Психология  Истории Обучение 

«Аз да буки ‒ вот и все науки» ‒ в этой странновато звучащей для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы не догадываемся. "аз да буки - целая наука" классный час

«Сперва аз да буки, а там и науки».

Алфавит. Азбука. В греческом языке первая буква называется альфа , а вторая –вита . Буквы, расположенные в определенном порядке, назвали алфавитом. Таким же путем было образовано в русском языке слово азбука. Раньше буква А называлась аз , а буква Б буки . Эти устаревшие названия и сохранились в слове азбука.

Т. Андрианова. «Слово о словах». «Начальная школа» №2 1990 год.


«Азбука. Аз.»


«Азбука. Буки.»


«Азбука. Веди.»


«Азбука. Глаголь.»


«Азбука. Добро.»


«Азбука. Есть.»


«Азбука. Живете.»


«Азбука. Земля.»


«Азбука. Иже.»


«Азбука. Како.»


«Азбука. Люди.»


«Азбука. Мыслите.»


«Азбука. Наш.»

«Азбука. Он.»

«Азбука. Покой.»

«Азбука. Рцы.»

«Азбука. Слово.»

«Азбука. Твёрдо.»

«Азбука. Ук.»

«Азбука. Ферт».

«Азбука. Хер.»

«Азбука. Цы.»

«Азбука. Червь.»

«Азбука. Ша.»

«Азбука. Ща.»

«Азбука. Ю.»

«Азбука. Я.»

Азбука: послание к славянам.

Русская Азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это еще и целое послание к славянам, расшифрованное впервые нашим автором.

Русская Азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. И в этом читатель сейчас убедится сам.

Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и позволяет легко запомнить последовательность цветов радуга. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый – красный, охотник – оранжевый и т. д.

Однако акрофоническое запоминание далеко не детская игра. Например, после изобретения С. Морзе в 1838 году кода для телеграфных сообщений возникла проблема с массовым обучением телеграфистов. Быстро выучить азбуку Морзе оказалось сложнее, чем таблицу умножения. Решение было найдено – для удобства запоминания каждому знаку Морзе сопоставили слово, начинающееся с буквы, которую передает этот знак: например, точка-тире, передающая «а», названа «арбуз».
Акрофония помогает быстро запомнить азбуку и тем самым максимально способствует ее быстрому распространению.
Среди основных европейских алфавитов только три в той или иной мере наделены акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (= глаголица). У латиницы этого свойства нет, поэтому она могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония уже не существенна.

В греческом алфавите остатки акрофонии прослеживаются в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее – вита), гамма и т. д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке, они – слегка искаженные производные еврейских слов алеф (бык), бет (дом), гимель (верблюд) и т. п. Иврит полностью сохраняет акрофонию до сих пор, что, кстати, немало способствует быстрому обучению имигрантов в Израиле. Сравнение по признакам акрофоничности прямо указывает на то, что греки заимствовали часть еврейского письма.

Православная Азбука также полностью акрофонична, однако в одном отношении существенно отличается от иврита. В иврите названия букв – имена существительные в единственном числе и именительном падеже, а среди названий 29 букв славянской азбуки по крайней мере 7 слов – глаголы (см. таблицу). Из них четыре в повелительном наклонении: два в единственном числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один в 3-м лице единственного числа (есть) и один в прошедшем времени – «веди». (Заметим: в «древнем» иврите понятие глагол вообще отсутствует). Более того: среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи.

Сравнительный анализ праславянской Азбуки, греческого алфавита, иврита и латиницы
В скобки взяты буквы, стоящие не на своих алфавитных порядковых местах. Курсивом отмечены буквы, передающие и другие звуки либо вовсе не передающие звуков. Приведены также числовые значения церковнославянских и греческих букв.


В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три других части речи. В названиях букв праславянской Азбуки именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.

Таким образом, праславянская Азбука представляет собой Послание – совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие – то есть букву. При этом системы начертания букв для передачи одной и той же звуковой системы могут быть разными, например, кириллица = глаголица для праславянского языка, кириллица = латиница для современного сербохорватского языка, известные из истории три равноправные системы средневекового грузинского письма и т. п.

А теперь прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке.

Рассмотрим три первые буквы азбуки – Азъ, Буки, Веди.
Азъ – «я».
Буки (букы) – буквы, письмена.
Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» - знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глаголъ – «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
Добро - «достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола «быть».
Глаголъ добро есте : слово – это достояние.

Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) – повелительное наклонение, множественное число от «жить» - «жить в труде, а не прозябать».
Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвением».
Земля – «планета Земля и ее обитатели, земляне ».
И – союз «и».
Иже – «те, которые, они же».
Како – «как», «подобно».
Люди – «существа разумные».
Живите зело, земля и иже како люди: живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.

Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете», так же, как и «живете») – повелительное наклонение, мн. ч. от «мыслить, постигать разумом».
Нашъ – «наш» в обычном значении.
Онъ – «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) – «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» - «основываться на…»
Мыслите нашъ онъ покой: постигайте наше мироздание.

Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Ср. «речь».
Слово – «передающее знание».
Твердо – «уверенно, убежденно».
Рцы слово твердо – «неси знания убежденно».

Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
Фертъ ф(ъ)рытъ – «оплодотворяет». Азбука зафиксировала различие звуков «п» и «ф», так же, как их звонких аналогов «б» и «в». в Средние века южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «п», на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т. д.
Херъ – «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. «иеро-» (божественный), англ. hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс .
Укъ фърътъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий.

Цы (ци, цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».
Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш, Щ) – «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к э .
Раскатистый звук «р» произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный «ъ») и отзвуком (конечный «ъ»). Слово «ъръ», по видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, «Ъръ» - одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра – Солнце, Бог.
Само слово «время» содержит тот же корень, поскольку начальное «в» развилось именно из «ъ». Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – «от Солнца» (корень ут- - оттуда, там); вечер (векъ-ръ ) – «век Ра , истекающее время Солнца».
В смысле «пространство, Вселенная» от того же корня происходит русское «рама» . Слово «рай» означает: «множество Солнц» = «обиталище богов (Бога Ра)». Самоназвание цыган «ром, рома» - «свободный (-ая)», «Бог во мне», «я – Вселенная», отсюда же индийский Рама . В смысле «свет, светило, источник света»: клич «ура!» означает – «к Солнцу!», яр кий – «подобный солнечному свету», «ра дуга» и т. д. В Азбуке, по всей вероятности, слово «Ър(а)» стоит в родительном падеже со значением «Сущего».
Юсъ (юс малый ) – «свет, старорусское яс ». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) – «постичь, иметь). Ср. изъять , взять и т. д.
«Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!» расшифровывается как «Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!»

Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание:
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
как подобает разумным людям
постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо:
знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!

Ярослав Кеслер. «Азбука: послание к славянам». Читая «Чудеса и приключения». Москва, «Десница». 2002 год.


«Азбука. Ер. Еры. Ер. Ять. Э. Юс. От. Кси. Пси. Фита. Ижица.»

Как я уже упоминал Алфавит терянам был дан СРАЗУ – принесён с Луны Небесными заступниками – Словянами, а не развивался, как в теориях большинства учёных Теры. С течением времени его извратили, похерили («Herr» - Господь по-немецки) рабы божьи и его аватары. Пока были живы исполины, они его периодически восстанавливали, практически до современного вида. Слуги бога его уродовали и делили, разветвляли в псевдо направления и тупики. Основная линия инволюции и распада алфавита (и языка), не считая боковых ответвлений, выглядит примерно так: Словянский – славянский – иврит – древнегреческий (иудо-эллинский) – латынь и так далее. С приходом христианства, с новой силой закипела божья работа по разделению остатков духовного единства и культуры на информационные княжества и кланы. Так боги ломали языки и разделяли человеков, чтобы властвовать над Миром. Такими инструментами были: православный церковный алфавит, вязь Корана, Санскрита, Иврита, Латиница и многие другие алфавиты растерзанного Мира. Слово «алфавит» транзитом идёт от иудо-эллинского «алеф и вита», алеф – Бык (альфа) – Бог, вита – жизнь. А название русской Азбуки, по названию первых букв: Аз – Асс (Бог). («Аз есмь», - я бог, - так говорит аватара бога – царь.) Например: слово Санскрит (не такое уж древнее), по испански «San Escripto» означает – Священное писание, так что не надо маленьких дурить, по поводу древности и исключительности Санскрита, - это кусочек из общей, некогда единой группы языков. Слова (более 100 слов) из Санскрита и даже целые фразы, идентичны современному русскому языку. (Например, фраза «ВОЛ СТОЯЛ У РУЧЬЯ» на Санскрите и русском звучит одинаково!). Также много практически одинаковых слов, похожих по звучанию и смыслу встречаются в любых других языках и наречиях мира.

