Психология  Истории Обучение 

Чем проявляются разные этапы взросления. Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Младенческий возраст (до 1 года). Первый год жизни малыша неимоверно важен для его психологического развития – ведь именно в этот период формируются «базовое доверие к миру» и привязанность, которая в дальнейшем перерастает в способность любить и выстраивать близкие отношения с людьми. Основная задача мамы в этот период – быть чуткой и «теплой»: откликаться и удовлетворять все потребности ребенка, давать максимально телесного контакта (кормить грудью, носить на ручках), знакомить малыша с этим непонятным для него миром. Самая главная потребность младенца – эмоциональное общение с мамой, и лучший способ развивать его – это дать малышу чувство безопасности от ощущения, что мама всегда рядом, а также предоставить свободу для физической активности (очень важно ползание – оно способствует формированию межполушарных связей головного мозга).

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). В возрасте одного года наблюдается первый кризис развития – малыш становится относительно самостоятельным в своих действиях, но его поведение все еще носит непроизвольный характер: он подвержен импульсам и сиюминутным желаниям, легко переключается и отвлекается. Ребенок начинает ходить и у него появляются первые стремления к независимости от мамы – он убегает, «не слушается», в этом возрасте появляются первые истерики и капризы. Родителям следует с пониманием относится к таким проявлениям – малыш это делает не «специально», не «на зло» и не «манипулируя». Просто он очень огорчается, когда что-то случается не так, как он хочет и это выражается в неконтролируемых аффективных реакциях. Главная задача мамы в этот период – быть рядом и утешить, переключить внимание, отвлечь, увести из зоны опасности или пресечь попытки ребенком нанести вред другим (толкается, кусается, дерется). Не стоит ожидать от ребенка взрослого и сознательного поведения и требовать успокоится, прекратить – произвольность и умение контролировать свои действия у него еще не развита и за все действия и поступки малыша все так же ответственна мама.

В возрасте двух лет появляются первые «нет!» - ребенок начинает ощущать свою отдельность от мамы и «некая» утверждает свое, совсем свежее чувство самостоятельности. Ведь чтобы психологически отделиться от родителей, малышу необходимо сопротивляться, противодействовать родительскому контролю, указаниям и просьбам. Взрослым важно создавать условия, в которых ребенок мог бы проявлять свою самостоятельность – предоставлять право выбора (например, надеть синюю или зеленую футболку), давать возможность говорить «нет», предлагать альтернативу, когда вынуждены что-то запретить.

В три года дети обычно переживают самый яркий кризис раннего детства – кризис трех лет. В это время формируется осознание своего «Я» и ребенок начинает активно это свое Я проявлять, само собой, противопоставляя себя родителям и их желаниям. Самыми яркими проявлениями становятся негативизм, строптивость, упрямство и родителям зачастую очень непросто справляться с таким поведением. Но и ребенку непросто в этот период, ведь он сам не понимает что с ним происходит, и, соответственно, ему сложно этим своим состоянием управлять. Порой, «неканья» и «нехочуканья» у трехлетки доходят до абсурда (желание и нежелание чего-то может меняться с космической скоростью), но ребенок действительно не способен повлиять на свое состояние. Об этом важно помнить родителям, и, как бы не кипели нервы, – стараться все равно давать свою поддержку и показывать, что малыша любят и принимают любым. Никогда не наказывайте ребенка этого возраста своим безразличием – это тяжелейшее испытание для них, ведь самый большой страх детей – потерять любовь родителей. Посыл «мы тебя любим даже таким» станет важной опорной точкой для ребенка на всю жизнь, даст ему ощущение принятия, любви, безопасности.

Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет). Это период активного познания мира, развития навыков и способностей. У ребенка начинает формироваться произвольность, для которой характерны устойчивость, неситуативность – он способен запоминать и удерживать свое внимание не только на том, что ему интересно, а также научается контролировать свои эмоции и поведение. Формируется самосознание, активно развивается речь, возникают первые этические нормы и правила - формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение. Родителям в этот период важно развивать в ребенке не только память и физические способности, учить читать и считать, но и обучать навыкам социального взаимодействия, развивать социальный и эмоциональный интеллект – учить дружить и решать разногласия, знакомить с миром чувств и эмоций, развивать эмпатию и толерантность. Заканчивается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет, который характеризуется тем, что ребенок идет в школу и попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития. Важно отметить, что кризис также переживает вся семья – ведь именно на этом этапе проверяются на жизнеспособность те нормы и правила, которыми руководствовались родители при воспитании.

