Психология  Истории Обучение 

Коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста. Развиваем мелкую моторику у детей - повышаем интеллект По развитию мелкой моторики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования Усть-Лабинский район

Методическая разработка

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)

Подготовила воспитатель:

Бирюкова Татьяна Владимировна

2016 год

    Введение

    Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

    1. Актуальность……………………………………………………………………….……...4

      Цели и задачи………………………………………………………………………..……..5

      Новизна…………………………………………………………………………………….5

      Методы и приёмы……………………………………………………………….…………6

    Практика

    1. Организация работы …………………………………………………………………….…….7

      Перечень основных мероприятий…………………………………………………………….8

      Результативность………………………………………………………………………………9

    Заключение…………………………………………………………………………….....10

    Список литературы……………………………………………………………………....11

    Приложение…………………………………………………………………………….....12

Методическая разработка «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данное пособие содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

    Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

    Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

    Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

    Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

    Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

    Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

    Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

    Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

    обеспечивать эмоциональное благополучие.

    Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

    Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

    Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

    Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

    Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

    Развивать творчество и креативность участников проекта.

    Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась через различные виды детской деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использую аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.

Работая с детьми, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале дети сминали большие кусочки салфеток, затем квадратики становились все меньше. Пальчики детей становились более ловкими. Создание рисунков было коллективным и индивидуальным. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении, ее может освоить и ребенок 3-х лет. Кроме того, здесь не нужно четких линий – настоящий простор для творчества.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Использование лепки из различного материала (пластилин, глина, тесто, использование природного материала; нетрадиционная техника рисования; использование конструктора («Лего», деревянный, металлический) ; аппликация.

3. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.

4. Развитие графомоторных навыков: трафареты, графические диктанты.

5. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

Организация работы:

мероприятие

цель

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству.

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.


Перечень основных мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

Познание

Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

Д/и «Чудесный мешочек»,

«Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

Коммуникация

Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д.

Социализация

Коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Художественное творчество

Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Предметно – развивающая среда

Пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика)

Здоровье

Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

Совместная деятельность с родителями

Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

Выполнение творческих заданий.

Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Результативность:

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанникорв, средний уровень у 60%детей, низкий – у 4%.

    Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания

    Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:

    Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

    Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

    Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

    Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

    Разучены с детьми пальчиковые игры

    Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Информационные ресурсы:

Литература:

    О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

    ‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

    Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

Каждая любящая мама знает, что для правильного и своевременного развития малыша необходимо как можно раньше начинать развивать у ребёнка до года мелкую моторику. Ведь мелкая моторика – это все действия, требующие точных и ловких движений пальчиками и ручками ребёнка. А поэтому, как только ваш кроха начнёт интересоваться игрушками, висящими над кроваткой и пытаться держать в ручках свои первые погремушки – это сигнал для мамы, что пора начинать упражнения, способствующие развитию точных движений.

Игрушки для мелкой моторики ребёнка (игра с меленькими предметами)

Специальные игрушки, развивающие пальчики. Они есть в любом магазине детских игрушек и стоимость их различна. Принцип основан на передвижении по проволоке и кручении разноцветных деревянных бусин.

Детские бусы и чётки позволят ребёнку покрутить бусины, особенно если они разной формы, цвета и фактуры.

Кубики интересны и самым маленьким, и детям постарше. Различный материал, цвета и рисунки (буквы, цифры, животные, геометрические фигуры) на кубиках позволяют не только строить башни и гаражи, но и учить названия предметов, фигур и животных во время игры.

Пирамидки, конструкторы существуют различной сложности и для разных возрастов. Для самых маленьких более простые, но яркие деревянные и пластмассовые пирамидки с различными на ощупь элементами. Для детей немного старше – усложненные варианты с несколькими стержнями разной формы, на которые нужно нанизать подходящие геометрические фигуры. Разновидностей конструкторов много, они помогают в развитии пространственного мышления малыша. Психологи рекомендуют приобрести первый конструктор деревянный – дерево приятно вертеть в ручках, а само по себе оно несёт положительный эмоциональный заряд.

Шнуровка (игрушка или книжка) для деток от 1 года является подготовкой к письму, развивает мелкую моторику и глазомер. Ребёнок учится быть усидчивым в процессе игры. В случае шнуровки-игрушки придумайте сюжет, который позволит малышу изучить цвета и сделает кисти его рук более гибкими.

Фигурки на магнитах (животные, буквы, картинки) на холодильник. Это и удобно и наглядно. Начать можно с фигурок животных и картинок разной формы, по мере взросления ребёнка, включая в игру буквы и цифры. Можно приобрести и магнитную мозаику.

Пианино позволит малышу познакомиться со звуками, нажимая на клавиши разными пальчиками.

Пазлы, мозаика, матрешка. Чтобы собрать интересную картинку, ребёнку надо будет подключить к моторике логику и внимание, скоординировать зрение и кисти рук. Мозаику приобретайте ребёнку от года. Для этого возраста есть мозаики с крупными, яркими деталями и большой дощечкой. Поиск фигурки (матрешки) внутри другой заинтересует ребёнка. Кроме моторики эти игры помогают в развитии творческих способностей детей.

