Психология  Истории Обучение 

Китайская астрология.

КИТАЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров (рубеж III - II тыс. до н.э. Считалось, что уже тогда астрология не только существовала, но и была на службе у государства. Самые известные астролого-астрономические тексты в Китае (на гадальных пластинках) относятся к XV в. до н.э. На них уже отмечены группы ярких звёзд - "Огненные" (Скорпион), "Птичьи" (Гидра) и др. Наиболее древние известные китайские книги, содержащие сведения астрологического характера, относятся к середине I тыс. до н.э. Это "Шу цзин" ("Канон исторических писаний") и "Ши цзин" ("Книга песен"), составленные под редакцией Конфуция. События, описываемые в них, начинаются со времён легендарной династии Ся. В частности, сообщается, что уже тогда при дворе правителя существовали две официальные должности астрологов-чиновников.

На рубеже II - I тыс. до н.э. китайские астрономы разделили область неба, в которой перемещались Солнце, Луна и планеты, на 28 участков-созвездий и, кроме того, на 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом (аналог Зодиака). Как и в Египте и Месопотамии, этот пояс созвездий был ближе к небесному экватору.

В Древнем Китае за начало года было принято зимнее солнцестояние, за начало месяца - новолуние, за начало суток - полночь. Сутки делились на 12 "двойных часов" и, кроме того, по десятичной системе - на сто частей. Длина дня и ночи в частях изменялась от сезона к сезону. Названием двойных часов обозначались и месяцы. За начало летосчисления была принята расчётная дата, когда в день зимнего солнцестояния начало суток совпадало с новолунием, а все пять планет находились в одной стороне неба. 19-летний календарный цикл был открыт в Китае в VII в. до н.э. В это же время был изобретён гномон.

Китайские астрономы VIII - V вв. до н.э. уже знали о существовании Узлов Луны и даже об их перемещении по небу, что помогло им правильно определять условия наступления затмений. Любопытно, что солнечные затмения обычно считались неблагоприятными предзнаменованиями, в то время как лунные затмения особого интереса не вызывали и воспринимались как рядовые явления. В хронике "Чунь-цю" на протяжении 242 лет её ведения было отмечено 37 солнечных затмений. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э.

У китайцев существовали представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и ("великая единица"), Цин-лун ("зелёный дракон"), Чжу-цяо ("красная птица"), Бай-ху ("белый тигр") и Сюань-у ("тёмная воинственность"). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющих графическое изображение.

Разработка астрологических теорий происходила на протяжении многих столетий. Многие концепции, лёгшие в основу дальнейших построений китайской астрологии, оставались анонимными или приписывались легендарным личностям. Однако ряд имён выдающихся астрологов нам известен. В VIII в. до н.э. жил И Хэ, врачеватель из царства Цинь, разработавший положение о шести состояниях энергии ци (инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет), которые, "разделяясь, образуют четыре времени года, располагаясь в порядке, образуют пять последовательностей". Нарушение баланса шести ци ведёт к различным заболеваниям. Этот тезис И Хэ лёг в основу теории традиционной китайской астрологии и медицины.

Шесть ци: их качественная и количественная характеристика, соответствующие стихии и период года

Ци Количественная характеристика Качественная характеристика Начало периода
Цзюэинь (инь в себе) 1 инь Дерево, Ветер 23 января
Шаоинь (малая инь) 2 инь Огонь-князь 24 марта
Шао ян (малый ян) 1 ян Огонь-министр 24 мая
Тайинь (великая инь) 3 инь Почва, Влажность 24 июля
Янмин (янский свет) 2 ян Металл, Сухость 23 сентября
Тайян (великий ян) 3 ян Вода, Холод 23 ноября

Новый импульс развитию астрологических идей в Китае дало развитие религиозно-философских концепций конфуцианства и даосизма во второй половине I тыс. до н.э. Движение Солнца, Луны и пяти планет рассматривалось китайскими астрологами как их последовательное перемещение вдоль небесного экватора, разделённого на 28 сю. Не исключено и её заимствование из Индии, где небесный круг также делили на 28 стоянок Луны (накшатр). Однако, в отличие от индийской системы, сю измеряются вдоль экватора, а не вдоль эклиптики, и величины 28 сю неодинаковы. Звёзды некоторых созвездий выходят за границы одноимённых сю. Со второй половины I тыс. до н.э. формалистический рационализм древнекитайского государства искал себе санкции в идеях универсальных космических соответствий, выраженных зачастую в математически точной форме.

