Психология  Истории Обучение 

Картотека музыкально-дидактических игр (для детей младшей группы). Музыкально-дидактические игры

Картотека музыкально-дидактических игр

(для младшей группы)

Цель: развитие чувства ритма.

  • Как бегают зверята
  • Песенки-ритмы

Цель: развитие звуковысотного слуха.

1) Лесенка

2) Птица и птенчики

3) Веселый кубик

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

1) Весело-грустно

Цель: развитие тембрового слуха.

1) Угадай, на чем играет зайчик

2) Кто в домике живет?

Цель: развитие динамического слуха.

  • Барабанщики
  • Ноги и ножки
  • Тихо-громко
  • Кукла шагает и бегает

«Как бегают зверята»

Цель : Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры : Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-).

«Песенки-ритмы»

Цель : Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры : Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка .

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок

Звонко цокают копытца цок-цок-цок

Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл) Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.

«Лесенка» (3 ступени)

Цель: Различать звуки по высоте.

Ход игры: любая игрушка то поднимается вверх по лесенке, то опускается вниз. Дать детям понятие: высокий звук, средний, низкий.

«Птица и птенчики»

Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы).

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

1 ступень лесенки 3 ступень лесенки

Медведь Птицы

Птица Птенчики

Коза Козлята

«Веселый кубик»

Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам угадай!

Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

Весело-грустно

Цель: различать настроение музыки.

Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант - слушают и изображают мимикой.

Например, «Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского.

«Угадай, на чем играет зайчик?»

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь - бубен, заяц - барабан, петушка - погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

«Барабанщики»

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем - тихо (ребенок повторяет).

«Ноги и ножки»

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо).

Ход игры: Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

«Тихо-громко»

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают,

Громче хлопают,

Сами хлопают,

Вот так хлопают,

Ну и хлопают.

«Кукла шагает и бегает»

Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя - кукла. Воспитатель:

Громко будем мы играть -

Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть -

Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Игра усложняется, если играть индивидуально.

Игра «Интонационный календарь природы» («Живая картина в окне»)

Дидактическая задача . Воспитывать интонационный слух; активизировать эстетическое восприятие.

Игровая задача. Подобрать музыку к настроению природы.

Игровые правила. Слушать внимательно, не поворачиваясь во время звучания музыки, и определять созвучность пьесы и настроения природы.

Ход игры

Музыкальный руководитель приглашает детей к окну и предлагает посмотреть, каково настроение природы в этот день. Дети стоят полукругом возле окна, и им открывается необычная картина природы в окне, словно в раме. В картине все подвижно, будто волшебник нарисовал живую картину: меняется общее настроение в зависимости от освещения, направления движения ветра, сезона. Эту картину дети периодически наблюдают в течение года и находят изменения, которые могут происходить каждую минуту: ветра не было —вдруг налетел, солнце светило — мигом спряталось за тучу

Музыкальный руководитель беседует с детьми у окна об открывшейся им картине, учит их подмечать малейшие изменения. Затем он предлагает послушать и определить, какая из музыкальных картин подойдет к этому состоянию природы. Исполняются два контрастных музыкальных произведения, одно из которых соответствует (созвучно) настроению природы (погоды) в этот день.

Дети вместе с воспитателем отмечают лишь основную общую интонацию каждого из контрастных произведений: веселая —грустная; ласковая — тревожная (сердитая); похожая на ветерок (легкая, подвижная) — спокойная.

План игры:

Дети смотрят на картину природы за окном;

Музыкальный руководитель проводит беседу о настроении картины природы, подчеркивая слова, которые являются ключевой характеристикой ее состояния;

Дети продолжают рассматривать природу, а музыкальный руководитель играет две контрастных музыкальных пьесы, одна из которых соответствует настроению за окном;

Дети определяют, какая пьеса подходит, созвучна настроению за окном;

Музыкальный руководитель еще раз играет две пьесы и подходит к детям;

Стоя с детьми у окна, педагог еще раз сравнивает картину за окном с пьесой, которая подходит по настроению;

Музыкальный руководитель повторно играет пьесу, созвучную настроению природы за окном.

Игра «На чем играю?»

Дидактическая задача. Развивать тембровый слух; учить различать характер музыки.