Не зависимо от того, какого возраста ребенок, главная задача родителей – любить, принимать и понимать) Потому что всему остальному – завязывать шнурки и считать, играть на скрипке или в футбол, он сможет и с другими. А из семьи ребенок выносит самое главное - как строить отношения, ссориться и мириться, как выражать любовь и заботиться, как поддерживать в сложные периоды и утешаться. Будьте примером ему в этом, и это станет бесценным вкладом в его развитие!

4 6 419 0

Слово “подросток” для многих ассоциируется со словом “сложный или тяжелый”. Эта ассоциация имеет место, но подростки – это наши дети. Задача родителей – не навредить и помочь своим чадам подняться и сделать первые шаги не только в девяти или десятимесячном возрасте, но и в период с 10 до 18 лет.

Чтобы ничего не пропустить нужно вспомнить, как себя чувствует подросток, какая она, подростковая психология, ведь все проходили через этот кризисный период.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.

Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал.

Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.

Появление психологических новообразований в 14-16 лет

Этот период можно сравнить с перерождением куколки гусеницы в бабочку. Но вот разница в том, что бабочка может сразу расправить крылья и полететь, а подросток пока стоит как на распутье и не совсем понимает, что ему делать со всем этим дальше.

Психологические новообразования затрагивают все сферы и эмоциональную, и сферу полового созревания, и моральную. Ребенок переосмысливает моральные ценности.

Но они пока не крепки, и ориентир подросток держит на «идеал», которому слепо и подражает.

К психологическим новообразованиям у подростков можно отнести:

  • Самосознание.
  • Абстрактное мышление.
  • Половая идентификация.
  • Чувство взрослости.
  • Автономная мораль.
  • Переоценка ценностей.

Изменения когнитивной сферы в 13-15 лет

К этим годам у ребенка меняются его способы восприятия мира. Он переходит к абстрактному, теоретическому мышлению. Внимание становится более рассеянным, и это позволяет ребенку концентрироваться на вещах, которые его больше всего интересуют. В этот период происходит и выбор профессии или направления будущей сферы деятельности.

Ребенок приобретает свою интеллектуальную уникальность, вырабатывается свой стиль мышления и анализа.

Фантомное чувство взрослости

Получив свободу автоматом, пройдя первый этап взросления, подросток уже осознает, что изменился. И считает себя взрослым, только потому что ему уже 15 или 16 лет.

В этом возрасте мальчики и девочки стремятся приобрести все атрибуты взрослой жизни.

Это и курение, и повышенный интерес к противоположному полу, и уклонение от требований родителей, смена имиджа. Но это все просто мишура, а не показатель взрослой жизни человека.

За все свои поступки взрослый человек несет ответственность. И, как правило, не бросает никому вызов и не подвергнет себя неоправданному риску только для того, чтобы пойти наперекор родителям. Проявление фантомного чувства взрослости – это иллюзия и самообман со стороны подростка.

Родителям нужно на своем примере показывать, с чем действительно приходится сталкиваться взрослому человеку и привлекать своих детей к постепенному принятию самостоятельных решений и готовить их к ответственности за свои слова и поступки.

На этой стадии развития никакие советы не помогут, только конкретные примеры.

Возникновение школьной дезадаптации

Претерпевая изменения в своем переходе от детского до подросткового возраста, ребенок переживает стрессы и нежелание подчиняться родителям и учителям или ровесникам в школе.

Определить, что ребенок подвержен школьной дезадаптации, можно по его нежеланию ходить в школу, выполнять домашнее задание, общаться со сверстниками.

А поговорив с подростком, можно выяснить массу причин, которые ребенок видит как повод не посещать занятия. Это может быть и придуманный страх перед выполнением контрольной, и жалобы на здоровье, и рассказы что его все бьют и обижают, что он устал и не пойдет в школу, даже если ему грозит смерть.

Помочь в решении такой проблемы , но сходить к нему вы должны сами без ребенка. А потом примените полученные рекомендации. Так, ребенок не будет знать о ваших планах и не окажет ненужного сопротивления.

Общение и личностная позиция

В этом вопросе может сильно помочь школа, точнее, педагогический коллектив, который будет проводить на уроках семинары, коллоквиумы. Это даст возможность к открытому обсуждению интересующих вопросов и навыку отстаивания своей точки зрения.