У син (пять "стихий") и их соответствия:

5 стихий Дерево Огонь Почва Металл Вода
6 ци Ветер Тепло, огонь Влажность Сухость Холод
5 планет Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий
5 сезонов (даты начал) Весна (23 января) Лето (6 апреля) Позднее лето (18 июня) Осень (30 августа) Зима (12 ноября)
10 "стволов" Цзя, И Бин, Дин У, Цзи Гэн, Синь Жэнь, Гуй
12 "ветвей" Инь, Мао Сы, У Чэнь, Сюй; Чоу, Вэй Шэнь, Ю Хай, Цзы
5 сторон света Восток Юг Центр (юго-запад) Запад Север
5 времён дня Рассвет Середина дня Конец дня Закат Полночь
5 вкусовых ощущений Кислое Горькое Сладкое Терпкое Солёное
5 плотных органов Печень Сердце Селезёнка Лёгкие Почки
6 полых органов Желчный пузырь Три обогревателя, тонкая кишка Желудок Толстая кишка Мочевой пузырь
12 энергетических каналов Ножные. Малый ян и инь в себе Ручные. Малая инь, великий ян,инь в себе, малый ян Ножные. Янский свет, великая инь Ручные. Великая инь, янский свет Ножные. Великий ян, малая инь
Я порождаю Огонь, жара, огонь-министр Почва, влажность Металл, сухость Вода, холод Дерево, ветер
Меня порождают Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва Сухость, металл
Я преодолеваю Влажность, почва Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр
Меня преодолевают Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва
Цвет Синий (зелёный) Красный Жёлтый Белый Чёрный

Разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий приписывается Цзоу Яню (305 - 240 до н.э.) - ведущему представителю древнекитайской философской школы инь ян цзя, учителю правителя царства Янь Чжао-вана. Цзоу Янь распространил идею цикличности пяти "благодатей" на исторический процесс, связав её с этапами расцвета и деградации правящих династий и общества в целом. Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии Дуна Чжуншу (190 или 179 - 120 или 104 до н.э.), философа и гос. деятеля, придавшего конфуцианству характер государственной идеологии. Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь ян цзя. Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификация схемы - инь ян и у син - были сведены этим учёным в единую систему, охватывающую весь универсум. Ци наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Схемы взаимодействия ян-инь и пяти стихий легли в основу счёта времени по шестидесятиричному циклу. В соответствии с этим циклом дни обозначались комбинацией одного из 10-ти знаков так называемого ряда "стволов" (гань) и одного из 12-ти знаков ряда "ветвей" (чжи). составлявшие его знаки соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, сторон света и животных "звериного цикла". Эта система составила основу позднейшей астрологии.

Система "небесных дворцов" (аналог западного Зодиака)

12 дворцов Земные "ветви" Сю
Изначальная пустота (юаньсяо) Цзы - крыса Вэй, Сюй
Звёздная запись (синцзи) Чоу - бык Нюй, Ню, Доу
Расщеплённое дерево (симу) Инь - тигр Цзи, Вэй
Большой огонь (дахо) Мао - заяц Синь, Фан, Ди
Звезда долголетия (шоусин) Чэнь - дракон Ган, Цзяо
Хвост перепёлки (чуньвэй) Сы - змея Чжэнь, И
Огонь перепёлки (чуньхо) У - лошадь Чжан, Син, Лю
Голова перепёлки (чуньшоу) Вэй - овца Гуй, Цзин
Истинное погружение Шэнь - обезьяна Шэнь, Цзуй
Большая балка Ю - петух Би, Мао, Вэй
Цзяньлоу Сюй - собака Лоу, Куй
Цзюйцзы Хай - свинья Би, Ши

Со времён династии Поздняя Хань астрологические знания стали считаться эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. Можно выделить три основных вида китайской астрологии:

