Психология  Истории Обучение 

Формирование адекватной самооценки у дошкольников. Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Свердловской области

«Северный педагогический колледж»

Курсовая работа

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕ КВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Исполнитель:

Русских Нина Владимировна,

Руководитель:

Зубова Лариса Юрьевна,

Серов - 2015

Введение

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Большое внимание проблеме личностного развития дошкольников, в том числе и формированию самооценки детей уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Основными понятиями стандарта являются термины «индивидуализация» и «социализация». На данном этапе развития у ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы, поэтому в дошкольных учреждениях должна создаваться специальная образовательная среда. Самое главное на данном этапе - поощрять инициативы детей. В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дошкольный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной формированию самооценки уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другими.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающим. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.

Все вышеизложенное определило тему исследования «Методы и приемы формирования адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте».

Проблема заключается в поиске эффективных средств формирования адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы формирования адекватной самооценки.

Цель данной работы заключается в выявлении эффективных методов и приемов формирования адекватной самооценки детей в старшем дошкольном возрасте

З адачи:

1. Рассмотреть теоретические основы формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте;

2. Дать характеристику методов и приемов формирования адекватной самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте;

3. Провести диагностику уровня сформированности самооценки у детей 5-6 лет;

4. Составить сборник игр и упражнений для формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте, провести апробацию и анализ эффективности практической деятельности.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценк

игра самооценка дошкольный дети

1 . Психолого-педагогические аспекты формирования самооценк и в старшем дошкольном возрасте

Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания, т.е. самооценка - это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности .

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств. В дошкольном возрасте в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно .

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только с игровых ситуаций, но в реальной жизни. В Дошкольном Стандарте это представлено в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений . Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения - деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Также, в дошкольном возрасте дети дают собственным качествам положительную или отрицательную самооценку .

Самооценка имеет две стороны - содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других или же с идеалом. В результате выносится суждение о том, что у субъекта лучше, а что хуже, чем у других или у идеала. Таким образом, самооценка - это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация своих особенностей, достигнутых результатов или имеющихся возможностей. Поэтому самооценка несводима к самопознанию. В самооценке проявляется отношение к себе как к личности, уважение себя или недовольство собой, т.е. мнение о себе как о личности. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие .

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям. В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе .

Главной задачей педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является создание условий для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации .

Таким образом, самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

2. Общая характеристика методов и приемов формировани я адекватной самооценки у дете й в старшем дошкольном возрасте

Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду .

Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать различные методы работы.

Метод оценивания ребенка взрослым. Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если ребенок хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Метод поощрения со стороны воспитателя. Этот метод должен применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Очень важно замечать и менять достижения, только если ребенок приложил усилие для того, чтобы поступить лучше. Но следует, прежде чем похвалить ребенка подумать, в какой мере он заслуживает похвалы, степень личных усилий ребенка. Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно .

Создание ситуации успеха. Так же необходимо создавать на занятиях детям ситуацию успеха. Ситуация успеха - некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личностном развитии. Ощущение успеха рождается у субъекта, сумевшего преодолеть свой страх, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Для создания ситуации успеха используются приёмы:

1.Снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима. Убеждайте воспитанника: «это просто, легко. Не получится - ничего страшного, поищем другой способ»

2. Оказание скрытой помощи, когда воспитатель в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о..», «я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;

3. Приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности («У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.).

4. Приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь...», «никто, кроме тебя...» и т.п.)

«Эмоциональное поглаживание». Похвала воспитателя: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением .

Необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Воспитателям с этой целью можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем...», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые воспитатели - сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. Если воспитатель хочет провести сравнение, то лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определённое, фиксированное педагогом время, работайте в удобном для него темпе, с учётом его возможностей .

Некоторые дети считают себя хуже других во избежание этого проводиться беседы в детском коллективе, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях в тех или иных ситуациях. Проводя такие беседы дается возможность детям выражать свое собственное мнение, задать вопрос воспитателю, где идет поощрение со стороны взрослого. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребёнка .

Упражнения. Также для поднятия самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные упражнения такие как: «Волшебный клубочек» для улучшение межличностных отношений в коллективе. Дети садятся в круг, воспитатель предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...». После того как высказались дети, воспитатель подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив. Упражнения «Комплименты» который способствует для повышения самооценки участников и актуализирует их личностные ресурсы. Дети делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут .

Игры. Также на формирование самооценки влияет игровая деятельность детей. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учиться доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс. С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность. В процессе игры дети научаются правилам хорошего тона, в них культивируется культура общения. Именно в игре прививается закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый. Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства. Для повышения статусного положения дошкольника необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, чаще давать ему поручения, постепенно давать роли в спектаклях, сценках .

Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Дети в группе станут по-другому относиться к нему, будут приглашать играть вместе. А это поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более активным, инициативным. Но важна гармоничность, согласованность действий родителей и воспитателей. Совершенно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились повысить самооценку ребенка, а дома родители или старшие братья и сестры, в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю. Вывод должен быть о методах

3. Игры и упражнения, направленные на формирование объективной самооценки детей в старшем дошкольном возрасте

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения. Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста воспитателям можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние .

Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

Игра «Возьми и передай»

Цель: Достижение игра взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Настроение»

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

Игра «Комплименты»

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я» -концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку -- в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центр ставится стул -- это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Упражнения « Похвалилки»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе. Дети сидят за столами (или в кругу). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

Упражнение «Назови и покажи»

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу -- такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает - все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки .

Таким образом игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства. Игры учат заботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением закладывается по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.

Список литературы

1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет). - М., 2011

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007.

3. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2013

4.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2012

5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2011

6. Краткий психологический словарь-хрестоматия. - М., 2010

7. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2014

8. Луговская А.Н. Если малышу трудно подружиться. - М., 2013

9. Марцинковской Т.Д. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении. - М., 2010

10. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2013

11.Непомнящей Н.И. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка. /Под редакцией - М., 2011

12. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2013

13. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 2010

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Екатеринбург, 2014

15. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. - М., 2013

16. Хухлаева О.В. Психологические игры, упражнения, сказки. -- М., 2012

17. Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М.: Педагогика, 2011

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 15.09.2014

    Проблема самооценки в современной психологии. Самоуважение. Механизмы формирования самооценки. Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах. Метод социометрических измерений. Социометрическая процедура.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2007

    Теоретический анализ самооценки дошкольника как предмета самосознания в психологии. Исследование и определение уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста. Содержание психологической методики по выявлению особенностей самооценки дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Анализ особенностей самооценки умственно отсталых подростков. Экспериментальные методы изучения самооценки умственно отсталых подростков. Разработка комплекса упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки у умственно отсталых подростков.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Анализ факторов формирования самооценки детей младшего школьного возраста. Организация и проведение исследования формирования самооценки и уровня притязаний мальчиков и девочек этого возраста.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2011

    Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исследования самооценки у младших школьников. Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе задания.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Сущностные характеристики успешности обучения младших школьников. Факторы формирования их адекватной самооценки. Экспериментальная работа по реализации условий успешности обучения детей в младшем школьном возрасте через формирование адекватной самооценки.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2012

    Изучение возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Факторы формирования самооценки в детском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие и виды самооценки, этапы ее развития. Психологическая характеристика подросткового возраста. Общая характеристика методик изучения адекватной самооценки личности и рекомендации для педагогов. Влияние самооценки на формирование личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.

Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.

В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И. Божович , И.С. Кона , А. И. Липкиной , М. И. Лисиной .

Самооценка представляет собой наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.

Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А.И. Липкина , Е.И. Савонько , Г.А. Собиева . Е.О. Смирнова , Г.Б. Тагиева в своих работах изучали зависимость уровня освоения ребенком деятельности и самооценки.

Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию. Старшие дошкольники в основном, верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. То есть, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.

В работах Б.С. Волкова и Н.В. Волковой , Д.Б. Эльконина отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где, имеется реальная опора. Б.Г. Ананьев , П.М. Якобсон и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают давать себе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретным видам деятельности.

Для развития адекватной самооценки у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:

  1. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей.
  3. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.
  4. Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников были использованы методики: «Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р.С. Немова).

