Психология  Истории Обучение 

Как научить ребенка завязывать шнурки разными способами. Простые советы по обучению ребенка завязыванию шнурков Схема завязывания шнурков для детей

Научить ребенка завязывать шнурки не так легко как кажется на первый взгляд, но если постараться проявить терпение и настойчивость, то все обязательно получиться! Для нас взрослых, это действие кажется элементарным, но для детей научится завязывать шнурки все равно, что обучится китайской грамоте. Чтобы ее понять и постичь, нужны регулярные тренировки.

С какого возраста ребенок должен самостоятельно уметь завязывать шнурки?

Обучение нужно начинать уже с 5-6 лет. То есть в дошкольном возрасте. Ведь когда ребенок будет сам переобуваться или завязывать развязавшиеся шнурки, вас не будет рядом, и вы не сможете подсказать или помочь. Он должен уметь сам с этим хорошо справляться. Поэтому желательно, чтобы перед школой, ребенок учил не только буквы и цифры, но так же элементарные навыки самообслуживания. А вот занятия в игровой форме стоит начать уже с 4-х летнего возраста.

Очень хорошей тренировкой для завязывания шнурков, является развитие мелкой моторики. Игры с прищепками, лепка из пластилина, пальчиковое рисование способствуют развитию чувствительности и ловкости пальчиков. Еще один отличный способ подготовки в игровой форме — различные шнуровки и продевание ниток в дырочки.

Сделайте дома специальный тренажер для шнурования. На картонке нарисуйте форму двух кроссовок и продырявьте дырочки на месте шнуровки, проденьте туда настоящие шнурки. Таким образом ребенок каждый день не торопясь, в спокойной обстановке будет разрабатывать навыки завязывания шнурков.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=dHkVh20VUcs

Начать обучение стоит с подготовки. Ведь некоторые детки даже путаются между левой и правой ногой, какой ботинок, на какую ногу одевать. Поэтому прежде, чем приступать к обучению завязыванию шнурков, научите его различать стороны и не путаться в обуви. Чтобы, ребенку удобней было различать обувь для правой, и левой ноги сделайте веселые подсказки. Возьмите любую наклейку среднего размера, разрежьте ее пополам и наклейте соответственно левую сторону внутрь левого ботинка, а правую на правый ботинок. Так малыш легко сориентируется в обуви, и не будет путаться, на какую ногу, какой ботинок обувать.

Существует несколько способов для завязывания шнурков

Начните с самого простого завязывания начального узла. Взять в каждую руку по шнурку и натянуть их на себя. Далее скрестить их, наложив один на другой. Кончик верхнего шнурка продеть в образовавшуюся арку. Затем стягиваем в узел, потянув их в разные стороны.

Чтобы ребенку было веселей и легче запомнить порядок действий, расскажите ему коротенькую историю про зайчика.

Зайчик-попрыгайчик бежал по дорожке, он обежал дерево вокруг и забежал в свою норку. А затем делаем бантик. Затягиваем узел и делаем два ушка как у зайчика, переплетаем их между собой и завязываем бант.

Способом посложней является завязывание на одну петлю. Завязываем начальный узел, а затем вместо двух петелек, делаем одну. Пропускаем свободный шнурок поверх петли в образовавшееся колечко и затягиваем. Узел, завязанный таким способом, будет намного крепче и дольше держаться.

Дети быстро схватывают новую информацию и любят повторять за взрослыми. Поэтому даже такая не простая задача как научиться завязывать шнурки может стать простой. Главное заинтересовать ребенка, показывая развивающие мультики, давая шнуровать игрушечные крупные шнуровки и развивать желание стать самостоятельным и взрослым. Тогда дети с легкостью справляться с любым навыком.