  • придворная астрология, носившая в целом мунданный характер,
  • индивидуальное вычисление судьбы,
  • использование астрологии в медицине.
Китайская придворная астрология была почти исключительно астрологией предзнаменований. В астрологии предзнаменований Китая не было такого детерминизма, как в средневековой астрологии на Западе. Считалось, что всегда есть возможность предотвратить грозящие бедствия. Эта возможность наделяла астрологов сверхъестественной силой в оказании помощи империи во времена кризисов. Хотя природа неподвижных звёзд в средние века ещё не была точно определена, смещение звезды относительно её обычного положения получало астрологическую интерпретацию. Существовали также более простые, "народные" методы определения благоприятных и неблагоприятных дней и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям. К примеру, в старых китайских календарях указывалось, что второй день первого месяца - несчастливый, в третий день рекомендовалось активно заниматься торговыми делами; четвёртый день этого месяца считался благоприятным для бритья головы и т.п. Среди большого количества циклических схем, использующихся в Китае, упомянем о двух вариантах деления годичного цикла, играющих важную роль в построениях К.а. Примерные даты сезонов по современному григорианскому календарю:
Дун чжи Зимнее солнцестояние с 22.12 по 5.01
Сяо хань Малый холод с 6.01
Да хань Большой холод с 20.01
Ли чунь Начало весны с 4.02
Юй шуй Дождевая вода (Дожди и воды) с 18.02
Цзин чжи Пробуждение личинок (насекомых) с 6.03
Чунь фэнь Весеннее равноденствие с 21.03
Цин мин Чистый свет (Ясно и светло) с 5.04
Гуй юй Урожайные дожди (Хлебные дожди) с 21.04
Ли ся Начало лета с 6.05
Сяо мань Малая полнота (Малое изобилие) с 21.05
Ман чжун Колосящиеся всходы (Колошение хлебов) с 5.06
Ся чжи Летнее солнцестояние с 21.06
Сяо шу Малая жара с 7.07
Да шу Большая жара с 24.07
Ли цю Начало осени с 8.08
Чу шу Последняя жара (Конец жары) с 23.08
Бай лу Белые росы с 7.09
Цю фэнь Осеннее равноденствие с 23.09
Хань лу Холодные росы с 8.10
Шуан цзян Иней ложится с 23.10
Ли дун Начало зимы с 8.11
Сяо сюэ Малый снег с 23.11
Да сюэ Большой снег с 8.12

I4 ци (энергии), "двигающие" сезон, соотносятся со стихиями дерева (весна, восточная ци - тепло), огня (лето, южная ци - жара), металла (осень, западная ци - сухость) и воды (зима, северная ци - холод). Сезоны, соответствующие этим стихиям, длятся по 73.05 суток. 4 "промежуточных" ци связаны с почвой, им соответствует по 18.26 суток в первом месяце каждого из четырёх времён года. Приблизительная корреляция этих временных периодов с современным григорианским календарём выглядит следующим образом:

1 января - 2 марта Вода
3 марта - 20 марта Почва
21 марта - 3 июня Дерево
4 июня - 21 июня Почва
22 июня - 4 сентября Огонь
5 сентября - 22 сентября Почва
23 сентября - 3 декабря Металл
4 декабря - 21 декабря Почва
22 декабря - 31 декабря Вода

Анализируя роль религии в жизни китайцев и соотношении религиозных верований с астрологией, можно заметить следующую тенденцию: если буддизм (проникший в Китай в эпоху Средневековья) с его интересом к каждому живому существу совмещался с натальной астрологией, а даосизм с его поисками вечной жизни тяготел к медицинской и алхимической астрологии, то конфуцианство, будучи социально-ориентированный религией, совмещалось с астрологией предзнаменований, в которой присутствовали три замечательные особенности, характерные также для астрологии вавилонских жрецов:

  1. эмпирический подход: ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований в обоих культурах;
  2. астрология носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий ранг и был советником правителя;
  3. астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.
Буквальное название астрологии/астрономии в китайском языке - "наука о небесных узорах".

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров (рубеж III - II тыс. до н.э. Считалось, что уже тогда астрология не только существовала, но и была на службе у государства. Самые известные астролого-астрономические тексты в Китае (на гадальных пластинках) относятся к XV в. до н.э. На них уже отмечены группы ярких звёзд - "Огненные" (Скорпион), "Птичьи" (Гидра) и др. Наиболее древние известные китайские книги, содержащие сведения астрологического характера, относятся к середине I тыс. до н.э. Это "Шу цзин" ("Канон исторических писаний") и "Ши цзин" ("Книга песен"), составленные под редакцией Конфуция. События, описываемые в них, начинаются со времён легендарной династии Ся. В частности, сообщается, что уже тогда при дворе правителя существовали две официальные должности астрологов-чиновников.