В ходе исследования у детей 5-6 лет были выделены следующие особенности самооценки:

  • В исследуемых группах преобладает заниженная самооценка так в экспериментальной группе этот уровень выявлен у 9 детей (45%), а в контрольной группе у 8 детей (40%). В ходе проведения диагностики в ЭГ адекватный уровень самооценки был выевлен у 20% детей (20%) в контрольнорй групе у 25%. Завышенная самооценка выявлена у 7 детей (35%) как в экспериментальной так и в контрольной группе.
  • Анализ данных свидетельствует о том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность.

После проведенного формирующего этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45% детей поднялись до адекватного уровня, в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки.

Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: создание положительного эмоционального фона, обучении детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.

Литература.

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев; под ред. Н. А. Логиновой; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.
  2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. (1998. (№ 4. – С. 47.
  3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 2008. – 360 с.
  5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.

Одной из значительных тем в психологии является формирование положительной самооценки человека. Старший дошкольный возраст - считается первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов в мире человеческих отношений.

Детство - является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Главная цель, которую необходимо достичь детям старшего дошкольного возраста - это ясная, уверенная, эмоционально позитивная самооценка, которая определяет стремление детей к учебе .

Знакомство с исследованиями демонстрирует, что в детстве формируются возможности для воспитания элементов самосознания, в данном случае самооценки. Так, B. C. Мухина замечает, что самооценка предполагает осознание ребёнком того, кто он, какие качества в нем преобладают, как к нему относится окружение и чем определено это отношение. Наиболее заметно самосознание выражается в самооценке, в том, как дошкольник может оценить собственные достоинства, провалы, свои личные особенности и возможности .

Детский психолог В.Сатир отдавала самооценке главную роль среди причин, которые определяют успех или неудачу в воспитании ребенка и формировании индивида. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя»: Личность с положительной самооценкой способна создавать возле себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такая личность ощущает свою важность и нужность, чувствует, что мир вокруг станет лучше оттого, что он в нем существует. Он полагается сам на себя, но может искать поддержку и в других людях в сложных ситуациях. Он убежден, что все время может находить независимые решения, осуществлять обдуманные поступки. Только ощущая собственную значимость, человек может видеть, принимать и уважать высокую значимость окружающих его людей. Личность, имеющая высокую самооценку, вселяет доверие и надежду. Он не пользуется правилами, если они не соответствуют его эмоциям. В то же время он не зацикливается по поводу своих переживаний. Он может сделать необходимый выбор. И в этом ему помогает его умственные способности .

Значимым шагом в становлении и формировании индивидуальности ребенка считается переход от предметных оценок другого человека к оценкам его индивидуальных качеств и внутреннего состояния самого себя. В исследованиях Э.И. Суверовой, все возрастные группы дошкольников показывают умение оценить другого человека наиболее справедливо, чем оценивают сами себя. Однако тут прослеживаются некоторые возрастные перемены. Не часто старший дошкольник на вопрос «Кто у вас самый хороший?» ответит «Я самый хороший», такой ответ характерен для маленького ребенка. Но это вовсе не значит, что самооценка личности дошкольника невысокая. Ребята уже стали достаточно «взрослыми» и понимают, что хвастаться некрасиво. Совершенно не нужно напрямую говорить о собственном преимуществе. Среди детей старшего дошкольного возраста, есть те кто оценивают себя с позитивной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» как правило говорят: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я также умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п.

У дошкольников оценка и самооценка носят больше эмоциональный характер. Среди взрослых, которые присутствуют в окружение ребенка, более яркая положительная оценка достается тем из них, к кому ребенок чувствует любовь, доверие, привязанность .

У детей дошкольного возраста самооценка, чаще всего, завышенная - так как ребенок возвышенно дает оценку своим возможностям и успехам, внезависимости от действительности результата своих действий. Это происходит от того, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия - ребенок еще не в состоянии отделить положительное отношение к себе от оценки своих определенных дел. По этой причине отрицательные оценки и замечания не оказывают необходимого воспитательного эффекта.

В период старшего дошкольного возраста наступает период половой идентификации. Дети этого возраста уже в состоянии понять, что пол невозможно изменить в течение времени, рода занятия или смены одежды и других внешних факторов.

Самооценка у девочки и мальчика не одинакова. Отношение к себе как к представителю конкретного пола имеет влияние и на формирование оценки себя как индивида в целом. Исследования гендерных отличий самооценки дошкольников являются значимыми как социально-психологические, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям строится на гендерных стереотипах, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, которыми наделяют мужчин и женщин .

