Психология  Истории Обучение 

Выбрать имя ребенку по святцам. Как правильно дать имя ребенку? Календарь имен по святцам на каждый месяц

После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на "пустой" день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между "телесным" рождением и крещением.

Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при не надо будет изменять мирскую форму имени.

В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми "неблагозвучными" именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова "наречь", "назвать" и "окрестить" воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением. Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали "всем миром", не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате "телесного" рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия "именины" и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия "святого покровителя" и "ангела-хранителя". В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.

Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.

Обсуждение

02.05.2014 09:58:41, maximus12007

А церковный календарь - это исключительно природное и естественное явление? Или его всё-таки придумывали и писали люди? Так почему надо ориентироваться по чьим-то (пусть и древним) придумкам?

У меня сын Василий.Точно такого среди его друзей в школе не будет,кругом одни Ильи да Никитки

Комментировать статью "Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю"

Нужен церковный календарь. Имена, которые подходят детям по святцам. Как назвать ребенка? Пол и имя малыша – только после родов. Ключ к определению энергетики имени. Выбираем имя ребенку. Мы не делали УЗИ на пол, и имя не выбирали принципиально...

Раздел: Как назвать ребенка (имя соня при крещении). Софья или София? Просветите меня, вот это одно и тоже имя или у него разное значение? К содержанию. Имена, которые подходят детям по святцам. Имена для сына и дочки – созвучные, без споров и разногласий.

Раздел: Как назвать ребенка (кое имя у меня по святсам). Мы вот тоже ждем второго ребенка. И кстати, вот посмотрела эти святцы, имя, которое выбрали первому ребенку, а именно Константин, совпадает с его датой рождения, а именно 11 августа!!!

Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. Что должны знать родители и крестные? Мальчишка-то может родится (муж так и был в счастливом неведении), но вот чтобы Сергеем назвать - исключено! То, что у нас должна родиться девочка, врач на...

Как назвать ребенка. у меня оба оказались по святцам, первого узнала только через 10 лет, второго придумали имя Имена, которые подходят детям по святцам. Январские имена для мальчиков. Григорий, Илья, Тимофей, Даниил, Иван, Игнат, Афанасий, Кирилл, Никита, Антон...

Раздел: Как назвать ребенка (святцы по старому стилю). Вариант: смотрят неделю до и неделю после рождения по святцам, это мне так батюшка говорил. Что и логично, у нас старый и новый стиль по церковным источникам указан, и так получается нечто среднее.

Выбираем имя ребенку. Как назвать ребенка? И в святцах оно есть, и с именем Милослава созвучно. Октябрь 1.Ариадна, София, Ирина 2.Мария 5. Параскева 6. Поликсения Значение имени и день именин определяем по святцам. Выбираем имя ребенку. Как назвать ребенка?

имя и крещение. Как назвать ребенка. Можно самим выбрать крестильное имя. Обычно выбирают по святцам на день рождения, на день крещения, или по любимой святой\мученицы.

Выбор имени ребенку: значение имени, редкие имена, сочетание имени, отчества, фамилии. Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно).

Выбираем имена по церковному календарю. Имена, которые подходят детям по святцам. Январские имена для мальчиков. Как назвать ребенка? Два года назад я стала кресной девочки, имя которой Влада. Вопрос о наличии этого имени в святцах, сами понимаете, даже...

Выбор имени ребенку: значение имени, редкие имена, сочетание имени, отчества, фамилии. Когда-то в прошлом имя давали по церковному календарю - в честь святого, день памяти которого выпадал на крещение или рождение ребенка.

Выбор имени ребенку: значение имени, редкие имена, сочетание имени, отчества, фамилии. Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. Ризо Елена. Значение имени и день именин определяем по святцам.

Выбор имени ребенку: значение имени, редкие имена, сочетание имени, отчества, фамилии. Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их...

Имя для Алисы. Как назвать ребенка. Имена. Действительно,двойные имена имеют свои сложности,Разумно называть малышей по святцам, По дате рождения малыша,И мощная защита Святого обеспечена для малыша на всю жизнь,В необходимых ситуациях можно всегда...

Выбираем имена по церковному календарю. Выбираем имя ребенку. Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание...

Как назвать девочку? Имя по святцам и папина мечта: счастливое совпадение. Прямо в церкви мы решили, что просто обязаны выбрать одно из этих имен, и как вы сами, наверное, догадались, в пользу Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю.

Приобретите в церковной лавке православный календарь там есть интересующая вас информация. В православных из Славиков есть Выбираем имя ребенку. Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю.