Важно в этот момент показать наглядно на примере, что можно убеждать словом, не причиняя физической боли или вреда собеседнику.

Хорошо, когда не только в своей семье ребенок видит к себе уважительное отношение. Когда рейтинг и авторитет в классе зарабатывается только за то, что ты сам такой умный, способный, талантливый, и вообще, классный и позитивный.

Нужно уводить ребенка от мнимых выдуманных кумиров и идолов. Не стоит доводить дело до полного отвержения реального мира и его реальных ценностей. Выход из этого состояния для подростка тоже будет непростым и болезненным.

Не применяйте никакого насилия.

Все спорные вопросы всегда можно решить мирным путем, общаясь и объясняя ребенку, что вы от него хотите, и почему вам это нужно.

Разговаривайте всегда и везде со своими детьми: и с мальчиком, и с девочкой, старайтесь их услышать и понять.

Девчонки не меньше нуждаются в поддержке, чем парни. Нет ничего лучше, чем доверительные отношения. Планируйте совместный отдых, читайте вместе книги, постарайтесь увлечь ребенка, не отгораживайтесь от детей своими проблемами и заботами.

Это ваш ребенок, и он не может быть глуп, ведь вы себя таковым не считаете.

Подросток – это полноценная взрослая личность, которая легче пойдет на компромисс, если будет видеть, что ее уважают и не ограничивают свободу просто так, без причины или для профилактики.

Не думайте, что вы уже все знаете, и все можете решить, родители тоже развиваются и взрослеют всю жизнь. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать сыну или дочери, что вы не знаете ответа на вопрос. И постараться найти на него ответ совместно. Это только сблизит вас.

Ребенок поймет, что не бывает идеальных людей и ничего страшного не случится, если и он чего-то будет не знать. Это освободит его от многих комплексов и страхов в будущем.

И он сможет быть успешнее и счастливее вас. А этого хотят все любящие родители.

Заключение

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На пути взросления ребенок меняется, меняются его вкусы и желания, взгляды и жизненные цели. О каких важных этапах детства стоит знать родителям, чтобы детство ребенка было действительно «золотой порой», а путь к взрослой жизни – уверенным и прямым?

Первый этап детства: младенец (от рождения до года)

Несмотря на то, что новорожденный ребенок еще не обладает жизненным опытом и не может сам о себе позаботиться, первые недели и месяцы жизни малыша очень важны для его дальнейшего развития и становления личности.

Именно в первые месяцы после рождения ребенок получает впечатление об окружающем мире. Какой мир увидит малыш – надежный или не очень, радостный или тревожный – во многом зависит от его окружения, в большей степени – от мамы.

Мама является самым главным человеком в жизни ребенка, в возрасте до года - особенно. По сути, мама и есть средоточие всего мира малыша. Она несет комфорт и заботу, дарит нежность и покой. Прикосновения маминых рук успокаивают ребенка, помогают ему развиваться и познавать мир. Дети, которые воспитываются в домах малютки, часто страдают от такого явления, как госпитализм. Этим термином называют задержку в физическом и интеллектуальном развитии у детей, за которыми осуществляется весь необходимый уход, но при этом их редко берут на руки, целуют и обнимают.

Что же необходимо малышу на первом этапе детства ? Само собой, удовлетворение первичных потребностей – ребенок должен быть вовремя накормлен, вымыт, уложен спать. Но столь же важны и другие проявления материнской заботы и внимания – объятия, поцелуи, поглаживания, улыбки, зрительный контакт.

Второй этап детства: малыш (от года до трех лет)

К возрасту одного года ребенок перестает быть младенцем, ничего не знающим о мире и интересующимся в первую очередь удовлетворением своих физиологических потребностей. Теперь это – очень любознательный и активный человечек, с каждым днем приобретающий все новые и новые навыки и знания.

Именно в этом возрасте малыши активно осваивают три важных навыка: логическое мышление, ходьба, речь. Он уже осознает причинно-следственные связи, чем вполне обоснованно пользуются родители, начиная воспитание ребенка. Теперь он понимает, что такое «нельзя», знает, что если ложку столкнуть со стола – она со звоном упадет на пол.

Малыша в возрасте до трех лет окружают тысячи запретов и правил. Родителям приходится устанавливать эти правила и следить за их исполнением – ведь от этого часто зависит здоровье и безопасность ребенка. Важно не переусердствовать с запретами – маленький исследователь должен иметь возможность самостоятельно «набить шишки» и проверить на практике все то, что для родителей очевидно и часто бессмысленно.

Главное правило воспитания малыша от года до трех лет – это чувство меры, баланс между двумя крайностями: вседозволенностью и полным контролем. Ребенок узнает, что есть вещи, которые не получишь, сколько ни кричи. В то же время, он должен быть уверен, что родителям важно его мнение, что он получит ответы на свои вопросы, что на каждое «нельзя» он также узнает: а почему нельзя?

Как оградить ребенка от опасностей, не допустить избалованности, но при этом не убить в малыше стремление к самостоятельности, инициативу, творческие идеи? Важно прислушиваться к ребенку и учиться понимать его. Не ругать за проступки, а пытаться понять их причины. И, перед тем, как произнести слова «Нельзя!», «Не трогай!», «Не делай так!», обязательно задавать себе вопрос: «А почему нельзя? Может, все-таки можно?»

Третий этап детства: дошкольник (от трех до семи лет)

На третьем этапе детства ребенок уже умеет логически мыслить и ясно свои мысли выражать. Он овладевает многими новыми навыками, одним из которых является навык социального общения. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает с интересом общаться со сверстниками, обучается навыкам совместной игры. Поэтому, если ребенок не посещает детский сад, ему нужно общаться с детьми его возраста на детских площадках, групповых занятиях для детей, и т.д.

Именно в этом возрасте ребенок становится чрезвычайно зависимым от мнения других людей. И так как родители являются самыми близкими и значимыми для дошкольника людьми, их мнение часто становится решающим. Похвала родителей вдохновляет ребенка, придает ему сил для новых свершений, а неосторожная критика может глубоко ранить.

Дошкольнику очень важно осознание родительской любви и уверенность, что мама и папа будут на его стороне, что бы ни произошло. Ребенок в дошкольный период детства еще не обладает критическим мышлением, ему необходимы постоянные доказательства родительской любви. Одно грубое слово может уверить дошкольника в том, что он плохой, недостоин любви и не нужен родителям. Вместе с тем, он и сам будет пытаться доказать свою любовь, показать, какой он хороший, умный, послушный.

Самое главное, что нужно понять родителям дошкольника: это уже не малыш, это – самостоятельная личность, которая имеет право на собственное мнение, но при этом так нуждается в проявлении любви и заботы!

Четвертый этап детства: младший школьник (семь-двенадцать лет)

В младшем школьном возрасте ребенок входит в абсолютно новый этап своей жизни. Школа, с ее уроками и домашними заданиями, друзьями и соперниками, учителями – любимыми и не очень, является важной и обязательной ступенью к взрослению каждого человека.

На данном этапе детства ребенок переживает сильный стресс: меняется его окружение, жизненные цели, режим дня. к началу школьного обучения является очень важной задачей – от этого зависит и развитие личности ребенка, и его успехи в обучении, и характер общения с одноклассниками.

Если же адаптация к школе прошла успешно, младший школьный период часто становится одним из самых благополучных, спокойных и безмятежных этапов детства . У ребенка появляются школьные друзья, личные интересы, он осознает свои способности и гордится собственными успехами. При этом связь с родителями еще достаточно крепка, младшие школьники обычно доверяют маме или папе свои секреты, делятся трудностями и рассчитывают на поддержку.

В то же время, период младшего школьного возраста – отличный способ для родителей укрепить эмоциональную связь с ребенком. Ведь это уже почти сформировавшийся, уникальный, интересный человечек, при этом безгранично доверяющий маме и папе! Дети младшего школьного возраста с восторгом относятся к совместному времяпрепровождению с родителями: походам, выездам на природу, спортивным и настольным играм, и т.д.

Пятый, заключительный этап детства: подросток (двенадцать-шестнадцать лет)

Подростковый этап детства , как правило, является одним из самых сложных и для самого ребенка, и для его родителей. «Кризис подросткового возраста», «трудный подросток» - не зря существуют целые области психологии, специализирующиеся на этих проблемах.

За очень короткий срок мальчики превращаются в юношей, девочки – в девушек. Изменяется тело ребенка, его психика, мышление, отношение к нему окружающих.

Наиболее заметными и критичными являются физиологические изменения, происходящие в организме ребенка и часто пугающие его. Нарушается гормональный баланс, происходит так называемый «гормональный взрыв» переходного возраста. С этим и связаны подростковая угловатость и неуклюжесть, резкий набор или потеря веса, проблемы с кожей и волосами, повышенная утомляемость, сонливость, раздражительность.

Проблемы подростков связаны не только с физическими изменениями. Переходный возраст – это критический период, когда от подростка зачастую требуют взрослой рассудительности, но еще не доверяют ему принятие важных решений. Кроме того, подросток уже начинает испытывать необходимость в отношениях с противоположным полом, но у него еще нет подобного опыта, он ощущает острую неуверенность в собственной привлекательности.

Кризис, по определению, это и есть состояние душевного расстройства, выражающееся в неудовлетворенности человека собой, окружающим миром, своей позицией в этом мире, отношениями с другими людьми… Все это обрушивается на еще не сформировавшегося человека, сбивая его с толку. Физиологические изменения, отношения со сверстниками, борьба за собственное мнение с взрослыми, поиск цели в жизни, первая любовь, необходимость принимать непривычно сложные решения…

Взрослым тоже приходится нелегко пережить момент, когда вместо милого и доверчивого малыша в доме появляется угловатый, агрессивный и упрямый подросток. Что можно посоветовать родителям в этой ситуации? Только не забывать о том, что ребенку все еще необходима любовь и поддержка. Подростки часто сознательно отстраняются от родителей, демонстрируя свое равнодушие, но равнодушие это показное. Ребенок просто пытается показать свою самостоятельность и независимость, доказать, что уже вырос, что у него есть свой, личный круг друзей и интересов.

Важно показывать подростку свою любовь и заботу, не нарушая при этом границы его «личной зоны». Да, у него теперь свое мнение, свои секреты, свои интересы, которые могут быть непонятны и непривычны для Вас. Да, его друзья не всегда будут Вам нравиться – но это его друзья. И вместе с тем совершенно необязательно, что ребенок перестанет Вам доверять, как и Вы ему. Старайтесь поддерживать близость с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его мыслями, тревогами и радостями – именно интересуйтесь, а не контролируйте.

Этапы детства – это своеобразные «ступени» на пути взросления каждого человека. И для формирования гармоничной личности крайне важно, чтобы эти ступени были устойчивыми и надежными. А единственная надежная вещь в мире ребенка – будь то младенец или подросток - это родительская любовь. Желаем Вам уверенно преодолевать все трудности в воспитании Ваших детей!

Люди сами того не замечают, как быстро они взрослеют. Взросление - это зачастую изменение понимания мира и жизни с течением времени. Со временем человек становится старше и набирается нового опыта. В данном случае затрагивается не столь вопрос физиологии, которая меняется из года в год, а образа мышления человека, его взглядов и принципов. Именно поэтому многие не понимают, в чем специфика взросления человека и каким образом оно происходит. Оказывается, получить ответ на представленный вопрос не получится, так как каждый человек индивидуален по-своему, а следовательно, взросление происходит также индивидуально.

Понятие взросления и основные этапы

Взросление - это длительный период жизни человека, в котором принято выделять следующие этапы:

  • этап раннего взросления (20-40 лет);
  • этап среднего взросления (40-60 лет);
  • этап позднего взросления (60 лет и старше).

Представленные этапы отличаются своими особенностями и характеристиками. Однако человек - индивидуальная личность, поэтому применить возрастные ограничения оказывается весьма сложно. Ведь его субъективное представление о своем возрасте и себе в целом существенно сказывается на манере поведения и процессе развития. Как результат, по отношению к взрослым людям используют понятие «возрастные часы», а проблема взросления ежедневно становится более актуальной и требует к себе повышенного внимания.

Понятие «возрастные часы» и три независимых возраста

Возрастные часы - некий график, который показывает внутренне состояние индивида и позволяет определить, насколько человек опережает основные и важные события в своей жизни или отстает от них: обучение в школе, университете, бракосочетание, рождение детей и достижение определенного статуса в обществе. Наряду с понятием «возрастные часы» стали различать три понятия возраста:

  • биологический возраст показывает, насколько человек соответствует определенному моменту жизни;
  • социальный степень соответствия человека нормам той или иной культуры, которые рассматриваются в контексте биологического возраста;
  • психологический возраст показывает, насколько уровень интеллекта человека соответствует условиям социума, двигательным навыкам, установкам, чувствам.

