Психология  Истории Обучение 

Анализ и оценка разных гипотез происхождения человека. Гипотезы происхождения человека


Жизнь – активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Коацерваты – капли или слои с большей концентрацией коллоида (разведённого вещества), чем в остальной части раствора того же химического состава.
Пробионты – белковые коацерваты, гипотетический первичные организмы (клетки), положившие начало всему современному разнообразию жизни на Земле, содержавшие макромолекулы (пробелки и про-ДНК) и получившие способность к самовоспроизведению.

2. Каковы основные отличительные признаки живого от неживого?
Живое отличается от неживого такими признаками, как: единство химического состава, единство структурной организации, открытость, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, саморегуляция, развитие и рост, раздражимость, наследственность и изменчивость.

3. Каковы современные взгляды ученых на происхождение жизни?
В современной науке принята гипотеза абиогенного (небиологического) происхождения жизни под действием естественных причин в результате длительного процесса космической, геологической и химической эволюции – абиогенез. Первый этап возникновения живого связан с химической эволюцией, в результате чего образовались различные углеводородные соединения. Второй этап возникновения живого связан с появлением белковых веществ. Третий этап возникновения жизни связан с формированием у органических соединений способности к самовоспроизведению. Для всех ныне существующих организмов характерно такое направление потока информации: ДНК РНК белок.

4. Выполните самостоятельную работу.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле
Результаты занесите в таблицу.

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Сделайте вывод о том, можно ли считать, что проблема происхождения жизни на Земле в настоящее время уже решена.
Гипотеза абиогенного происхождения жизни в процессе биохимической эволюции с научной точки зрения является наиболее разработанной. Однако нерешенным является вопрос, когда и где происходил абиогенный синтез органических соединений и, самое главное, как произошел скачок от неживого к живому.

Основные этапы развития жизни на Земле

1. Заполните таблицу.

Основные этапы развития жизни на Земле с позиций теории биопоэза



2. Какие существуют гипотезы происхождения эукариот?
Большинство ученых считают, что эукариоты возникли от прокариотических клеток. Существуют две гипотезы происхождения эукариот:
1. эукариотическая клетка и ее органоиды образовывались путем впячивания клеточной мембраны;
2. симбиотическая гипотеза, согласно которой митохондрии, пластиды, базальные тельца ресничек и жгутиков были когда-то свободными прокариотами. Органеллами они стали в процессе симбиоза.

3. Какие факты свидетельствуют в пользу гипотезы симбиотического происхождения эукариотической клетки?
В пользу этой гипотезы свидетельствует наличие собственных РНК и ДНК в митохондриях и хлоропластах. По своему строению РНК хлоропластов сходны с РНК цианобактерий, РНК митохондрий сходны с РНК пурпурных бактерий.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

1. Дайте определения понятий.
Эра – это участок геохронологической шкалы, крупный Земли.
Период – это участок геохронологической шкалы, разделяющий эру на несколько частей.

2. Каковы основные причины многообразия видов организмов на Земле?
Причины многообразия видов – результат взаимодействия движущих сил эволюции: наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора. На Земле существуют различные среды обитания. В связи с этим каждый вид приспособился к условиям жизни каждый в своей среде. Большое разнообразие видов в природе уменьшает шансы вымирания.

3. Заполните таблицу.

Усложнение живых организмов на Земле

Практическая работа №14 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Цель работы: На примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.

№1 – Наличие у человека рудиментарных органов, например, копчика.

№2 – Невозможность на данный момент составить полную картину возникновения человека от диких предков.

№3 – Наличие у человека волосяного покрова на голове.

№4 - Наличие у человека атавизмов.

№5 – Наличие четырёх разных рас Человека разумного.

№6 – Наличие в разных геологических слоях ископаемых останков животных, не существующих в настоящее время.

№7 – Сложная структура головного мозга человека по сравнению с животными.

№8 – Способность человека использовать орудия труда.

№9 - Наличие только у человека членораздельной речи.

