Психология  Истории Обучение 

Одноклеточные таблица. Современные представления о гене и геноме. Генотип как целостная система

Рис. 72. Бактерии и одноклеточные грибы: 1 - кишечные палочки; 2 - дрожжи

Вспомните, на какие царства разделяют все организмы. Рассмотрите рисунки 72, 73. Каковы особенности строения одноклеточных организмов? Рассмотрите рисунки 74, 75. Чем колониальные организмы отличаются от одноклеточных? Сравните много клеточные и одноклеточные организмы. В чем их существенные отличия?

Недифференцированная морфология клеток. Существуют клетки с потенциалом генерации любого типа клеток и называются тотипотентными стволовыми клетками. Это эмбриональные стволовые клетки, которые образуют бластоцист. Они представляют собой огромный терапевтический потенциал для получения тканей для восстановления скомпрометированных органов. Это клетки, используемые в качестве рецепторов при клонировании.

Некоторые клетки имеют ограниченный потенциал дифференциации, что может привести к появлению нескольких типов клеток, которые называются плюрипотентными стволовыми клетками. Они начинают свое дифференцирование во время гаструляции. Эти клетки прошли через несколько этапов дифференциации и имеют постоянные изменения. Магистральные клетки могут быть получены из пуповины после рождения ребенка и заморожены для последующего использования.

Организм (от лат. организме - устраиваю, придаю стройный вид) - это биологическая система, состоящая из взаимосвязанных частей, функционирующих как одно целое. Для любого организма характерны все признаки живого: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, наследственность и изменчивость, рост, развитие и размножение. Организмы, обитающие на Земле, очень многообразны по строению: одноклеточные, колониальные и многоклеточные. При этом только среди одноклеточных встречаются прокариоты, а все колониальные и многоклеточные - эукариоты.

Примеры: Мезенхимальные клетки Гематопоэтические стволовые клетки Эпителиальные стволовые клетки Стволовые стволовые клетки ствола. Это долгое время, прежде чем мы сможем понять этот процесс. Согласовано, что для дифференцировки происходит, клетка должна прекратить распространение. Дифференциация зависит от сигналов от гормонов, внеклеточного матрикса, контакта между клетками и факторов дифференцировки, называемых генерализованными цитокинами.

Согласование сигналов, полученных клеткой, приводит к подавлению определенных генов и активации других. Это явление может изменить форму клетки, ее продукты для экспорта и ее собственную структуру и молекулы ее поверхности. Эти изменения будут отражать, как эта клетка взаимодействует с другими клетками и с внеклеточным матриксом. Он может оставаться на месте, размножаться или мигрировать в другие ткани или другие области ткани. Процесс кератинизации эпителия.

Одноклеточные организмы. Самые простые формы организмов - одноклеточные. Они встречаются среди всех основных царств живой природы: бактерий, растений, животных и грибов (рис. 72, 73). Одноклеточные организмы распространены в воде, почве, воздухе, а также в телах многоклеточных организмов. Одноклеточные организмы успешно приспособились к разнообразным условиям жизни и составляют почти половину от массы всех организмов Земли. Часть из них являются автотро фами, другие - гетеротрофами.

Недавние данные экспериментов по клонированию показывают, что ядра взрослых клеток имеют постоянные модификации, которые каким-то образом отражают историю этой клетки. Во время дифференцировки клеток некоторые белки экспрессируются кратковременно и могут быть обнаружены с помощью специфических антител, продуцируемых у животных, иммунизированных этими белками. Эти антитела являются важными инструментами для изучения дифференцировки клеток и диагностики лейкемии и других видов рака. В некоторых опухолях белки, экспрессируемые только на эмбриональной стадии, снова экспрессируются у взрослых.

Рис. 73. Одноклеточные водоросли и простейшие: 1 - хлорелла; 2 - амеба обыкновенная, захватывающая ипфузорию-туфельку

Отличительная особенность одноклеточных - достаточно простое строение тела. Это клетка, обладающая всеми основными признаками самостоятельного организма. Органеллы (от лат. органелла - уменьшительное от органа, т. е. маленький орган) клетки, подобно органам многоклеточных организмов, выполняют различные функции. Размножаются одноклеточные достаточно быстро и при благоприятных условиях в течение часа могут давать два, а иногда и три поколения. При неблагоприятных условиях они могут образовывать споры, покрытые плотными оболочками. Процессы жизнедеятельности в спорах практически отсутствуют. При благоприятных условиях спора вновь превращается в активно функционирующую клетку.