В наше время дети привыкли к обуви на липучках или без застежек вовсе. И когда им приходится столкнуться с завязыванием шнурков, начинается настоящая паника – ведь никто никогда не объяснял крохе как правильно завязать их, да и вообще что это такое? В детском саду воспитатели рекомендуют покупать обувь без шнурков, чтобы малыш мог сам себя обслужить. Обувь для улицы чаще всего на липучках, а вот в школе, на уроках физкультуры или тренировках, крохе придется столкнуться с проблемой завязывания шнурков. И вот здесь родителям придется очень нелегко.

Что же делать родителям, которые столкнулись с этой проблемой? Как научить ребенка завязывать шнурки как можно быстрее? Как объяснить ребенку нужность этого процесса?

Чтобы процесс обучения доставлял ребенку только радость, родителям следует запастись терпением. Ведь он многое не будет понимать из ваших объяснений. Так что, если вы задались вопросом: как научить ребенка завязывать шнурки, все просто. Следует придерживаться таких правил:

  • ребенок должен иметь подходящий возраст. Четыре – пять лет это оптимальный возраст.
  • девочки развиваются быстрее, чем мальчики, а потому, если у вашего ребенка возникло желание научиться, то не стоит ему в этом отказывать.
  • малыш должен твердо знать какая нога левая, а какая правая.
  • не учите ребенка нескольким способам завязывать шнурки – он просто запутается.

Если все эти правила учтены, то можно смело начинать учить малыша.

Начинаем занятия

Для начала нужно разместиться не напротив ребенка, а рядом с ним. Это следует сделать для того, чтобы ребенок не копировал ваши движения в зеркальном отражении, а просто повторял все за вами.

Затем нужно выбрать самый легкий способ для завязывания. И начните с того, что научите ребенка делать узлы, а уже потом приступайте к бантикам.

Теперь нужно объяснить ребенку, что петелька делается только на одном конце шнурка, а второй конец будет продернут в петельку, только не до конца. Так образовывается “бантик”.

Есть простой метод зашнуровывания ботинок – “бабушкин способ”. Это когда сразу на обоих половинках шнурка делаются петельки и они связываются между собой. Однако у этого способа есть свой большой минус – узелки будут быстро развязываться. Постарайтесь не ругать ребенка за неудачи.

Иначе малыш никогда не сможет преодолеть страх перед шнурками. Ведь для него это станет ассоциироваться с наказанием и недовольством родителей. Обязательно хвалите кроху, ведь он старается. И не пытайтесь за один день научить его всему. Уделяйте процессу хотя бы пять-десять минут в день и у малыша все получится. Главное, занимайтесь с ним каждый день, так вы закрепите результаты.

Можно сделать обучение веселым при помощи игр и стишков. К примеру, берете два конца шнурка и говорите: “Шли два червячка, Бим и Бом.” Свяжите шнурки между собой – Они обнялись и пошли гулять – завяжите узел и затяните его. – И как они веселятся!- помашите хвостиками.

А можно рассказать крошке такой стишок:

– Зайчик-душка,

– У него два ушка – сделайте петельки из шнурков.

– Зайчик кустик обошел – перекрутите одну петельку об другую.

– В норочку свою зашел – просуньте петельку в дырочку.

– Вот и все! – затяните шнурок.

Игры со шнурками

Самым лучшим способом для усвоения информации ребенком является игра. А потому и шнурки лучше всего учиться завязывать в процессе игры. Купите крохе специальные игрушки-шнуровки. Они есть не только в форме обуви, но и в виде интересных фруктов и овощей, через которые нужно пропустить гусеницу. Согласитесь, ребенку точно будет интересно.

Подобные игрушки прекрасно развивают мелкую моторику.

Родителям стоит твердо усвоить простую вещь: обучение завязывать шнурки тяжело дается не только им, но и ребенку. Ведь ему предстоит научиться чему-то с чем раньше он не сталкивался. А потому стоит запастись терпением. Хвалите малыша за каждый успех и не ругайте его за неудачи. Ведь ему так важна ваша поддержка. И помните, при помощи нежности и ласки научить ребенка чему-либо намного проще, чем криками и непониманием. Любите своего малыша, и у вас все будет получаться легко и непринужденно, а вопрос: “Как научить ребенка завязывать шнурки?” – у вас больше не возникнет.

