки – они, кроме смысловой нагрузки, обладают напевностью звучания. Это успокаивает малыша и вызывает благотворные вибрации, как при пении.

Стихи для еще не родившегося малыша должны быть короткими, ритмичными и запоминающимися, с повторяющимися словами и фразами. Стихотворный ритм благоприятно влияет на интеллектуальные процессы малыша, способствует более эффективному запоминанию слов.

Для пренатального развития подойдут детские стихи и потешки.

Примеры стихов:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Прибегут гусятки –

Ущипнут за пятки!

Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!


Кошка целый день лежит,

Кошка мышку сторожит.

Мышка смотрит за окошко:

Не ушла ли еще кошка?

Пренатальное развитие малыша - важный период в его жизни. На этом этапе закладывается потенциал для его психологического и интеллектуального развития. Начинайте дарить малышу внимание, любовь и ласку еще до его рождения!

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Пренатальный период

Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.

Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.

Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.

Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.

Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.

Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.

Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.

Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.

Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.

Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.

На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Развитие паттернов движений у плода

Источник : [Баттерворт, Харрис, 2000, с. 72].


Активное поведение плода способствует нормальному развитию суставов, органов чувств, предотвращает «прилипание» к стенке матки, позволяет занять более удобное положение в утробе матери [Баттерворт, Харрис, 2000]. Как видно из табл. 3.1, с 17-й по 24-ю неделю активность плода падает, что, по-видимому, обусловлено формированием в этот период тех высших центров головного мозга, которые координируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

К последнему, третьему триместру большинство систем плода функционируют достаточно надежно, что дает шанс на выживание вне материнского организма преждевременно рожденному ребенку. Возраст, начиная с которого ребенок способен выжить, называется возрастом жизнеспособности , он наступает в интервале между 22-й и 26-й неделями беременности [Берк, 2006]. Однако так рано родившийся ребенок выжить может только при условии интенсивной поддержки и особого ухода, и в дальнейшем он с большой долей вероятности столкнется с серьезными проблемами в физическом и психическом развитии.

На протяжении последних трех месяцев головной мозг продолжает быстро развиваться: увеличивается в размерах кора головного мозга, совершенствуется неврологическая организация, и плод проводит больше времени в бодрствующем состоянии. К 20-й неделе вариации сердечного ритма указывают на то, что плод все время спит, однако к 28-й неделе плод бодрствует уже примерно 11 % времени, а незадолго до рождения – 16 % [Там же]. При переходе на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются циклы сна и бодрствования. В 30 недель у плода регистрируются быстрые движения глаз, это та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями.

В третьем триместре также растет восприимчивость плода к внешней стимуляции. Примерно на 24-й неделе плод впервые ощущает боль. Поэтому после этого времени при любых пренатальных хирургических операциях должны применяться анестезирующие средства. К 25-й неделе плод реагирует на раздающиеся рядом звуки посредством телодвижений. На последних неделях беременности плод начинает различать тон и ритм голоса матери. В ходе одного исследования [Кайл, 2002] беременных женщин просили читать вслух рассказ доктора Сьюза «Кот в колпаке» дважды в день на протяжении последних полутора месяцев беременности. К моменту рождения каждый ребенок, будучи на стадии плода, слушал этот рассказ в общей сложности не менее 3 ч. Затем новорожденным позволяли сосать пустышку, соединенную с магнитофоном так, чтобы сосущий младенец мог включать или выключать проигрывание записи. Исследователи обнаружили, что новорожденные сосали пустышку, чтобы включить запись материнского чтения рассказа «Кот в колпаке», но не хотели слушать записи других рассказов, читаемых матерью. По-видимому, новорожденные узнавали ритмический строй рассказа, запомнившегося им до рождения.

Исследования, в ходе которых изучались реакции плода, показали, что паттерны активности плода позволяют предсказать темперамент младенца, проявляющийся между 3-м и 6-м месяцами жизни после рождения. Те плоды, которые чередовали спокойное и активное поведение, обычно становились спокойными младенцами с предсказуемыми ритмами сна – бодрствования. И наоборот, те плоды, которые были склонны к долговременным периодам активности, в младенчестве чаще становились детьми с трудным темпераментом, демонстрируя суетливость, отвержение нового опыта, нерегулярность циклов питания и засыпания, высокую активность [Берк, 2006].

В течение последнего месяца беременности у плода образуется подкожный жировой слой, помогающий осуществлять температурную регуляцию; из организма матери начинают передаваться антитела для защиты плода от болезней и поддержки его собственной развивающейся иммунной системы. К концу 9-го месяца плод достигает веса, обычно превышающего 3 кг, и вырастает чуть более 50 см. По мере того как он заполняет матку, его движения постепенно становятся менее частыми, чему способствует также развитие головного мозга, которое позволяет организму затормаживать свои импульсы. Темп прибавления веса у плода снижается, в последние недели большинство плодов принимают положение вниз головой, клетки плаценты начинают дегенерировать – ребенок готов к рождению.

В табл. 3.2 представлены основные вехи пренатального развития.

В процессе пренатального развития обнаруживаются следующие общие тенденции [Крайг, 2000, с. 165–166]:

цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении «от головы к ногам»;

проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к периферии;

от общего к специфическому – тенденция развития, заключающаяся в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций к более локальным и специфическим реакциям;

дифференциация – в пренатальном биологическом развитии это процесс, в ходе которого недифференцированные клетки становятся все более специализированными;

интеграция – организация дифференцированных клеток в органы и системы.