№10 – Наличие у человека племён, ведущих примитивный образ жизни.

№11 – Относительно большие размеры головного мозга человека в сравнении с животными.

№12 – Очень сложная социальная структура большей части человеческого общества.

№13 – Наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека.

№14 – Сложность поведения и проявления психической деятельности человека.

№15 – Общность строения основных систем органов у человека и животных.

Задание №2: тест.

А1. Из перечисленных предков современного человека самым ранним представителем рода Человек является: а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп; г) кроманьонец.

А2. Ископаемый предок человека с объемом головного мозга 500-600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудия труда, - это:

а) кроманьонец; б)питекантроп; в) неандерталец; г) австралопитек.

А3. Социальную природу имеет фактор эволюции человека:

а) дрейф генов; б) естественный отбор; в) наследственность; г) трудовая деятельность.

А4. В связи с прямохождением у человека: а) сформировалась речь; б) стопа имеет свод; в) сильно развит мозговой отдел черепа; г) позвоночник состоит из позвонков.

В1. К биологическим факторам эволюции человека относятся:

1) естественный отбор; 4) наследственная изменчивость;

2) развитие искусства; 5) изоляция;

3) трудовая деятельность; 6) сознание и речь.

В2.Особенности приматов, послужившие важными предпо­сылками для антропогенеза, это:

1) наличие диафрагмы; 4) хватательная передняя конечность;

2) млечные железы; 5) общественный образ жизни;

3) хорошо развитый головной мозг; 6) шерстный покров.

В3. Признаки кроманьонца:

1) хорошо развитая речь; 4) мощные надбровные валики;

2) использование примитивных орудий из камня; 5) изготовление сложных орудий;

3) развитие наскальной живописи; 6) объем головного мозга 800-1100 см3.

В4. В отличие от других млекопитающих человек имеет:

1) изгибы позвоночника; 4) хорошо развитую кисть;

2) сжатую с боков грудную клетку; 5) полную перегородку между желудочками сердца;

3) сильно развитый мозговой отдел черепа; 6) семь шейных позвонков.

В5. Найдите соответствие:

1. Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными

2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы

3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению

4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов

5. Писал «Труд создал самого человека»

А. Фридрих Энгельс Б) Аристотель В) Жан Батист Ламарк Г) Карл Линней Д) Чарльз Дарвин

Задание №3: Сделайте вывод по работе.

Реферат по теме:

«Основные гипотезы происхождения человека».

По предмету: «Концепция современного естествознания».

Выполнила студентка II курса

Иванова Ю.В.

Москва, 2010

1. Введение ……………………………………………………. 3

2. Теории антропогенеза:

2.1. Теория эволюции …………………………………….. 3

2.2. Теория творения (креационизм) …………………….. 5

2.3. Теория палеовизита ………………………………….. 7

2.4. Теория пространственных аномалий ……………….. 9

3. Заключение ………………………………………………… 11

4. Библиография ……………………………………………… 12

Введение.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой - проблемой возникновения и развития человека - занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть историко-эволюционного формирования физического типа человека. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Наиболее распространенными теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

Теория эволюции.

Эволюционная теория п редполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

§ время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

§ существование древнейших людей: питекантропа;

§ стадия неандертальца, то есть древнего человека;

§ развитие современных людей (неоантропов).

В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей “Системе природы” (Systema Naturae) классифицировал человека - Homo sapiens - как одного из приматов. С тех пор среди ученых не возникало никаких сомнений в том, что именно таково место человека в зоологической системе, которая охватывает все ныне живущие формы едиными классификационными отношениями, основанными главным образом на особенностях анатомического строения. В этой системе приматы образуют один из отрядов в составе класса млекопитающих и разделяются на два подотряда: полуобезьяны и высшие приматы. К последним относятся обезьяны, человекообразные обезьяны и человек. Приматы обладают многими общими специфическими признаками, отличающими их от других млекопитающих.

Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого - Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза.

На сегодняшний день в мире среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами эволюционного антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и является наиболее серьезной и обоснованной.