Пример: альфа-фетопротеин выражается в основном в период эмбриона, а не экспрессию альбумина, который происходит в основном после рождения. При раке печени альфа-фетопротеин выражается в больших количествах и может быть обнаружен в сыворотке. Сохраненные механизмы внутриклеточной сигнализации.

Взаимодействие клеток с гормонами, нейротрансмиттерами с другими клетками и с внеклеточным матриксом обычно происходит через рецепторы на клеточной мембране или внутри клетки. Вторичные медиаторы продуцируются и могут быть перенесены в ядро ​​путем активации или подавления экспрессии разных генов. Кроме того, цитоскелетные изменения могут изменять форму и адгезию клеток. Внутриклеточные сигнальные механизмы хорошо сохраняются, причем некоторые из медиаторов присутствуют в бактериях и метазоа.

Прокариотные одноклеточные организмы входят только в царство Бактерии. Одноклеточные эукариоты встречаются в остальных царствах живой природы. В царстве Растения - это одноклеточные водоросли, в царстве Животные - это простейшие, в царстве Грибы - это одноклеточные грибы-дрожжи.

Колониальные организмы. Многие ученые считают колониальные организмы переходными от одноклеточных форм жизни к многоклеточным. В примитивном виде такое явление наблюдается у прокариот - бактерий, которые, делясь, образуют колонии. Причем для каждого вида бактерий характерна своя определенная форма колонии. Они синтезируют определенные ферменты, позволяющие им более эффективно использовать питательные вещества. При неблагоприятных условиях клетки такой колонии образуют споры, позволяющие выживать организму.

Это распространенный механизм распространения видов растений, бактерий и простейших. Это искусственный научный метод размножения, потому что в природе живые существа размножаются через половые клетки, а не через соматические клетки. Они принадлежат королевству Фунги и имеют микроскопические и макроскопические структуры, а их главными представителями являются плесени, плесени, дрожжи, шампиньоны.

  • Наблюдение одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов.
  • Генетически равные индивидуумы из родительской клетки.
Верьте или нет, клетка вашего пальца имеет общие черты с микроскопическим организмом и с клетками из дубового листа.

Колонии могут образовывать и зеленые водоросли. Наиболее интересна в этом отношении колония вольвокса, которая больше напоминает многоклеточный организм (рис. 74). Согласованное биение жгутиков обеспечивает направленное движение. Репродуктивные клетки, отвечающие за размножение, располагаются с одной стороны колонии. Благодаря им внутри материнской колонии образуются дочерние колонии, которые потом отделяются и переходят к самостоятельному существованию.

Чтобы понять структуру и функцию клеток многоклеточных организмов, таких как люди, мы можем изучить характеристики одноклеточных организмов. Многоклеточные организмы более крупные и более сложные, чем одноклеточные организмы. Из-за большого количества клеток и их специализированных клеток многоклеточные организмы разрабатывают разные способы получения того, что им нужно.

Многоклеточные организмы не важнее одноклеточных. Одноклеточные организмы очень разнообразны, и они чрезвычайно важны биологически. Одноклеточные организмы дают нам много преимуществ. Например, некоторые бактерии являются разлагающимися. Они живут в почве и разрушают мертвую ткань. При этом они перерабатывают очень важные вещества, которые необходимы для жизни.


Рис. 74. Колониальная водоросль вольвокс: 1 - внешний вид колонии: 2 - строение отдельных клеток, связанные друг с другом нитями цитоплазмы

Многоклеточные организмы. Хотя одноклеточные очень многочисленны и широко распространены на Земле, по сравнению с ними многоклеточные организмы имеют ряд преимуществ. В первую очередь, они могут использовать ресурсы среды, недоступные единичной клетке. Например, наличие множества клеток, образующих различные ткани и органы, позволяет дереву или кустарнику достичь большой величины, с помощью корней обеспечить себе водное и минеральное питание, а в зеленых листьях создавать органические вещества. Многоклеточные животные благодаря тканям и органам способны лучше добывать пищу, осваивать новые места обитания.