Игровая задача. Успеть спрятаться от охотников (волков, лисиц).

Игровые правила. Прятаться только после смены характера музыки; убегать от охотника только после того, как раздался крик: «Сейчас поймаю!»

Ход игры

Музыкальный руководитель приводит детей «на лужайку». На лужайке гуляют зайки. (Под дудочку дети - «зайки» пляшут). Вдруг из-за леса показались охотники. (Педагог играет на ложках так, будто скачут всадники — дети присаживаются на корточки и закрывают лицо руками —«прячутся».) Всадники не заметили заек, и зайки снова скачут. (Играет дудочка.)

Вариант игры . Охотников могут сменять другие персонажи: волки пришли на полянку, прибежали лисы и т.д. Дети должны вовремя среагировать на изменение характера музыки и тембра инструмента. В конце игры педагог, изображая голосом охотника, кричит: «Сейчас поймаю!» Дети бегут на стульчики.

Игра «Громко —тихо»

Дидактическая задача. Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача. Собирать музыку в волшебные коробки.

Игровые правила. Собирать музыку, различая по силе звучания: громкую —в яркую коробку, тихую —в однотонную.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает две коробки). Это коробка броская, яркая, разноцветная, а вот коробка скромная, голубая, незаметная. В этих коробках я музыку сохраняю. Громкую музыку кладу в яркую, разноцветную коробку, тихую музыку —в голубую, незаметную. Вот попались мне нотки. (Высыпает на большой поднос, перемешивая, кружочки-нотки: яркие, разноцветные и однотонные, голубые.) Они звучат то громко, то тихо. Громкую музыку буду складывать в эту коробку, тихую —в другую.

Звучит громкая музыка, и воспитатель берет яркую цветную нотку и кладет ее в разноцветную коробку. Потом звучит тихая музыка, и воспитатель, показывая нотку детям, кладет ее в голубую однотонную коробку.

Музыкальный руководитель . Помогайте мне, ребятки, собирать музыку в волшебные коробки.

Звучит музыка. Дети, в зависимости от ее динамики (степени громкости), поочередно берут нотку с подноса и несут ее в разноцветную или однотонную коробку. Потом звучит следующий музыкальный отрывок — громко или тихо, и дети снова берут по одной нотке и несут в соответствующую коробку.

Игра «Кто не спит?»

Дидактическая задача . Учить детей распознавать характер музыки и отражать это в движении.

Игровая задача . Баюкать кукол и гулять с ними.

Игровые правила . Играть с куклами в соответствии с характером музыки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. В кукольном уголке все куклы легли спать, только кукла Катя не спит. Она не может уснуть. Что делать? (Обращается к ребенку.) Оля, это твоя дочка не спит? Знаешь, как ей помочь? Обычно мамы поют своим детям колыбельную. Как надо петь? «Баю-баю», — вот так, тихо и нежно. (Девочка поет колыбельную.) Смотри, Оля, твоя дочка уснула. Колыбельная песня помогла кукле Кате уснуть. Дети, посмотрите, спят ли ваши любимые куклы? Не спят? Тогда нужно их приласкать и песенку спеть, как это сделала Оля.

Дети берут кукол на руки и поют им колыбельные.

Затем педагог показывает детям нарисованное на картинке солнышко.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Музыкально-дидактические игры» Для второй младшей группы Зайцы. Цель: Развитие слуховое восприятия и музыкальной памяти. Задачи: Упражнять детей слушать музыку. Различать характер музыки: веселая, плясовая и спокойная, колыбельная. Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили были зайцы. Они были очень весѐлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

2 Кто в домике живёт. Цель: Развитие зрительного и слухового восприятия. Задачи: Уметь различать высокие и низкие звуки. Узнавать знакомые мелодии. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение. Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием с одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на пером этаже живут мамы, на втором их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда они вернулись, то перепутали, кто где живѐт. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодии «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок.


3 «Музыкально-дидактические игры» для средней группы Музыкальный паровоз. Цель: Развитие зрительного и слухового восприятия. Задача: Учить определять характер музыки. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент. Игровые действия: отгадывать мелодию, выбирать соответствующее изображение. Ход игры: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображѐнный на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нѐм «едет» музыка. И в каждом кошке своя музыка весѐлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить еѐ характер, вложить соответствующую карточку.