Выбор имени ребенку: значение имени, редкие имена, сочетание имени, отчества, фамилии. Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. Я вот дочу хочу назвать Станислава. Имени этого в святцах нет тем более, но это одно из немногих...

Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю. Ризо Елена. Значение имени и день именин определяем по святцам. Имя - польское, в святцах разве что католических. В православных из Славиков есть Ярослав, Святослав, Мстислав, Владислав, Вячеслав...

Детей старались назвать в честь великого, известного, талантливого, удачливого человека, тем самым перекладывая его судьбу на своего ребенка и одним именем уже суля крохе счастливую жизнь.

С приходом христианства эта задача заметно упростилась, а процесс нарекания упорядочился. Основой основ стал месяцеслов - святцы - календарь, в котором собраны все данные о православных праздниках, а также дни памяти святых. Этими днями, в которые почитали того или иного святого, и стали руководствоваться православные, называя своих детей.

по святцам?

После долгих репрессий вера возвращается в наши сердца, а религия - в дома. Даже молодые семьи стремятся «правильно» выбрать имя для ребенка и окрестить его.

Подобрать имя при помощи молитвослова довольно просто. Вы можете справиться с этим самостоятельно. Если вы еще не знаете, как назвать ребенка по святцам, то посмотрите, каких святых почитают в день рождения малыша. Выберите наиболее подходящее, понравившееся вам имя и готовьтесь к крещению. Если имен довольно много, и большинство из них благозвучны, устройте опрос среди родных и друзей, посоветуйтесь с потенциальными крестными. Может случиться и так, что вам не удалось выбрать имя ребенка по святцам, потому что в день рождения малышки почитают святых исключительно мужского пола (или наоборот), а возможно, имена вам просто не понравились, и как назвать ребенка по святцам в таком случае? Христианская традиция наречения дает вам два временных рубежа.

Первый - это восьмой день после появления чада на свет или период со второго по восьмой день, когда у вас есть возможность подобрать имя. Второй - это сороковой день после рождения, если малыш рождается крепким и здоровым, то могли отложить и на такой срок.

Если по истечении всех сроков вам так и не удалось определиться, то можно дать ребенку Одно - «для мира», второе - «для церкви», его выбор можно возложить на священнослужителя, который будет проводить крещение малыша. Так дать имя ребенку по святцам будет проще, это не отнимет у вас много времени и душевных сил.

Очень важно не перепутать святого и великомученика (их тоже высоко почитают в христианстве), не обреките свое чадо на тяжелую долю. А имя святого даст малышу надежную защиту в лице могущественного покровителя - ангела-хранителя.

Именины

Планируя праздновать именины в будущем, помните, что, сколько бы ни было памятных дней у выбранного святого в году, у вашего ребенка будут только одни именины - день, самый близкий ко дню его рождения.

Вера и разум

Называя ребенка по святцам, главным образом, следует руководствоваться верой. Изучить жизнеописание святого, имя которого вы выбрали, знать молитвы, обращения к нему, передать все эти знания своему чаду.

Помнить, кому или чему покровительствовал святой, и воспитывать ребенка сообразно с этим. Человек, которому указывает путь уже успешно прошедший его, идти будет гораздо легче и уверенней, достаточно только с него не сворачивать.

Пока вы разбираетесь, пытаетесь понять, решить, как назвать ребенка по святцам, ходите в церковь, говорите со священником, просите помощи и совета. Вам непременно все расскажут, подробно объяснят и помогут. Имя, правильно, с любовью и вниманием выбранное по святцам, охранит вашего ребенка от неверных шагов и поступков, от дурного глаза и наговора, поведет его по дороге жизни к счастью, успеху и благоденствию!

Выбирать имена по Святцам для девочек и мальчиков старается большинство родителей. Мало кто помнит, что имя новорожденному дается на восьмой день от рождения , так было принято у православных христиан.

При таинстве крещения ребенку дается совсем другое имя, чем в миру, тем самым защищая от темных сил, которые могут заполнить душу. Это имя сообщается крестным родителям.

К наречению нужно отнестись очень серьезно, ведь выбирается ангел-хранитель, оберегающий человека на протяжении всей его жизни. Святой, с момента крещения ребенка, выполняет функцию покровителя и может обращаться с просьбами к Всевышнему.

Издавна было принято имя новорожденному выбирать родителям вместе со священником по Святцам – перечню святых канонизированных, с датами их памяти. Месяцеслов (церковный календарь) составлялся по православным канонам.