На рубеже II - I тыс. до н.э. китайские астрономы разделили область неба, в которой перемещались Солнце, Луна и планеты, на 28 участков-созвездий и, кроме того, на 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом (аналог Зодиака). Как и в Египте и Месопотамии, этот пояс созвездий был ближе к небесному экватору.

В Древнем Китае за начало года было принято зимнее солнцестояние, за начало месяца - новолуние, за начало суток - полночь. Сутки делились на 12 "двойных часов" и, кроме того, по десятичной системе - на сто частей. Длина дня и ночи в частях изменялась от сезона к сезону. Названием двойных часов обозначались и месяцы. За начало летосчисления была принята расчётная дата, когда в день зимнего солнцестояния начало суток совпадало с новолунием, а все пять планет находились в одной стороне неба. 19-летний календарный цикл был открыт в Китае в VII в. до н.э. В это же время был изобретён гномон.

Китайские астрономы VIII - V вв. до н.э. уже знали о существовании Узлов Луны и даже об их перемещении по небу, что помогло им правильно определять условия наступления затмений. Любопытно, что солнечные затмения обычно считались неблагоприятными предзнаменованиями, в то время как лунные затмения особого интереса не вызывали и воспринимались как рядовые явления. В хронике "Чунь-цю" на протяжении 242 лет её ведения было отмечено 37 солнечных затмений. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э.

У китайцев существовали представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и ("великая единица"), Цин-лун ("зелёный дракон"), Чжу-цяо ("красная птица"), Бай-ху ("белый тигр") и Сюань-у ("тёмная воинственность"). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющих графическое изображение.

Разработка астрологических теорий происходила на протяжении многих столетий. Многие концепции, лёгшие в основу дальнейших построений китайской астрологии, оставались анонимными или приписывались легендарным личностям. Однако ряд имён выдающихся астрологов нам известен. В VIII в. до н.э. жил И Хэ, врачеватель из царства Цинь, разработавший положение о шести состояниях энергии ци (инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет), которые, "разделяясь, образуют четыре времени года, располагаясь в порядке, образуют пять последовательностей". Нарушение баланса шести ци ведёт к различным заболеваниям. Этот тезис И Хэ лёг в основу теории традиционной китайской астрологии и медицины.

Шесть ци: их качественная и количественная характеристика, соответствующие стихии и период года

Ци Количественная характеристика Качественная характеристика Начало периода

Цзюэинь (инь в себе) 1 инь Дерево, Ветер 23 января
Шаоинь (малая инь) 2 инь Огонь-князь 24 марта
Шао ян (малый ян) 1 ян Огонь-министр 24 мая
Тайинь (великая инь) 3 инь Почва, Влажность 24 июля
Янмин (янский свет) 2 ян Металл, Сухость 23 сентября
Тайян (великий ян) 3 ян Вода, Холод 23 ноября

Новый импульс развитию астрологических идей в Китае дало развитие религиозно-философских концепций конфуцианства и даосизма во второй половине I тыс. до н.э. Движение Солнца, Луны и пяти планет рассматривалось китайскими астрологами как их последовательное перемещение вдоль небесного экватора, разделённого на 28 сю. Не исключено и её заимствование из Индии, где небесный круг также делили на 28 стоянок Луны (накшатр). Однако, в отличие от индийской системы, сю измеряются вдоль экватора, а не вдоль эклиптики, и величины 28 сю неодинаковы. Звёзды некоторых созвездий выходят за границы одноимённых сю. Со второй половины I тыс. до н.э. формалистический рационализм древнекитайского государства искал себе санкции в идеях универсальных космических соответствий, выраженных зачастую в математически точной форме.

У син (пять "стихий") и их соответствия:

5 стихий Дерево Огонь Почва Металл Вода

6 ци Ветер Тепло, огонь Влажность Сухость Холод

5 планет Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий

5 сезонов (даты начал) Весна (23 января) Лето (6 апреля) Позднее лето (18 июня) Осень (30 августа) Зима (12 ноября)

10 "стволов" Цзя, И Бин, Дин У, Цзи Гэн, Синь Жэнь, Гуй

12 "ветвей" Инь, Мао Сы, У Чэнь, Сюй; Чоу, Вэй Шэнь, Ю Хай, Цзы

5 сторон света Восток Юг Центр (юго-запад) Запад Север

5 времён дня Рассвет Середина дня Конец дня Закат Полночь

5 вкусовых ощущений Кислое Горькое Сладкое Терпкое Солёное

5 плотных органов Печень Сердце Селезёнка Лёгкие Почки

6 полых органов Желчный пузырь Три обогревателя, тонкая кишка Желудок Толстая кишка Мочевой пузырь

12 энергетических каналов Ножные. Малый ян и инь в себе Ручные. Малая инь, великий ян,инь в себе, малый ян Ножные. Янский свет, великая инь Ручные. Великая инь, янский свет Ножные. Великий ян, малая инь

Я порождаю Огонь, жара, огонь-министр Почва, влажность Металл, сухость Вода, холод Дерево, ветер

Меня порождают Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва Сухость, металл

Я преодолеваю Влажность, почва Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр

Меня преодолевают Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва

Цвет Синий (зелёный) Красный Жёлтый Белый Чёрный

Разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий приписывается Цзоу Яню (305 - 240 до н.э.) - ведущему представителю древнекитайской философской школы инь ян цзя, учителю правителя царства Янь Чжао-вана. Цзоу Янь распространил идею цикличности пяти "благодатей" на исторический процесс, связав её с этапами расцвета и деградации правящих династий и общества в целом. Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии Дуна Чжуншу (190 или 179 - 120 или 104 до н.э.), философа и гос. деятеля, придавшего конфуцианству характер государственной идеологии. Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь ян цзя. Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификация схемы - инь ян и у син - были сведены этим учёным в единую систему, охватывающую весь универсум. Ци наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Схемы взаимодействия ян-инь и пяти стихий легли в основу счёта времени по шестидесятиричному циклу. В соответствии с этим циклом дни обозначались комбинацией одного из 10-ти знаков так называемого ряда "стволов" (гань) и одного из 12-ти знаков ряда "ветвей" (чжи). составлявшие его знаки соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, сторон света и животных "звериного цикла". Эта система составила основу позднейшей астрологии.

Система "небесных дворцов" (аналог западного Зодиака)

12 дворцов Земные "ветви" Сю

Изначальная пустота (юаньсяо) Цзы - крыса Вэй, Сюй
Звёздная запись (синцзи) Чоу - бык Нюй, Ню, Доу
Расщеплённое дерево (симу) Инь - тигр Цзи, Вэй
Большой огонь (дахо) Мао - заяц Синь, Фан, Ди
Звезда долголетия (шоусин) Чэнь - дракон Ган, Цзяо
Хвост перепёлки (чуньвэй) Сы - змея Чжэнь, И
Огонь перепёлки (чуньхо) У - лошадь Чжан, Син, Лю
Голова перепёлки (чуньшоу) Вэй - овца Гуй, Цзин
Истинное погружение Шэнь - обезьяна Шэнь, Цзуй
Большая балка Ю - петух Би, Мао, Вэй
Цзяньлоу Сюй - собака Лоу, Куй
Цзюйцзы Хай - свинья Би, Ши

Со времён династии Поздняя Хань астрологические знания стали считаться эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. Можно выделить три основных вида китайской астрологии:

Придворная астрология, носившая в целом мунданный характер,
индивидуальное вычисление судьбы,
использование астрологии в медицине.
Китайская придворная астрология была почти исключительно астрологией предзнаменований. В астрологии предзнаменований Китая не было такого детерминизма, как в средневековой астрологии на Западе. Считалось, что всегда есть возможность предотвратить грозящие бедствия. Эта возможность наделяла астрологов сверхъестественной силой в оказании помощи империи во времена кризисов. Хотя природа неподвижных звёзд в средние века ещё не была точно определена, смещение звезды относительно её обычного положения получало астрологическую интерпретацию. Существовали также более простые, "народные" методы определения благоприятных и неблагоприятных дней и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям. К примеру, в старых китайских календарях указывалось, что второй день первого месяца - несчастливый, в третий день рекомендовалось активно заниматься торговыми делами; четвёртый день этого месяца считался благоприятным для бритья головы и т.п. Среди большого количества циклических схем, использующихся в Китае, упомянем о двух вариантах деления годичного цикла, играющих важную роль в построениях К.а. Примерные даты сезонов по современному григорианскому календарю:
Дун чжи Зимнее солнцестояние с 22.12 по 5.01

