Психология  Истории Обучение 

Конспект нод по познанию фэмп в средней группе на тему: «умка и геометрические фигуры» план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему. Познание Список использованной литературы

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Волшебный теремок»

Программные задачи:
Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
Закрепить умение соотносить количество предметов с числом;
Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла бибабо - мышка, карточки с цифрами и предметными картинками, геометрические фигуры , игрушки (пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, Маша и медведь, один ежик) , четыре обруча, бубен.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , карточки с цифрами.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?
А задания такие:
Задание № 1.

«Назови геометрические фигуры»

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру? (Прямоугольник)
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей)
- Как можно проверить? (Наложить их друг на друга)
- Что теперь мы видим? Что можем сказать? (Две стороны у прямоугольника длиннее, чем квадрата, а две другие одинаковые)
- А чем отличается квадрат от треугольника? (У треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны)
- Чем отличается круг от квадрата? (У круга нет углов и сторон)
Задание № 2.

«Покажи правильно»

(Воспитатель называет геометрические фигуры, а дети поднимают ту геометрическую фигуру, которую называет воспитатель).
Задание 3.

«Найди место фигуре»

(На полу лежат четыре обруча, в центре каждого геометрическая фигура.
Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре)

Воспитатель: Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит, вам надо найти обруч с вашей геометрической фигурой и встать вокруг него. (Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются своими фигурами)
Задание № 4.

«Ударь в бубен столько раз, сколько показывает цифра»

(Воспитатель поднимает карточку с цифрой, ребенок должен ударить в бубен столько раз, сколько показывает цифра).

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так
(поднять руки вверх и делать наклоны в стороны)
Дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по- медвежьи)
И из речки воду пили:
Вот так, вот так (наклоны туловища вперед)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, («пружинки»)
Лапы выше поднимали:
Вот так, вот так (прыжки, хлопая вверху руками)
Лапы выше поднимали.
Задание № 5.

«Посчитай правильно»

(Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки. Дети должны правильно соотнести количество предметов с числом).
Задание № 6.

«Найди домик каждому числу»

(Воспитатель раздает карточку с цифрой каждому ребенку.
На пяти столах лежат игрушки: пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, два героя из сказки «Маша и медведь» и один ежик. Воспитатель раздает детям карточки с цифрой и показывает пять домиков, где живут игрушки.
По сигналу дети находят домик своей цифре и встают возле него. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли все нашли свой домик.

Можно поменяться карточками и поиграть еще несколько раз).
Воспитатель: Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку. А если Мышке-норушке опять будет нужна наша помощь, то мы ей обязательно поможем. Правда, ребята?
Мышка: Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости? Какая история с ней приключилась? Как мы смогли ей помочь? Какие задания мы выполняли? Вам понравилось помогать Мышке-норушке? (Ответы детей).

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» (элементарные математические представления) в средней группе «Путешествие в сказку»

Цель: закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество. Умение распознавать цифры до пяти и соотносить их с количеством предметов, развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи, рассуждать.

Оборудование: «Ковер-самолет», геометрические фигуры «заплатки», карточки с цифрами от одного до пяти, карточки с изображением разное количество животных, веревочки, изображение домика бабушки, корзинка с угощением, магнитофон (Спокойная музыка полета, звуки леса, мелодия из к/ф «Красная Шапочка».

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку. А попадем мы в нее на волшебном ковре-самолете. Разворачиваем ковер, а на ковре дырки в виде разных геометрических фигур разного размера.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а ковер прогрызли мышки. Как же мы теперь попадем в сказку? Давайте починим наш волшебный ковер?
Дети: давайте!!!
воспитатель предлагает детям поднос, на котором лежат разные геометрические фигуры, дети накладывают «заплатки» на ковер.
Воспитатель: а какие фигуры нам понадобились? Какого цвета?
Ответы детей .
Воспитатель: молодцы! Теперь мы готовы лететь. Становитесь на ковер, повторяйте со мной волшебные слова (звучит спокойная музыка )

Наш ковер по небу мчится
Что же с нами приключится?
Попадем на нем мы в сказку,
А в какую, где подсказка?

Бабушка девочку очень любила
Красную шапочку ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя ее?