Исследования в области генетики тирозинкиназ предоставили некоторую информацию об эволюции от простоты одной клетки до сложности многоклеточных животных и растений. Чтобы объединить сложность и эффективность в одном организме, эволюция применила разделение труда. Одноклеточный организм должен выполнять все свои функции из своей отдельной клетки. На более сложном уровне многоклеточных различных задач выполняются разные ячейки. Эволюция к многоклеточным клеткам обязательно сопровождается установлением связей между клетками, а также сигнальными молекулами, которые, подобно тирозинкиназам, вызывают модификации в клетках-мишенях.

Рис. 75. Ткани многоклеточных организмов: 1 - растительная ткань (основная фотоеннтезирующая); 2 - животная ткань (реснитчатый эпителий)

В многоклеточном организме клетки очень разнообразны, но всегда можно выделить группы клеток, сходные по строению и функциям. Группы клеток и межклеточного вещества многоклеточного организма, имеющие одинаковое строение, происхождение и выполняющие сходные функции, называют тканями (рис. 75). Специализация клеток на выполнение определенных функций повышает эффективность работы всего организма.

Сравнение генов многоклеточных животных с одноклеточными формами предков может выявить генетические механизмы, работающие за этим эволюционным подвигом. Подход к идентификации генов, ответственных за формирование колоний, состоял в изучении генетических различий между колониальными и одноклеточными формами эти протисты. В колонии некоторые клетки отличаются друг от друга, потому что они слегка дифференцированы.

В колонии также размещены камеры, специализированные на размножении. Хронофотография позволила зарегистрировать синхронизированное ядерное деление в синцитии. Ансамбль ведет себя как единая согласованная единица, состоящая из нескольких структурно и функционально связанных клеток.

Различные ткани объединяются в органы, которые, в свою очередь, образуют системы органов. Внутренние органы и системы органов характерны для животных. Растения имеют несколько иное строение органов, но и они состоят из различных тканей.

Неклеточные формы жизни

Вирусы. Кроме организмов, имеющих клеточное строение, существуют и неклеточные формы жизни - вирусы (от лат. вирус - яд). Их свойства позволяют, с одной стороны, считать их живыми телами природы, а с другой стороны, рассматривать их как молекулы веществ неживой природы. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. В то же время они не способны к самостоятельному обмену веществ, превращению энергии и размножению. Поэтому вирусы - переходная группа между живой и неживой природой.

Выяснение функции этих критических генов может прояснить феномен клеточной дифференцировки и ее дисфункции, приводящие к таким заболеваниям, как рак. Первые многоклеточные организмы появились сотни миллионов лет назад, и это повторяющийся вопрос среди биологов, и американские ученые воспроизвели этот процесс в лаборатории всего за 60 дней!

На фотографии в правом верхнем углу показаны пивные дрожжи, прежде чем они будут культивированы. На других изображениях показаны колонии, полученные после 60 выборов, и напоминающие снежинки. Эти ассоциации являются результатом недиссоциирования клеток после их деления.

Рис. 76. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920)

Вирусы настолько малы, что до появления электронного микроскопа их природа оставалась неясной. Активное изучение вирусов началось лишь во второй половине XX в. В это же время оформилась и отдельная наука о вирусах - вирусология. В настоящее время изучение вирусов идет очень интенсивно, открыто много новых их видов.

Клетки специализируются на благо группы

Дрожжи помещали в культуральную среду, богатую питательными веществами. Через некоторое время пробирки центрифугировали. Затем группы наиболее быстрых проточных клеток восстанавливали и возвращали в культуру. Затем этот цикл повторялся шестьдесят раз с десятью репликами.

Через 60 дней после первой культуры анализировались глыбы клеток, напоминающие клетки. Они состояли из организмов, объединенных в результате разломов, а не живых существ разного происхождения, которые просто объединялись. Поэтому все ячейки, принадлежащие к группе, имеют одинаковые значения; на этом уровне нет конфликта интересов.

