Психология  Истории Обучение 

Как и когда можно начинать учить ребенка алфавиту

Как и когда можно начинать учить ребенка алфавиту

Оценка посетителей: (0 Голосов)

К пяти годам знать азбуку уже нужно. Только при выполнении этого условия дошкольник сможет превратиться в первоклассника. Вопрос о том, как научить ребенка алфавиту, решается различными способами. И хотя систематически заниматься ребенок способен лишь с трех лет, некоторые методики позволяют работать и с полугодовалыми малышами. Можно ли обучить азбуке в таком возрасте? Практика различных семей показывает, что можно.

До трех лет

Если малыш еще не умеет говорить, это не значит, что он не понимает сказанного ему. Методика обучения в этом возрасте основана на подсознательном запоминании, конкретнее - на зрительной памяти. Для того, чтобы связать в голове ребенка между собой изображение и звук, достаточно бывает просто время от времени демонстрировать чаду карточки с буквами.

Важно не название буквы проговаривать при этом, а звук (например, не «рэ», а «р-р-р»). Начинать обучение следует с наиболее часто встречающихся звуков. Чтобы запустить механизм неосознанного запоминания, карточки нужно демонстрировать очень быстро - не дольше секунды. Но произносить при этом соответствующий звук необходимо очень отчетливо.

Листая с малышом его первые книжки, можно показывать на текст и читать его. Постепенно чадо поймет, для чего нужны буквы и где они встречаются.

Если интереса к обучению еще нет, его можно пробудить просмотром развивающих мультфильмов в интернете. Алфавит для детей широко представлен на YouTube.

В три года

Осознанный интерес к буквам у детей начнет проявлять после трехлетнего возраста. Важно поймать этот момент: именно тогда и нужно начинать ежедневные «уроки». Пусть эти занятия будут очень короткими (до десяти минут), но зато регулярными (каждый день). Если заканчивать урок еще до того, как малышу это надоест, будет поддерживаться интерес к дальнейшим занятиям.

Отныне меняется и методика. Теперь каждую букву учим подробно и каждой отводим не менее двух суток. Первыми рассматриваются буква «а» и та, с которой начинается имя ребенка. Лучше всего связать звук и изображение с тактильными ощущениями - сделать так, чтобы букву можно было потрогать. На помощь придут:

  • кубики с изображением букв;
  • магниты на холодильник в виде алфавита для детей;
  • карандаши и мелки - все, чем можно вместе нарисовать изучаемую буковку.

При занятиях лепкой можно попробовать изобразить предмет изучения пластилином. В ход могут пойти и любые другие подручные материалы. Все это удобнее делать за столом, поэтому заранее нужно оборудовать малышу рабочее место.

В четыре года

Указанные ранее занятия продолжаются, обогащаясь новыми приемами:

  • буквы, выпиленные из оргалита или вырезанные из картона, помещают в непрозрачный мешок. Малыш запускает в мешочек руку и угадывает пойманное;
  • отпрыск подбирает к каждой букве по нескольку карточек с изображением предметов, название которых с нее начинается.

В интернете можно подобрать подходящую онлайн-игру на тему «Найди букву». Подобные тренажеры намного полезнее просмотра развивающих мультфильмов, но и последние для снятия напряжения можно иногда просматривать.

Мультики хороши такие, которые создают в мозгу ребенка ассоциативные связи. Отличным примером ассоциативного мультфильма является «Пластилиновая азбука», но недостатки у нее тоже есть. Так, слово «окно» в качестве примера для «о» не подходит, так как начинается со звука «а». Это является грубой педагогической ошибкой. Прежде чем учить алфавит при помощи анимации, заранее необходимо ознакомиться с ее содержанием.

В пять лет

Для пятилеток выпускают специальные рабочие тетради «Изучаем буквы». Их использованием отныне и должны разнообразиться проводимые с дошкольником занятия.

Очень важным критерием правильности образования в этом возрасте становится речевое развитие. Малыш должен хорошо изъясняться и верно составлять предложения. Обогащать словарный запас необходимо совместным чтением, обсуждениями мультфильмов, разговорами.

Использование карточек Домана с написанными на них целыми словами поможет зрительно запоминать правописание. Изучающих алфавит детей могут заинтересовать и взаимосвязи между буквами. Именно так маленьким людям проще всего научиться читать .

Главным в изучении алфавита должен быть принцип поддержания интереса. Малыш очень быстро впитает все, лишь бы ему не было скучно. Увлеките родных отпрысков, чтобы впоследствии гордиться своими детьми.