День рождения ребенка имеет большое значение, ведь в этот момент Всевышний, наделив его определенными качествами, отправил на землю. Теперь у ребенка есть святой покровитель, оберегающий в течение жизни от греховных поступков, помогающий во всех жизненных ситуациях. Все эти действия будут происходить через имя, полученное при крещению. Светские имена для церкви никакого значения не имеют.

Выделяются основные моменты для выбора:

  • Имена по Святцам для девочек и для мальчиков выбираются родителями на 8-й день от рождения;
  • Можно подобрать имя из Месяцеслова, приходящееся на 40-й день появления ребенка. Церковь это позволяет делать, ведь раньше таинство крещения совершалось именно на сороковой день после рождения.

Нельзя называть именем Святого, если дата его памяти попадает на период раньше дня появления ребенка.

  • Православные каноны позволяют дать имя ребенку в честь Святого, особо почитаемого в семье;
  • Выбирая имя для девочки можно использовать женский вариант мужского имени;
  • Имя при рождении дается на всю жизнь (может меняться при пострижении в монахи или при смене веры);
  • Многим дают два имени: одно мирское, другое церковное. Иногда это происходит не запланировано, если в Святцах не нашлось такого мирского имени.

Что такое Святцы

Список имен Святых с датами их памяти называется Месяцесловом или Святцами.

Давать имя родившемуся ребенку, по этой церковной книге, было принято с древних времен.

Одновременно, считалось, что нарекать именем великомученика, значит обрекать человека на трудности и страдания.

Если на дату рождения приходится несколько святых, то выбирают имя того, кто больше нравится.

Выбор имени по Святцам существовал до 1917 года. Постепенно этот ритуал был забыт.

Но в последние годы все чаще новорожденных стараются называть, придерживаясь Месяцеслова. Каждый день, на литургии, священник оглашает имена святых, чья память отмечается.

Именины и день ангела

Некрещеный человек не имеет Ангела хранителя и святого-покровителя. По церковным канонам считается, что христиане должны отмечать не телесное рождение, а духовное, т.е. именины или день Ангела .

Именины — день памяти Святого, имя которого было дано при крещении. Днем Ангела он называется потому, что возносясь на небо, Святой живет как ангел. В этот день нужно заказать молебен своему покровителю.

Чин наречения имени

Выбирая имена по Святцам для девочек и мальчиков, родители должны сразу позаботиться о чинонаречении.

Для того чтобы при процедуре крещения присутствующим были понятны все действия и слова священника, необходимо познакомиться со специальной литературой.

В Требнике (книга, содержащая священнодействия Православной церкви, совершаемые в особых случаях. Они не включены в состав ежедневного, седмичного или годового богослужения) записано чинопоследование наречения имени.

Все действия и слова, произносимые при крещении, описаны в церковной книге.

В конце священник произносит отпуст (завершающая молитва на выход их церкви), в котором упоминается имя святого, коим нарекают младенца.

Отчество и его значение

На территории бывшего СССР принято было именовать человека по имени и отчеству. Немного углубившись в историю, узнаем, что изначально в 18 веке, законодательством было введено ограничение на использование отчества для низших сословий.

Позже в крестьянской среде и у слуг отчество несло функцию возрастной принадлежности, когда называли только по отчеству (Митрофановна, Степановна и т.д.). Только в 19 веке за отчеством закрепляется основная функция – персонификация человека.

В результате исследований учеными было установлено, что отчество через поколения проносит в себе генный код и оказывает влияние на личность . Как показали исследования, обладатели отчеств более жесткой артикуляции, в своей жизни больше встречаются с трудностями, чем их тезки с более мягким отчеством.

Список православных имен для девочек по святцам (значение, происхождение)

Январь

Этот месяц является самым холодным зимним. Рожденные в январе отличаются терпеливостью и выдержанностью.

Январские девочки имеют твердый «мужской» характер, иногда это становится препятствием в личной жизни. Это по натуре лидеры, отличающиеся скрытностью. Девочки, рожденные в январе, хорошие кулинарки и рукодельницы, а вот уборкой они заниматься не любят.

При выборе имени девочки по Святцам, лучше остановиться на более мягком, нейтрализовав твердость характера.

В январе большое количество женских имен по Месяцеслову, за каждым из них стоит судьба Святой. Выбирая имя, необходимо постараться узнать о жизни и делах той, которая будет покровительницей ребенка всю жизнь.

На некоторые дни приходится несколько имен, например: 8 января: Анфиса, Августа, Мария, Агриппина. Есть дни, в которые только одно имя: 14 января – Эмилия, 25 – Татьяна. Родители выбирают наиболее понравившееся.

Февраль

Ежедневно православная церковь вспоминает какого-то Святого. Святцы содержат имена в основном греческие, есть также латинские, русские и древнееврейские. Все они имеют за собой сильную энергетику.

При выборе имени необходимо узнать историю жизни святого, дела которыми он прославился.

Некоторые женские имена являются производными от мужских, это также накладывает свой отпечаток на характер. Например, 1 февраля – Феодосия — это производная мужского имени Феодосий, что означает «Данная богом». Девушка с таким именем мудра, принципиальна, рассудительна. Внешнее впечатление «не от мира сего».

Самым популярным именем февраля является имя Анна. В феврале оно встречается 5 раз.

Март

Дети, родившиеся в начале весны, ранимы, впечатлительны, нежны и нерешительны. Их легко обидеть и эта обида долгое время сохраняется в сердце ребенка. В то же время это талантливые, располагающие к себе люди, чаще всего через искусство.

К выбору имени для девочки по Святцам, родившейся в марте, нужно подойти очень внимательно. Рекомендуется выбрать имя яркое, сильное, которое позволит придать уверенности, раскрыть достоинства ребенка.

Обратитесь к Святцам и увидите, что в марте очень много красивых женских имен. Например, 8 марта рекомендуется имя Фея, 17 – Ульяна, Юлиана, 26 – Кристина. 20 марта можно сделать выбор из 9 имен.

Апрель

Каждый родитель желает выбрать своему ребенку необыкновенное, красивое имя. Рекомендуется выбирать имя ребенку по Святцам той церкви, где будет совершено таинство крещения.

Следует поинтересоваться, что означает имя. Например, редкое в наше время Евдокия означает «Добрая слава», «Благоволение». Святая княгиня Московская, после принятия крещения, посвятила себя Богу, получив в дальнейшем, дар чудотворения.

Евдокия – добрая, отзывчивая, мягкая и не конфликтная. Рожденная весной, отличается приветливостью и имеет много друзей. Евдокией называют девочку, родившуюся 20 апреля.

Прекрасное имя для девочки, рожденной в мае, — Тамара

Май

Выбирая имя девочке в мае, обращаемся к Святцам. Большинство имен древнееврейские и греческие, многие связаны с днем памяти Святых. Среди популярных женских имен: Тамара, Александра, Юлия. Есть и такие редкие, как Глафира, Матрона.

В последние годы детей называют все чаще старинными именами, среди них есть много красивых необычных имен. Например, Тамара (1 мая) происходит от древнееврейского слова «тамар», что означает финиковая пальма. Девочка с таким именем любит обращать на себя внимание, прирожденная артистка, она имеет очень многие интересы.

Июнь

Считается, что июньские девочки обладают легкомысленным характером. Они могут одновременно заниматься несколькими делами, переключаться с одного на другое. В тоже время это творческие натуры, рукодельницы.

Девочек с именем Мария оберегает сама Пресвятая Богородица

Выбирая имя, не стоит обращать внимание на слишком мягкие имена , чтобы лишний раз не подчеркивать ветреность характера. Следует обратить внимание на значение имени. Например, 20 числа выбор представлен шестью именами.

Имя Мария имеет несколько значений, в переводе с древнееврейского это — горемычная, желанная, госпожа.

Июль

Девочки, рожденные в середине лета, отличаются скромностью и застенчивостью. Их часто преследуют детские страхи, они застенчивы. Поэтому выбор по Святцам имени для июльской девочки должен это учитывать.

Желательно, чтобы имя было «пожестче» , — это позволит скрасить природную нерешительность. Например, Инна (3 июля) означает «бурный поток».

Август

Девочки, рожденные в этом месяце, яркие, сильные личности. Они имеют много поклонников уже с детства, очень требовательны к себе.

Желательно выбирать такое имя, которое невозможно превратить в кличку или которое может быть производным дразнящим прозвищем. Ведь это может задеть их самолюбие, что неприемлемо и может быть причиной различных комплексов. Например, Ульяна (30 августа) означает «принадлежащая роду Юлиев».

Сентябрь

В первый месяц осени рождаются девочки, любящие во всем порядок, аккуратность и чистоту. Они стараются уходить от любых конфликтов. Иногда педантичность превращается в занудство.

Исходя из этих качеств, выбирать имя нужно такое, чтобы оно гармонировало с отчеством . Если отчество длинное, то имя должно быть коротким.

30 сентября — день именин Веры, Надежды, Любови и Софии

И не следует забывать о значении имени. Например, 30 сентября можно выбрать сразу их трех чисто русских имен: Вера, Надежда, Любовь. Значение этих имен не требует никаких объяснений.