Современные дети получают в свое пользование кроссовки или ботинки на липучках, без шнурков. Никто не объяснял деткам, что такое шнурки и что с ними делать, как завязывать. Идя в детский сад, малыш опять-таки носит обувь без шнурков, как просят педагоги, ведь такой удобный вариант будет способствовать самостоятельному обуванию малыша. Шнурки появляются в жизни детей, когда они идут в школу или начинают заниматься в каких-либо секциях. Тогда проблема, как завязывать шнурки, начинает вставать очень остро.

Как должны себя вести в таком случае родители? Как донести до своего чада необходимость обучения этому делу и как научить ребенка завязывать шнурки?

Велика вероятность, что ребенок столкнется с незнакомым для него навыком завязывания шнурков уже ближе к школьному возрасту

Правила обучения шнуровке

Терпение – главное оружие на пути к победе. Создавайте благоприятный настрой и не торопитесь. Скорее всего, часть объяснений ребенок не поймет. Для успешного обучения следует придерживаться ряда полезных и простых правил:

  • Наиболее подходящий возраст для обучения завязыванию шнурков – 4-5 лет.
  • Учитывайте степень развитости: обычно девочки имеют более высокие темпы развития, чем мальчики. Заметив у ребенка желание научиться новому, смело пробуйте освоить это дело.
  • Ребенок должен четко различать левую и правую ноги.
  • Выберите для обучения только один способ завязывания шнурков. Большой выбор лишь запутает вашего малыша.

Подробно рассмотрев эти нехитрые правила, можно приступать непосредственно к процессу обучения. Итак, начнем.

Приступаем к занятиям

  • Займите положение рядом с ребенком, а не напротив него. Так вы исключите «зеркальность» его движений. Кроха будет просто повторять все действия за вами.
  • Выберите самый простой способ завязывать шнурки. Сначала покажите, как делать узелки. После освоения этого дела можно будет приступить к бантикам. Будет полезно посмотреть видеоуроки по завязыванию шнурков. Такие видео вы можете просматривать вместе с ребенком.
  • Расскажите ребенку о том, что петельку нужно делать только на одном конце шнурка, второй же конец следует ввести в петельку, но не до конца. В результате получаем бантик.

Есть старый, проверенный временем способ завязывания шнурков. Он очень простой, но у него есть один большой недостаток: шнурки быстро развязываются. Делается он из двух петелек на обоих концах шнурков, которые нужно связать между собой. Видя, что малыш ошибается, не спешите его ругать, будьте терпимее.



Зачастую самым сложным для ребенка является не продевание шнурков в отверстия, а завязывание бантика

Нервозность родителей, их ругань и недовольство вызовут отторжение всего процесса обучения и лишь увеличат страх перед шнурками. Похвала очень важна для ребенка. Он старается, поэтому не скупитесь на добрые и ободряющие слова.

Не следует обучать всему и сразу, делайте это постепенно. Занимайтесь новым делом по 5-10 минут каждый день. Ежедневные тренировки помогут быстрее освоить новый навык и закрепить достигнутые результаты.

Добавьте к процессу обучения игровые моменты и стишки. Придумайте веселую историю по двух червячков. Им можно дать имена – например, Тип и Топ. Связываете шнурочки вместе и комментируете: «Червячки обнялись и пошли гулять». Завязав шнурок можно сказать: «Смотри как им весело!», при этом помахать хвостиками.

Пустите в дело вот такой милый стишок:

Зайчик-душка, у него два ушка (при этом делайте две петельки из «хвостиков»).
Зайчик кустик обошел (на этой фразе перекрутите петельки между собой).
В норочку свою зашел (теперь следует вдеть петельку в отверстие).
Вот и все! (затягивайте шнурок).