(звучит музыка из кинофильма «Красная Шапочка» )

Дети: Красная Шапочка!!!
Воспитатель: молодцы, угадали, а во и она сама
(в группу заходит девочка в костюме Красной Шапочки )
Девочка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Красная Шапочка!
Воспитатель: ребята, нам нужно проводить Красную Шапочку до домика ее бабушки, а для этого нам нужно выполнить некоторые задания. Поможем Красной Шапочке?
Дети: Поможем!
Девочка: ребята, у меня случилась неприятность, я очень спешила к бабушке и просыпала бусы. Поможете мне их собрать?
Дети: конечно, поможем!
Работа с раздаточным материалом. На каждого ребенка выдается карточка с началом чередования нескольких бусинок в виде геометрических фигур и набор с геометрическими фигурками. Задание: Продолжи ряд.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Девочка: Спасибо вам, ребята, что собрали бусы!
(Звучит музыка леса )
Воспитатель: А сейчас мы пришли на лесную полянку. Ой, смотрите, кто это ползет по листочку?
(показывает картинку с изображением паучка )
Дети: Паучок.
Воспитатель: какой красивый паучок! Смотрите, сколько у него лапок, какое мохнатое туловище. А что паучок делает в лесу?
Дети: плетет паутинки!
Воспитатель: Да, верно, а посмотрите сколько паучат у паучка, они еще маленькие и не умеют плести паутинки. Давайте поможем паучатам сплести свои паутинки?
(Красная Шапочка раздает веревочки каждому ребенку )
Дети: Давайте!
Воспитатель: а чтобы узнать, из каких узоров состоят паутинки, вам помогут вот такие загадки:

Эта форма у клубка Три вершины тут видны
У планеты, колобка Три угла, три стороны,-
Но сожми ее немножко Ну, пожалуй, и довольно-
И получится лепешка (круг ) Что ты видишь?...(треугольник )

Я фигура хоть куда Он похожий на яйцо
Очень ровная всегда Или на твое лицо
Все углы во мне равны Вот такая есть окружность
Кубик-мой любимый брат Круг приплюснутым стал
Потому что я -... (квадрат ) Получился вдруг...(овал )

(После каждой загадки дети из веревочек выкладывют геометрические фигуры )

Воспитатель: Молодцы, сплели замечательные домики для паучат. Паучок благодарит вас и прощается с вами
(Девочка убирает со столов ниточки и паучат, раздает детям карточки-наборы цифр )
(Звучит музыка леса ) (Физ. минутка )
Воспитатель: Ну,что ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем, попрыгаем, ножками подрыгаем, ручками похлопаем, ножками потопаем. Отдохнули? Пора нам отправляться дальше. Мы так шумели в лесу, что лесные жители вышли поглядеть, кто же это тут устроил такой шум?
А задание для вас будет такое - у Красной Шапочки в руках картинки с изображением разных животных (На каждой карточке изображено разное количество зверей )
Дети должны выбрать правильную цифру к каждой карточке
Воспитатель: Сколько ежей вышло на полянку?
Дети: пять!
Воспитатель: какую цифру нужно показать?
Дети: цифру5
Воспитатель: Зайцы выбежали на полянку, сколько зайцев на поляне?
Белки с веток выскочили к нам, сколько белок у нас?
Мышки высунули свои носики из норки, сколько мышек?
Бабочка крылышками машет над цветком.
Ребята, а как вы думаете, кто здесь лишний?
Дети: Бабочка!
Воспитатель: почему?
Дети: Потому что бабочка-насекомое, а остальные животные
Воспитатель: Какие вы молодцы, и с этим заданием справились. А вот и домик бабушки показался. Проводили мы Красную Шапочку, потому что нельзя маленьким девочкам одним ходить по лесу, а то и волка злого можно встретить.
Девочка: большое спасибо вам, ребята! Без вас я бы не справилась. А за то что вы мне так помогли, у меня есть для вас корзиночка со сладостями.
(угощает детей, прощается, уходит )
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Дети: да!
Воспитатель: Мы сегодня потрудились: собрали бусы для Красной Шапочки, Помогли паучкам построить паутинки, правильно сосчитали зверей на полянке. А теперь пора прощаться, в детский сад нам возвращаться.
Встаем на ковер-самолет и под музыку «летим» обратно в детский сад.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №66

Конспект НОД

образовательной области познание: ФЭМП в средней группе

на тему: «Путешествие в страну Математика».

Подготовила и провела:

Задачи:

Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат.) Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов. Упражнять в счёте в пределах 5. Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Развивать умение сравнивать количество предметов. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, активизировать в речи детей слова-прилагательные, обозначающие цвет.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материалы: медальоны с изображением геометрических фигур, ворота, замок с нарисованными на нем геометрическими фигурами, схема дорожки, набор из 9 фигур, грибочки (5 штук с квадратными шляпками и 5 с круглыми), 2 корзинки с наклеенными кругом и квадратом, напольный и настольный строительные наборы.