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.

С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое-то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм — это теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из-за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из-за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма — способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма — это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50-60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы - все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком теории палеовизита стал М.М. Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия теория палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности… И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады, под которой принято понимать субстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь "Материя - Энергия - Аура" , характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура - это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

ТПА предполагает, что система "Материя-Энергия-Аура" стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура, как управляющий элемент системы, стремится к созданию разума.

В этом отношении разум - вещь совершенно бесценная. Ведь он позволяет перевести существование матери и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит в пустую.

Аура - не бог, и ей не под силу чудесным образом сотворить разумное существо. Она может лишь в процессе сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем способны привести к возникновению разума.

ТПА объясняет это тем, что в своем стремлении к усложнению жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперед перспективы каждого вида. Видам высокоспециализированным и потому бесперспективным она позволяет вымирать. А виды, имеющие перспективу, подталкивает к изменениям в заданном направлении.

Вероятно, Аура имеет энергетический или материальный потенциал, который позволяет её вносить изменения в генетические структуры и вызывать заданные мутации. Есть предложения, что жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субатомном уровне. Не исключено, что именно эти явления и есть материальное эхо ауры - а может быть и сама аура.

ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Заключение.

Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные свидетельства, полученные путем модельных экспериментов, и данные в области палеонтологии, геологии, астрономии и других наук.

Именно поэтому вопрос о происхождении человека остается неразгаданным, позволяя появляться многочисленным теориям. Ни одна из них пока не взяла вверх, став единой, и быть может этого никогда не случиться.

Библиография.

1. Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.- 357с.

2. М.Х. Нестурх. Происхождение человека, 2 изд., М., 1970

3. В.В. Бунак. Теории антропогенеза. - М., 1978.

4. А.И. Опарин. Происхождение жизни. - М.: Мир, 1969.

5. М.Г. Левин. История жизни - М.: Мир, 1977

6. http://www.help-rus-student.ru/

Проблема происхождения человека волновала его еще с древнейших времен. Откуда мы все взялись? Этот вопрос ставили и философы, и естествоиспытатели. Раздел биологии, изучающий человека, называют антропологией, а происхождение иэволюцию человека - антропогенезом .

Как и в проблеме происхождения Вселенной и возникновения жизни, существует креационистское представление о божественном сотворении человека. Оставим эту концепцию для обсуждения богословам. Отметим, однако, что в некоторых первобытных племенах были сильны, да и сейчас встречаются представления о том, что их предками являлись некоторые животные и даже растения (здесь лежат истоки представлений о тотемах).

Второй, довольно распространенной с недавних времен гипотезой является космическая : людей доставили на Землю представители внеземных цивилизаций (ажиотаж с НЛО, некоторые более серьезные и научно обоснованные аргументы, связанные с наскальными рисунками доисторических людей, неразгаданные до сей поры тайны строительства монументальных сооружений во времена ранних цивилизаций). Эта гипотеза пока никем не опровергнута, а потому имеет право на существование.

Общепринятой же в современной науке является основанная на труде Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» гипотеза о животном происхождении человека : человек и приматы имеют общего предка .

Прародиной человека считают Южную Африку, где были

найдены останки приматов, названных парапитеками (латинский кореньпитек означает «обезьяна»). Эти останки датируют примерно 4-5 млн лет. Именно в этом регионе находятся мощные залежи урана и зафиксирован повышенный радиационный фон, который мог обусловить мутации у этих приматов. Таким образом, высокий радиационный фон мог стать одним из первых факторов антропогенеза.

Потомки парапитеков дали несколько эволюционных ветвей (точнее – пять) : сначала они разделились на дриопитеков (древесных обезьян) и проплиопитеков , от последних произошли современные гиббоны и орангутаны, а дриопитеки эволюционировали в современных шимпанзе и горилл, а также дали исчезнувший ныне вид «австралопитеков » (букв. с лат.- южная обезьяна), от которого, как предполагают, и произошел современный человек. Останки австралопитеков датируют примерно 3 млн лет. Предполагают, что именно в это время под влиянием похолодания джунгли начали отступать, появилась африканская лесостепь – саванна, и австралопитеки оказались на открытых пространствах. Это вынудило их в целях выживания встать на задние конечности: так лучше просматривались окрестности и легче было заметить опасность. Вторым фактором антропогенеза стало прямохождение.