Сяо хань Малый холод с 6.01

Да хань Большой холод с 20.01

Ли чунь Начало весны с 4.02

Юй шуй Дождевая вода (Дожди и воды) с 18.02

Цзин чжи Пробуждение личинок (насекомых) с 6.03

Чунь фэнь Весеннее равноденствие с 21.03

Цин мин Чистый свет (Ясно и светло) с 5.04

Гуй юй Урожайные дожди (Хлебные дожди) с 21.04

Ли ся Начало лета с 6.05

Сяо мань Малая полнота (Малое изобилие) с 21.05

Ман чжун Колосящиеся всходы (Колошение хлебов) с 5.06

Ся чжи Летнее солнцестояние с 21.06

Сяо шу Малая жара с 7.07

Да шу Большая жара с 24.07

Ли цю Начало осени с 8.08

Чу шу Последняя жара (Конец жары) с 23.08

Бай лу Белые росы с 7.09

Цю фэнь Осеннее равноденствие с 23.09

Хань лу Холодные росы с 8.10

Шуан цзян Иней ложится с 23.10

Ли дун Начало зимы с 8.11

Сяо сюэ Малый снег с 23.11

Да сюэ Большой снег с 8.12

I4 ци (энергии), "двигающие" сезон, соотносятся со стихиями дерева (весна, восточная ци - тепло), огня (лето, южная ци - жара), металла (осень, западная ци - сухость) и воды (зима, северная ци - холод). Сезоны, соответствующие этим стихиям, длятся по 73.05 суток. 4 "промежуточных" ци связаны с почвой, им соответствует по 18.26 суток в первом месяце каждого из четырёх времён года. Приблизительная корреляция этих временных периодов с современным григорианским календарём выглядит следующим образом:

1 января - 2 марта Вода

3 марта - 20 марта Почва

21 марта - 3 июня Дерево

4 июня - 21 июня Почва

22 июня - 4 сентября Огонь

5 сентября - 22 сентября Почва

23 сентября - 3 декабря Металл

4 декабря - 21 декабря Почва

22 декабря - 31 декабря Вода

Анализируя роль религии в жизни китайцев и соотношении религиозных верований с астрологией, можно заметить следующую тенденцию: если буддизм (проникший в Китай в эпоху Средневековья) с его интересом к каждому живому существу совмещался с натальной астрологией, а даосизм с его поисками вечной жизни тяготел к медицинской и алхимической астрологии, то конфуцианство, будучи социально-ориентированный религией, совмещалось с астрологией предзнаменований, в которой присутствовали три замечательные особенности, характерные также для астрологии вавилонских жрецов:

Эмпирический подход: ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований в обоих культурах;
астрология носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий ранг и был советником правителя;
астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.
Буквальное название астрологии/астрономии в китайском языке - "наука о

Если вы действительно хотите навсегда завладеть сердцем вашего избранника, обязательно воспользуйтесь достижениями современной астрологии, которая способна подсказать вам правильную линию поведения в...

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Кабан. Легенда о китайском гороскопе - Кабан Очень давно, когда мир только начинался, животные могли говорить друг с другом и люди и...

Ребенок года Кабана - старший или единственный ребенок в семье Ребенок года Кабана в роли первенца будет положительно влиять на всю семью. Такой ребенок не эгоистичен, всем помогает и считает, что в ж...

Рассмотрим, какую личность представляет Кабан по детскому гороскопу. Двенадцатая земная ветвь китайского лунного цикла называется Хай. Ее животное-символ - Кабан, или Свинья. Так как Свинья - это одом...

Двенадцатый лунный знак. Кабан по китайскому гороскопу доброжелателен и может подружиться с кем угодно. Люди этого знака наделены чистым сердцем и большой силой. Такие дети обладают стойкостью и велик...

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Собака. Легенда о китайском гороскопе - Собака С начала времен рядом с Эр-Ланом - грозным бессмертным, выполняющим волю Небесных Вла...