Раздаточный материал: набор счетных палочек, силуэты человечков с туловищем в виде геометрических фигур.

Ход занятия

В группе построен поезд из стульчиков.

Воспитатель предлагает детям занять места в импровизированном поезде.

Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. Закройте глазки. Представьте, что наш поезд мчится через дремучие леса, сквозь высокие горы, мимо большого озера…

(пока у детей закрыты глаза воспитатель быстро надевает детям медальоны с изображением геометрических фигур, а сама накидывает на плечи накидку с изображением математических символов). Происходит превращение мальчиков и девочек в геометрические фигуры.


Наш поезд сбавляет ход и прибывает в волшебную страну «Математика».

Откройте, глаза! Ребята, в этой необычной стране вы не просто дети, а геометрические фигуры. А я – королева Арифметика.

Рассмотрите свои медальоны.

Дети рассматривают свои медальоны, называют форму и цвет.

А теперь постройтесь парами. Мы отправимся на прогулку по волшебной стране Математике.

1 Дидактическая игра «Найди пару»

(Глядя на свой медальон, дети ищут себе пару с такой же фигурой.)

Молодцы, все нашли свою пару.

Эта дорожка приведет нас на сказочную поляну.

Ой, ребята, посмотрите! Злой волшебник поломал дорожку, и мы не можем дальше идти.

Как же нам поступить?

Нужно построить новую дорожку.

2 Задание «Построй дорожку»

Ребята, у нас есть подсказка – схема дорожки.

(На доске – схема дорожки, а на полу разбросаны геометрические фигуры)

Возьмите в руки по одной фигуре.

(Воспитатель берёт фигуру и выкладывает на пол)

Я кладу красный квадрат.

Чья фигура будет следующая? Нужно следовать строго по стрелочке.

(Каждый выкладывает по очереди свою фигуру, называя ее форму и цвет.)

Дорожка построена. Теперь по ней можно отправляться дальше.

Мы с вами очутились на волшебной поляне. Сколько здесь грибов …

3 Дидактическая игра «Собери грибочки»

(На полу разбросаны грибочки, с геометрическими шляпками)

Посмотрите, какие необычные грибочки растут на этой полянке. Чем они отличаются?

Цветом и формой шляпок.

Назовите цвет шляпок грибочков.

Нужно собрать грибы. Какие грибочки мы соберём в эту корзинку? А в эту? (Дети делятся на 2 группы и собирают грибы)


Теперь посчитайте, сколько грибочков в корзинках?

(Считают хором)

Где больше?

Поровну.

Дети вместе с воспитателем подходят к сказочным воротам.

4 Задание «Открой замок»

На двери замок. Волшебный. Заколдованный. (Замок с нарисованными треугольниками разного размера и цвета, а в центре круг)

Чтобы замок открыть, его нужно расколдовать, разгадать какую-то тайну.

Давайте подумаем, как его открыть?

(предложения детей.)

Посмотрите внимательно на замочек. Что на нем нарисовано?

Чем различаются эти фигуры?

Цветом и размером.

Какая фигура лишняя?

Круг. Треугольников много, а круг один.

Правильно! Вот дверь и открылась!

Дети входят в ворота и видят, разбросанные по полу, объемные фигуры

разного размера (строительные наборы напольный и настольный)

5Дидактическая игра « кубики рассыпались»

Ребята, кажется, здесь пошалил ветерок-проказник. Поможем навести порядок?

Чем отличаются эти фигуры?

Большие и маленькие.

Правильно, фигуры разного размера.

Большие фигуры нужно сложить в сундук, а маленькие в коробку.

Молодцы, дети. Все сделали правильно.

Воспитатель предлагает детям занять места за столами.

(на столе у каждого ребенка набор счетных палочек и силуэт геометрического человечка, сделанного из цветного картона)

6 Задание «Построй домик для геометрических человечков»

Посмотрите, какие забавные жители живут в городе геометрических фигур.

Давайте построим для них домики из палочек, которые лежат у вас на столах. Домики бывают разные. Вы можете проявить фантазию и придумать свой, кто какой захочет.

Подводится итог занятия. Дети получают угощение. Печенье в виде геометрических фигур.