Октябрь

Выбирать имена по Святцам для девочки, родившейся в октябре, следует исходя из основных черт характера, присущих этому месяцу. Они тактичны, внимательны, свободно ведут себя в любой компании. При этом на грубость могут ответить тем же.

Лучшим вариантом будет выбор сильного имени. Раиса (6 октября) означает «дочь героя», «предводительница». Софья (1 октября) – мудрая, умная. Большой выбор имен приходится на 1 и 21 октября.

Ноябрь

Суровый ноябрь накладывает отпечаток на характер детей, родившихся в этом месяце. Они могут быть эгоистичными, корыстными. Девочек ноябрьских сложно обмануть, так как они сразу чувствуют фальшь. Из-за врожденной подозрительности такие девочки сложно сходятся с людьми.


Имена по святцам для девочек, рожденных в ноябре, выбирайте нежные и мягкие

Выбор имени должен быть сделан с учетом этих качеств. Выбирать лучше нежное, мягкое имя. 4 ноября по Святцам выпадает имя Анфиса, в переводе с греческого означает «цветок». 13 – Анжела, что значит «ангел».

Декабрь

Последний месяц года, девочки, родившиеся в этот период, обладают вспыльчивым характером, но они быстро отходят. Не умеют мстить или таить на обидчика злобу. Девочки прямолинейны и честны, что иногда вредит отношениям с другими людьми. Такие дети не могут лгать.

Имена девочкам в декабре желательно выбирать такие, чтобы от них как можно меньше было производным уменьшительно-ласкательных. В Святках 24 декабря есть очень красивое и редкое имя Стефания, в переводе с греческого, это — «корона, венок, диадема».

Имена по Святцам для девочек выбирать следует исходя, в том числе, из предпочтений родителей. Определяющим является дата рождения и день памяти Святого, которая находится после рождения ребенка.

Подходить к выбору имени следует очень серьезно, ведь этот Святой будет покровителем и защитником ребенка на протяжении всей его жизни. Следует прочесть о делах и жизни выбранного Святого.

Нежелательно выбирать имя Святого великомученика, жизнь которого была связана с лишениями и трудностями. Не стоит забывать отмечать не только день рождения, но и день Ангела.

Как правильно выбирать имена по святцам для девочек:

Календарь имении по месяцам:

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Еще до рождения малыша родители начинают подумывать над тем, как назвать ребенка. Имя дается человеку один раз на всю жизнь, поэтому важно подойти к его выбору осознанно. Выбранное вами имя для девочки или мальчика во многом определит характер и даже судьбу сына или дочери. На нашем сайте вы узнаете, как назвать ребенка по знаку зодиака, как разные имена сочетаются с русскими фамилиями и отчествами, какими преимуществами и недостатками обладает то или иное имя для девочки или мальчика, найдете интересные детальные описания самых разных мужских и женских имен.

Как назвать ребенка по дате рождения

Даже носители одного и того же имени могут иметь совершенно разные характеры и судьбы, поскольку на них в значительной степени влияет также день, месяц и год рождения ребенка. Летние Александры существенно отличаются от зимних, а рожденные в год Кабана Анастасии совершенно не такие, как их тески-Овцы.

Ведь любые родители непременно хотели бы, чтобы их дети были счастливы, гармоничны, удачливы и успешны. Вот почему многие из нас заблаговременно начинают раздумывать над тем, как лучше назвать своего ребенка.

О влиянии даты рождения на судьбу человека задумывались с древних времен. Сегодня наука, занимающая числами и их значением в нашей жизни, достигла широкого распространения и популярности. Нумерологи предлагают назвать ребенка по дате его рождения, определив самое удачливое для нее имя.

Кроме того, существует астрологический календарь, изучающий сочетание разных имен со знаками зодиака. Учитывайте также, в какое время года и в какой год родился ребенок. К примеру, характер весеннего ребенка нужно подкрепить твердым, решительным именем, а осеннему больше подойдет нежное, романтическое.

Как назвать ребенка по церковному календарю

Еще одним простым и очень удобным способом называть ребенка в зависимости от даты рождения является выбор имени согласно церковным святцам. Для каждого дня в году церковный календарь предлагает несколько имен, носители которых празднуют свой день ангела именно в этот день. Считается, что святые, чей день припадает на эту же дату, будут оберегать человека, названного в его честь, а это немаловажно.

Если же вам не нравится имя, предлагаемое на конкретную дату, то можно выбрать одно из тех, чьи именины припадают на любой из ближайших после этого дней, но только не предшествующих ему. И пусть вашего малыша оберегают небесные силы!