4 «КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?» Цель: Развитие слухового восприятия. Задача: Развивать у детей представления о регистрах (Высоком, среднем, низком). Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент. Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и еѐ персонажей (волк, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка»в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку


5 «Музыкально-дидактические игры» для старшей группы. Тихо громко. Цель: Развитие музыкальной памяти по динамическому восприятию музыки. Задача: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (F), не слишком громко (mf). Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон. Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий громкой, синий не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку. Соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки. Рекомендуемые цветовые сочетания: Голубой синий темно-синий. По-разному музыка может звучать. Оттенки еѐ научись различать. Громко и тихо я буду напевать, Слушай внимательно, чтобы отгадать.


6 Найди и покажи. Цель: Развитие через слуховое восприятие звуковысотный слух. Задачи: Различать звуке по высоте (ре ля) Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом. Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания. Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания. Обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошѐл дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-Кря! А утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мамакурица и т.д.


7 «Музыкально-дидактические игры» для подготовительной группы. Тихо громко. Цель: Развитие музыкальной памяти по динамическому восприятию музыки. Задача: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (F), не слишком громко (mf). Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон. Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий громкой, синий не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку. Соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки. Рекомендуемые цветовые сочетания: Голубой синий темно-синий. По-разному музыка может звучать. Оттенки еѐ научись различать.


8 Три поросёнка. Цель: Умение различать по высоте звуки мажорного трезвучия. Задачи: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух. Уметь различать по слуховому восприятию высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросѐнка» и еѐ персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поѐт такими голосами и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросѐнка.



1 БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» г. Сыктывкара Составитель: Рочева И. Г., музыкальный руководитель «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ» Программное содержание: Учить

Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст) Черных Л.В. Три цветка Дидактическая игра на определение характера музыки. Игровой материал Демонстрационный: три цветка из

Где мои детки? Птицы и птенчики Угадай-ка Кто в домике живѐт? Курица и цыплята Цель: развитие ритмического слуха. К нам гости пришли Цель: развитие тембрового слуха. Нам игрушки принесли Колпачки Вторая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 244 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» ПАСПОРТ МУЗЫКАЛЬНО-ОБОГАЩЕННОЙ

Музыкально-дидактические игры (средняя группа) «В ЛЕСУ» Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать

Консультация музыкального руководителя Значение музыкально - дидактических игр в жизни ребенка Труд воспитателя всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную

Где мои детки? Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены курица, утка, кошка, собака. На маленьких утята, цыплята, котята, щенки.

Картотека ^ 1узы\длъ1юдида\тичес\и^ игр по программе «Отрождения до школы» Н. Е. Вераксы МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Игра на развитие тембрового и динамического

Музыкально дидактические игры для детей 2 3 лет 1.Игра на развитие тембрового и динамического слуха «На чём играю?» (2-3 года) Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 до2). Необходимо знание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10» 660001 г.красноярск ул. Пушкина, 11. тел.298-58-07, [email protected] КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развивающая предметно-пространственная

КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА Музыкально-дидактические игры это обучающие игры, в которых задания выполняются в интересной, увлекательной форме. Музыкально-дидактические

Музыкальное лото 2 Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола). Ребёнок-

Музыкальнодидактические игры на определение характера музыки Составила: Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 142» Ситдыкова Ирина Александровна первая квалификационная категория Оренбург, 2016г.

Презентация Использование музыкальных дидактических игр при проведении НОД в области «Художественно эстетическое развитие» направление «Музыка». игра «Симфонический оркестр» o Цель. Развивать умение различать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Улыбка» СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТАЛЕЙ Влияние музыкально-дидактических игр на развитие творческих способностей ребенка

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Игры на развитие звуковысотного слуха. Угадай-ка. Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произносит «га-га-га»

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Исполнитель: музыкальный руководитель МБДОУ д/с 15 «Росинка» Труняева Елена Федоровна Дидактическая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1комбинированного вида Конспект занятия «Дикие и домашние животные» во второй младшей группе Воспитатель Кожина Г.Б. П.г.т. Никель

Сценарий развлечения «На день рождения к Маше» Описание работы: Развлечение «На день рождения к Маше» с использованием музыкальнодидактических игр разработано для детей подготовительной группы детского