Частицы вирусов имеют симметричную структуру и разнообразную форму (рис. 77). Среди них встречаются многогранники (вирус полиомиелита и вирус герпеса), палочковидные (вирус табачной мозаики) и неправильно овальной формы (вирус гриппа).


Рис. 77. Вирус табачной мозаики: 1 - растение табака, пораженное вирусом; 2 - электронпая фотография вируса; 3 - схема строения

Помимо критического размера колонии дрожжей ломаются, чтобы вызвать распространение, которые отвечают за распространение, и остаются связанными с родительской структурой до тех пор, пока клетки прикрепления, которые не Они не воспроизводят, не умирают, они могут изменить способ их смерти, поэтому они приобрели новую функцию, необходимую для жизни колонии, поскольку существует сотрудничество между клетками. многоклеточный организм.

Таким образом, наблюдаются два типа клеток, как у растений и животных: зародышевые клетки и соматические клетки. Считается, что агрегация клеток, склеенных вместе после расщепления, находится в начале многоклеточных клеток. Это явление имело бы место в 25 различных группах. Теперь исследователи хотят воспроизвести тесты на этих других линиях, чтобы сравнить механизмы и гены. и их результаты уже оказались интересными.

Вирусы имеют очень примитивное строение. Отдельные частицы вирусов - вирионы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белков. Нуклеиновая кислота служит наследственным аппаратом вирусов и может быть представлена как молекулой ДНК, так и РНК. Она составляет сердцевину вируса и защищена капсулой. Капсула построена из множества молекул белка, компоновка которых определяет внешнее строение вириона. У некоторых представителей вирусов, помимо капсулы, может быть еще дополнительная оболочка из белков и липидов.

Бывшая французская колония Габона. Осадочный бассейн Францивилля является обширной территорией к северу от города Франция. Имеются значительные месторождения урана. Период от 2, 5 до 1, 6 млрд лет упоминается как палеопротерозой. Это самый старый протерозоя и до сих пор предполагалось, что в тех древних времен заселена только землю одноклеточные бактерии, в основном анаэробные, хотя в этот период включает в себя слои железистых руд, обозначающих кислорода в атмосфере, чтобы произвести цианобактерии, а затем первый зеленых водорослей.

Его создание, согласно нашим предыдущим идеям, связано с окончанием старого города, около 600 миллионов лет назад. Однако сегодняшнее издание Природы может изменить многие в этом отношении. Поскольку это важная локализация, период образования отдельных слоев осадочных пород был установлен ранее. Их знакомства позволили определить возраст ископаемой находки в течение 2, 1 миллиарда лет. Ученые смогли «собрать» всю коллекцию около 250 ископаемых особой уплощенной овальной формы с самым длинным размером в диапазоне от 0, 7 до 12 сантиметров.

Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных, человека и бактерий.

Рис. 78. Строение вируса-бактериофага: 1 - белковая капсула; 2 - ДНК вируса; 3 - воротничок: 4 - хвостовой чехол; 5 - базальная пластинка с шипами; 6 - хвостовые нити

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает заболевание СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита (рис. 79). Вирионы ВИЧ имеют округлую форму. Снаружи они покрыты белково-липидной мембраной. Под мембраной располагается промежуточная белковая капсула. Внутри нее находится генетический аппарат ВИЧ - две молекулы РНК.

Размер, правильная форма и конструкция ученых-ископаемых убеждены, что это самый старый обнаруженный многоклеточный организм. Когда палеонтологи согласны с тем, что интерпретация верна, то это значительно изменит наши идеи. Это была древняя многоклеточная живая структура, которая выросла на земле в течение полутора миллиардов лет - более чем в 3 раза - раньше, чем мы когда-либо предполагали!

Конечно, это не сложные формы с дифференцированными органами. Хотя хранение качественных отпечатков в камне никогда не скажет нам ничего, ученые предполагают, что тело макроса было мягким, гибким и плоским, возможно, с слегка волнистой границей. Это должна быть первая форма взаимодействующих друг с другом клеток, сообщающихся с биохимическими сигналами. Поскольку отдельные окаменелости схожи, клетки должны быть «сознательными» от своего местоположения в объединенной единице. Авторы исследования убеждены, что бактерии были сгруппированы вместе, которые смогли химически взаимодействовать друг с другом и, таким образом, создать более сложную структуру, чем аморфные колонии.