Литература:

Дидактические игры в детском саду. М.,1982г.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Мозаика-Синтез.

Интегрированное занятие по образовательной области «Познание (фэмп)
в средней группе

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Познание (аппликация)», «Социализация», «Безопасность».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: закрепление знаний детей по образовательным областям: Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Безопасность полученных в течении учебного года.

Задачи:
Упражнять в счёте до 10, в правильном и чётком произнесении звука -ж-; закрепить название геометрических фигур, название частей суток, правила пешехода.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.

Планируемые результаты: дошкольник имеет элементарное представление о геометрических фигурах, счёте чисел до 10; старается правильно произносить звук - ж-; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы

Материалы и оборудование: карточки с геометрическими фигурами на каждого ребёнка, цветы с вклеенными геометрическими фигурами разного размера и цвета в центре - цифра; клей, салфетка, набор геометрических фигур для каждого ребенка.

Воспитатель:
Дети, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну знаний, в которой живут геометрические фигуры. В страну знаний можно попасть только по воздуху. На каком виде транспорта можно летать? Мы отправляемся на воздушном шаре. Займите места согласно купленным билетам.
Почему нас никто не встречает? Я не вижу ни одной геометрической фигуры.
(находим конверт с письмом)
«Здравствуйте ребята! Мы попали в беду, старуха Шапокляк нас заманила в ловушку. Помогите нам. Геометрические фигуры.»
Что же делать? Надо выручать друзей. Поможем геометрическим фигурам?
А где же их искать? (читаю продолжение письма « Ищите конверт №1»)

Задание №1.
Где можно переходить улицу?
Как называют людей идущих по улице?

Для чего нужен светофор?
Какие цвета на нем загораются?
Шапокляк испортила все светофоры, я предлагаю их отремонтировать.

Д/игра «Собери светофор»
(дети исправляют светофор и читают стихи)

Красный цвет - опасный цвет
Это значит, хода нет.
Желтый не спешите
И сигнала ждите.
Цвет зеленый горит, вот теперь вам путь открыт.

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили первое задание Шапокляк. Где же у нас второе задание (Дети ищут конверт № 2). На нем написано: « Отправляйтесь на полянку, отгадайте там загадку»
Воспитатель:
- Сколько грибов, я предлагаю девочкам собрать грибы в корзинку.
- Сколько грибов собрали? Какой цифрой обозначим?
- Что еще видите на полянке? Мальчики соберите шишки. Сколько шишек собрали? Какой цифрой обозначим?
Загадка:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке – летом.
Чем питается белка?
Где живет белка?
Воспитатель: вот мы справились и со вторым заданием Шапокляк. А где у нас конверт №3.(Дети находят конверт № 3). Там написано: «Поиграйте в игру «Внимательные жуки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие здесь интересные цветы, у них в середине разные геометрические фигуры, назовите их.

Запомните их, и давайте с вами превратимся в жуков и скажем: «Я жук, я жук, я здесь живу, жу, жу, жу, жу»

На команду: «Жуки на полянку!» Вы летите сюда и смотрите, какого цветка не стало?

Дети играют в игру 2-3 раза, угадывая исчезнувший цветок.
В какое время года, распускаются цветы?
А кто знает пословицы о весне?
Весна днем красна
Весна красна цветами
Весною слышно, как трава растет

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили все задания Шапокляк.
Следующий конверт №4. «Отгадайте загадку, покажите отгадку»
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик,
Все вокруг уснуть должны
Дети наши тоже.
Когда все спят?
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает?
Солнце в небе ярко светит,
На прогулку пошли дети.
Когда это бывает?

А как вы думаете, ребята, почему старуха Шапокляк такая вредная и злая?

Ответы детей (она вредная, потому что у неё нет друзей).

Воспитатель:
А давайте, ребята, мы будем друзьями Шапокляк, и сделаем для неё что-нибудь приятное. Я знаю, что она очень модная старушка и любит носить различные бусы. Мы можем сделать их для неё в подарок. Может быть, тогда она отпустит к нам наших друзей геометрические фигуры.

Художественное творчество (аппликация)
Изготовляем бусы для Шапокляк.
(пока дети выполняют работу, воспитатель незаметно достает конверт с геометрическими фигурами).
Воспитатель.
- Какие красивые бусы у нас получились! А что это такое? Шапокляк вернула нам геометрические фигуры.

На этом наше путешествие в страну знаний закончилось, пора возвращаться в детский сад. Всем спасибо.