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ детский сад 12 Аничкина Наталья Владимировна Дидактическая

Музыкальнодидактические игры, их роль при обучении дошкольников на детских музыкальных инструментах Музыкальный руководитель МБДОУ 184 Гуцекова С. Д «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО Игра для развития звуко-высотного слуха детей 5-7 лет Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки от первой линейки

Для детей от 2 до 3 лет 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Игры на развитие звуковысотного слуха Курица и цыплята 2 Птицы и птенчики 2 Найди и покажи 2 2. Игры на развитие чувства ритма Зайцы на поляне 3 Игра с бубном 3

МУ «Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района» Консультация для воспитателей «Наглядные пособия и музыкально дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников» Подготовила:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Радость» «Музыкальные дидактические игры» Консультация для воспитателей Подготовила: муз. руководитель

Информация для родителей Папка - передвижка. Тема: «Поиграй со мной, мама» МАДОУ «Детский сад 3«Дюймовочка» г. Зарайск, Московской области музыкальный руководитель Комарова Елена Алексеевна Апрель 2016

Музыкально - дидактические игры для детей 3-4 лет 1.«Угадай, на чём играет Петрушка». Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука. Оборудование. Ширма, набор музыкальных

ГБОУ ШКОЛА 2045 Музыкальнодидактические игры на восприятие музыки с дошкольниками Зеленоград 2014 год 1 игра Облака - настроения Игра на определение настроения музыки Цель. Развитие умения детей определять

МБДОУ «детский сад «Родничок» с. Быков Собрание -практикум по музыкальному воспитанию для родителей «Слушай, слушай, различай» Провела: муз. руководитель Черевко Я.Ю. Муз. руководитель: Музыка сопровождает

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Орончикан» с. Жиганск Тема: Роль музыкально дидактических игр в воспитании детей. Составитель: Семенова Нюргуяна Сергеевна Муз. 2019г.

Песня танец марш 2 Игровой материал: на планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель

Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей Князева Н.А. Музыкальный руководитель ГБОУ Детский сад 880 «Семицветик» Москва, Россия Аннотация: Основное назначение музыкально

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 76 г. Сочи Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Высокие и низкие звуки (регистры)». Подготовила:

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в средней группе сентябрь года Ф.И. ребенка Ладовое Муз.-слуховое Чувство чувство представление. ритма 1 2 1 2 3 2 3 Всего Общий уровень Высокий уровень 21 баллов ближе

«Роль музыкально-дидактической игры в знакомстве детей с окружающей жизнью» Музыкальный руководитель Дутка Ирина Николаевна Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает

МБДОУ 66 «Барвинок» г. Симферополя Н.А.Лобова музыкальный руководитель специалист первой категории Симферополь,2016 развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 25 «Ёлочка» Музыкальные дидактические игры практическое пособие для работы с детьми и создания картотек в группах младшего, среднего

2 Прогулка Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. - Сейчас, дети, пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам

Перечень музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы Развитие звуковысотного слуха 1. Веселые

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях» Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих качеств ребенка а именно творческих муз. способностей. Их

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 6» Энгельсского муниципального района Саратовской области Сообщение из опыта работы: «Музыкально-дидактические игры,

Картотека музыкально-дидактических игр (по программе «Детство») ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА «Кулачки и ладошки» Цель: развитие чувства ритма. «Кулачки и ладошки» м. Е. Тиличеева, сл. Ю. Островского Источник.

Консультация для родителей "Игры с музыкальными инструментами" Предлагаем вашему вниманию игры для детей 2-3 лет с использованием детских музыкальных инструментов. Яркие звучащие игрушки и инструменты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к бабушке» Выполнила педагог первой квалификационной

Материал подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ ДС «Колосок» общеразвивающего вида с приоритетным направлением - физическое воспитание Савичева Татьяна Михайловна ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ЗВУКИ и НОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 17 Конспект занятия «В некотором царстве, в снежном государстве» младшая группа Неделя педагогического мастерства

Подготовила учитель-логопед ГБОУ «Школа 1080» Сидаева О.С. Виды анализа слышимой речи Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематический слух - это врожденная способность слышать и различать