В китайском гороскопе асцендентом называется знак, управляющий двухчасовым периодом суток, во время которого родился ребенок. Асцендент также можно назвать внутренним «я» ребенка. Асцендент всегда опр...

Ребенок года Собаки - старший или единственный ребенок в семье Собака в положении старшего ребенка обязательно будет главной в семье и никому не уступит свое первенство. Она будет хорошим лидером, по...

Рассмотрим, какую личность представляет Собака по детскому гороскопу. Одиннадцатая земная ветвь китайского лунного цикла называется Сюй; ее по праву называют знаком Собаки - лучшего друга человека. Ес...

Одиннадцатый лунный знак. Собака по китайскому гороскопу - страж. Двенадцати земных ветвей. Собака - доблестный защитник. Ее разум ясен, а совесть чиста, как слеза. Она всегда стоит за правду и готова...

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Петух. Легенда о китайском гороскопе - Петух Давным-давно, когда мир еще только начинался, Петух и Дракон дружили и всегда были вме...

В китайском гороскопе асцендентом называется знак, управляющий двухчасовым периодом суток, во время которого родился ребенок. Асцендент также можно назвать внутренним «я» ребенка. Асцендент всегда опр...

Ребенок года Петуха - старший или единственный ребенок в семье Ребенок, рожденный через пять лет после первенца, также считается старшим. Петух в этой роли - неоценимый помощник для родителей. Такой р...

Рассмотрим, какую личность представляет Петух по детскому гороскопу. Десятая земная ветвь китайского лунного цикла называется Ю, ее символ - всем известный Петух. Если ваш ребенок - Петух по детскому...

Десятый лунный знак. Петух по китайскому гороскопу играет роль дотошного учетчика. Точность и пунктуальность для него очень важны. Это талантливый и исполнительный администратор, гордящийся тем, как р...

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Обезьяна. Легенда о китайском гороскопе - Обезьяна Никто не знает точно, где родился Царь Обезьян и откуда он пришел. Говорят, что...

В китайском гороскопе асцендентом называется знак, управляющий двухчасовым периодом суток, во время которого родился ребенок. Асцендент также можно назвать внутренним «я» ребенка. Асцендент всегда опр...

Ребенок года Обезьяны - старший или единственный ребенок в семье Обезьяна в положении старшего или единственного ребенка сама налагает на себя большие обязанности. Ребенок, рожденный через пять лет по...

Добавьте сайт в закладки

Что дает китайская астрология Бацзы?

Астрология Бацзы – древнекитайский метод, основывающийся на построении карты Судьбы человека по его дате рождения.

Карта Судьбы предлагает ценные возможности глубже изучить себя, заглянув в свою душу, чтобы кардинально изменить течение своей жизни в лучшую сторону.

Отталкиваясь от даты рождения человека, которая представлена часом, годом, месяцем, днем, метод Ба цзы помогает выяснить, как влияет время на судьбу и удачу человека.

Характеристики сменяющихся периодов жизни человека описываются при помощи Небесных стволов и Земных ветвей. Это астрология, сродни Фен шуй, основывающаяся на применении Китайского солнечного календаря. В странах Запада она имеет наименование «Четыре Столпа Судьбы».

5 стихий – 5 энергий

На взаимном влиянии пяти элементов, сменяющих друг друга в строгой последовательности и пребывающих попеременно то в янской, то в иньской формах, основывается техника Четырех Столпов Судьбы. Проявление энергий начинается с растущей и тянущейся вверх энергии Дерева. Ее можно сравнить с весной, когда все вокруг оживает от зимней спячки. Дерево становится источником энергии Огня, когда все зацветает, а жизнь человека достигает вершины своего развития. Далее энергия Огня, стабилизировавшись, порождает энергию Земли. С этим видом энергии соотносят конец лета, когда цветение прекратилось, но увядание еще не пришло, иными словами – период затишья и равновесного состояния. Земля предшествует Металлу – энергии «сбора осеннего урожая», когда приходит пора подготавливаться ко сну. Металл предшествует Воде – энергии покоя и зимней поры, когда все живое находится в состоянии сна, но где-то глубоко зарождается зерно нового расцвета. Энергия Воды заново порождает энергию дерева и цикл начинает течь сначала.