Самооценка девочек и мальчиков отличается не только количественными (у кого-то выше, у кого ниже), но и качественными показателями. Представление о себе и самооценка у детей может измениться под воздействием семьи и окружения. Известны несколько факторов, имеющие влияние на гендерные отличия по устойчивости самооценки:

1) степень открытости во взаимоотношениях;

2) реакция на обратную связь;

3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;

4) эмоции.

Низкая самооценка девочек определяется переживаниями, которые могут возникнуть из-за ухудшения взаимоотношения с близкими людьми, к примеру, если семья или товарищи не прощают обиды, -у мальчика это событие не окажет влияние на его самооценку. Происходит это от того, что для девочек отношения с близкими считаются весьма значимы, и опять можно увидеть гендерные стереотипы -это социум присваивает девочкам именно такой стиль поведения и такие переживания.

Стандарты, которые прививают дошкольникам их родители и окружение, могут помочь построить верное понимание о нормах поведения и действиях. Отношение к себе, как к представителю конкретного гендера, оказывает влияние как на индивида в целом так и на формирование его самооценки. Самооценка обладает рядом нюансов: отношение к себе, оценка себя, которые могут касаться разных сторон личности и поведения .

Вся психическая жизнь малыша формируется под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретаемое ребенком, оценивается окружающими людьми. И вскоре дошкольник самостоятельно начинает находить оценку всем своим действиям, подтверждать правильность или неправильность познаваемой либо осуществляемой им действительности.

Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Каждая из них индивидуальным образом выражается в жизнедеятельности индивида.

Согласно взгляду М.И. Лисиной, дети с заниженной самооценкой узнаются по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Ребенок с низкой самооценкой уверен, что с ним не интересно играть - и на самом деле становится не интересно и скучно, в следствии того что он не разрешает себе увлечься игрой. Но так как, он нуждается в общение, другие ребята научат его выполнять роли - невыигрышные, скучные, исполнительские. Но если вдруг такой ребенок принимает решение совершить поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно), есть вероятность, что в дальнейшем ему придется переживать, стыдиться своего промаха или стесняться собственного успеха, прятать собственную сопричастность, сбегая от ответственности.

Некоторые авторы (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) предполагают, что повышенная самооценка - последствие множественных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, вероятно, являются манипуляцией со стороны родителей. К примеру, чаду не отказывают ни в чем материальном, но в тоже время и не принимают участия эмоционально в его в жизни, не дают оценку поведению, не занимаются его воспитанием. Вероятно, он вырастет с чувством, что все что у него есть материальное ему дано от природы, и это никак не взаимосвязано с тем, какой он в самом деле. Он уверен, что он абстрактно прекрасный ребенок. А вот за что можно похвалить - он не понимает, и слабо может отличить собственное достижение от чужого.

М.И. Лисина изучила как развивается и формируется самооценка дошкольников под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина подмечает, что ребята с четким представлением о себе обладают высокой самооценкой и воспитываются в семьях, где родители используют демократический стиль в воспитании, уделяют ребенку, довольно много времени, благоприятно расценивают его физические и умственные способности, но, не считают, что степень его развития выше, чем у их сверстников. Такого ребенка часто награждают, но не презентами. Наказывают, чаще всего, отказом от общения с ними. Ребенок с низкой самооценкой растет в семье, которая пользуется авторитарным, либеральным или же хаотическим стилем воспитания. С ребенком совсем не занимаются, однако призывают к полному повиновению (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, нередко попрекают, наказывают, иногда - при посторонних людях. Не ждут от него успехов и достижений в дальнейшей жизни.

Еще один из основных факторов формирования самооценки старшего дошкольного возраста является увеличение и обогащение личного опыта ребенка. Под личным опытом, понимается общий результат тех интеллектуальных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Можно выделить механизм формирования самооценки в дошкольном детстве, который происходит следующим способом:

  • через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов);
  • на основе собственного практического опыта;
  • через ровесников, на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

Важное воздействие на развитие самооценки оказывают: отношение окружающих взрослых и понимание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и итоговых результатов. И осмысление этого не возникнет автоматически: родители и воспитатели должны учить детей замечать и осознавать себя, учить координации собственных поступков с действиями окружающих, регулировать личные желания с желаниями и потребностями окружающих.