Есть и специальные обучающие мультики, которые развлекут детей и обучат их этому несложному искусству:

Причины неудач

У детей с плохо развитой мелкой моторикой обычно бывают сложности с завязыванием узелков и бантиков. Исправить эту ситуацию призваны специальные упражнения.

Заниматься развитием мелкой моторики можно практически с самого рождения (с 2 недель). Столь раннее развитие ручек будет стимулировать речевую деятельность и поможет избежать многих проблем в будущем.

Упражнения, представленные ниже, подходят для занятий с детьми 3-4 лет. Они направлены на развитие мелкой моторики.

Учимся, развивая мелкую моторику

  • Игры со шнурками. Игра – основное занятие детей, через него они лучше всего усваивают новую информацию. Учите завязыванию шнурков также посредством игры. Разнообразные шнуровки, предлагаемые в детских магазинах, бывают в виде ботиночек или фруктов, по которым ползет гусеница. Такое занятие будет очень интересно ребенку. Данный вид игрушек призван развивать мелкую моторику.
  • Детские пазлы. Увлекательная игра надолго займет вашего непоседу, поможет освоить координацию движений, а также будет прекрасной подготовкой перед началом письма.
  • Мелкие предметы. Знаменитая Мария Монтессори уже давным-давно предложила такой способ развития мелкой моторики. Манипуляции с мелкими предметами будут способствовать развитию ловкости пальчиков. Нанизывание бус, перебирание различных круп или перекладывание предметов из чашки в чашку – прекрасные занятия для детей любого возраста.
  • Пальчиковые игры. На просторах интернета вы найдете немало всевозможных игр со стихами. Суть таких занятий в том, что нужно делать определенные движения пальчиками или руками под стихотворные строчки. Играйте в такие игры регулярно и ваш кроха будет владеть своими ручками все лучше.
  • Заняться этим делом будет проще на морском или речном песочке. Порисуйте узоры и картинки на песке, а также повторите, как пишутся цифры и буквы. Иногда стенды с песком устанавливают на детских праздниках и в центрах развития.


Рисование на песке раскрывает творческие способности, а также тренирует мелкую моторику ребенка

Приступая к обучению, родители не должны забывать, что ребенку это тоже дается не так легко, поэтому нужно проявить максимум терпения и любви. Освоить новое и неизведанное дело малышу всегда сложно, хоть и интересно. Подбадривайте и поддерживайте малыша при неудачах и хвалите за успехи и прогресс. Любовь – единственный добрый учитель. Крики и нервы еще никому не приносили пользы – они не смогут помочь научить завязывать шнурки вашего малыша. Следуя нашим советам и своему сердцу, вы научите ваше чадо завязывать шнурки быстро и успешно.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.

Что нужно учесть

Очень важно учитывать тот факт, что все дети разные, а значит, могут проявлять интерес к тем или иным вещам в разном возрасте. Так что если малыш стремится самостоятельно завязать тесёмки на своих маленьких ботиночках, то задача родителей найти способ объяснить ему, как это делается на понятном и доступном языке. Кстати, девочки учатся обращаться со шнурками быстрее мальчиков, так что и интерес к подобным манипуляциям могут проявить раньше 4–5 лет.

Для того чтобы малыш испытал ситуацию успеха от результата потраченных усилий, а взрослый потерял как можно меньше нервных клеток, необходимо, чтобы:

  • ребёнок хорошо знал, где лево, где право, чтобы он легко понимал указания типа «берём шнурочек в левую ручку, делаем петельку» и т. д.;
  • карапуз выяснил для себя, какой ручкой ему легче орудовать;
  • мама и папа уделили процессу обучения столько времени, сколько нужно.

На каких шнурках учиться

Материал, на котором вы будете учить карапуза завязывать шнурки, очень важен. Ведь шёлковые варианты с пушистыми кончиками не всегда поддаются даже взрослому, а что уж говорить о малыше, который только начинает постигать азы шнурования. Поэтому шнурки должны быть:

  • средней толщины (слишком тонкие будут выскальзывать, а толстые часто дети завязывают вместе с пальцами);
  • круглые или плоские (в принципе, это особой роли не играет - выбирайте те, каких в обуви малыша больше);
  • с плотным наконечником - это обязательное условие, так как мягкие концы будут путаться в пальцах, так и норовя попасть в узелок вместо петельки;
  • не слишком длинными (чтобы малыш не вытягивал в узелке бесконечную петельку), но и не короткими (чтобы можно было завязать бантик, не вытянув через узелок петлю) - отличный вариант будет около 30 см.

Какую технику выбрать: «Поймай зайчика» и «Бабушкин узел»

Существует несколько способов завязывать шнурки. Некоторые из них настолько замысловаты, что с трудом осваиваются даже взрослыми модниками, считающими, что каждый вид обуви (кеды, кроссовки, ботинки) должен шнуроваться и завязываться совершенно по-разному. Более того, есть даже узелки с одной петелькой, но техника их завязывания несколько сложнее, да и такой способ нельзя назвать практичным: длинный свободный конец, большая петля - всё это будет мешать ребёнку нормально ходить, не наступая на собственные шнурки. Так что опытные родители рекомендуют начинать с двух простейших вариантов зафиксировать ботиночки на ноге:

Выберите одну технику, иначе малыш запутается и будет нервничать. «Бабушкин узел» считается более понятным, но менее практичным, чем «Поймай зайчика».

3 простых способа завязать шнурки - видео

Как научить ребёнка быстро завязывать шнурки «бантиком» - видео

5 способов научить ребёнка завязывать шнурки

«Садись рядом - буду тебе рассказывать, как завязать шнурки на обуви» - совершенно неподходящее начало для передачи карапузу опыта по обращению с тесёмками на обуви. Любое обучение ребёнка дошкольного возраста должно быть только в игровой форме.

Смотри, как я умею

Дети - маленькие обезьянки, которые с удовольствием копируют действия родителей. Нужно научить малыша завязывать шнурки? Легко! Выберите момент, когда вы вместе куда-то собираетесь (но только вы не ограничены во времени!), присядьте рядом с ребёнком и покажите ему, как завязываются шнурочки, медленно и чётко комментируя каждое движение. При этом шнурки не должны лохматиться, а быть твёрдыми.

Показывать нужно только сидя рядом с малышом или за его спиной, не в зеркальном отображении.

Инструкция:

  1. Берём ботинки в руки - взрослый берёт один, малыш - второй.
  2. Вытягиваем обувь немного вперёд, чтобы крохе было лучше видно.
  3. Показываем, повторяя несколько раз весь процесс одними и теми же словами.
  4. Просим карапуза сделать так же.

Если не получается сразу на шнурках, потренируйтесь на поясе от халата, толстой ленте и пр.

Важный момент. Если малыш - левша, а взрослый правша, или наоборот, то процесс обучения может затянуться, а вам будет нелегко понять друг друга. Самый лучший выход - попросить помощь у кого-то с такой же ведущей рукой.

История про двух шнурочков

Процесс демонстрации технологии завязывания шнурков можно сопровождать придуманной историей про двух братьев-шнурочков, которые хотят встретиться и поиграть.

Инструкция:

  1. «Жили-были два братца - Левый и Правый» - перекидываем узелок (левый шнурок за правый).
  2. «Левый предложил Правому погулять» - левый шнурок складываем петелькой.
  3. «Правый согласился» - правый шнурок продеваем за левый.

Стишки в помощь

Дети с удовольствием слушают стихотворения и с лёгкостью их запоминают. А поскольку ведущий тип мышления в этом возрасте - наглядно-образный: малыши легче запоминают то, что могут увидеть и представить, - то запомнить короткий стишок про зайчика труда им не составит.