Рис. 79. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ): 1 - белковая капсула; 2 - .молекулы фермента; 3 - РНК; 4 - липидная мембрана; 5 - белки мембрапы

При попадании вируса ВИЧ в кровь человека, он поражает лейкоциты, которые отвечают за иммунитет организма. Пораженные лейкоциты либо погибают, либо перестают узнавать чужеродных болезнетворных бактерий и аномальные клетки человека, которые образовались в результате нарушения нормального клеточного деления. В результате зараженный вирусом ВИЧ человек погибает от инфекционного заболевания, так как лейкоциты бездействуют и не вырабатывают белки-антитела. Смерть человека может наступить и от ракового заболевания, к которому приводит разрастание аномальных клеток. Ученые ведут интенсивный поиск препаратов, способных защитить или вылечить это тяжелейшее инфекционное заболевание человечества.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Дайте определение организма. Какими чертами он должен обладать как самостоятельная биологическая система?
  2. Перечислите общие признаки одноклеточных организмов.
  3. В чем заключается усложнение организации при переходе от одноклеточных прокариот к эукариотам?
  4. Назовите одноклеточных представителей каждого царства организмов.
  5. Чем можно объяснить высокие приспособительные возможности одноклеточных организмов?
  6. Чем колониальные организмы отличаются от одноклеточных и многоклеточных?
  7. В чем основное различие клеток многоклеточных и одноклеточных организмов?
  8. Почему вирусы считают переходной группой между живой и неживой природой?
  9. Чем вирусы по строению отличаются от бактерий?
  10. Какие болезни вызывают вирусы у растений, животных и человека?
  11. Какое строение имеет вирус-бактериофаг? Как человек использует бактериофагов?
  12. Какое строение имеет вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)? Какое заболевание вызывает ВИЧ? В чем оно проявляется?



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Все живые организмы по количеству клеток делятся: на одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным организмам относятся: уникальные и невидимые невооруженным глазом бактерии и простейшие.

Бактерии микроскопические одноклеточные организмы размером от 0,2 до 10 мкм. Тело бактерий состоит из одной клетки. В клетки бактерий нет ядра. Среди бактерий встречаются подвижные и неподвижные формы. Передвигаются с помощью одного или нескольких жгутиков. Клетки разнообразны по форме: шаровидные, палочковидные, извитые, в форме: спирали, запятой.

Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее количество их находится в почве на глубине до 3 км. Обнаружены в пресной и соленой воде, на ледниках и в горячих источниках. Их много в воздухе, в организмах животных и растений. Не является и исключением и организм человека.

Бактерии своеобразные санитары нашей планеты. Они разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений, тем самым способствуют образованию перегноя. Превращают перегной в минеральные вещества. Усваивают азот из воздуха и обогащают им почву. Бактерии используют в промышленности: химической(для получения спиртов, кислот), в медицинской (для получения гормонов, антибиотиков, витаминов и ферментов), пищевой (для получения кисломолочных продуктов, квашения овощей, изготовления вина).

Все простейшие состоят из одной клетки (и просто устроены), но эта клетка целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Амеба (микроскопическое животное) похожа на маленький (0,1-0,5 мм), бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму («амеба» означает «изменчивая»). Питается бактериями, водорослями и другими простейшими.

Инфузория туфелька (микроскопическое животное, ее тело по форме напоминает туфлю) – имеет удлиненное тело длиной 0,1-0,3 мм. Она плавает с помощью ресничек покрывающих ее тело, тупым концом вперед. Питается бактериями.

Эвглена зеленая – тело вытянутое, длиной около 0,05 мм. Передвигается с помощью жгутика. Питается как растение на свету, и как животное в темноте.

Амебу можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном (с загрязненной водой).

Инфузория туфелька – обитатель водоемов с загрязненной водой.

Эвглена зеленая – живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах.

Инфузория туфелька – очищает водоемы от бактерий.

После гибели простейших образуются известковые отложения (например, мел) корм для других животных. Простейшие возбудители различных болезней, среди которых немало опасных, приводящих больных к смерти.

Система понятий


Учебно-воспитательные задачи :

  1. познакомить учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением;
  2. продолжить формировать коммуникативные умения, работа в паре (группе);
  3. продолжить формировать умения: сравнивать, обобщать, делать выводы при выполнении заданий (направленных на закрепление нового материала).

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Вид урока : продуктивный (поисковый), с применением ИКТ.

Методы и методические приемы

  • Наглядные – демонстрация слайдов («Царства живой природы», «Бактерии», «Простейшие»);
  • Словесные – беседа (беседа инструктивная); опрос: фронтальный, индивидуальный; объяснение нового материала.

Средства обучения : Слайдовые презентации: «Бактерии», «Простейшие», учебник.

Ход урока

I. Организация класса (3 мин.)

II. Домашнее задание (1-2 мин.)

III. Актуализация знаний (5-10 мин.)

(Актуализация знаний начинается с демонстрации рисунка Царства живой природы).

Посмотрите, внимательно на рисунок, к каким царствам относятся организмы, показанные на рисунке? (презентация 16 слайд 1), (к бактериям, грибам, животным, растениям).


Рис. 1 Царства живой природы

Сколько царств живой природы? (4) (вопрос задается, для того чтобы привести знания в систему и прийти к схеме, слайд 2)


Из чего состоят все живые организмы? (из клеток)

На сколько и на какие группы можно разделить все живые организмы? (слайд 3), (в зависимости от количества клеток)


*ученики могут не назвать представителей одноклеточных (** скорее всего не назовут простейших т. к. – еще не знакомы с ними).

IV. Ход урока (20-25 мин.)

Мы с вами вспомнили: царства живой природы; и на какие группы делятся организмы (по количеству клеток) давайте выскажем предположения о том, что мы сегодня будем изучать. (Ученики высказывают свое мнение, учитель направляет их и «приводит» к теме) (слайд 4).

Тема: Одноклеточные организмы

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Предположения учащихся, учитель направляет, корректирует).

Цель: Знакомство со строением одноклеточных организмов

Для того чтобы выполнить поставленную цель мы с вами отправимся в «Путешествие в страну бактерий и простейших» (слайд 6)

(Самостоятельная работа учеников с презентациями: «Бактерии» (презентация 2 ), «Простейшие» (презентация 1 ) по инструкции учителя)

(Перед началом работы проводится физминутка «Мухи», слайд 5)

Таблица 1: Одноклеточные животные (слайды 7, 8)

Название одноклеточных (название: простейших; бактерий) Местообитание (где живут?) Питание (кем или чем питаются?) Строение, размеры тела (в мм) Значение (польза, вред)
Бактерии везде (почва, воздух, вода и т.д.) большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами маленьких размеров; клетки не имеют ядра санитары, повышают плодородие почвы, используются в пищевой промышленности, для получения лекарств
Простейшие:
Амеба в прудах бактериями, водорослями, другими простейшими 0,1-0,5, студенистый комочек корм для других животных, возбудитель заболеваний человека и животных
Инфузория туфелька в водоемах бактериями 0,1-0,3; похожа на туфлю, тело покрыто ресничками корм для других животных, очищает водоемы от бактерий
Простейшие:
Эвглена зеленая в прудах, лужах Питается как растение на свету, и как животное в темноте 0,05, тело вытянутой формы, со жгутиком корм для других животных

После этой работы следует обсуждение таблицы (и, следовательно, нового материала с которым ребята познакомились в ходе «Путешествия»).

(После обсуждения возвращаемся к цели, выполнили ее?)

(Ученики формулируют выводы о том так то же такие одноклеточные организмы?, слайд 9)

V. Подведение итогов урока (5 мин.)

Рефлексия по вопросам:

  • Понравился ли мне урок?
  • С кем мне больше понравилось работать на уроке?
  • Что я понял из урока?

Литература:

  1. Учебник: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Природа. 5 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Заяц Р.Г., Рачковская И. В., Стамбровская В.М. Биология. Большой справочник для школьни­ков. – Минск: «Вышэйшая школа», 1999.