В процессе умственного развития дошкольника преодолевается непосредственное принятие оценок старших, происходит процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Формирование самооценки у дошкольника происходит под воздействием активных действий: самонаблюдения и самоконтроля.

Наиболее подходящим для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста считаются виды деятельности, направлены на получение результата (игра с мячом, классики). В данном случае ребята руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как выполняя деятельность продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), мотивы самооценки уходят на второй план. Точность и объективность оценки и самооценки детей увеличиваются по мере освоения детьми правил игры, получения личного опыта .

Не только у школьников, но и у детей дошкольного возраста любое притеснение, насилие, принуждение осуществлять что-то против воли порождает сопротивление. Длительное психическое и эмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных (искусственных) выходов. Внешние выходы предполагают поведение (протестные действия), вредные привычки (сосание пальцев, языка, губ, одежды, биение головой о подушку, грызение ногтей, раскачивание), внутренние - аутоагрессию (уход в себя). Развитие личности ребёнка становится дисгармоничным, нарушается понимание себя. Ошибки в воспитании порождают дидактогении - плохой результат последствия педагогической ошибки, негативного воспитательного влияния. К ним можно причислить угрозу, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом и т.д. .

Концепция формирования самооценки в дошкольном возрасте говорит о том, что с помощью конкретного вида оценок к обобщённым; через оценку значимого взрослого (родители, прародители, педагоги), далее ровесников, к развитию самооценки на основе данных о качестве результата при решении конкретных задач. Главную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста играют окружающие его взрослые, в первую очередь - это его родители .

Для того что бы сформировать позитивную самооценку у ребенка, нужно сформировать в семье ряд таких условий, чтобы ребенок чувствовал, что он охвачен вниманием, заботой и любовью семьи, невзирая на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Родители должны заострять внимание ребенка на его и достижениях, и успехах, а не подчеркивать его промахи и неудачи. Самооценка очень существенно влияет на жизнь ребенка. По этой причине родители должны суметь предусмотреть возникновение всевозможных трудностей в жизни ребенка, осознавать и соблюдать правила и общепризнанные нормы воспитания, принятые в мире, всеми силами стараться сформировать у ребенка позитивное отношение к самому себе.

Одобрение и критика должны быть в разумном соотношение: недопустимо всё, что делает ребёнок, безоговорочно одобрять, но и ругать за всё подряд - тоже не следует. В случае, когда критика превышает одобрение, ребёнок станет избегать общение с родителями. Но если есть необходимость в критике ребёнка, то нужно обязательно найти, за что можно высказать похвалу, к примеру, за самостоятельность, за умственные способности, силу воли. Кроме того, в окончание разговора нужно высказать искреннюю веру, в том что ребёнок правильно понял критику и быстро всё исправит .

Родители, которые проявляют постоянный интерес к трудностям своего ребенка, принимают участие в решении возникших проблемных ситуаций, помогают собственному ребенку оценить себя положительно, способствуют формированию полноценной личности.

Семья - важный элемент в развитии самосознания и формировании самооценки детей. Детский сад так же состоит в этой цепи - развития самооценки ребенка. Так как дошкольное учреждение - это первое общество для малыша. Малыш находится в детском саду, где родители отсутствуют, и их заменяет воспитатель. Как будет ощущать себя ребенок в детском саду: хорошо или плохо, сможет ли найти ребенок в этом незнакомом ему человеке поддержку?

Дошкольное образование - это система, где главная роль отводится процессу взаимодействия воспитателя и ребенка. Педагог для дошкольников - значимая фигура, а это значит, что рядом с детьми должен находиться высокопрофессиональный педагог .

М.В. Лаврентьева установила, что статус ребенка в коллективе воздействует на самооценку дошкольника. Так, к примеру, тенденцию к переоценке больше показывают «непопулярные» ребята, авторитет которых в коллективе невелик; недооценку — «популярные», эмоциональное состояние которых довольно хорошее.

