Психология  Истории Обучение 

Учим ребенка определять где право, где лево? Как определить, где лево — где право

Если вы решитесь провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку, то его результаты будут весьма и весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде, чем поднять руку, сделают быстрое и едва заметное движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество взрослых людей путают право и лево. И что бы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поговорим о пространственной ориентации чуть подробнее…


Начнем с физиологии

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому, способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться, что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе.

Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже. Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.


Слева - тыква, справа - клюква!

У малышей до трех лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот такое абстрактное понятие, как пространство, для них пока непостижимо. Поэтому, объясняя малышу, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации. И начать, конечно, нужно с себя, любимого. Просто объясните крохе, что правая ручка – это та, которой он кушает. Можно придумать и другой заметный ориентир. Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. На этапе обучения напоминайте об этом почаще, иначе малыш может забыть ваши пояснения. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка – тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) – правые. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко дифференцироваться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия.

Многие вещи малыш постигает в повседневной жизни, как бы между прочим. Именно так обычно и происходит с ориентированием в пространстве. Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: “Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!” Во время одевания тоже не теряйте времени зря: “Давай оденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку, а теперь – на левую!” Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу и т.п. Много полезных фраз попадается в детских стишках и песенках. Например, моя Маша в 2,5 года уже хорошо знала, где у нее правый глаз, потому что очень любила показывать, как “акула-каракула правым глазом подмигнула”. А сейчас, напевая любимую песенку о резиновом ежике, показывает, в каком боку у ежика дырочка. В общем, используйте любую подходящую ситуацию, что бы лишний раз потренироваться. Ведь в нашем деле важна именно тренировка, тренировка и еще раз тренировка.


Веселая зарядка

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: “Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед” и т.п. Затем скомандуйте: “Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!” Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: “Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!” А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с крохой на пол и продолжайте упражнения: “Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!” Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить малышу поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать, как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)

А можно и веселый танец буги-вуги станцевать:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!


Мы по улице идем

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: “Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка”. Обычно, малыши показывают рукой на то, что их заинтересовало: “Вон поехал мотоцикл!” А вы прокомментируйте его слова: “Мотоцикл проехал слева от нас”. Спрашивайте у крохи, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, что бы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: “Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь – налево”. Во время ежедневного похода в детский сад попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: “Посмотрели налево, теперь направо!”

Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.


Умные игрушки

Игрушки – благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, что бы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Перечисли все игрушки справа налево, а теперь – слева направо…

А теперь возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: “Вперед! Налево! Направо! Назад!” Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть.

Все малыши любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: “Два шага налево, один прямо, один направо…”


Графический диктант

Это очень полезное упражнение, как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для трех-четырехлетних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на девять-двенадцать крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Мы для этих целей используем шахматную доску. А когда малыш немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и приступайте к диктовке. Пусть кроха отсчитывает нужное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того, что бы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.


Свет мой, зеркальце...

А с этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку “лицом” к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.


Налево равняйся!

С детишками, у которых ведущей рукой является правая, все ясно. А как быть маленьким левшам, от какой руки отталкиваться им? Действительно, леворукие малыши сталкиваются с определенными сложностями. Часто они плохо ориентируются в пространстве, путают право и лево, верх и низ. Связано это с особенностями строения головного мозга. У левшей, в отличие от большинства праворуких людей, ведущим является правое полушарие. В раннем детстве такие малыши видят мир в зеркальном отражении. Крохе сложно охватить целиком всю картинку, он выделяет лишь отдельные детали. В будущем у малыша могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. И что бы помочь маленькому левше, нужно уделить максимум внимания именно пространственной ориентации. Оденьте крохе на левую ручку браслет или часы. Для него это будет своего рода маркировкой, ориентиром в определении левой руки. Очень полезно для маленьких левшей выкладывать узоры из мозаики и кубиков. Но стремитесь, что бы ребенок выкладывал узоры слева направо, т.е. начинал ряд у левого верхнего угла поля, а заканчивал у правого верхнего. Затем опускаемся на ряд ниже и снова: слева направо. При этом научите малыша пользоваться важным ориентиром – маркированной рукой. Это поможет малышу легче освоить правильное направление при чтении и письме. И помните, что маленькие левши осваивают пространство позже своих праворуких сверстников. Так что, будьте терпеливы и снисходительны к крохе и все у вас получится.

А если ваш малыш с пространством на “ты”, то вы сможете проверить одно народное утверждение. Говорят, что будущие автомобилисты без проблем отличают право от лева. О вашем ли крохе это сказано? Очень может быть! А что бы убедиться в этом, осталось лишь чуть-чуть подождать…

Как научить ребенка различать лево и право Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется изучить немало законов и правил. А также развить важные умения, одно из которых – умение различать право и лево, то есть ориентироваться в пространстве. Как показывает практика воспитания дошкольников, понятия «верх» и «низ» довольно легко усваиваются детьми. А вот на то, чтобы запомнить, где левая, а где правая стороны – ребенку потребуется не один день. Родители должны уже с трех лет активно учить ребенка таким понятиям, как «право» и «лево», чтобы в будущем у крохи не было проблем с письмом, счетом, спортом и другими видами умственной и физической деятельности. Как научить ребенка различать лево и право 1. Первым шагом на пути к успеху может стать умение ребенка различать, где находятся левая и правая рука. Поскольку мышление у малышей конкретное, рекомендуется создать у дошкольника ассоциации с другими предметами. К примеру, объяснить, что правая рука – та, в которую он берет карандаш или ложку. 2. Если путаницы с руками уже не будет, откройте ребенку еще один «секрет»: все, что находится со стороны правой руки – тоже правое. Например, ножка, глазик, ушко, щечка и т.д. 3. Важно также натренировать умение определять расположение предметов в пространстве, а не только частей тела. Для этого попросите ребенка, чтобы он положил игрушку справа от себя или спросите, какие предметы находятся по левую руку от него и т.д. 4. Такой же прием используйте, когда вы с ребенком гуляете на улице – обращайте внимание на предметы и объекты вокруг. Не забывайте комментировать увиденное. Например: «Смотри, какая красивая собачка бежит слева от нас. Видишь?» или «Какие яркие розы на клумбе справа от тебя цветут, вот это да!» 5. Во время прогулки не забывайте делать акцент на предстоящем маршруте – это тоже поможет ребенку научиться отличать право и лево. Если дорога сворачивает, опишите это словесно: «Осталось только повернуть налево – и мы уже почти дома». Через некоторое время можно усложнить задание – и поиграть в игру «Проводи меня домой», когда ребенок сам комментирует пройденный путь. 6. Изучать где правая и левая стороны – можно, делая практически что угодно. В повседневной жизни, например, открывая шкаф с вещами ребенка, вы можете поинтересоваться: «А где это твоя красная футболка? Вот же она, лежит слева от синих штанишек». Или попросите малыша вам помочь – дайте задание достать книжку с полки, которая находится с левой стороны. Точно также, собираясь в садик, говорите, что один ботинок нужно надеть на левую ножку, а второй – на правую. Благодаря этим упоминаниям ребенок сможет быстрее запомнить слова и их значения, которые помогут ему ориентироваться в пространстве. 7. Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга. К четырехлетнему возрасту родители должны научить ребенка понимать значение слов «правый» и «левый». Для того, чтобы малышу было легко отличать, где право и лево, используйте специальные игры и упражнения. Кроме того, существует множество детских стишков, которые помогут научить ребенка ориентироваться в пространстве.

Как быстро научить ребенка ориентироваться в пространстве? Как показывает практика, такие понятия, как «низ» и «верх» даются детям легко, а вот такие, как «лево-право» - сложно.

Знаете ли Вы, что когда-то давно, в царской армии у солдат, которые походили из крестьян, была большая проблема с понятиями «лево-право», они не различали этих сторон, поэтому руководить ими было сложно. Так вот командиры придумали, как решить этот вопрос. Они дали задание привязывать к ногам солдат пучки соломы и сена. Тогда команда звучала таким образом: «Сено-Солома». И солдаты перестали путаться. Но, время идет, и такие методы обучения нам не подходят. Сегодня солдаты браво выполняют все команды, не путаясь, поскольку уже с рождения учатся различать, где правая сторона, а где – левая. Эти знания важны для того, чтобы ориентироваться в пространстве, на уроках физкультуры и т. д.

Как научить малыша различать, где право, где лево?

1. Для начала нужно научить его ориентироваться, где правая рука, а где левая, а позже – нога. Удобно это делать, объяснив, что правая рука та, в которую он обычно берет ложку, карандаш, ручку.

2. Одевая кроху, комментируйте: эту штанину одеваем на правую ногу, а эту – на левую. Один ботинок одеваем на одну ногу (левую), а второй - на другую (правую).

3. В процессе приема пищи тоже можно комментировать: ложку мы держим в правой руке, а хлеб – в левой.

4. После того, как малыш разберется с тем, где у него правая рука, а где – левая, откройте ему еще один маленький секрет: все то, что находится с той же стороны, что и правая рука – находится справа, и наоборот. Например, глаз, ухо, щека и т. д.

5. Важно также научиться, не только определять части тела, но и положение предметов в пространстве. Для этого используйте специальные упражнения, например, дайте задание положить игрушку справа от себя. Спрашивайте, какие предметы находятся по правую сторону, а какие – по левую и т. д.

6. Учитесь не только дома, но и на улице. Обращайте внимание ребенка на то, что он видит справа от себя, а что – слева. Например, «Давай присядем на лавочку, слева от тебя». Либо так: «Посмотри, какие интересные качели находятся справа от тебя».

7. Гуляя по улице, делайте акцент и на маршруте. «Вот мы повернем направо и будем уже дома». «Для того чтобы попасть в магазин, нам нужно повернуть налево».


8. Ежедневно обращайте внимание ребенка на стороны лево-право. Например, спрашивайте: «Где ты положил свою любимую игрушку? Так вот же она, лежит справа от мяча». Попросите ребенка дать вещь, которая лежит слева от чего-то. Благодаря таким регулярным упоминаниям сторон, ребенок быстрее их запомнит.

9. Используйте для обучения различные игры, танцы, песенки, стишки, мультфильмы и видео. Например:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
"Победа!" - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые позволят ребенку быстрее запомнить, где право, а где лево:

1. Игра «Лево-право»

Просим ребенка поднять вверх левую руку. Если он это делает правильно, даем ему в эту руку игрушку. Затем просим, чтобы он правой рукой дотронулся до правого глаза, уха, щеки, ноги и т. д. Потом наоборот.


2. Игра «Бравый солдатик»

В этой игре нужно выбрать командира. Им может быть как мама, так и ребенок. «Командир» «солдатику» должен давать различные команды, а тот - выполнять их. Команды могут быть следующими:
* Поднять вверх правую руку.
* Поднять в сторону левую руку.
* Закрыть правый глаз.
* Стать на левую ногу.
* Поднять вверх правую ногу и т. д.

Если в роли «командира» выступает малыш, можно ошибаться, чтобы он исправлял. Детям обычно нравиться исправлять действия взрослых.

3. Игры с мячом

Ребенок тоже учит такие понятия, как «верх-низ», «право-лево», «вперед-назад», и другие. Пусть он бросает и комментирует, либо дает задание, куда бросить другим игрокам.

Используя такие несложные игры и придерживаясь простых правил, Вы легко сможете научить малыша ориентироваться в пространстве и различать, где право, а где – лево.

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

Формирование знаний и умений различать лево и право;

Развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе).

Воспитатель и дети заходят в группу строем. Воспитатель зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе:

("Весёлые картинки", 1981, №11)

Воспитатель и дети останавливаются.