Встав на задние конечности, предки человека освободили передние и ими начали изготавливать орудия труда (и, конечно, защиты). В середине ХХ века в Восточной Африке были найдены останки «человека умелого» (возраст останков 2 млн лет), рядом с которыми обнаружили орудия труда из расколотой речной гальки. Труд стал третьим фактором антропогенеза. В четвертичном периоде кайнозойской эры разошлись эволюционные линии человека и приматов (шимпанзе).

Однако все уже названные факторы антропогенеза не дали бы этим довольно слабым от природы растительноядным существам возможности выживания, если бы в процессе трудовой деятельности они не начали развивать свой головной мозг и вести общественный образ жизни. Объем головного мозга австралопитека – около 550 куб.см, а на последней ступени антропогенеза (кроманьонец) он уже составлял 1600 куб.см. Развитие головного мозга (и не только его объема, но и площади поверхности за счет появления извилин) - один изглавных факторов выживания и эволюции человека.

Найденные в конце Х1Х века французским антропологом Дюбуа на острове Ява останки назвали питекантропом (букв. – обезьяночеловек). Существование этого промежуточного звена эволюции человека предсказал еще в 60-тых годах Х1Х века основоположник экологии Эрнст Геккель (1834 -1919). Эти существа использовали ножи, скребки, ручные рубила. Останки датировали примерно 500 тыс. лет, объем мозга составлял около 900 куб. см. В 20-тых годах ХХ века выдающийся французский антрополог П. Тейяр де Шарден (1881-1955) нашел в окрестностях Пекина аналогичные питекантропу останки, назвав это существо синантропом (китайский человек). Открытие питекантропа и синантропа (древнейшие люди) говорило о том, что примерно 500 тысяч лет назад человек покинул африканский континент и начал расселяться по планете.

Еще раньше, при жизни Ч. Дарвина в долине реки Неандер в Германии были обнаружены останки существа, жившего 150 – 50 тысяч лет назад. Этот человек был назван неандертальцем (древние люди), имел довольно большой объем мозга, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; он охотился на мамонтов, т.е. начал употреблять мясную пищу (есть даже гипотеза о том, что неандертальцы истребили мамонтов), жил в пещерах, научился пользоваться огнем, но еще не умел его добывать. Неандертальцы впервые начали хоронить тела своих умерших сородичей.

Десять лет спустя после открытия неандертальцев в пещере Кро-Маньон во Франции были найдены останки существ, близких по облику и объему черепа (около 1600 куб.см) к современному человеку. Кроманьонцы умели добывать огонь, строить жилища, строение их гортани говорило о том, что они владели членораздельной речью. Жили они примерно 40 – 15 тыс. лет назад, одевались в шкуры убитых животных (это говорит о том, что они окончательно утратили волосяной покров). Кроманьонец - это уже «человек разумный». Таким образом, следующими факторами антропогенеза стали овладение огнем и членораздельная речь как средство общения.

Некоторые антропологи считают, что на кроманьонце кончилась биологическая эволюция человека и началась его социальная эволюция; после кроманьонца человек не изменился генетически (хотя процесс эволюции вряд ли может закончится). Дело в том, что 40 тыс лет для эволюции – очень небольшой временной интервал, который вряд ли даст возможность наблюдать эволюционные изменения впрямую. Примерно в эпоху кроманьонцев начали складываться расовые различия, у изолированных групп людей складывались особые признаки, обусловленные жизненными условиями.