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 8 «Светофор» Интеграция различных видов музыкальной деятельности, как условие развития

Сентябрь (упражнения, танцы, игры) Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Выполнила: Воспитатель: Готовка Н.Г. "Что звучит" Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республика Башкортостан Непосредственно

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила концертмейстер МБОУ ДОД «Детская школа искусств» Т.Е.Чернова Обращали ли вы внимание на то, как ребенок, едва

Цель: Использовать музыкально - дидактические пособия и игры в различных видах музыкальной деятельности. Развитие музыкальный слух и координацию движений в игровой форме Задачи: 1. Познакомить детей с

Конспект НОД Тема: «В лесу весной» Группа вторая младшая МДОУ д/с 142 Конспект составила Семенникова М.В Воспитатель высшей квалификационной категории Ярославль 2016 Цель: Расширять знания о временах

Описание мониторинга. Для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений

Комплекс музыкально- дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 11 «Берёзка» НОД

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 ст.новодмитриевской МО Северский район Конспект музыкального занятия на тему «Лучшая мама на свете» для детей подготовительной группы Составила

Картотека игр с признаками с использованием дидактического пособия «Уголок признаков» Выполнила: Попова Г.А. воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск «Скатай ленту» Цель. Учить

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием интерактивной доски для детей 6-7 лет «Портрет Бабы-Яги» Интеграция НОД «Музыка» и «Художественное творчество» Задачи НОД: Социально

Занятие по развитию речи «К Мишке в гости» в младшей группе (3-4 года) Цели: 1.Образовательные: учить детей четко и ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, и его назначение упражнять

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 Песенно-игровое творчество дошкольников Музыкальный руководитель Шарова И.Ф. г. Наро-Фоминск 2017 г. Приобщение ребёнка к музыке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 227 «Березка» общеразвивающего вида» Итоговое комплексное занятие /Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие/

Конспект НОД для детей младшей группы «Волшебное дерево» Задачи: Продолжать учить различать круг и квадрат, обследовать их осязательнодвигательным путём. Закрепить умение находить один, много предметов

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА Музыкальное лото Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 113» г. Магнитогорска Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Дикие и домашние животные»

* Упражнение «Укачиваем малыша». (Преодоление твердой атаки гласных.) Воспитатель. Мы читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы помните, что Белоснежка пела гномам колыбельную нежным голосом: «Аа-а!».

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.. 3 2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Музыкотерапия». 3 3. Содержание внеурочной деятельности «Музыкотерапия».. 4 4. Календарно-тематическое

СООБЩЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.

Рабочая программа по предмету: «Музыка» образовательная область: искусство класс: 7 Б (Минигалеева Амина) Разработала: учитель Агзямова Марина Александровна 2016-2017 учебный год Уфа 2016 СОДЕРЖАНИЕ 1.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки. «СЛОЖИ ПЕСЕНКУ» Игра на различение формы музыкального произведения Игровой материал: Кружки и прямоугольники разного цвета. Цель.

Цель игры : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.


Ход игры

Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

В лесу

Цель игры: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца и птицы, фишки

Ход игры : Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

Веселый кубик

Цель игры : Развивать творческие проявления в посильной эмоционально - выразительной передаче образов.

Оборудование : демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением животных: лиса, кошечка, собачка, заяц, медведь, лошадка.

Ход игры : Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Нужно взять веселый кубик,

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку показать под музыку как движется это животное, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

Волшебные цветы

Цель игры : Развивать логическое мышление, учить подбирать цветы, соответствующие характеру музыкального произведения.

Оборудование: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или весёлое, изображающих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Репертуар :

«Грустный дождик» Д. Кабалевский;

«Баю-бай» музыка В. Втилиной, слова П. Каганова.

«Праздничная», Л. Сидельникова

Ход игры: Музыкальный руководитель:

Дети, я хочу вам рассказать одну волшебную историю…В одном сказочном королевстве Гармонии жила-была девочка по имени Мелодия.