Воспитатель оказывается влияние на формирование личности дошкольника (начальным шагом в развитии личности считается самооценка дошкольника), развивает его многосторонне. Любой ребенок - это личность и к каждому малышу нужен свой индивидуальный подход. Этот подход реализуется при взаимодействии воспитателя и ребенка. Взаимодействие педагога и дошкольника может происходить по-разному. Как общается воспитатель, оценивает поступки, указывает на них, зависит от него самого. В случае если в данном взаимодействии отсутствует любовь, забота, привязанность к ребенку, то ребенок становится, замкнутым, безразличным, агрессивным, он отказывается посещать детский сад и т.д., у ребенка снижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником детского сада.

Трудности преподавательского взаимодействия широко об-суждаются на психологических съездах, конференциях, семинарах. Ничего необычного в этом нет. Так как невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни вос-питателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех в воспитании и обуче-нии, рост профессионального мастерства в значительной степени обуславливается тем, на-сколько совершенно педагогическое взаимодействие. Можно отметить, что педагогическое взаимодействие активно воздействует на формирование самооценки ребенка. Эксперты полагают, что педагог окажет положительное влияние на самооценку своих воспитанников, если, взаимо-действуя с ними, научит гордиться тем, что любой из них может делать хорошо, помогая понять тем самым собственные способности.

Воспитателям немало важно понимать и не забывать, что все без исключения оценочные воздействия взрослого имеют влияние на развитие самостоятельности и самооценки ребенка.

Большое значение при этом имеет овладение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б.Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в развитии самооценки неуверенных в себе детей достигаются, когда педагоги следуют путем развития способностей ребенка, создания для него ситуаций успеха, часто хвалят, проявляют эмоциональную поддержку ребенка. Это положительно влияет на уверенность ребенка в собственных возможностях. Это доказывает, как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования.

Как считает В. Абраменкова, развитие в ходе дошкольного обучения правилам коллективного поведения дошкольников и привычки этого поведения вырабатывают у детей осознание необходимости действовать согласно этим правилам, оценку своего поведения с точки зрения поведения должного, основанного на мнении группы. В воспитание целенаправленности и планомерности волевых действий ребенка важную роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего нежелания.

Таким образом, можно отметить, что роль взрослого в психическом развитии ребенка имеет особое значение. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители для ребенка на первых порах становятся единственными носителями социальных отношений и единственным соединяющим звеном между остальными связями ребенка с миром. Однако, одного только общения с родителями недостаточно для полного развития малыша. Колоссальную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста имеют количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское взаимодействие и др.

Так же, нельзя не отметить что, в формирование самооценки большую роль играет детский сад и воспитатели. Именно развитие самооценки в младшем возрасте позволяет ребенку в дальнейшем осуществлять активный жизненный выбор, определяет уровень его стремлений и отношения с окружающим обществом. При этом важна гармоничность, согласованность в педагогическом и психологическом воздействии, которое оказывается на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение в группе, а дома родители или старшие братья, сёстры в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю. Поэтому важно проводить обучающие семинары, для ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

Уважение к детям, бережное отношение к личности ребенка это основа стратегии позитивного оценивания.

Для того что бы у дошкольника сформировалась адекватная самооценка, необходимо что бы действия воспитателя в детском саду и семье ребенка были согласованы. На любом этапе жизни ребенка, семья воспринимается как личный пример. Для ребенка такая взаимосвязь имеет важное значение, она имеет влияние на развитие жизненных ценностей, на формирование его поведения, характера и на отношение к окружающим его людям, и конечно же имеет большое значение на формирование личности в целом.

Дошкольный возраст – это начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно в дошкольном возрасте человек учится социализироваться. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.

По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, чертам характера, поступкам, суждениям, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки.

Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознания и самооценивания себя.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого.

Именно поэтому на ранних этапах развития самооценки, ребенку родители должны объяснить его основные гендерные качества. Девочке (и чаще всего это должен говорить папа) необходимо напоминать, что она самая добрая и самая красивая. Мальчику (это чаще должна говорить мама) необходимо как можно чаще напоминать, что он самый сильный и самый умный. А для того, чтобы ребенку было легче этого всего достичь, и необходима помощь самого близкого общества – семьи. Семья призвана всему обучить, всесторонне воспитать. Именно семья должна научить малыша оценочной деятельности. Необходимо помнить, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, можно его поступки и результаты сравнить с его же поступками и результатами. Вместе с ребенком обсудить причины побед или неудач.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже накапливается определенный социальный опыт и складываются стереотипы поведенческих реакций.

Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие на развитие личности. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Ниже приведены стратегии позитивного оценивания ребенка, необходимые каждому родителю и педагогу.

Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.

    Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Я верю, что все получится»).

    Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно…»).

    Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).

    Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

    Выражение уверенности в том, что у него все получится («он не будет больше толкать ребятишек», «она обязательно справится с заданием»).


В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

Для формирования правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать ряд рекомендаций.

1)Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. Сами взрослые должны выработать единые требования к ребенку и четко их придерживаться.

2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Каждый ребенок должен переживать ситуацию успеха в кругу сверстников и учиться гордиться своими достижениями.


3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.


Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (приложение).

Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

Приложение 1

Примерные упражнения и игры, направленные на повышение уровня самооценки и развитие адекватной самооценки.

Игра «Связующая нить».

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Игра «Мое имя».

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:…(воспитатель называет возможные варианты имени)

Упражнение «Назови и покажи».

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу - такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

Игра «Возьми и передай».

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул - это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Игра «Комплименты».

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

Игра «Настроение».

Цель: Помогать в преодолении негативных переживаний, учить детей самостоятельно принимать решения, снижать уровень тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку - в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Приложение 2

Для каждого ребенка в коллективе создается ситуация успеха, в которой он сможет проявить себя и свои способности наилучшим образом.


Чем больше у ребенка возможностей для самореализации, тем легче ему социализироваться и быстрее происходит формирование самооценки и адекватной оценки окружающих.

1.3 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Возникновение личного дознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит – «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я маленький».

У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года – внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. .

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит их трех элементов:

1. Потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

2. Манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.

3. Симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. .

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Вообще время между основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее в этом значительном и разнообразном отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться. .

В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого знания, нравственные правила и законы вымещают причинно-следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутым другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.

Как известно, Л.С. Выготский связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и внешнего, открытие ребенком самого существования своих переживаний, появление возможности осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой – неминуемо заставляет ребенка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности». .

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. .

Аффективная жизнь детской компании начинает обеспечивать потребности его саморегуляции, в компании опробуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности и эмоциональное сопереживание, организуются как относительно невинные, так и достаточно серьезные шалости, дающие возможность получить яркие сенсорные впечатления и пережить острые впечатления. Дети дразнят взрослых, совершают реальные рискованные вылазки, в которых происходит с одной стороны, аффективное освоение окружающей среды, а с другой – определение своих собственных качеств и возможностей.

Вся эта яркая аффективная жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом. .

Все это свидетельствует в пользу того, что в этот возрастной период происходит разъединение систем аффективной организации поведения ребенка и его близких. В дополнение к индивидуальному аффективному стереотипу, сложившемуся перед кризисом семи лет, ребенок самостоятельно осваивает механизмы эмоционального контроля. Он теперь сам ищет компромисс между выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется, т.е. собственными аффективными установками. В рамках развития средств аффективной саморегуляции значительное место занимает разработка механизмов экспансии, определяющий уровень притязаний ребенка, из которого и формируется самооценка. .

Резюмируя все выше изложенное, подведем итог: что же именно влияет на формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:

Опыт общения ребенка с родителями;

Опыт общения со сверстниками;

Индивидуальный опыт общения;

Его умственное развитие.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако, суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т.к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.

Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». .

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны родителей и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят исключительно негативный характер. В первом случае у детей старшего дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае заниженная самооценка. И в том и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.

Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. .

Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

В 6-7 летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т.д. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний. Это значит, что если несколько раз подряд ребенок испытывает неудачу в какой-то ситуации, то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности.

Мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Организация и методика обследования Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- ...




Из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; ...

В строгости наказаний и в типах отношений с ребенком, влияет на развитие личности ребенка, на формирование образа «Я», на его отношение к самому себе и окружающим. 1.5 Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим некоторые положения о влиянии родительского контроля на нравственное становление личности ребенка. Родительский авторитаризм...

Чем же, что характеризуют мир женский: более эмоциональный подход к жизненным впечатлениям, мягкость, нежность. Такому «научить» решительно нельзя. 2. Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника 2.1 Развитие личности Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает...