Психология  Истории Обучение 

Как научить ребёнка буквам в домашних условиях

Споры о том, когда нужно начинать учить чтению ребёнка, не утихают на протяжении нескольких десятилетий. Одни считают, что малыши обладают хорошей восприимчивостью и способны быстро усваивать новые знания. Другие не хотят лишать ребёнка детства и обучают чтению непосредственно перед школой. Но знакомить с буквами можно начинать с самого раннего возраста.

Как учить буквы с самыми маленькими

Бытует мнение, что уже годовалый ребёнок может запоминать буквы. Дети в этом возрасте впитывают информацию как губка, они с интересом изучают окружающий их мир. Для годовалого малыша достаточно разместить несколько букв на стенах детской комнаты и постоянно называть их. Буквы должны быть яркие и большие, чтобы они привлекали внимание ребёнка. Через некоторое время карточки с буквами нужно поменять. Конечно, рассчитывать на то, что малыш осознанно выучит буквы и через полгода начнёт читать, не стоит. Но начертания букв отложатся в его памяти.

Для детей в возрасте двух лет очень важно не только узнать название предмета, но и пощупать его. Эту особенность можно использовать для обучения. Малыши с удовольствием будут пытаться построить домик из кубиков и рассматривать картинки, изображённые на них. Если каждый раз акцентировать внимание не только на картинке, но и на букве, ребёнок сможет быстро освоить азбуку.

В трёхлетнем возрасте дети уже хорошо говорят, они осознанно воспринимают информацию. Для обучения этих малышей, помимо кубиков и карточек с буквами, можно использовать магнитную азбуку. Трёхлетки с удовольствием будут слушать небольшие стихотворения, смотреть мультфильмы про буквы и заниматься по музыкальному букварю. С малышами можно вылепить буквы из пластилина, придумать сказку о буквах или сделать буквенный домик.

Знакомство с буквами детей в четыре-пять лет

Чтобы научить буквам четырёхлетнего ребёнка, можно использовать те же методики, что и для трёхлетних детей. Для четырёхлеток можно усложнять задания. В этом возрасте ребёнок вполне способен найти в тексте знакомые буквы, самостоятельно слепить или раскрасить букву. Можно предложить игру, в которой нужно угадать букву наощупь. Для этого подойдут магнитная азбука или буквы, вылепленные из пластилина.

У четырёхлетних детей уже хорошо развита мелкая моторика. С ними можно выкладывать буквы из мозаики, мелких камушков, рисовать их на бумаге и песке.

В возрасте пяти лет ребёнок уже может проявлять осознанный интерес к чтению и понимает, что он сам сможет читать свои любимые сказки, если освоит азбуку. Пятилетние дети намного быстрее усваивают новую информацию, они легко могут справиться с электронным букварём.

Обучение азбуке в возрасте шести лет


Не стоит отчаиваться, если в шесть лет ребёнок не умеет читать и не знает буквы. В этом возрасте дети способны усвоить больший объём информации за небольшой промежуток времени. Они намного усидчивее, чем малыши. Если у трёхлетнего ребёнка на изучение букв может уйти несколько месяцев, то для шестилеток вполне реально выучить азбуку за три недели. Для обучения можно использовать все доступные методики. Красочный букварь и тетради с печатной основой, в которых есть интересные задания, обязательно увлекут ребёнка.

В возрасте шести лет многие дети мечтают о школе. Поэтому для занятий можно создать условия, приближенные к школьным: доска, парта и домашние задания.

Несколько правил для родителей

Каждый ребёнок индивидуален, и родители сами должны определиться с методикой и временем начала занятий. Выполнение нескольких простых правил сделает процесс обучения эффективным.

  • Начинайте обучение с гласных букв. Покажите ребёнку, что их можно петь.
  • При изучении согласных не заучивайте названия букв. Если ребенок запомнит звук «м» вместо буквы «эм», ему намного проще впоследствии будет соединять буквы в слоги и слова. А названия букв можно выучить позже.
  • Не пытайтесь запомнить сразу несколько букв. Новые буквы нужно добавлять по одной и постепенно.
  • Постоянно повторяйте пройденный материал.
  • Не ругайте ребёнка и не показывайте своего разочарования, если ему не удаётся запомнить буквы. Если у ребёнка ничего не выходит, на некоторое время отложите занятия.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок воспринимал обучение как игру.
  • Уделяйте особое внимание продолжительности занятия. Малыши могут воспринимать информацию в течение 3–5 минут, у дошкольников занятие не должно длиться более 15 минут. В противном случае ребёнок может утратить интерес к обучению.
  • Будьте терпеливы со своим ребёнком, и результат не заставит себя долго ждать.