У нее был волшебный сад. В этом саду росли необычные цветы, которые очень любили музыку и даже умели разговаривать. У каждого цветка был свой характер. Красный цветок был очень веселый, разговорчивый. Синий очень любил поспать, поэтому мало разговаривал. А оранжевый цветок был всегда печален и всегда был чем - то недоволен. У каждого из цветка была своя музыка. Только услышав ее, он мог распуститься. И девочка каждое утро вставала, играла для своих цветов их любимую музыку. Вот тогда они распускались и подолгу беседовали со своей хозяйкой. Но как - то раз, Мелодия заболела и не смогла прийти в свой волшебный сад. И цветочки начали увядать.
Дети, давайте не дадим погибнуть волшебным цветочкам, поможем им распуститься. А что нам для этого надо сделать? Верно, мы должны подобрать для каждого музыку.

Как вы думаете, какая музыка нравится красному цветку? Правильно, веселая, задорная, быстрая. А какую любит оранжевый цветок? Конечно, ему по душе спокойная мелодия, колыбельная. А что любит слушать оранжевый цветок? Конечно, он любит грустную, неторопливую, печальную музыку.

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.

Где мои детки?

Цель игры:

Оборудование : карточки с изображением птиц

Ход игры : Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы - птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря - кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря - кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.

Зайчики

Цель игры : Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Кого встретил Колобок?

Цель игры : Развивать у детей представление о регистрах

(высоком, среднем, низком).

Ход игры : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Колпачки

Цель игры : Развитие тембрового слуха

Оборудование : Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик.

Ход игры : под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Лесенка

Цель игры: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Оборудование : лесенка, кукла

Ход игры : Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) - вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Цель игры : научить отличать женский вокал от мужского, хоровое пение - от сольного.

Ход игры: После прослушивания музыки ребенок должен выбрать правильную картинку и показать ее.

Птицы и птенчики

Цель

Оборудование : лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)

Ход игры : Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку. Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Сколько божьих коровок на цветке?

Цель игры : Учить детей слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три). Отличать их друг от друга.

Оборудование: большой цветок, три божьих коровок (семья).

Ход игры : Сыграть детям на фортепьяно по одному звуку по очереди - каждая божья коровка имеет свой звук (жужжит по-своему). Два звука - две букашки собрались на цветочке и ведут разговор, три звука - вся семья в сборе. Попросить ребят услышать и отгадать, сколько собралось божьих коровок на цветочке - одна, две или три. Можно усложнить игру и предложить услышать кто именно прилетел на цветок папа, мама или ребёночек.

Чудесный мешочек

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха

Оборудование : Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры: «Дети,— говорит руководитель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Весело-грустно

Цель игры : различать построение музыки

Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант - слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

Как бегают зверята

Цель игры : Развитие чувства ритма

Ход игры : Педагог выстукивает ритм в различном темпе, связывая его с образами животных (медведь, заяц, мышка)

«Барабанщики»

Цель игры : Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Оборудование : барабаны

Ход игры : педагог играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко, затем - тихо. Ребенок должен повторить

Море и ручеек

Цель игры : учить детей различать темп музыки.

Оборудование : наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Репертуар: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.

Ход игры : При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного - с изображением моря.

2-й вариант: При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого -

двигаются, импровизируя течение ручейка.

Лесная прогулка

Цель игры : учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Ход игры : детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана - медведи, бубна - зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент - стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.

Угадай-ка

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Оборудование : 4-6 больших карточек - каждая разделена на две части. На одной половине изображён гусь, на другой - гусёнок (утка-утёнок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т.д.) Фишки - по две на карточку.

Ход игры : Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ля первой октавы). Дети закрывают фишкой картинку с гусёнком. И т.д.

Кто в домике живет?

Цель игры: развитие звуковысотного слуха

Оборудование : На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры : педагог показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит руководитель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке.

Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

Найди и покажи

Цель игры: побуждать к творческим импровизациям

Оборудование : 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных

Ход игры : взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игра с бубном

Цель игры : Вызвать у детей радость и желание играть на музыкальном инструменте

Оборудование : Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры : Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку (играющий выходит на середину ). Затем ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей )

Игры с нитками

Цель игры : Дать понятие о длинных и коротких звуках.

Оборудование : Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы.

Ход игры : Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.

Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Тихие и громкие звоночки

Цель игры : научить различать динамику звука

Оборудование : Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры:

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й - громко.

Учитесь танцевать

Цель игры : развитие чувства ритма

Оборудование : Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры : Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей - маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

Укрась музыку

Цель игры : побуждать ребенка к музыкальной импровизации, развитие навыков игры на инструментах

Оборудование : Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

Громко - тихо

Цель игры : развитие динамического слуха

Оборудование: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные - громко, серые - тихо.

Ход игры : Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.

2-й вариант : Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Педагог исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано - выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения.

Кто поёт

Цель игры: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Оборудование : Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сын - высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.

Музыкальный репертуар : «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

Узнай сказку

Цель игры : Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Оборудование : Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры :

1-й вариант: После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

2-й вариант : Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка - оранжевый квадрат, Волк - зелёный квадрат.

Музыкальный репертуар : «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

Песня - танец - марш

Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Оборудование : На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.

Ход игры : Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Кто вышел погулять?

Цель игры : под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры :

На лесную полянку вышли погулять животные. А какие - вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Музыкальный репертуар : Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

Зайки ходят и прыгают

Цель игры : Учить детей различать равномерное движение четвертями и восьмыми, отмечать это спокойной ходьбой и легкими прыжками.

Ход игры : педагог воспроизводит на инструменте равномерный ритм четвертями и восьмыми, дети передают это соответствующим движением.

День и ночь

Цель игры: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Ход игры : дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки - садятся на корточки (ночь).

Музыкальный материал : весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.

День рождения

Цель игры : научить определять характер музыки

Оборудование : мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры : «Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал». (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду.)

Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры руководитель спрашивает детей: «Что подарят зайчику дети?» Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

Найди игрушку

Цель игры : закрепить программный материал

Оборудование : игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок.

Ход игры : полукругом возле стола, на котором лежат игрушки, сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку.

Буратино

Цель игры : развитие звуковысотного слуха, обогащение музыкальных впечатлений

Оборудование: коробка, на которой нарисован Буратино. Карточки с иллюстрациями к знакомым песням и пьесам

Ход игры: педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведение, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достается соответствующая картинка

К нам гости пришли

Цель игры : побуждать играть детей на музыкальных инструментах

Оборудование : игрушки бибабо (медведь, зайчик, птичка), бубен, металлофон, колокольчик

Ход игры:

Дети, сегодня в гости к нам должны прийти игрушки

Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Полина, сыграй мне на бубне, а я потанцую»

Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары палочкой на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика

Определи

Цель игры : Развитие чувства ритма

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя - на нижнюю, зайчика - на среднюю, птичку - на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика - быстрым постукиванием указательным пальцем, птички - легким потряхиванием бубна над головой

Птичий концерт

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры : Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий поет, а дети отвечают.

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий: А синица целый день

Поет громко:

Дети : Тень-тень, тень-тень!

Ведущий: Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Где мои детки?

Игровой материал : четыре больших карточки и несколько маленьких.

На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры : Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря» (поет на РЕ первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке Ля второй октавы).

Воспитатель забирает ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят». Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный, в нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: Участвует вся группа. «Дети, к нам пришли гости. Но где же они? Может быть здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Звучат мелодии произведений. Кто-либо из детей достает соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай

Игровой материал: карточки с изображением медведя, зайчика, птички.


Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Дети узнают мелодию и поднимают карточки. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Буратино

Игровой материал: коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам, знакомым детям.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие, дети должны сами отгадать. Проигрываются произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.

Угадай-ка

Игровой материал: 4 больших карточки, каждая разделена на 2 части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок (утка-утенок, кошка - котенок, корова-теленок и т. д.), фишки – по две на карточку.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на РЕ первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит «Га-га-га» (поет на Ля первой октавы). Дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Что делают дети?

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет произведения: «Колыбельную» Речанинова, «Баю-бай» Витлина, «Марш» Парлова. Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты. Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.


Зайцы

Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки – «Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики», а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете.

Игры для развития тембрового слуха

Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает от туда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает муз. молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

Колпачки

Игровой материал: три красочных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка .

Ход игры: подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат муз. инструменты. воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Наш оркестр

Игровой материал: Детские муз. игрушки и инструменты (домбры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры: педагог говорит детям, что в детсад пришла посылка, показывает ее, достает муз. инструменты и раздает их детям. Все играют на инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике.