Психология  Истории Обучение 

Ребенок 7 лет не хочет писать прописи. Как научить ребёнка писать в особо тяжёлых случаях

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.

Хороший эффект дают следующие упражнения:


Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Все дети разные и индивидуумы. Каждый ребенок – это личность, формирование которой зависит от многих факторов. Это – и окружающая среда, климатические условия, «погода в доме», наследственность родителей и прочее. Как заставить ребенка учиться?

Если ребенок не хочет писать, что можно предпринять?

class="h-0" >

Есть дети, которым неинтересны писание и уроки, они интересуются вертолетами, машинками больше, чем книгами. В начальных классах огромное внимание уделяется писанию в прописях. У большинства детей плохой почерк и прыгают буквы. Для того чтобы ребенок писал красиво, необходимо развивать мелкую моторику ребенка пальцев рук. Если ребенок не хочет писать , вот такие занятия можно применять:

  • Конструирование
  • Лепка
  • Рисование
  • Перебирание мелких предметов
  • Очистка овощей, например лук и чеснок, фасоль
  • Занятие с раскрасками и штрихование картинок

Можно предложить ребенку заштриховать рисунок палочками-штрихами, потом, когда он освоит технику, заштриховывать элементы рисунка кружочками и петельками. Когда ребенок научиться писать кружочками и петельками, палочками, тогда и ребенок сможет писать буквы красиво.

Обязательно нужно хвалить ребенка за достижения. Девочке можно завести дневник, в котором она будет писать, рисовать и вклеивать фотографии. Можно записывать все события, которые происходят в течение дня.

Как научить ребенка писать прописью?

Если ребенок не хочет учиться писать , то нужно действовать мягко и не настойчиво, поскольку можно оттолкнуть от себя ребенка и он наотрез откажется учиться, но и все старания не стоит сводить к игрушкам. Родителям нужно стараться все делать в меру и поиграть, и поработать. Ребенок должен понимать разницу в этих действиях. Как научить ребенка писать прописью ? Нужно убедиться, что у ребенка неврологических проблем, и он может справиться с такими нагрузками. Нужно убедиться в том, что личные качества учителя в школе хорошо влияют на ребенка и учитель хорошо относится к детям. Обязательно нужно обратить внимание на дошкольные занятия. Лучше поприсутствовать на них. Хорошо, если они будут проходить, как игра или ее элементы. Поиграйте с малышом дома в игры для письма, как в школе. Это и ребенку будет полезно и повысит уровень его подготовки к школе.

  • Игра «Парашютисты»

На альбомном листочке в верхней части рисуются точки разных цветов. Это и есть парашютисты. Внизу на листочке нарисуем кружочек – место их приземления. Задача ребенка прямыми линиями посадить парашютистов.

  • Игра «Стрелок из лука»

На одном конце тетрадного листа рисуем стрелка с луком в рука. На другом конце листа рисуем мишень. Стрелок должен целиться в мишень и попасть в середину. Лук прямой линией должен соединиться с центром мишени без отрыва карандаша от бумаги.

Существует множество подобных игр с детьми, для того, чтобы научить ребенка писать в тетрадях, нужно больше внимания со стороны родителей. Огромное влияние оказывают и учителя в дошкольных учреждениях, поэтому к выбору такого учреждения родители должны подойти максимально ответственно.

Известна ли Вам ситуация, когда ребёнка годами учат писать по обводке, а результата не видно, ребёнок не может научиться писать? При этом, ребёночек непоседлив, невнимателен. Возможно, у него даже стоит диагноз « синдром двигательной расторможенности» или «СДВГ». При таких диагнозах часто бывает нарушение зрительно-пространственной ориентации и конструктивного праксиса. Младший школьник уже давно научился читать, но письмо очень отстаёт. Или же вам более знакома ситуация, когда малыш очень поздно взял в руку карандаш и, когда его сверстники уже вовсю пишут буквы, он только учится раскрашивать? Его пальчики, скорее всего, слабы, а движения некоординированы. Или же, наоборот, ручка вашего ребёнка постоянно находится в гипертонусе (например, при), и это не дает ему научиться писать. Также мешать процессу письма может писчий спазм.

Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными ами в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.

1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.

2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.

3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.

4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.

Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.

Научившись захватывать большим и указательным пальчиками горошинку, фасолинку или изюминку, ребёнку будет значительно проще правильно взять в руку карандаш и удерживать его. Пособия для таких игр можно изготовить самостоятельно или подобрать среди подручных материалов. Например, в капроновой крышке можно сделать отверстия для горошинок и наполнять горохом или фасолью банку. Прекрасно для этих целей подойдёт жестяная банка с капроновой крышкой от недорогого кофе. Саму банку можно как-нибудь интересно декорировать. Мне повезло-я нашла уже готовую банку с дырочками в крышке, предназначенную для хранения букв из флексики. Также можно опускать фасолинки и изюминки в пластиковую бутылку, предварительно сделав из неё «куколку» и прорезав «ротик». Итак, ребёнок научился брать пинцетным захватом мелкие предметы. Самое время предложить ему задание посложнее-обычные бельевые прищепки. Надевая их на предварительно вырезанный круг из цветного картона, можно сделать «солнышко», если хорошенько потрудиться. От этого задания пальчики, конечно же, устанут. Не забудьте дать им отдых. После нескольких месяцев таких упражнений ребёнок с даже слабыми пальчиками сможет взять в свою ручку карандаш и начать раскрашивать. Обратите, чтобы малыш сразу захватил карандаш правильно. Помочь ему в этом может так называемая «»--специальная насадка на карандаш и ручку. Она выпускается для правшей, левшей и для деток с ДЦП. Насадка не только учит правильно держать ручку, но и предохраняет руку ребёнка от преждевременной усталости.(фото4) Ребёнок начал «калякать» на бумаге и раскрашивать…Предоставим ему крупные простые раскраски, для начала-с объёмным контуром. Вы можете сэкономить деньги на таких раскрасках, изготовив их самостоятельно. Для этого потребуется купить в канцелярском магазине глиттер с золотыми или серебряными блёстками и намазать им контур обычных раскрасок. Несмотря на то, что малыш уже держит карандаш и справляется с раскрашиванием, его пальчики всё ещё нуждаются в упражнениях. На этом этапе идеально подойдёт маленький мячик, помещающийся в детскую ручку. Такие мячики различной расцветки продаются сейчас в каждом магазине игрушек. Предлагаем ребёнку пять раз сжать мячик рукой как можно сильнее и бросить его вам. Затем вы сжимаете мяч пять раз и передаёте его ребёнку. Итак, ручка малыша стала сильнее и увереннее. Он уже раскрашивает, не выходя за объёмный контур рисунка. Глиттер нам больше не нужен. Предоставим ребёнку возможность раскрашивать теперь рисунки с обычным контуром. Единственное условие-они должны быть несложными и достаточно крупными, но не настолько, чтобы ребёнок устал, пока раскрасит до конца. Если же ваш малыш вообще не хочет браться за рисование и раскрашивание, но с удовольствием наблюдает за тем, как это делаете вы, позвольте ему наблюдать и рисуйте бесконечно много. Рано или поздно его ручка всё равно потянется к карандашу. К раскрашиванию и играм с «сыпучками» полезно подключить лепку из пластилина. Постарайтесь в самом начале не испугать ребёнка сложностью заданий. Лепите колбаски и шарики, просто называя цвета, ровно столько, сколько это будет интересно ребёнку. Даже простое отщипывание мелких кусочков пластилина от большого бруска-это уже укрепление пальчиков. Наступает момент, когда можно предложить ребёнку совершить свой первый маршрут карандашом по специальным тренировочным дорожкам. (фото6). Вначале я тоже предлагаю сделать их контур объёмным, используя глиттер. После обычных дорожек переходим к крупным буквам, внутри которых есть пунктир. (фото7). Постепенно уменьшая размер таких букв, в конце концов, отказываемся от контура вообще и оставляем только пунктир. Теперь это уже обыкновенные прописи для дошкольников с печатными буквами. Отработать написание букв, как печатных, так и прописных, помогут сенсорные дорожки (фото8).

Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку (фото9) Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка, писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом-шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым--влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.

Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение-следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра.

Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду. Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные ические упражнения для языка--артикуляционная гимнастика.

Для развития конструктивного праксиса ребёнка,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом-соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы, то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом, мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.

Нужно отметить, что нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия.

И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание-это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21век на дворе!

Начинается все просто, банально и незаметно. Сначала ребенку трудно держать ложку или вилку. Потом ему становится сложно правильно держать карандаш или ручку. Когда вы доверите ему ножницы, выяснится, что нарезать бумагу – это тоже целая проблема. Дальше – больше. Ближе к школе становится понятно, что ребенку сложно воспроизводить буквы на бумаге. Проблемы с пунктуацией – само собой. И практически в каждом слове – ошибка.

Фото GettyImages

При этом ребенок бегло читает – лучше, чем сверстники. Но писать… Кривые строчки, кривые буквы. Малыш плачет и переживает из-за того, что не в состоянии писать так же быстро и аккуратно, как его одноклассники. Он будет очень стараться, пыхтеть над каждым словом, но все равно в тексте будет куча ошибок, буквы будут смотреть не в ту сторону, а о знаках препинания он забудет вообще.

Это не нежелание учиться, нет. Это расстройство под названием дисграфия. Как отмечает портал Scary Mommy, ученые называют этот недуг болезнью века.

Дисграфия – это одна из разновидностей дислексии, когда у человека трудности с усвоением письменной речи. Ребенку тяжело писать, но не читать и не говорить. Общий уровень его интеллекта может быть не просто на уровне сверстников, но даже выше. Но что такое пунктуация, он понять не в силах. Диагностировать дисграфию сложно. Да и обращаются к врачу только потому, что ребенок плохо пишет, крайне редко. Однако врачи говорят, что дисграфией страдают от 5 до 20 процентов школьников, имеющих проблемы с письмом.

Дисграфия лечится. Врачи советуют заниматься с ребенком побольше, делая акцент на игры, в которых есть задания, связанные с буквами: можно лепить буквы из пластилина, соединять точки, копировать буквы по образцам. Это самая первая ступень терапии: ребенок должен научиться сперва рисовать буквы, а потом и писать их. Только потом можно переходить к орфографии.

Кроме того, специалисты советуют писать печатными буквами, а не прописными – сперва важна отчетливость. К тому же так ребенок поймет, в какую сторону «смотрят» буквы, перестанет их переворачивать, как это часто бывает с буквой И. Можно даже печатать на компьютере.

В общем, в исправлении дисграфии нет ничего сверхъестественного: не понадобятся ни медикаменты, ни специфическая терапия. Но терпения нужно очень много. Поэтому постарайтесь понять, что малыш действительно не виноват. Он старается. Просто у него так работает мозг.

А самое главное – хвалите ребенка за все, что он сделал правильно. Пусть даже за самые простые, пустяковые, но правильно написанные коротенькие слова.