Индийские «Веды», с описанием войн против исполинских – не арийских народов, это в большинстве своём подлинные, просто сильно исковерканные повествования о делах давно минувших дней. Это искажённые «национальным» индусским колоритом истории, заимствованные из библиотек старого мира. Информация была вывезена на Восток, в Шамбалу, для создания различных мировых религий, псевдо учений о дисциплине тела и очищения тела и души. Великие духовные паханы Востока предлагают делать это разными способами, например, при помощи Кама Сутры, скотоложества или омовения в вонючем, кишащем заразой и трупами людей Ганге (жидком кладбище Индии). Правда, некоторые элементы йоги, не смотря на внимание «великих духовников», сохранили Древнюю практичность, всё остальное в большей степени «духовный» мусор в красочной и пахучей упаковке.

СОЗДАНИЕ «СОБСТВЕННОЙ» ДЬЯВОЛЬСКОЙ ГРАМОТЫ, ДАЛО ВОЗМОЖНОСТЬ СЛУГАМ ГОСПОДА ДЬЯВОЛА ПЕРЕПИСАТЬ ИСТОРИЮ, ВЫДУМАТЬ И НАПИСАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ «СОЗДАНИЯ МИРА», ОБОЛГАТЬ СВЕТЛЫХ, ХРАБРЫХ И ВОЗВЕЛИЧИТЬ ПОДЛЕЦОВ.

В. Пятибрат. «Глубинная книга».

Цели урока:

  1. Дать представление об истории развития и становлении русского языка.
  2. Осветить проблемы, связанные с современным состоянием русского языка.
  3. Прививать любовь к родному языку.

Оформление: презентация (слайд-шоу об истории развития и становления русского языка).

Ход урока

Ученица исполняет русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку».

Учитель: «Русь» – короткое – в один слог всего! – А такое просторное и загадочное слово! – Русь!

Оно пришло из седой древности и навеки осталось с нами. Что оно означает? У слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россияне. Россия. Но есть и такие родственные слова: русло, русалка, роса, росяница. Значит, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Вот мы и отправились с вами в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много нового и интересного о своем родном языке. А путешествие наше будет называться: «Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки». Вам, наверное, не раз приходилось слышать эту пословицу. Смысл ее таков: сперва изучи язык, потом уже приступай к наукам.

Ученик-ассистент: Но что за слова «аз» и «буки», что они означают и откуда взялись?! Чтобы понять это, познакомимся с историей письменности и происхождением русского языка.

В глубокой древности люди вместо того, чтобы писать, рисовали. Остатки рисуночного письма сохраняются еще и в нашем быту. Подумайте, где можно встретить рисуночное письмо? (Слайд 2)

Учитель: Обратимся к нашим истокам. Русский язык относится к славянской группе языков. Родственными ему являются восточнославянские языки – украинский и белорусский; западнославянские – польский, кашубский, чешский, словацкий, лужицкий; южнославянские – болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский. У языков этих много общего, но есть и существенные различия. Послушаем диалог двух славян: болгарина и русского

Сценка.

Когда наш солдат вступал в беседу с болгарином, они, мило улыбаясь друг другу, все время пытались умерить темп разговора.

Мил человек, - уговаривал русский, - не говори ты так быстро, говори помедленней!

Это я мОля те другарю, не говори такА бОрзо, говорИ бАвно! - отвечал болгарин.

Говорить помедленней, не частить – это понятно. Но чем же мне тебя потешить, чтоб было ещё и забавно, т.е., бавно. Первая половина этого предложения никого из нас не смущала: «такА бОрзо» – значит «так быстро». Естественно, «борзый конь» по-русски «быстрый конь»... А вот неожиданное слово «бАвно» наводило на размышления... – как же говорят – братский язык, самый близкий? А получается все наоборот. У нас «забавно» – весело, потешно, а у них «бАвно» – медленно.

Как вы думаете, почему так происходит? (Мини-дискуссия.)