Итак, родословная человека выстраивается следующим образом: австралопитек («человек умелый»), древнейшие люди (питекантроп, синантроп), древние люди (неандертальцы), человек разумный (кроманьонцы). Впрочем, существует и другая гипотеза о том, что неандертальцы не были предками человека, а это была тупиковая ветвь эволюции, которую уничтожили кроманьонцы.

Несколько лет назад, уже в ХХ1 веке были проведены очень любопытные хромосомные наблюдения крови у жителей Кении (с древнейших времен эта страна была перекрестком многих торговых путей, и там происходило «великое смешение» народов). Наблюдали «мужскую» У-хромосому (Х-ромосомы есть и у женщин, и у мужчин, а У – хромосомы – только у мужчин). По разнообразию структуры и характеру изменения этой хромосомы был сделан вывод о том, что прародитель человечества (условный Адам) жил в Кении примерно 60 тыс. лет назад, когда еще не было разделения людей на расы, а затем его потомки расселились по Европе и Азии. Какая-то из этих ветвей, возможно, и стала кроманьонцами.

План урока №32

ТЕМА: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

1 Образовательная:

Рассмотреть основные доказательства эволюции органического мира

Познакомить студентов с этапами развития жизни на Земле и эволюцией человека

2 Развивающая:

Развить навык самостоятельной работы

3 Воспитательная:

Воспитывать ответственное отношение к учебному процессу

Ход урока:

I Организационный момент

1 Ознакомление студентов с темой и целью урока.

2 Перед студентами ставится ряд заданий, которые необходимо выполнить в процессе урока:

Проанализировать и оценить различные гипотезы происхождения всего живого на Земле

II Основная часть

1 Проверка домашнего задания

А) Перечислите основные доказательства эволюции органического мира

Б) Охарактеризуйте: палеонтологические, морфологические, эмбриологические и биогеографические доказательства эволюции. Приведите примеры.

В) Когда и как появились первые живые организмы? Назовите их.

Г) К чему привели ароморфозы на границе архейской и протерозойской эры?

Д) Подвести студентов к выводу о закономерностях эволюции

Е) Роль человека на современном этапе развития

2 Объяснение нового материала

Гипотезы происхождения жизни.

Современные гипотезы о происхождении человека.

Эволюция человека.

3 Закрепление нового материала

Просмотр научных фильмов

III Подведение итогов урока

IV Домашнее задание

1 Учебник В.Б.Захарова, С.Т.Мамонтова «Биология» (стр.435,442-443)

2 Записи в тетради.

Занятие №32

Тема:«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».

1. Гипотезы происхождения жизни.

2. Современные гипотезы о происхождении человека.

3. Эволюция человека.

Гипотезы происхождения жизни

Теория возникновения жизни на Земле. С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Сторонники теории биогенеза полагали, что все живое происходит только от живого. Их противники защищали теорию абиогенеза ; они считали возможным происхождение живого из неживого.



Многие ученые средневековья допускали возможность самозарождения жизни. По их мнению, рыбы могли зарождаться из ила, черви из почвы, мыши из грязи, мухи из мяса и т.д.

Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач Франческо Реди. Положив мясо в закрытый горшок, Ф.Реди показал, что в гнилом мясе личинки мясной мухи не самозарождаются. Сторонники теории самозарождения не сдавались, они утверждали, что самозарождение личинок не произошло по той лишь причине, что в закрытый горшок не поступал воздух. Тогда Ф.Реди поместил кусочки мяса в несколько глубоких сосудов. Часть из них оставил открытыми, а часть прикрыл кисеей. Через некоторое время в открытых сосудах мясо кишело личинками мух, тогда как в сосудах, прикрытых кисеей, в гнилом мясе никаких личинок не было.

В XVIII в. теорию самозарождения жизни продолжал защищать немецкий математик и философ Лейбниц. Он и его сторонники утверждали, что в живых организмах существует особая «жизненная сила». По мнению виталистов, «жизненная сила»присутствует всюду. Достаточно лишь вдохнуть ее, и неживое станет живым.

Микроскоп открыл людям микромир. Наблюдения показывали, что в плотно закрытой колбе с мясным бульоном или сенным настоем через некоторое время обнаруживаются микроорганизмы. Но стоило прокипятить мясной бульон в течение часа и запаять горлышко, как в запаянной колбе ничего не возникало. Виталисты выдвинули предположение, что длительное кипячение убивает «жизненную силу», которая не может проникнуть в запаянную колбу.

Споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза продолжались и в XIX в. Даже Ламарк в 1809 г. писал о возможности самозарождения грибков. Эксперимент Пастера. Французская Академия наук в 1859 г. назначила специальную премию за попытку осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении. Эту премию в 1862 году получил знаменитый французский ученый Луи Пастер. Пастер провел эксперимент, соперничавший по-простоте со знаменитым опытом Реди. Он кипятил в колбе различные питательные среды, в которых могли развиваться микроорганизмы. При длительном кипячении в колбе погибали не только микроорганизмы, но и их споры. Помня об утверждении виталистов, что мифическая «жизненная сила» не может проникнуть в запаянную колбу, Пастер присоединил к ней S-образную трубку со свободным концом. Споры микроорганизмов оседали на поверхности тонкой изогнутой трубки и не могли проникнуть в питательную среду. Хорошо прокипяченная питательная среда оставалась стерильной, в ней не наблюдалось самозарождения микроорганизмов, хотя доступ воздуха (а с ним и пресловутой «жизненной силы») был обеспечен. Пастер своими опытами доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни. Представлениям о «жизненной силе» - витализму - был нанесен сокрушительный удар. Абиогенный синтез органических веществ. Эксперимент Пастера продемонстрировал невозможность самопроизвольного зарождения жизни в обычных условиях. Вопрос о возникновении жизни на нашей планете долгое время еще оставался открытым.

В 1924 г. известный биохимик академик А.И. Опарин высказал предположение, что при мощных электрических разрядах в атмосфере Земли, которая 4-4,5 млрд. лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые для возникновения жизни. Предсказание А.И. Опарина оправдались. В 1955 г. американский исследователь С.Миллер, пропуская электрические разряды напряжением до 60000 В через смесь СН 4, NH 3 , Н 2 и паров Н 2 О под давлением в несколько паскалей при температуре +80°С, получил простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот, в том числе глицин и аланин. Аминокислоты - это те «кирпичики», из которых построены молекулы белков. Поэтому экспериментальное доказательство возможности образования аминокислот и неорганических соединений - чрезвычайно важное указание на то, что первым шагом на пути возникновения жизни на Земле был абиогенный (небиологический) синтез органических веществ.

Эволюция человека

Загадки эволюционных представлений о происхождении человека имеются уже в трудах античных философов. В XVIII в. К.Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьянами. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.

Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» .Эта работа так же, как его произведение «Происхождение видов» нанесли сокрушительный удар по представлениям о человеке как продукте божественного творения. Изучением происхождения эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которыми подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознание - антропология.

Положение человека в системе животного мира

Таксономические единицы Признаки сходства человека и животных
Тип хордовые Сходство в эмбриональном развитии: наличие хорды, нервная трубка располагается на спинной стороне зародыша, имеются жаберные щели в глотке.
Подтип позвоночные Развитие позвоночного столбца, наличие двух пар конечностей, местоположение сердца на брюшной стороне тела.
Класс Млекопитающие Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы па поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы).
Подкласс Плацентарные Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
Отряд приматы Конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение как правило, одного детеныша.
Подотряд Человекообразные обезьяны Редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основных группы крови, развитие мимической мускулатуры и др.

Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих, отряде Приматов, подотряде человекообразных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присуще только ему особенности: прямохождение, развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 к горизонтали, очень большой и объемистый мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевог о черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180 , и некоторые другие.

Этапы эволюции человека:

Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.

Австралопитеки - обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.

Их останки обнаружены в Южной Африке.

Человек умелый - более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.

Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.

Древние люди - неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.

Современные люди - кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки - 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.

Антропогенез

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека - не только орган труда, но и ею продукт.

Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.