Подобно тому, как одна стихия порождает другую, каждая отдельно взятая из них становится разрушителем другой. К примеру, Огонь разрушает Металл, Вода разрушает Огонь, Металл разрушает Дерево и т. д.

Энергетический код личности – так можно охарактеризовать Столпы Судьбы. День, в который человек родился, во многом определяет его личность, а семь иероглифов описывают качества его характера, окружение и творческий потенциал. Способ Четырех Столпов опирается на знание того, что способности человека и его личность можно определить элементами, которые преобладали в момент его появления на свет. Основной принцип метода – равновесие и гармония между стихиями во время рождения человека, приносящие благополучие и удачу.

Элементы, присутствующие в гороскопе, начинают взаимодействовать между собой в течение жизни, что ведет к удачам и поражениям. Поэтому с помощью Ба цзы можно определить потенциально успешные и наиболее опасные периоды жизни.

Постижение законов своей Судьбы, которое делает возможным астрология Ба цзы, позволяет строить свою жизнь так, чтобы не воевать вечно с энергиями, а находиться с ними в гармонии. Можно подготовиться к жизненным выборам, не пропуская наиболее важные из них. Предоставляется возможность разместить стратегически свою жизнь так, чтобы можно было использовать удачное время по максимуму и избежать необоснованного риска в периоды неудач.

В технике Ба цзы отводится большое место исследованию удачливости человека. Удача – дама весьма капризная, а потенциал удачи заложен в каждом свой, и в разное время он бывает разного качества. Например, в определенный момент времени стоит сделать акцент на зарабатывании денег, в другие периоды -лучше всего посвятить свое время творческим делам.

Ба цзы – энергетическая карта человека

Астрология в этом смысле дает рекомендации, которые направлены на выравнивание энергетики. Редко можно встретить сбалансированные карты, а любой перекос энергетики влечет за собой перекосы в характере и судьбе в целом, проблемы со здоровьем. Найти средства и способы приведения к равновесию энергий в организме позволяет проведение анализа карты.

В практике цигун есть нечто подобное, когда человек применяет упражнения для взращивания необходимой энергии. Например, взращивание энергии Воды укрепит мочеполовую систему, сделает человека адаптивным и гибким в социуме, избавляя от страхов. На анализе можно получить целый комплекс рекомендаций, как можно восполнить недостающие энергии за счет изменений условий внешней среды (Фен шуй), среды внутри организма (за счет правильного питания), правильного выбора занятия или рода деятельности. К примеру, занятия рисованием или танцами могут дать иногда даже больший эффект, чем постоянные размышления о том, что нужно стать мудрее и мягче.

Принцип взаимодополнения или восполнения энергий может проявиться и за счет партнерских отношений. Анализ энергетики человека может дать подсказку о том, в какой области и каких партнеров следует искать. Идеальный партнер – это «вторая половинка». Хорошо, если партнер будет дополнять энергетически. Его Столпы Судьбы должны нести в себе много полезных элементов для первой половинки. Поэтому китайские императоры заключали свои браки только по предсказаниям придворных астрологов, когда была рассчитана благоприятная дата для бракосочетания.

Анализ совместимости

Анализ поможет найти энергии, дефицит которых ощущается во взаимоотношениях пары, определит моменты, которых лучше избегать, и обозначит те аспекты отношений, на которые важно обратить внимание. Астролог может прочитать динамику развития партнерского союза как личного характера, так и делового.

Человек – это часть мироздания, а оно подчинено строгим законам. Но на Судьбу повлиять можно, уменьшая количество потерь в периоды спада и увеличивая количество приобретений во времена подъема. Китайская астрология предоставляет такую возможность в достаточной степени.

Для конкретной даты рождения рассчитывают набор данных, представляющий четыре пары знаков, которые в итоге дают восемь иероглифов. 4 пары знаков – это комбинация Небесных стволов и Земных ветвей, соответствующая году, месяцу, дню, числу в момент рождения человека.

Чтобы составить карту Судьбы, нужно приобрести Солнечный Китайский календарь, в котором имеются записи всех прошедших и будущих дат в виде иероглифов. В продаже найти календарь не составит труда, его регулярно выпускают издательства. Можно поступить и по-другому: воспользоваться автоматическими онлайн-услугами калькулятора Ба цзы на астрологическом портале и рассчитать Столпы Судьбы.