Воспитатель: Дети, мне кажется, чтобы нам маршировать было веселее нам нужен барабан. Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А где же нам взять барабан?

На полу лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.

Воспитатель: Дети, это записка. «Если вам нужен барабан, вам нужно пройти извилистую дорогу по инструкции: идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо». Это как раз то, что нам надо. Только нужно знать, где лево, а где право. Дети, вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А вот я вас сейчас проверю. Поиграем в такую игру: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.

Воспитатель: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Теперь поднимите правую руку.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.

Воспитатель: Давайте споем песню про левую и правую ногу. Смотрите на меня, повторяйте движения и следите, за тем, какой рукой вы делаете движения.

Левая и правая (песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит (то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

Дети сначала показывают, где у них левая и правая руки, потом помогают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте снимем ленточки с рук и снова поиграем в игру, в которую мы играли сначала: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять, затем усложняет задание, просьбой показать еще и правую и левую ноги. Когда все ребята перестанут путаться, воспитатель останавливает игру.

Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь. Давайте встанем на начало дорожки и будем зачитывать, куда нам повернуть. Я буду читать, а вы показывать. «Идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо»

Дети показывают путь.

Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.

Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.

Воспитатель и дети пробуют играть на барабане. Затем воспитатель сам бьет в барабан и зачитывает стихА. Барто « Барабанщик» , и ходит с детьми по группе.

Литература:

1. Весёлые картинки, 1981, №11.

2. Серия "Музыка с мамой" Сергей и Екатерина Железновы Пять поросят.

Нравится 1 Плохо 1

Наталья Демченкова
Консультация для родителей. «Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Физиологические особенности человека таковы, что за правильное формирование представлений о пространстве отвечает не один какой-то специальный орган чувств, а комплексное взаимодействие нескольких сразу: зрения, слуха, осязания. Для правильного формирования ощущения пространства все эти чувства нужно развивать одновременно. Недостаточное развитие пространственного восприятия отрицательно сказывается на уровне интеллекта ребенка. Поначалу малышу сложно ориентироваться в «схеме» своего тела, позже возникнут сложности в ориентировке на листе бумаги, в освоении навыков письма, чтения, счета. В детском саду на преодоление этой проблемы уделяется очень много времени и усилий. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий. Мы, педагоги, призываем вас, уважаемые родители, не оставайтесь в стороне. Следуйте нашим рекомендациям, и вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ребенку письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности.

o Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например правая (левая для леворуких) рука - та, которой он держит ручку или ложку.

o Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки - тоже правое. Нога, ухо, глаз.

o Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.

o Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!»

o На прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево». «Сейчас нам направо».

o Систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода».

o Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

o Конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.

Утренняя гимнастика с пользой

Упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: "Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед! " и т. п. Затем скомандуйте: "Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой! " Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: "Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо! " А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребенком на пол и продолжайте упражнения: "Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку! "

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание детей, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребенку поиграть маленьким мячиком, бросая его то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть много замечательных стихов, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

(И. Токмакова)

Или такое стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» – раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

(В. Берестов «Где право, где лево»)

Танец буги-вуги

Ручку правую вперед,

А потом ее назад.

И опять ее вперед,

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок. Например, ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома). Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно. Малыш встаёт в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т. е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. И сделай два шага вперед. А теперь повернись влево, три шага вперед. Еще раз повернись влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье! Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура! Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Рисуем и учимся

Графический диктант - полезное упражнение для развития пространственной ориентации на плоскости, и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для 3-4-летних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску. А когда кроха немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть он отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик - и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Отпечатки правой и левой руки.

Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите у крохи, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: "Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко". А теперь обведите на листе несколько правых и левых ладошек в разных положениях (чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны). Сможет ли малыш дорисовать на всех левых руках часы, а на всех правых - браслеты?

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: "Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него - собачку, а справа - кошечку". Или: "Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку? " А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Будьте терпеливы и у вас все получится!