Ученик-ассистент: К V-VI вв. в среде славян обособились три группы: южная, западная, восточная. (Слайд 3)

К XII веку Киевская Русь была крупнейшим государством Европы, на ее территории образовалась древнерусская народность. Впоследствии на ее основе сформируются русская, украинская и белорусская народности.

Учитель: Следующий этап нашего путешествия – возникновение письменности на Руси. Вспомните, когда возникла письменность на Руси? С каким историческим событием оно связано? (988 год, принятие христианства на Руси.) (Слайд 4) Музыкальный фон: А. Бортнянский «Господи, помилуй».

Ученик-ассистент: Рождение славянской азбуки неотделимо от имен Константина (Кирилла) и Мефодия, «братьев из Солуни». В Х веке греческий монах Кирилл создал для южных славян азбуку, использовав для этого греческий алфавит. Этой азбукой, названной в честь ее изобретателя кириллицей, начали пользоваться и восточные славяне, предки нынешних русских, белорусов, украинцев. В славянской азбуке, чтоб облегчить запоминание, буквы назывались словами: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ и т. д., что по-русски значит: «Я буквы ведаю (знаю), говорю – добро есть». Азбука представляла цельный текст нравоучительного характера.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, какая буква стала героиней фразеологизма? Что она обозначает? (Прописать ижицу – кому-то сделать внушение.) (Слайд 5)

Сценка «Азбука».

В школе. На сцене длинный стол. За столом с одной стороны сидят несколько учеников. Во главе стола «Мастер» – учитель. У него в руке розга. Розги висят на стене у окна. (Слайд 6)

Мастер (держит в руках папку, на обложке которой с одной стороны крупно написано «АЗ», а на другой «БУКИ»):

КНИЖИЦЫ ВАШИ ДОБРЫ ХРАНИТЕ. Напрасно листов не перегибайте. Книгу аще кто не бережет, таковой души своей не стережет. Если в приказаниях моих верны пребудете, то от меня никогда биты не будете. Наставив ко вниманию ухо, сиди тихо, как муха. Да не смейтесь и глазами не поводите, точно зачумленные, а не то пропишу вам ижицу. (Показывает обложку с буквой «АЗ».) Как называется сей зримый знак?

Мальчики: АЗ!

Мастер (переворачивая папку): А этот зримый знак?

Мальчики: БУКИ!

Мастер: Ну-ка громогласно: буки и аз изрекаются «БА!»

Мальчики: Буки и аз изрекаются «БА!»

(Мальчик 1 зевает во весь рот. Он начинает засыпать. Сосед щиплет его, когда он клюет носом. Мальчик 1 подскакивает и пихает соседа в бок.)

Мастер: Слышу я шум не полезный! А за сие будет вам плач слезный. Кто урока не изучит, свободного выхода из школы не получит. Кто упирается во зле, тот на школьном полежит козле.

Мальчик 1: А где он? (Мастер встает, берет обоих малышей за уши и ведет к скамейке.)

Мастер: Ну вставайте, передохните! Теперь свершите молитву и ступайте домой обедать, да потом опять учиться приходите!

Учитель: 1564 год – что за дата в истории русского языка? (Напечатана 1-я книга «Апостол» – начало книгопечатания в России.)

(Слайд 7) Музыкальный фон: М. Мусоргский «Хор девушек (величальная)» из оперы «Хованщина».

  1. Кто был первым книгопечатником? (Иван Федоров, а в Белоруссии и Литве был Франциск Скорина. Первая книга называлась «Библия русска», которую он издал в 1517 году.)
  2. В 1564 году открылась книгопечатня. А каким современным синонимом можно заменить это слово? (Типография.)
  3. Почему у Ивана Федорова было много врагов? (Печатный двор заменял труд сотен писцов.)
  4. Чем печатные книги лучше рукописных? (Увеличение скорости книгопроизводства, книги стали дешевле, меньше стало ошибок.)
  5. Зачем нужны были книги в те времена? (Учить детей, справлять церковную службу, передавать знания от поколения к поколению.)

Реформы русского языка.

На протяжении своего развития русский язык несколько раз претерпевал изменения. Одним из реформаторов русского языка был М.В. Ломоносов. (Слайд 8)

Ученик-ассистент: Он создал «Российскую грамматику», первые упорядоченные правила русской орфографии, им было написано «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором он вывел теорию о трех «штилях». Можете ли вы сказать, в чем заключалась эта теория? (Были созданы высокий, средний и низкий стили. )

В XIX веке Николай Михайлович Карамзин ввел в русский алфавит новую букву. Какая это была буква? (Буква Ё.)

Еще одна реформа была проведена в ХХ веке, в 1918 году. Были упразднены лишние буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и Ъ в конце слов, что позволило легче усваивать азбуку.

Слова-пришельцы.

Учитель: Поговорим о словах-пришельцах.

Ученик читает стихотворение:

Мы народ довольно светский
Признаем язык турецкий,
Итальянский, датский, шведский,
И китайский признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем

Учитель: Русский язык в разные эпохи воспринимал слова из других языков, некоторые слова-пришельцы так давно проникли в русский язык, что стали очень привычными и сейчас кажутся нам своими, коренными русскими.

Ребята, а как вы думаете, каковы причины заимствований? (Культурно-исторические связи, торговые связи.)

Как вы думаете, когда и в связи с чем были заимствованы слова из греческого, латинского, немецкого, голландского, французского и английского языков? В своем ответе опирайтесь на знание истории. (Слайд 10)

ЯЗЫКИ
Греческий Латинский Немецкий и голландский Французский Английский
Апостол. Демон. Евангелие. Кафедра. Библиотека. Грамматика. Школа. Тетрадь. Драма. Театр. Баня. Сахар. Огурец. Кипарис. Лента. Республика. Революция. Операция. Станция. Пенал. Бухгалтер. Слесарь. Ярмарка. Верстак. Флот. Якорь. Опера. Сцена. Балет. Афиша. Режиссер. Жилет. Капот. Вуаль. Пальто. Паркет. Тротуар. Абажур. Сервиз. Вокзал. Рельс. Трамвай. Трактор. Комбайн. Танк. Футбол. Старт. Клуб. Митинг. Джемпер. Плед.

А не кажется ли вам, что мы иногда портим наш язык? Употребляем иностранные слова без надобности, неправильно? (Ответы учащихся, мини-дискуссия.)

К чему говорить «дефекты», когда можно сказать «недочеты» или «недостатки». И,в то же время, есть ли смысл в том, чтобы «изобретать» исконно русский синоним к слову «компьютер»?

Вывод учителя: каждому стилю речи присуща определенная лексика. Нужно знать, когда ее употреблять.

Современный русский язык

Сегодня мы говорим о богатстве, многообразии русского языка. А какие времена переживает современный русский язык сегодня?

Одни считают, что наш язык пришел в упадок, кто-то говорит, что такие ситуации, когда резко падает уровень грамотности, уже были в истории. Язык – это всегда отражение жизни человеческого общества. В нем нет ничего того, чего нет в человеке. Судьба языка полностью в руках людей. Положение языка – одновременно и социальный диагноз, и показатель внутренней культуры человека.

Проблема современного русского языка заключается, во-первых, в том, что в язык стало попадать много жаргонизмов, заимствований, не всегда оправданных. Проследим это на примере пародии на сказку.

Сказка про Красную Шапочку (сценка).

Всю дорогу, со страшной силой тусуясь по лесу, отрываясь на все 100, Серый Волк клеился к крутой чиксе в потрясающей красной шапочке от Дольче&Габана. Та сразу въехала, что Серый Волк – лох, лузер и стала вешать ему лапшу на уши про хилую клюшку, т.е. больную бабушку.

Слушай, детка, прими таблетку. А если хочешь, киска, купи себе вискас, - сказал Серый Волк, - это все не фонтан, пшено не в жилу.

Отпад, - сказала Красная Шапочка. Будь здоров, не чихай! А то склеишь ласты и гикнешься.

Такой пересказ сказки – яркая иллюстрация речи, содержащей жаргонизмы, вульгаризмы. За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово – связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти заменён уродливым «ложить».

Это проявляется как в бытовой речи, так и в профессиональной. Появляются специальные «диалекты», и нередко сотрудники соседних отделов одной компании разговаривают на разных языках. Например, одно из распространенных выражений в модном бизнесе – «создать лук» («look» - образ; речь идет о подборе одежды, а то и «тотал лук» – одеть с ног до головы в одну марку) Человека, который одет-обут не просто в вещи одной марки, но еще и из коллекции одного сезона, назовут «фэшн виктим» – fashion victim – жертва моды.

Еще одна проблема – мы стали меньше читать. Согласно данным опроса о количестве и жанрах читаемой литературы – 37% опрошенных вообще не читают книг. А те, кто читают, выбирают «легкие» жанры – детектив, «любовный» роман, предпочитая их классике.

Меняются способы получения информации. В СМИ, в Интернете используются далеко не все богатства русского языка. Заметно скудеет лексический запас человека. От этого многие и страдают, т.к. не могут подобрать слов, чтобы высказать мысль.

Изменение ситуации ученые видят в изучении русского языка, начиная с детского сада и заканчивая вузом.

Ученые-лингвисты предлагают учредить в России общенациональный праздник – День русского языка, и отмечать его в день рождения А.С. Пушкина.

Русский язык является родным для 288 миллионов человек, более чем в 15 странах мира. Нас, носителей русского языка, много. Так будем же едины в своём стремлении сберечь наше национальное достояние – современный русский литературный язык.

Наше лингвистическое путешествие заканчивается. (Слайд 10) Музыкальный фон: В. Захарченко «Русь православная».

Да, важно знать в наше время несколько языков, но лучше всего нужно знать свой родной язык, стремиться обогащать свою речь. Как говаривал М.В. Ломоносов, в русском языке соединены «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка…»

Так будем же гордиться своим языком и любить его.

В этой странновато звучащей для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы часто не догадываемся.
Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы - славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовал долгий период изучения Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имеет смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как истории праведника и неправедного человека.

Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем». Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо.
Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») - «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым. В левом столбике - «плохие» буквы, «Букины».

ЛЕВИЗНА
ПРАВИЗНА

Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» - и так далее. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни. Другая повествовала о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.

Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

Даже в начертании букв правого и левого столбиков сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.

Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился в букву «А», Буки - в букву «Б» (бэ), веди - в «В» (вэ) - и так далее.
Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь.
Но, может быть, имеет смысл рассказывать детям о том, чем являлись буквы раньше?
Ведь тогда становятся ясными непонятные прежде выражения: почему, например, пугали непослушных детей Букой? Или почему буква, обозначающая одну из важнейших реалий действительности - личное местоимение «Я», - оказалась в нашей азбуке на последнем месте? Да нет же! Первой она была, первой. Только произносилась по-другому: «Аз». «Аз есмь человек!» Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему.

Михаил ЯСНОВ

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке -
Для жителя дупла и норки
Звук «Б» - порой любимый звук:
Бобр, Белка, Бурундук, Барсук...

У насекомых букву «Ч»
Найдешь в сверЧке и саранЧе;
КузнеЧик, бабоЧка, пЧела -
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «МЯГКИЙ ЗНАК» в конце найдешь:
СлепенЬ и трутенЬ, шершенЬ, вошЬ!

Домашний скот узнать легко -
В начале слов поставим «КО»:
КОрова, КОнь, КОза, КОбыла
И КОт (не скот, но тоже мило!).

У букв - особенные лица,
И, если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
ЧервЯк! ХомЯк! ЗмеЯ! СвиньЯ!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
РЫсь, вЫдра, крЫса, мЫшь и бЫк...
Какой хитрющий наш язык!

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы? (Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли, а книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.)

– Почему она так называлась? /Ответы детей//Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

6.В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

7.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

8.Слава Вам, братья, славян просветители,

Слава Вам, церкви святые отцы,

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, азбуки нашей творцы!

9.Сия зримая мала книжица

По-реченному алфавица,

Напечатана бысть по царскому велению

Всем младым детям к научению.

1.Жили Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.

2.Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать славянские буквы.

3.Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.

4.Первая книга, которая переведена на славянский язык -/Евангелие/

Это событие произошло в 863 году.

5. На Руси письменность пришла после крещения ее, это было в 988 году

Владимир так звали князя, который взялся за крещение Руси.

6.С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий .

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла. Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1). Рис. 1

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

Ваня: Иду я к Азбуке-Царице,

В руках – вот — сверток у меня

В нем знаки — символы славянские

Ох, помогите разгадать мне их, друзья! Прочитайте предложение.

Рис. 3 (“Солнце всех солнц есть сердце”)

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом. Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Буки– буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть– есть;

Живете – жизнь;

Земля– земля;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я – книга, знающая и говорящая добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?– Аз.

– Не зря созданы пословицы: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.»

Ведущий. Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.


Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Аз да Буки - вот и все науки

Работу выполнила

Токарева Валерия

ученица 1 «В» класса

МКОУ СОШ с УИОП №2

Им. А. Жаркова г. Яранска

Руководитель работы

Кострулина Е.В., учитель начальных классов,

МКОУ СОШ с УИОП №2

Им. А. Жаркова г. Яранска

2010

  1. Введение
  2. Цель, задачи, объект исследования
  3. Аннотация литературы
  4. Сравнение
  1. История
  2. Истинные значения букв
  3. Результаты исследования
  4. Заключения и выводы
  5. Приложения
  6. Библиографический список

Введение.

На уроках обучение, грамоте изучая алфавит, я узнала, что раньше алфавит был другим. Буквы имели свои названия. Почему сменился алфавит? Куда делись загадочные начертания букв? Это меня очень заинтересовало, и я решила провести исследовательскую работу.

Моя работа называется «Аз да Буки - вот и все науки». В этой пословице заключен глубокий смысл, о котором мы часто не догадываемся. Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы - славянской азбуки.

Цель работы:

Выяснить, какой алфавит является наиболее удобным для чтения и письма.

Задачи:

Узнать историю появления старославянской азбуки.

Познакомится с буквами старославянской азбуки.

Раскрыть смысл пословицы« Аз да Буки - вот и все науки».

Сравнить старославянскую азбуку и современный алфавит.

Объект исследования:

Старославянская азбука и современный алфавит.

Аннотация литературы:

Свое исследование я начала с поиска и изучения литературы по теме

  1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г. Узнала о том, как располагались буквы в старославянской азбуке.
  2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г. Раскрываются тайны письма.
  3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 2006 г., №3 История возникновения старославянской письменности.

«Аз да Буки - вот и все науки».

Существует легенда о появлении старославянской азбуки. Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовал долгий период изучения Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имеет смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по "образу и подобию" священных алфавитов и "обустроил" славянскую азбуку как модель мира и как истории праведника и неправедного человека.

Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный "быть первым", "светлым князем". Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо.

Буквы в кириллице располагались не в строчку, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово "правый" происходит от слова "правда") - "хорошие" буквы, связанные с Аз - первым. В левом столбике - "плохие" буквы, "Букины".

Буквы первого столбика повествовала о житии Аз - праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни. Другого - повествовали о жизни Буки - пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.

Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее. Так что, все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик, предложенный ему жизненный урок.

Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился в букву "А", Буки - в букву "Б" (бэ), веди - в "В" (вэ) - и так далее. Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь.

Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) - алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

Познакомившись со старославянской азбукой и современным алфавитом, я сравнила их по таблице:

Буквы, исключенные из состава русского алфавита реформой 1918 г.

 Буквы, исключенные из состава русского алфавита реформой 1711 г.

 Буквы кириллицы, у которых изменились начертания в современном русском алфавите.

Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я . Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ , который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная, часть, расположенная в начале и часть, которая находится в конце.

Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ . Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. По большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.

Веди интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ , Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием.

Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки».

Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди.

Произнесем буквы старославянской азбуки по именам.

Аз буки веди глаголь добро

Переведем каждую букву и посмотрим, что получится.

Аз и буки – азбука

Имя буквы В – «веди» в переводе – «знай».

У буквы Г - имя «глаголь», то есть «говори».

Букву Д называют «добро», по-русски это означает «хорошо».

Что же у нас получилось?

Азбуку знай и говори хорошо.

Результаты сравнения.

Уменьшилось количество букв (46 - в старославянском и 33 в современном)

Изменилось название почти всех букв (н-р: А – АЗ, Л- ЛЮДИ…)

Изменилось начертание у 7 букв (е, и, н, з, у, ч, ш)

Каждая буква-слово старославянской азбуки содержит смысловое ядро, в отличие от современного алфавита

Вывод.

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры.

Библиографический список

  1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», Ростов- на- Дону: Феникс. -1995 г.
  2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы»,М.: Слово.- 1998 г.
  3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность» // Русский язык. – 2006. - №3
  4. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник, 1983
  5. Д. Б. Эльконин «Букварь», М.: Просвещение.- 2007