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. - сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, - перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! - затяните шнурок.

Кроме стишков с действиями, хорошо предварять каждое занятие какой-то весёлой рифмовкой.

Я уже не маленький,

Я уже большой,

Я уже из лука

Стреляю хорошо.

На велосипеде

Поеду до реки.

Поскорей же, мамочка,

Завяжи шнурки.

Завязать шнурок не смог

Ни котёнок, ни щенок…

Я старался битый час,

Но не завязал ни раз.

Что же делать, как же быть?

Босиком теперь ходить?

Вот сижу, в окно гляжу,

А во двор не выхожу!

Анимационный подход: мотивационные мультфильмы

Дети любят смотреть мультфильмы. Почему бы не воспользоваться этим для обучения завязывать шнурки? В интернете можно найти массу роликов с забавными мультфильмами, где герои осваивают эту премудрость. После просмотра ребёнок тоже захочет освоить это умение. Важно только закрепить полученные знания на практике, то есть на собственных ботинках или кроссовках.

Мультфильм «Барбоскины», серия «Шнурок» - видео

Мультфильм «Фиксики», серия «Узлы» - видео

Полезные игрушки

О существовании и пользе различных шнуровок для тренировки мелкой моторики уже упоминалось.

Причём их совершенно не обязательно покупать, можно сделать своими руками их плотного картона. Например, весёлые кеды.

Инструкция:

  1. Из картона вырезаем кеды.
  2. Раскрашиваем их яркими красками.
  3. Делаем шилом дырочки, в которые продеваем шнурки. Тренажёр готов.

Игры-шнуровки для отработки навыка завязывания узелка могут быть самыми разными:

  • фрукты с червячками, где червячки - это шнурки;
  • сапожки;
  • рукавички;
  • сыр с дырочками для мышки и пр.

И опять же: после работы на тренажёре нужно закрепить навык на обуви.

Фотогалерея игрушек-шнуровок

Шнуровки помогают научиться определять правый и левый ботинок
Деревянные шнуровки приятно брать в руки
Для совсем маленьких шнуровки должны быть большими
Шнуровки в виде ботинка отличное пособие, чтобы научить ребёнка завязывать шнурки

Полезные советы

Новая полезная уловка поможет научить вас и ваших детей завязывать шнурки за считанные секунды.

Метод известный как "волшебные пальцы " или "узел Яна " позволяет в два раза сократить время, которые обычно требуется для того, чтобы завязать шнурки на ботинках или кроссовках.

Более того, узел дольше не развязывается. И хотя вначале метод кажется сложным, он становится очень простым, как только вы его усвоите.

Узел был придуман австралийцем Яном Фиггеном (Ian Fieggen), которого еще называют "Профессором шнурков".


Как завязать шнурки?

Вот самый быстрый способ завязывания шнурков :

1. Сначала завяжите шнурки как обычно. Проденьте мизинцы под шнурки с обеих сторон.

Затем проденьте правый большой и указательный палец под правый шнурок, а левый большой и указательный палец - над левым шнурком, используя другие пальцы, чтобы держать шнурки натянутыми.

2. Это создаст две петли, одну со свободным концом позади, а другой - со свободным концом впереди. Средним пальцем отодвиньте свободный конец правого шнурка назад, в то время, как левая рука просто вращается, чтобы повернуть петлю через правый.

3. Следующее движение перекрещивает две петли. Левым большим пальцем толкайте свободный конец к правому, в то время как средний правый палец толкает свободный конец между левым большим пальцем и указательным.

4. Вам нужно сделать так, чтобы левым большим и указательным пальцем захватить свободный правый конец, а правым большим и средним пальцем захватить свободный левый конец.

5. Проденьте свободные концы противоположных петель через собственные петли.

6. Затяните узел. Практикуясь, вы сможете завязывать узел намного быстрее, чем обычно.

Как красиво завязать шнурки на кроссовках или кедах?