Психология  Истории Обучение 

Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок. Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам —собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье».Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.


Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.


В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.


В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий по-хулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Наталья Шашкова
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»

Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника

День святых Кузьмы и Демьяна ”

для детей старшего и младшего школьного возраста.

Народный календарь :

14 ноября по народному календарюпраздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили : “Кузьминки – об осени поминки” . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян , до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины : отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали :

Батюшка Кузьма – Демьян ,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы : набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Задачи :

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия .

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора , развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей.

Предварительная работа :

Слушание русских народных песен.

Беседа на данную тему.

Рассматривание иллюстраций, изображающих народные праздники .

Разучивание песен и стихов, танцев.

Изготовление обрядовый кукол – оберегов.

Организация выставки народного творчества.

Оборудование : стол, лавки, кухонная утварь, прялка, чучело Кузьмы , самовар.

Костюмы : все участники и взрослые и дети одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты : деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочка, рубель, ксилофон, дудки, хлопушки.

Действующие лица : Хозяйка, Хозяйка2, Дед Егор- взрослые, Петрушка и купец- дети.

Объявление в группе :

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите

Не сердитесь, улыбнитесь

И спешите все на двор

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час.

Начало праздника «На Кузьму- Демьяна » в 10.0

Ход праздника:

Выходят две девочки.

1 девочка.: На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 девочка : При лучине кто сидел

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

1 девочка : А играли как! в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

2 девочка :Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Вместе.: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(убегают за дверь)

Под русскую народную песню («Калинка- малинка» в исполнении Н. Бабкиной) входят хозяйки.

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка2 : Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой , праздник радостный . По обычаю старинному Кузьминками называются . Кузьминки – по осени поминки .

Хозяйка : В честь святых Кузьмы и Демьяна , покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой.

Хозяйка2 : в народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками» .

Хозяйка : Ой, слышу, уже идут гости!

Хозяйка2 :Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

Девочки : Добрый день в вашу хату !

Хозяйка2 : Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

1-я девочка : Не беспокойся, Хозяюшка. Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин : У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я девочка : Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка : Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девочка : Тут и каша, и лепешки!

2-я девочка : И пироги, и яички!

3-я девочка : А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка : Да, Кузьминки – куриные именины .

4-я девочка : А где же ещё гостьюшки наши?

Хозйка2 : Скоро, скоро будут!

Хозяйка : А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном , ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки : (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян !

Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я девочка : Прялка не бог, а рубаху дает!

2-ядевочка : Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Девочкиисполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица, кокорица моя»

3девочка : У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

4 девочка : тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

(танец- игра «клубок» )

Раздается стук в дверь, заходят еще гости : мальчики, исполняют танцевальную сценку под р . н. п. «Барыня» .

Парни : Добрый день , молодки-лебедки!

Девчата : Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Поют частушки :

мальчики : Дуйте, дуйте ветры, буйные кружитесь,

по деревне мы идем- все посторонитесь!

Девочки : А вы кто такие чьи? Откуда появилися?

У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Заиграй-ка балалайка, начинай гуляние,

Пропоем мы вам частушки, для всего собрания!

Девочки : У меня на сарафане косолапы петехии,

я сама не косолапа- косолапы женихи!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки. а котенка в тарантас-

Повезу свою подружку, всем соседям на показ!

Девочки : Я сижу на бочке, румяные щечки-

Говорят, что навилась, а я такая родилась!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мал. 2 : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Дев. 1 : у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!

Дев. 2 : Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.

Дев. 3 :Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!

Дев. 4 : Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем .

Мал.: дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!

(мальчики кланяются)

Мальчик : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся , никто в этот день не работает .

Реб. 1 :Праздник этот ремесла ,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья !

Реб. 2 :Как этот праздник наступает ,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяна” .

Поют : На Кузьму , Кузьму- Демьяна на Кузьму , Кузьму- Демьяна ,

На веселый праздник ,на веселый праздник .

Выпадала пороша, выпадала пороша,

Белая хороша, белая хороша.

Как по этой по пороше, как по этой по пороше.

Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.

Не путем, не дорогой, не путем не дорогой.

Чужим огородом, чужим огородом.

Он чужим огородом, он чужим огородом.

Катиной тропою, Катиной тропою.