Независимо от перечисленных понятий, существует несколько этапов взросления личности, которые также требуют особого внимания.

Детство - от рождения до 11 лет

Детство - самый светлый Ведь ему предстоит пройти величайший путь в своем индивидуальном развитии от не способного ни на что существа до адаптированной к окружающему миру детской личности.

Как правило, психика ребенка на протяжении первых 10 лет жизни проходит путь, которым несравним с каждым из последующих возрастных периодов. Подобное прохождение жизненного расстояния прежде всего обусловлено ортогенетическими особенностями возраста. Таким образом, можно сказать, что детство ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Независимо от не определяет данное движение, а природные предпосылки лишь продвигают ребенка в детстве с одного жизненного этапа на другой.

Важно отметить, что организм ребенка стремительно развивается в этот возрастной период. У него также появляется собственное «я», свои понятия и понимание тех или иных вещей. В период детства ребенок развивается психологически, начинает общаться, чувствовать, осознавать свою уникальность и проявлять свои способности в важных жизненных ситуациях.

Подростковый период - от 11 до 16 лет

Подростковый период предполагает взросление ребенка и является жизненным этапом для самоидентификации личности, то есть его самоопределения. Постоянно находясь в социальном окружении, ребенок отделяется от родительских ценностей и стремится примерить на себя другие. Часто родители пытаются овладеть психологической территорией своего ребенка, что становится причиной разногласий и конфликтов, которые переходят в борьбу за свободу.

Взросление - это важный процесс, который влечет за собой переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению. Дети на протяжении всего подросткового периода начинают размышлять над своей дальнейшей жизнью и профессионально деятельностью. Родители в таком случае постепенно отпускают своих детей во взрослый мир, тем самым освобождая их психологическую территорию. Однако сохраняется зависимость не только от родителей в материальном аспекте, но и от модели поведения и ценностей семьи.

Юность - от 16 до 19 лет

Юность - жизненный этап, который при неопределенности территории личности уже взрослого ребенка перерастает в борьбу с родителями. И несмотря на материальную поддержку родителей, им не удастся что-либо изменить. Именно на данном этапе детям вместе со свободой передается практически вся часть ответственности за свои поступки и принятие важных решений. Нередко родители пытаются удержать возле себя детей и взять часть обязанностей на себя, что впоследствии приводит к серьезным проблемам.

Молодость - от 19 до 35 лет

Молодость по праву считается важным периодом в жизни, когда устанавливается партнерство в отношениях между детьми и взрослыми, а также взаимодействие психологических территорий. И родители, и дети всегда готовы оказать поддержку и помощь друг другу, не препятствуя осуществлению потребностей каждого.

Как правило, сохраняется область взаимодействия, и устанавливаются правила, выгодные как для одних, так и для других. Однако следует отметить, что на данном этапе взросление девочки заметно отличается от взросления мальчика.

Зрелость - от 35 лет и старше

Зрелый возраст лишен конкретики, присущей остальным жизненным периодам. Большую часть времени люди проводят на работе. Несмотря на это, доминируют экономические соображения - работа также позволяет организовать время и является сферой общения, где поддерживается чувство необходимости и самоуважения. Таким образом, рабочее время приятно сочетать с возможностью свободного выбора и независимого принятия решений.

Как правило, по достижении 30 лет люди стремятся найти себя в жизни: строят долгосрочные планы и приступают к их достижению. Через некоторые время некоторые пытаются освободиться от власти других людей и утвердить независимость. После 40 лет мужчины начинают часто размышлять над тем, чего им удалось достичь в жизни, и, оценив результаты, делают соответствующие выводы. После 45 лет наступает кризис среднего возраста, с которым удается справиться большинству индивидов.

В заключение

Взросление - это прекрасный период в жизни человека, который у каждого протекает индивидуально. Ведь только в процессе взросления происходит становление личности. Именно этот светлый жизненный этап помогает стать более сдержанным и терпимым по отношению к людям. Уже отсутствует бунтарство, человек становится спокойным и более представительным, что на самом деле неплохо.

Процесс взросления позволяет набраться опыта, который постепенно помогает осуществиться задуманным планам. Однако следует приложить все усилия, чтобы сохранить детскую мечту, которая и делает человека индивидуальной личностью. Не стоит бояться жить, взрослеть, ведь это новый жизненный этап, который предстоит пройти каждому.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.