Кубик или тематическая игрушка с фигурами (сортёр). Ребёнок пытается подобрать геометрическую фигуру по силуэту отверстия в игрушке. Моторика пальчиков, знакомство с фигурами, цветами, развитие логики – вот то, что дают такие игры. В некоторых сортёрах есть музыкальные кнопки и клавиши.

Мячики с пупырышками разного размера можно использовать с раннего возраста. Изучаются тактильные ощущения «ёжика» и одновременно происходит массаж руки. Обратите внимание на качество материала таких мячей и соответствие санитарным нормам – дети обязательно потянут их в рот.

Крупа на подносе – в одно из самых простых пособий. На поднос ровным слоем насыпаете манку (гречку, пшено и др.) и, взяв ручку малыша, начинаете рисовать солнышко, дорожку, цветок. Все, что подскажет фантазия. Потом попросите ребёнка нарисовать что-то самостоятельно. Кончики пальцев ощущают и ровную поверхность подноса, и форму крупы. В старшем возрасте (после 2-х лет) можно попробовать аппликацию круп на картоне, смазанном клеем.

Прищепки. Что может быть проще и интересней? Пусть ребёнок пробует нажать пальчиками на концы прищепки, что бы надеть её на фигуру из картона, веревку или чашку. Так можно сделать уши зайчику или лучики солнышку.

Фасоль двух цветов. Игра в «Золушку» очень полезна – разбирая из миски мелкую фасоль, тренируются пальчики, и формируется правильный захват мелких предметов.

Волшебный мешочек (с крышками и игрушкой). Возьмите любой тканевый мешочек и наполните его обычными крышками от пластиковых бутылок. Покажите ребёнку, что спрятали внутрь мешочка мелкую игрушку. Попросите «найти» машинку или зверушку. Поиск рукой среди неровных, ребристых крышек представляет собой массаж активных точек на ручке и занимательное задание.

Крючки и шпингалеты, «молнии» – умение открывать застежки, замочки и задвижки помогает развитию пространственного мышления и моторики.

Почистим орешки или порвем бумагу. Если вы гуляете в парке или лесу, поищите фундук. Пусть малыш поможет очистить зеленую оболочку ореха. Упрощенный вариант – попросить порвать на мелкие клочки ненужную маме бумажку.

Пуговицы, липучки. Из ненужных карманов (с разными застежками) от старой одежды сделайте коллаж и повесьте его на спинку кроватки. Ребёнок сможет спрятать в кармашках мелкие игрушки (уложить на ночь спать) и застегивать/расстегивать кармашки по желанию.

Рамки и вкладыши развивают моторику, внимание и самостоятельность. Учат воспринимать фигуры как одно целое и по частям. Смысл: ассоциативное сравнение отверстий на рамке и формы деталей. Есть разные степени сложности.

Копеечки и пуговицы в копилку. Если в доме нет копилки или она хрупкая, проделайте отверстие в крышке банки от кофе, только позаботьтесь, чтобы не было острых краёв, о которых можно пораниться. Детвора с огромным удовольствием складывает в банку крупные монеты и пуговки. Попадание в узкую прорезь так же развивает мелкую моторику ребёнка.

Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают – полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

Природные материалы (камушки, шишки, ракушки, стручки гороха и фасоли) , всё, что сможете предложить маленькому исследователю. Природные материалы имеют различную поверхность и формы, к тому же они бесплатны и доступны.

Пальчиковые игры для мелкой моторики ребёнка

«Коза рогатая» и «Сорока-ворона», «Ладушки» – начальный этап пальчиковых игр. Сгибание и разгибание пальчиков делаем с прибаутками, например:

Этот пальчик – в лес пошёл (разгибаем мизинец ),
Этот пальчик – гриб нашёл (безымянный ),
Этот пальчик – жарить стал (средний ),
Этот пальчик – резать стал (указательный ),
Этот пальчик – много ел, потому и потолстел (большой ).

Потом учим ребёнка изображать из пальцев животных или предметы – эта своеобразная гимнастика не только развивает моторику, но и тренирует образное мышление малыша.

Мелкая моторика у детей старше года отлично тренируется следующими занятиями: лепка из теста или пластилина , а так же пальчиковые краски . Ведь это не только увлекательное творческое занятие, но ещё и очень полезное упражнение для развития гибкости и подвижности пальчиков. Для деток 1,5–2 лет продается специальный пластилин или готовое соленое тесто, а так же пальчиковые краски. Соленое тесто можно сделать и самостоятельно – это обычное тесто «как на пельмени»: на 1 ст. муки 1/2 ст. соли и красителей из сока свеклы или пищевых красок для яиц на Пасху. Хранят такое тесто в холодильнике, в закрытом контейнере. Не бойтесь, что ребёнок испачкается сам или все вокруг – попробуйте провести первое занятие в стульчике для кормления. Для начала, продолжительность не должна превышать 2–3 минуты, иначе ребёнок устанет и потеряет интерес к дальнейшим занятиям. Пусть пока вы успеете нарисовать только разноцветные ладошки и точечки от пальчиков, но на следующий день ребёнок с радостью захочет попробовать новенькое – повозить руками по листу бумаги или сделать цветные дорожки (маме надо подсказать, каким образом это можно выполнить). Со временем можно будет вешать лист ватмана на стену, предоставив поле деятельности для маленького художника.

Помните, что чем умелей руки, тем ваш ребёнок умнее и сообразительней. Не забывайте, что любая игра и игрушка сама по себе значит мало, только общая игра с родителями даст ожидаемый результат.

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.

Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…

Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо?

3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.

Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой , имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры , которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка , о его .
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане .

Видео: Мелкая моторика у детей. Развитие мелкой моторики

Как заниматься с ребенком 1-3 развитием мелкой моторики, чтобы занятия были интересными и эффективными?

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.

Но, в целом, календарь развития изучаемой нами сейчас мелкой моторики выглядит следующим образом:

  • С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или левой рукой – тоже пока нет.
  • С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
  • 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
  • 2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу. Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
  • 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:

  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

Важно:

Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.

Основные правила для родителей:

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

Видео: Мелкая моторика — лучшие игрушки на 2 года

5 лучших игрушек для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста – что выбрать в магазине?

В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.

Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?

Вашему вниманию – 5 самых полезных игрушек для тренировки мелкой моторики:

  1. Мозаика. Все прекрасно осведомлены о пользе этой игрушки, как для развития мелкой моторики, так и для развития речи. Выбор мозаики поистине огромен – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начиная с годика, карапузу можно выбирать мозаику с крупными деталями и большой основой, а потом переходить к более сложным игрушкам.
  2. Бизиборды . Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на долгое время, но и станут отличным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Идеальный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Кроме того, важно проверять надежность креплений. .
  3. Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предполагает вкладывание определенных форм в соответствующие отверстия. В магазинах представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача малыша – сравнить отверстие в рамке/кубике по форме и размеру с деталями, которые и нужно вложить в отверстия или рамку. Естественно, выбирать игрушку нужно по возрасту. Развивать кроху с помощью сортера можно начинать с 1-2 лет.
  4. Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно сделать самостоятельно или купить уже готовую. Шнуровка способствует усидчивости, развитию глазомера и мелкой моторики, гибкости кисти, а также развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику простую шнуровку. Естественно, ребенку будет скучно плести косички в год от роду, поэтому важно придумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтересовать чадо.
  5. Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, придумывать вместе с ребенком целые спектакли в 4 руки. При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить/связать.

Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.

Видео: Развитие мелкой моторики — развивающие игры для детей


15 лучших игр и упражнений для развития мелкой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия в домашних условиях

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой . Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница . Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок . Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов . Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку . Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке . Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор . Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы ! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание . Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп . Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам . Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки . Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Важно:

Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!

Конспект

Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей.

Подготовила, воспитатель

Цель: показ родителям приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Уважаемые родители! Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук является хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для ее дальнейшего совершенствования.

Давайте вспомним, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показывать «Козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками

https://pandia.ru/text/78/392/images/image004_36.jpg" width="308 height=242" height="242">

Позже - с различными видами конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">виде деятельности .

0 " style="border-collapse:collapse">

« Моя семья »

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья!

Есть еще отличное средство для развития мелкой моторики. Это мозаика - она развивает восприятие цвета и рисунка, творческие способности, воображение ребенка, а так же развивает соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным)

https://pandia.ru/text/78/392/images/image013_19.jpg" width="328 height=220" height="220">

Итак, перед вами лежит мозаика, давайте попробуем выложить цветочек. Берем мозаику двумя пальцами, вставляем детали в отверстия основы. Молодцы. В следующий раз можно предложить детям более сложные изображения: травку, солнышко и т. д.

А теперь я хочу вам представить игру, которая называется «Забавные шнурки»

https://pandia.ru/text/78/392/images/image018_14.jpg" width="292 height=180" height="180">

Есть еще интересные способы тренировки, например, дайте ребенку круглую щетку для волос или зубную щетку. Ребенок катает щетку между ладонями и приговаривает:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Так же можно взять решетку для раковины, обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Еще можно взять две пробки от пластиковых бутылок, кладем на стол резьбой вверх. Это у нас «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

Тоже самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Давайте попробуем.

Так же можно заниматься с помощью бельевой прищепки, только проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Теперь начинаем поочередно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш»!

А сейчас мы будем рисовать на подносе. Для этого нам понадобится сам поднос и любые сыпучие крупы. В нашем случае гречка. Высыпаем гречку на поднос и пальчиками начинаем рисовать узоры, картины, что захочется. Малышу будет очень интересно, да и взрослым тоже.

https://pandia.ru/text/78/392/images/image024_9.jpg" width="323 height=255" height="255">

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка и всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя малыша.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.