(мальчик с девочкой танцуют, в конце песни все дети объединяются в пары, мальчики провожают девочек на стульчики, потом встают полукругом.)

Хозяйка : милые мальчики, сегодня и ваш праздник , ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Мал.: а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники , кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Хозяйка2 : они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.

2 мал.: а еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Хозяйка : ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!

3 мал.: хозяюшка! А вам работнички нужны?

Хозяйка2 : а что вы умеете делать?

Мальчики : а вот что!

(песня «Как у нас в мастерской» )

поют : посмотрите, как у нас- то в мастерской,

там работнички трудятся день- деньской .

Как начнут они топориком рубить,

Молоточками по гвоздочкам колотить,

А пилами-то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать :

Ай, люли, ай, люли, люли, люли,

Ай, люли, ай, люли, люли, люли.

1 мальчик : а у меня папка- гончар, во как работает! (показывает)

2 мальчик : а у нас в кузнице не хуже!

(Разгорается спор- кто лучше работает : мы лучше работаем- нет, мы)

Хозяйка : эй, петухи! Сейчас подеретесь!

Мальчик : а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите какие инструменты музыкальные смастерили.

Хозяйка : а мы на них сейчас и сыграть сможем!

Мальчик : Вот ложки хохломские,

бубны, трещотки озорные,

Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

(русская народная песня «Долговязый журавель» , дети подыгрывают на музыкальных инструментах)

Хозяйка :

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

Девочки :

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка : Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Хозяйка : Кажется к нам еще гости идут!

(Появляется Петрушка)

Петрушка : Я Петрушка, -развеселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята!

Все : здравствуй Петрушка!

Хозяйка : А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

(появляется Купец.)

Купец : Я купец- в торговых делах удалец.

Петрушка : А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец : Торговать.

Петрушка : Воровать?

Купец : да, не воровать, а торговать.

Петрушка : А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец : Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть ? Надо иметь двести рублей.

Петрушка : Пять гвоздей?

Купец : Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка : да не гонял я голубей.

Купец : Да не смеши, Петрушка людей.

Петрушка : Просишь меня, побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, купец убегает.)

Петрушка : Пей, купец, чай, головой не качай.

Над деньгами не трясись , а с Петрушкою делись.

Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте мне песню веселую.

(Под музыку выходят мальчики)

Мальчик1 : Мы, Мальчишки удальцы, озорные сорванцы,

Приглашаем танцевать, просим нам не отказать.

Мальчик2 : Эй, девчонки –хохотушки и ребята-молодцы,

Выходите, не стесняйтесь, семечками угощайтесь!

(песня «Семечки» )

Хозяйка 2 : А теперь, мальчики поиграйте с нашими девочками. Делу время- потехе час!

Хозяйка : А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики : а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек и отдают девочкам.)

Девочки : ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

(игра «Плетень» )

Хозяйка : Ох, и развеселый вы народ!

Хозяйка : Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.

Баранки, да сушки, сладкие пампушки.

(хозяйка вешает сушки и баранки на ведущих)

Хозяйка2 : а ну, народ, расходись – кто любит сушки сюда, а кто баранки сюда.

Все : Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод.

Кто работы не боялся, тот и пляшет и поет.

(дети встают в два хоровода, ведущие в середине)

(проводиться игра «Бей качи, качи, качи.» )

Поют : бей, качи, качи, качи, глянь баранки,калачи,

глянь баранки, калачи- с пылу, с жару из печи.

С пылу,жару из печи- все румяны горячи,

Прилетели тут грачи- похватали калачи-

Нам оставили бараночки.

(в конце дети садятся, закрывают глаза, ведущие встают на другое место, как музыка заканчиваются дети должны построить круг вокруг своего ведущего игра повторяется 3 раза, на 3 раз ведущие встают рядом, берутся за руки. дети делают один круг)

1-й реб.: в хороводе были мы,

кого надо видели!

2-й реб.: девицу- красавицу,

доброго молодца!

(перестраиваются в полукруг, выходят мальчик и девочка.)

Девочки.: во дворе калиточка поскрипывает.

Ко мне маленький идет, посвистывает!

Мальчик : мимо милкиных окошек

Втихомолку не пройду,

Либо стукну, либо брякну,

Либо песенку спою!

(русская народная песня «Шел со службы казак молодой.» )

Хозяйка : Ух, как здорово у вас получается. Хорошо играете, хорошо поете, а как пляшите?

Хозяйка 2 : вот платочки шелковые, алые, голубые, лиловые - подбегайте, выбирайте.

(девочки берут платки)

Девочка : кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает!

Девочка 2 : Я сшила шаль с каймой,

Бархатистый,расписной!

Девочка 3.: За такую шаль- золота не жаль!

Девочка4 : А на моем платочке- мелкие цветочки!

Девочка 5 : А вот полушалок- прекрасный подарок!

(Дети исполняют танец с платками.)

(раздается стук в дверь, заходит дед Егор)

Дед :не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Все : надо! Надо! заходи, дед Егор!

Дед : Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Хозяйка : а чой-то ты так нарядился?

Хозяйка2 : да ты погляди, какой красивый!

Хозяйка : наряди пень, и он красив будет! (шутят, смеются)

Дед : ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли- а ведь сегодня его праздник ! (выносят чучело Кузьки ) давайте его повеличаем.

(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)

Все поют : Милый наш Кузюшка!

Мы тебя славим, мы тебя славим,

В хоровод поставим. Мы тебя встречаем, тебя величаем! (чучело падает)

Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!

Дед : Ох, упал родимый. Знать конец осени!

Хозяйка : пришли Кузьма и Демьян , потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Хозяйка2 : ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все : (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

(Дед уносит чучело Кузьмы .)

Хозяйка : а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!

Хозяйка2 : ой, да это Кострома!

(игра «Кострома» )

Поют

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : кудельку пряду!

Все : ну, прядите, прядите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : попрела, попрела и вязать собралась!

Все : ну, вяжите, вяжите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : повязала, повязала, да ткать собралась!

Все : ну, работайте, работайте, Бог в помощь.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да вот поработала, да спать собралась!

Все : ну, спите, спите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да, сплю я, сплю!

Все : а почему разговариваете?

Кострома : да по привычке. А сейчас как встану, да догоню вас.

(дети убегают на стульчики) .

Хозяюшка : Звонко музыка играй,

всех на танец приглашай!

Реб.: Разойдись, народ,

Меня пляска берет.

Пойду попляшу,

Себя людям покажу!

(танец «Варенька» )

Хозяйка : Люди добрые, люди честные.

Праздник в избе , с угощениями, играми, плясками.

Пришли Кузьминки – оберег принесли :

для души, для дома, для здоровья, для счастья,

чтобы поросятки- писклятки водились, горшки не бились.

Хозяйка2 : Ребятки старались сами мастерили- куклы обережные. Вы их берите, гости дорогие, да храните, они вам много радости принесут.

(Звучит музыка в исполнении казачьего народного хора «Матушка Россия» . Дети дарят гостям куклы- обереги, потом встают в полукруг, держась за руки, кланяются гостям- мальчики, потом девочки, потом хозяйки.)

Хозяйка : за такое веселье- наше вам почтенье!

Хозяйка2 : и ждет вас вкусное угощенье!

Хозяйка : всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха и веселья!

Хозяйка2 : просим садиться столы дубовые, да отведать курника именинного!

(гости с детьми проходят к столам, угощаются курником, да запивают кваском или компотом.)

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

История праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

14 ноября было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Кузьминки осенние, приметы

  • «Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»,
  • «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»,
  • «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)»,
  • «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Кузьминки осенние, поговорки

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Я отношусь к тем людям, которым нравятся народные песни, танцы, праздники. Объяснить причину невозможно. Может, в прошлой жизни жила в деревне или, может, потому, что часть моего детства связана с украинской деревней, где жили дедушка и бабушка.. Главное, что по возможности посещаю мероприятия и получаю удовольствие от этого. Да и работа моя (я педагог дополнительного образования в доме детского центра... так и хочется написать "Родник", ныне Дом Буркова, ибо с марта 2010 года присоединен к Дому Буркова, г. Тюмень) связана с народными промыслами.
За последнее время посетила фестиваль "Благовест", вечерку в институте культуры и вот недавно у нас проходил осенний праздник "Кузьминки".

Для тех кто не знает:
"Кузьминки» - по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были безвозмездными врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом - курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур - непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, - из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.

Вела праздник Лапчинская (Вашкеба) Ольга Викторовна, руководитель клуба "Любители народной песни", очень интересный человек, профессионал, который может любого ребенка научить петь и привить любовь к музыке..

2. Был на празднике и главный герой - Кузьма, вот такой он у нас получился.

3. В интернете мы нашли информацию, что можно делать Кузьму и Демьяна вместе, вот так они выглядят. Но к нам приходил один Кузьма. Учтем на следующий год. Пригласим и Демьяна.

4. Были хороводы, игры, песни.

6.Наши девицы красавицы-рукодельницы.

А еще у меня есть запись видео одной песни, которую исполняли на празднике. Очень понравилась всем, но пока не освоила как ее сюда забросить. Песня сибирская народная - "Капустку садила, капустку рубила". А вот слова и ноты могу и сейчас вставить.

Сделали мы еще двух куколок на празднике: ребятишки делали "отдарок на подарок", а мамы сделали "филиповку"

Это очень интересные куклы.

"Отдарок на подарок" - это кукла которая учит благодарности, делают ее тогда, когда кого-то хотят отблагодарить, например за неожиданный подарок. А еще эта кукла являлась ритуальной при обряде перехода из статуса "дитя" в статус, где различают пол. В разных регионах посвящение в пол происходило от 3 лет до 5 лет.
«Филипповка» - шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. Скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.Чтобы рукоделие денежку приносило на пояске этой куклы узелок-лакомник с зернышком и монеткой.

К сожалению, у меня нет фотографий, как мы делали этих кукол, и если кто-то еще фотографировал - буду рада, если добавите фотки и напишите свои впечатления о празднике.

А вот здесь рецепты блюд, которые готовили на праздник "Кузьминки".

Закуска «Птичка».

Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром.

Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник».

В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку - отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка - обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой.
Приятного аппетита!

Кузьма-Демьян - рукомесленники, курятники. Кузьминки. Встреча зимы. Первые морозы.
По народному календарю . Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.
«Курятники». Кузьма и Демьян известны в народе под именами «курятников» и «кашников», потому что я день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».
Еще весной старая бабка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени! »
Неизвестно, каким образом Кузьма и Демьян, известные, по церковным преданиям, как врачи-бессребреники, превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников». Но в некоторых местах народ придумал этому даже легендарное объяснение. Так, в Вологодской губернии рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условие, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Там возник даже своеобразный обычай: на домолотках крестьяне обязательно варили кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Домолачивая последний овин, они говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
В Курской губернии крестьяне забивали трех куриц и ели их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в здешних местах сопровождалась всегда специальной молитвой: « Кузьма-Демь-ян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За едой нельзя было ломать птице кости, а то якобы цыплята будут уродливыми.
В Тамбовской губернии хозяйки были твердо убеждены, что если в день Кузьмы и Демьяна зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съев их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на следующий год обязательно все куры будут с дырявыми кобылками.
Покровители семейного очага. Кузьма и Демьян в то же время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки: они готовили для семьи кушанья и угощали всех, причем в качестве почетного угощения подавали куриную лапшу, поэтому праздник был известен в народе под названием кочетятника.
Девушки зазывали святых: Матушка Кузьма-Демыш, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! КузьмаДемыш по селам ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!
Девушки мечтали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»
«Полно девкой чужое пиво варить, пора свое затевать», - говорили, имея в виду девушек на выданье.
В Пензенской губернии кузьминки сопровождались особым обычаем - «похоронами» Кузьмы-Демьяна. В «жировой» избе девушки готовили чучело, то есть набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему голову; затем надевали на чучело «ча-пан», опоясывали кушаком, клали на носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе устраивалась веселая пляска.
Покровители ремесел . Кузьма и Демьян называются еще руко-месленниками и считаются покровителями ремесел, и главным образом женских рукоделий. Это объясняется тем, что с этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, - говорили они, садясь за прялку, - сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше.
Праздничный стол . Справляя курячьи именины, варили пиво, пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом, чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.
Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Нередко обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
К столу приглашались парни. Такие пирушки, называемые кузьминками, продолжались до рассвета, причем парни обычно успевали вторично проголодаться и отправлялись воровать соседских кур, которых девушки жарили им в «жировой» избе. Молчали, конечно, сколько и у кого украли кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Приметы . Если Кузьма-Демьян закует, то раскует. Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет. Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правит.
Снежный день обещает будущей весне большой разлив. Если на. Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то и на другой год будет мороз.
С этого дня бьют кур на продажу. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.